СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Лекарственные растения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час для учащихся 4 класса. С целью дать представление о целебных свойствах растений.

Просмотр содержимого документа
«классный час»

Открытый классный час "Лекарственные растения"


Цели:

- дать представление о целебных свойствах растений, познакомить с некоторыми из них;

- выявить знания детей о природе;

- развивать память, мышление, воображение, нравственные чувства и представления;

- воспитывать потребность в защите зеленого наряда планеты.


Оборудование:

Презентация (Приложение 1)

Костюмы для инсценировок (платок для бабушки, корзинка с травами для внука, маски зайчат)

Лекарственные растения

Ход классного часа

Учитель. Слайд 1.

Здесь в зарослях лесных, где все для сердца мило,

Где чистым воздухом так сладостно дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила,

Для всех умеющих их тайну разгадать…

(Р. Рождественский)

Все ценное для человека принято сравнивать с золотом. Природа предоставляет человеку такое разнообразие даров — «золота», — что их трудно даже перечислить. Для сохранения и укрепления здоровья человека особую ценность представляют лекарственные растения. В медицинских книгах сказано: «Если посмотреть на природу взглядом врача, ищущего лекарственных средств, то можно сказать — мы живем в мире лекарств!»

Сегодня ваша задача понять ценность подарка природы, познакомиться с целебными свойствами лекарственных растений, с их разнообразием и применением. Для этого мы с вами отправимся в путешествие в Страну Лечебных Трав. Проводниками – экскурсоводами будете вы сами.

Но для начала я хочу вас познакомить со справками из истории.

Давно подметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Подсмотрел он, что звери тоже лечатся травами, находя среди множества растений нужные для них. Из поколения в поколение передавали люди сведения о целебных свойствах растений. Постепенно знания о них стали собираться в книги — «травники» («цветники», «зельники»). В давние времена сбором трав занимались знахари, колдуньи, шаманы.

Слайд 2. Они окружили свое ремесло тайной и всячески отпугивали желающих заняться сбором лечебных трав, так как лечение больных людей в то же время внушало и надежду на выздоровление, и веру в сверхъестественные возможности знахаря. К тому же, готовя лекарство, знахарь обычно бормотал заклинания и совсем непонятные слова. Конечно, все это предпринималось для того, чтобы повысить цены на снадобья из трав и заставить людей отказаться от самостоятельного их сбора. Народные травознаи за тысячи лет сумели накопить множество сведений о полезных свойствах растений. И в наших аптеках, среди многих современных препаратов занимают достойное место травы, настойки из трав, таблетки из трав, таблетки на травяной основе.

Слайд 3. Итак, отправляемся в Страну Лечебных Трав. И первая остановка Полевая.

Первое задание. Отгадайте загадки о лекарственных растениях, которые для вас подготовили ученики 4 класса.

(Учащиеся из класса по одному загадывают загадки)

Ученик 1. Злая, как волчица,

Жжется, как горчица!

Что это за диво?

Это же... (крапива)

Учитель. Вы, конечно же, знаете, как она выглядит. Слайд4.

Да, людям есть, за что благодарить крапиву. Из нее можно приготовить много полезных и вкусных блюд. Кроме того, из крапивы получают зеленую и желтую краску, которую используют в пищевой промышленности. Крапиву используют и для временного хранения пищевых продуктов. Однако наиболее важны ее лечебные свойства. В ней содержатся вещества, которые убивают микробов и останавливают кровь.

Возьмите сырую крапиву, потолките ее и приложите к свежей ране. Крапива раны вычистит и заживит. Также крапива хорошо укрепляет волосы.

А с этим растением вы тоже все знакомы:

Ученик 2. Тонкий стебель у дорожки,

На конце его сережки.

На земле лежат листки —

Маленькие лопушки.

Нам он — как хороший друг,

Лечит раны ног и рук.

(Подорожник) Слайд 5.

Учитель. Почему это растение так называется? Подорожник очень быстро размножается. Посмотрите, сколько у него семян. Каждое семя обволакивается слизью, и поэтому его семена легко приклеиваются к колесам, к ногам. Так подорожник путешествует по свету.

Американцы называют подорожник «следом белого человека». Может быть, потому, что его листья немного напоминают след ступни человека. В Америке он никогда не рос до тех пор, пока его не завезли европейцы. Медицинские свойства этого растения были известны более 3000 лет назад. В средние века это было самое широко применяемое средство.

