5
Методические рекомендации
по проведению в общеобразовательных организациях урока
«Моя семья, моя малая Родина»
Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отчеству, духовно-нравственное развитие подрастающего поколения – одна
из важнейших задач российского образования.
Цель Урока – через освещение особо значимых событий истории родного края и страны, достижений земляков в различных сферах деятельности (экономике, науке, культуре и искусстве) способствовать формированию активной гражданской позиции учащихся (воспитанников), воспитанию российской гражданской идентичности, уважения к своей малой родине,
к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России.
Формы организации Урока могут быть самыми разнообразными, главное, чтобы они соответствовали возрасту учащихся (воспитанников), способствовали формированию чувства гордости за родной край, страну, воспитанию уважения
к её истории.
Актуальными для учащихся (воспитанников) представляются такие формы Урока и виды деятельности, как:
встреча с известными и авторитетными земляками, многодетными семьями, почётными гражданами;
викторина, брэйн-ринг и другие познавательные игры краеведческой направленности;
урок-экскурсия (виртуальная экскурсия);
урок-устный журнал;
урок-«путешествие» по страницам истории родного края;
фестиваль творческих или социально значимых проектов «Моя малая родина» (рисунки, поделки из природного и бросового материала, макеты зданий и др. объектов; социальные акции экологической и краеведческой направленности и др.);
музыкально-театрализованное выступление краеведческой тематики;
семейный праздник;
фотовыставки и выставки рисунков «Моя улица», «Мой город», «Край, в котором я живу» и др.
Понятие «малая родина» для ребёнка тесно связана с местом, где живёт его семья, с домом, ближайшим окружением – родственниками, друзьями, соседями.
Это природа, которая окружает ребёнка, его детский сад, его школа.
Это памятные места родного села, города, их исторические и культурные центры, предприятия и, конечно, люди, живущие на одной земле, – земляки, граждане большой страны.
Представляется важным на Уроке подвести детей к пониманию того, что малая родина – край, где человек родился, вырос, живёт – это часть большой Родины, России.
Урок для детей младшего дошкольного возраста может быть посвящён знакомству с местными достопримечательностями (уголками природы, краеведческими музеями, красивыми зданиями, памятниками и др.) с последующим обсуждением увиденного и выполнением творческого задания, связанного с темой экскурсии. Дети должны понять, что малая Родина начинается с семьи, дать понятие слову Родина.
Для детей среднего и старшего дошкольного возраста интересным будет Урок, посвящённый истории семьи, значимым событиям истории родного города, села (по фотографиям, документам, рассказам, семейным реликвиям и др.)
с приглашением родителей воспитанников, многодетных семей, известных земляков, почётных граждан. Важно, чтобы все дети при подготовке и проведении Урока были включены в продуктивную совместную деятельность, чувствовали сопричастность происходящему (участвовали в разнообразных творческих проектах: рисовали, сочиняли рассказы, издавали совместными усилиями газету, оформляли фотовыставку, участвовали в вокально-хореографических композициях, инсценировках и др.).
При подготовке Урока для учащихся начальной школы целесообразно использовать образовательный потенциал музеев, общественных организаций, государственных и бизнес-структур, привлечь родителей учащихся.
Содержание Урока может быть оформлено в общеклассный или групповой проект, состоящий из нескольких мини-проектов, которые выполняют семьи учащихся (к примеру, в рамках урока-фестиваля экскурсионных маршрутов по малой родине может быть дано домашнее задание найти и представить в любой творческой форме наиболее интересные сведения о природных, исторических и культурных достопримечательностях края, где родился ребёнок), что в итоге будет способствовать формированию целостного представления учащихся о России как многонациональной стране, о её природном и культурном многообразии, о родном крае как частичке большой Родины, мощь которой прирастает трудом каждого, кто стремится сделать её краше, богаче, сильнее.
Урок «Моя малая родина» может иметь продолжение в мероприятиях внеурочной и внешкольной деятельности, в том числе в благотворительных, экологических, военно-патриотических и другие социально значимых акциях и проектах), позволяющих младшему школьнику пробрести и обогатить опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных ценностей в их усвоение через общественно значимую деятельность.