Подорожник, используется при болезнях желудка, это не только хорошее ранозаживляющее и кровоостанавливающее средство, он также широко применяется для лечения простуды. При этом используют сок подорожника.

Еще один житель Страны Лечебных Трав:

Ученик 3. Выпускает он листы

Широченной широты.

Держатся на ветке крепкой

Сто плодов шершавых, цепких.

(Лопух) Слайд 6.

Учитель. Действительно! Какое из растений может быть навязчивее лопуха - репея! Не только плоды этого растения липнут к человеку, но и сам лопух растет ближе к его жилью. Корни лопуха могут заменить морковь, картофель. Они съедобны на первом году жизни растения. Поэтому в Японии и Китае лопух возделывается как овощ. Корни можно есть сырыми, вареными, печеными, жареными. Если измельчить корень и варить его в течение 2 часов с щавелем, уксусом, то получится приятное на вкус повидло.

А вот, если смешать свежий сок растения с маслом, то получится хорошее средство для лечения ран. Отваром из корней лопуха рекомендуется мыть голову для укрепления волос.

Догадайтесь, что это за растение:

Ученик 4. Носит этот мальчик желтый сарафанчик.

Подрастет — нарядится в беленькое платьице:

Легкое, воздушное, ветерку послушное.

(Одуванчик) Слайд 7.

Учитель. Одуванчик — тоже лекарственное растение. Его так и называют ученые — «одуванчик лекарственный». Цветет одуванчик весной. Умывшись майской росой, он раскрывает свои ярко-желтые цветы-лампочки, которые красочно оживляют природу. Народные лекари называли одуванчик «жизненным эликсиром», т.е. он использовался при лечении многих болезней: желудка, кишечника, мочевого пузыря, для улучшения аппетита. Листья одуванчика используются ранней весной для приготовления витаминных салатов, особенно если перед употреблением минут на 30 погрузить их в соленую воду, чтобы они утратили излишек горечи. В некоторых странах их даже готовят впрок, заквашивая как капусту. Масляная настойка из корней одуванчика является хорошим средством от ожогов. А отвары сухой травы и корня одуванчика нужно пить, если у вас болит живот.

Ученик 5. Белая рубашка,

Желтенький платок.

Как зовут целебный

Полевой цветок? (Ромашка) Слайд 8.

Учитель. Ну, наверное, про это растение вам все, известно. Ромашка нам помогает и от простуды, и когда горло болит, и в косметологии она не заменима.

Около наших домов очень много лекарственных растений. Но настоящая кладовая даров для аптеки — это наше природное окружение: леса, поля, луга. Здесь столько лекарственных растений, что ими можно предупредить и вылечить многие заболевания: сердца, желудка, нервов, простудные и многие другие.

Слайд 9. А сейчас мы с вами отправимся в лес!

Отгадайте загадку о первом лесном жителе Страны Лечебных Трав.

Ученик 6. Беленькие горошки

На зелёной ножке.

(Ландыш) Слайд 10.

Родился ландыш в майский день,

И лес его хранит.

Мне кажется: его задень,

Он тихо зазвенит.

И этот звон услышит луг,

И птицы, и цветы…

Давай послушаем, а вдруг

Услышим – я и ты?

Е.Серова

Учитель. В тени деревьев среди густой травы растет он. У ландыша два больших остроконечных листа, а между ними, на высокой тоненькой ножке, несколько маленьких белых колокольчиков. Узнаешь его и по тонкому, приятному запаху. За красоту и за этот запах его очень любят люди. Но если для большинства людей ландыш лишь красивый цветок, то для врачей это еще и сырье, из которого делается лекарство для сердечных больных. Ландыш используется для лечения сердечных заболеваний, заболеваний нервной системы. Ландыш — это охраняемое растение, оно занесено в Красную книгу. Поэтому ландыш заготавливают только специальные организации.

Другой житель Страны Лечебных Трав — медуница. Слайд 11. Так описывает этот цветок поэт В. Мусатов:

Ученик 7. Лиловый, красный, голубой

Цветет, любимая пчелой,

В дубраве медуница.

Никто другой в стране лесной

Не может, как она весной

В три цвета нарядиться.

Учитель. Медуница имеет очень широкие листья (т.к. она растет с самой ранней весны), чтобы ловить больше солнечных лучей. Цветки у медуницы трех цветов. Если понаблюдать за ней несколько дней, то можно заметить, что цветы меняют окраску. Цветок, сначала розовый или красный, затем становится синим, и, наконец, фиолетовым. А так как цветочки распускаются не одновременно, то на одном стебле можно увидеть весь разноцветный «букет». Медуница используется для лечения воспаления дыхательных путей при бронхите, а также при недостатке витаминов.

Название следующего растения вы легко отгадаете:

Ученик 1. И матушка родная,

И мачеха злая

Бок о бок живут –

Через стеночку.

(Мать-и-мачеха). Слайд 12.

Учитель. Ещё лютуют морозы и только появились проталинки, а мать-и-мачеха уже показала свои золотистые цветы. Укутанные тёплыми волосками, они превосходно чувствуют себя. Когда пригревает солнце, цветы распускаются, расправляются. Но если ожидается мороз, холодная весенняя непогода, немедля прячутся в пушистый воротник, который сохраняет нежные лепестки от стужи. В народе по цветам мать-и-мачехи определяют погоду.

Мать – и – мачеха – это многолетнее травянистое растение. Растение обладает большой живучестью и подвижностью. Корневище расползается далеко от основной части. Листья округлые, зелёные сверху, с обратной стороны беловойлочные, пушистые.

Люди давно прознали о лечебных свойствах мать-и-мачехи. Лечит это растение кашель. Не даром древние называли мать-и-мачеху “туссиляго” - от латинского слова “туссус”, что означает “кашель”. Вытяжки из листьев и цветов успокаивают кашель, ослабляют и прекращают воспалительные процессы, возбуждают аппетит, заживляют раны. При насморке втягивают в нос сок, выжатый из свежих листьев.

Есть в лесу и сладкая аптека. (Слайды 13.) Так, черемуху используют при лечении расстройств желудка, малину (слайд 14) — при ангинах и простудах, землянику — для улучшения состава крови, бруснику (слайд 15) — при авитаминозах (ягоды) и при заболеваниях почек (листья).

Как видите прямо в лесу можно найти нужные лекарства и использовать их по надобности. В моем архиве есть еще одна интересная история, которая рассказывает о находчивости одного врача. Было это в 1919 году, на севере, в госпитале. Раненых красноармейцев было много, а в передвижном госпитале не было ни бинтов, ни ваты, ни йода. Особенно нужна была вата. Врачу было невыносимо тяжело смотреть на страдания раненых, и он в самом мрачном настроении вышел из избы. За деревней начиналось болото, покрытое снегом. Врач пнул ногой кочку и замер: под ногой был белый мох – сфагнум. Врач знал, что сухой мох используют на скотных дворах, так как он хорошо впитывает навозную жижу. Значит, его можно использовать вместо ваты. На другой день весь медицинский персонал вышел на сбор мха. Собранный мох разложили по простыням для просушки. Просохший мох заменил не только вату, но и йод. Сфагнум содержит вещество сфагнол, убивающее микробов.

Лечебные растения в природе разбросаны повсюду. Животные охотно поедают их, спасая себя от кишечных или других заболеваний. Конечно, животные лечатся совершенно бессознательно, ими руководит инстинкт, который передается из поколения в поколение.

Также немало лекарственных трав и на лугу (слайд 16).

(Инсценировка внук и бабушка)

Внук. С бабушкой нашей пойдем далеко мы

В луг, где ей всякие травы знакомы,

Руки мелькают, не путаясь в травах,

В тонких и острых, в густых и кудрявых.

Вот от простуды, а вот от досады,

Это от боли спасет головной!

Мы поучиться у бабушки рады

Мудрой науке ее травяной.

Вырастем – травами с нашего луга

Будем лечить, избавлять от недуга.

(Е. Фейерабенд)

Бабушка: Да, действительно, очень важно знать, какие растения полезны, а какие могут быть и ядовиты. Ну-ка, внучек, вспомни, чему я тебя учила? Какие лекарственные растения ты знаешь?

Внук: (Слайды 17.) Это ромашка аптечная (ее используют при простуде, воспалении слизистой оболочки рта, это успокаивающее средство, оно утоляет боль).

Кажется солнце в ромашку вошло,

Желтое донце в лучах расцвело,

Вдоль по дорожкам, сзывая ребят,

Солнца на ножках, качаясь стоят.

Залит лучами зеленый лужок.

Солнце над нами и солнце – у ног!

(А. Мельникова)

Знаю пустырник (слайд 18.) (успокоительное средство, применяется также при болезнях сердца); василек (слайд 19.) синий (используется как жаропонижающее средство; при болезнях мочевого пузыря, в виде примочек при заболеваниях глаз).