Рекомендуем для урока –мужества на 1 сентября…
Как появилось слово "семья"?
Как появилось слово "семья"?
Когда-то о нем не слыхала земля...
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
- Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила:
- Я.
- Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила:
- Я.
- Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева все также ответила:
- Я.
- Кто платье сошьет, постирает белье
Меня пожалеет, украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя!
- Я... Я... - тихо молвила Ева.
- Я... Я...
Сказала она знаменитых семь "Я".
Вот так на земле появилась семья.
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»
Семья. Вы когда-нибудь обращали внимание на то, как звучит это слово? Давайте каждый про себя или вслух медленно произнесёт: «Семья». Слышите?… Семь раз Я... А это значит, что вы не одиноки, что рядом с вами семья. Так что же это за явление такое - семья? Семья - это тепло и свет родного очага! Семья - это ни с чем не сравнимый, незабываемый запах родительского дома... Семья - это все мы, наши радости, печали, заботы, помноженные и разделённые на всех!
Настоящая семья - это больше, чем просто быть родственниками. Это особое отношение друг к другу, любовь, взаимоуважение, помощь. Это когда каждый человек уникален и незаменим, как и то, что он привносит в семью. Это бабушкины сказки и вкусные пироги, это мамина забота, папина помощь и внимание.
Каждый мечтает о счастливой семье. Но это зависит от нас, от того, насколько мы готовы вкладывать свои усилия в нее. Ведь это личные отношения между людьми разных поколений, взглядов и убеждений, которые вынуждены постоянно решать бытовые вопросы вместе. Конечно, бывают и конфликты, и споры, самое главное - это уважать друг друга.
Родные люди - это подарок судьбы, который мы должны ценить. А семья - наш надежный приют в большом, не всегда дружественном мире. И каждый из нас обязательно должен вносить свой вклад в счастье своей семьи.
Каждая семья проживает в доме, поселке, городе. Наш город Курск - город, в котором проживают тысячи семей. Курск – наша малая Родина.
Малая родина – это то место, где человек родился, вырос, учился, где живут его родные. Это то место, любовь к которому поселяется в сердце человека навсегда. Но осознание своей Родины, чувства любви к ней возникают не сразу. И для каждого этот процесс происходит по-разному. Для ребенка в детстве важнее всего мать и отец. Но, подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, к родной улице, к реке, к лесам, полям, к своему селу или городу. И неважно, чем является твоя Родина: большим промышленным городом или маленькой деревенькой и как этот город или деревня выглядят. Главное то, что это всё родное, знакомое тебе с детства.
Родину, как и отца с матерью, не выбирают. Ты её принимаешь, любишь такую, какая она есть. И только взрослея, человек постоянно осознает свою принадлежность к матери-родине, ответственность за нее, а главное - несоизмеримую любовь к ней. Так рождается гражданин, так формируется патриот.
Во все времена поэты слагали стихи и песни о Родине. Писатели и художники посвящали родной земле свои произведения. С именем Отчизны в сердце и на устах шли её лучшие сыны и дочери в бой с врагами, совершали героические подвиги. Ведь любовь к Родине можно сравнить только с любовью к своим близким. Потеря их означает глубокую скорбь, а потеря Родины - потерю человеческого счастья, потерю веры в будущую жизнь, потерю самого себя. А если нужно было постоять за любимую Родину, за её честь и независимость, то люди отдавали самое дорогое, что есть у человека – жизнь.
Каждому из вас еще предстоит окончить школу, потом университет и конечно найти работу. Кто-то из вас станет педагогом, врачом, инженером, конструктором. И многие из вас будут трудиться на своей земле, на своей малой Родине, делая ее еще красивее и современнее.
Рекомендации для классного часа:
1.Как украсить доску:
Стенд: “Заповеди семьи”
Свято храни честь своей семьи.
Люби свою семью и делай ее лучше.
Будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи.
Проявляй заботу и участие к близким и дальним родственникам.
Подари родителям радость.
Умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи.
Доброе дело – дороже богатства.
Жизнь – это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.
2.Фотографии.
3.Картинки с изображением города Курска.
4. Пословицы и поговорки о Родине, родной стороне.
Методические рекомендации-08