Валериана лекарственная используется при болезнях нервов, бессоннице, при заболеваниях сердца, желудочно-кишечного тракта.

Бабушка. Часто можно увидеть ещё одно ценное лекарственное растение — тысячелистник обыкновенный. (Слайд 20.) Каждый лист тысячелистника многократно рассечен на множество узких долек, сосчитать которые трудно.

Инсценировка (2 чел.)

Зайчонок1: Пятьдесят один, пятьдесят два, пятьдесят три…

Зайчонок 2: Что это ты считаешь?

Зайчонок 1 (вздыхая): Опять со счета сбился. Говорят, у тысячелистника целая тысяча маленьких листочков. Вот я и считаю, чтобы проверить, правильно мне сказали или нет.

Зайчонок 2. (смеётся):– Ха – ха – ха! Ты и за день их не пересчитаешь. У него листьев так же много, как и цветков. Цветки у тысячелистника маленькие. Их множество, и образуют они красивый плоский букетик. Обычно цветки бывают белые или лиловые. Но если подняться в горы, то там можно встретить розовые и даже тёмно – красные корзиночки.

Зайчонок 1: Вы посмотрите, какие у него длинные резные листья. Будто маленькие ветки ёлки.

Зайчонок 2: Очень интересное растение, очень. Даже из-под снега видны его засохшие пахучие корзинки. Всю зиму в них семена хранятся.

Зайчонок 1: А как ты думаешь, братец, сколько всё же у тысячелистника листиков?

Зайчонок 2: Не знаю, не знаю. Я пока за морковкой сбегаю, а ты тут потрудись немножко, посчитай. А потом мне скажешь!

Зайчонок1: (вздохнул, наклонился над растением и стал считать) Один, два, три…

Бабушка. Тысячелистник используют при заболеваниях желудка, кишечника. Тысячелистник хорошо останавливает кровь. Он улучшает аппетит. Разомните листья тысячелистника, приложите кашицу к ранке и завяжите бинтом. Рана быстро заживет.

Учитель: Итак, наше путешествие по Стране лечебных трав сегодня заканчивается. Для подведения итогов я предлагаю разгадать кроссворд (слайд21):

Его называют сердечной травой,

Он бережёт ваш сон и покой. (Пустырник, слайд 22)

Длинноногие сестрички вышли стайкой на лужок.

Словно снег у них реснички и, как солнышко, глазок. (Ромашка, 23)

На зелёном шнурочке

Белые звоночки. (Ландыш, 24)

Золотой и молодой за неделю стал седой,

А денечка через два облысела голова.

Спрячу-ка в карманчик бывший … (Одуванчик, 25)

Поранил ты в походе ногу, усталость не дает идти,

Нагнись, солдатик у дороги готов помочь тебе в пути. (Подорожник, 26)

Бусы красные висят, из кустов на нас глядят,

Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. (Малина, 27)

Как зовут меня – скажи, часто прячусь я во ржи,

Скромный полевой цветок, синеглазый… (Василек, 28)

У забора живет, никого не признает,

Не собака, а кусается, и погладить не дает. (Крапива, 29)

Учитель. Вы, наверное, заметили, что по вертикали выделено слово. Это слово травники. Сбором лечебных трав занимаются травники. “Травниками” называли людей, собирателей лекарственных растений. Им давали лошадь, нужные продукты и на целое лето посылали в леса и луга. В помощники себе травники брали крестьянских ребят. Знатоки трав пускались в далекое путешествие по лесам и рекам за целебными травами. И теперь специальные экспедиции ученых работают по изучению лекарственных растений. Во всех концах России заготавливают ежегодно сотни тонн лекарственного сырья. Из всех лекарств, применяемых в мире, около третьей части составляют лекарства, получаемые из растений. Но чтобы эти растения могли помочь нам и проявить свои волшебные лечебные силы, их нужно правильно заготавливать, хранить и применять. Необходимо при этом точно придерживаться строгих правил.

Итог.

Учитель: Ребята, в заключение нашего путешествия ещё раз напоминаю: ПРИРОДА ЩЕДРА ЛИШЬ ТОГДА, КОГДА К НЕЙ ОТНОСЯТСЯ БЕРЕЖНО И ЗАБОТЛИВО.

Ученик. Лес не только для нашей забавы,

Он – богатство нашей страны.

Все деревья в нем, ягоды, травы

Нам на пользу, друзья, взращены.

Луга июльские – чудо простое,

Синее, белое и золотое.

Травы лечебные, травы целебные!

Нет на земле бесполезной травы!

Все растения надо знать,

Их беречь и охранять.

Ведь из трав лесного царства

Люди делают лекарства.

Учитель. А сейчас наши ребята споют вам песню про лес. Слайд 30.

Просмотр содержимого презентации
«pril1 (1)»

Здесь в зарослях лесных, где все для сердца мило,  Где чистым воздухом так сладостно дышать,  Есть в травах и цветах целительная сила,  Для всех умеющих их тайну разгадать…  (Р. Рождественский)

Здесь в зарослях лесных, где все для сердца мило, Где чистым воздухом так сладостно дышать, Есть в травах и цветах целительная сила, Для всех умеющих их тайну разгадать…

(Р. Рождественский)

  п   у   с   т   ы   р   н   и   к

  п

  у

  с

  т

  ы

  р

  н

  и

  к

  п   у   с   т   ы   р   р о    н м    и а    к   ш   к   а

  п

  у

  с

  т

  ы

  р

  р

о 

  н

м 

  и

а 

  к

  ш

  к

  а

  п   у   с   т   ы   л   р   р   а о    н   н м    и а  д    к   ш ы    к ш    а

  п

  у

  с

  т

  ы

  л

  р

  р

  а

о 

  н

  н

м 

  и

а 

д 

  к

  ш

ы 

  к

ш 

  а

  п   у   с   т   о   ы   р   л   д   р о    а   у   н   в   н м    и а    а д    к   н ы    ш ш    ч   к   а   и   к

  п

  у

  с

  т

  о

  ы

  р

  л

  д

  р

о 

  а

  у

  н

  в

  н

м 

  и

а 

  а

д 

  к

  н

ы 

  ш

ш 

  ч

  к

  а

  и

  к

  п   п   у   о   с   д   о   о   т   ы   р   р   д   л   р   у   о   а о    н   н м    в   ж   и д    н а    а   к   и ы    н   ш   ч ш    к   к   и   а   к

  п

  п

  у

  о

  с

  д

  о

  о

  т

  ы

  р

  р

  д

  л

  р

  у

  о

  а

о 

  н

  н

м 

  в

  ж

  и

д 

  н

а 

  а

  к

  и

ы 

  н

  ш

  ч

ш 

  к

  к

  и

  а

  к

  п   п   о   у   с   д   т   о   о   ы   р   л   д   р   м   р о    а   о   у   н   ж   в   а   н м    и   н   а   л д  а    к   и   ш   и   н ы    к ш    к   н   ч   а   и   а   к

  п

  п

  о

  у

  с

  д

  т

  о

  о

  ы

  р

  л

  д

  р

  м

  р

о 

  а

  о

  у

  н

  ж

  в

  а

  н

м 

  и

  н

  а

  л

д 

а 

  к

  и

  ш

  и

  н

ы 

  к

ш 

  к

  н

  ч

  а

  и

  а

  к

  п   п   у   о   с   д   о   т   в   о   ы   р   а   р   д   л   м   с   р о    а   о   у   и   н   н   ж   а м    в   и д    л а    а   л   н   к   ё   и   н ы    и   ш   к   н   ч ш    к   к   и   а   а   к

  п

  п

  у

  о

  с

  д

  о

  т

  в

  о

  ы

  р

  а

  р

  д

  л

  м

  с

  р

о 

  а

  о

  у

  и

  н

  н

  ж

  а

м 

  в

  и

д 

  л

а 

  а

  л

  н

  к

  ё

  и

  н

ы 

  и

  ш

  к

  н

  ч

ш 

  к

  к

  и

  а

  а

  к

  п   п   о   у   с   д   о   о   в   т   р   ы   а   р   д   л   с   м   р   о о    у   а   н   к   и м    в   а   ж   н   и   р   н   л   л а  д    а   к   и   а   и   ш   ё   н ы    к   п   н   к   ч ш    к   а   и   а   и   к   в   а

  п

  п

  о

  у

  с

  д

  о

  о

  в

  т

  р

  ы

  а

  р

  д

  л

  с

  м

  р

  о

о 

  у

  а

  н

  к

  и

м 

  в

  а

  ж

  н

  и

  р

  н

  л

  л

а 

д 

  а

  к

  и

  а

  и

  ш

  ё

  н

ы 

  к

  п

  н

  к

  ч

ш 

  к

  а

  и

  а

  и

  к

  в

  а

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!