СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Люди перестают мыслить, когда перестают читать"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час для учителе ДНР, посвященный году чтения

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Люди перестают мыслить, когда перестают читать"»


























Целевая аудитория: учащиеся 11 класса

Цель проведения: способствовать формированию здоровой потребности в чтении.

Задачи проведения:

  1. показать роль чтения в формировании личности человека;

  2. развивать критическое, творческое мышление, речь, навыки ведения дискуссии;

  3. воспитывать вкус, интерес к чтению, к литературе разных стилей и жанров.

Форма проведения: «дискуссионная вертушка»

Оборудование:

  • проектор, экран, ноутбук;

  • фломастеры, ватманы;

  • таймер;

  • бейджики (маршрутные листы участников «дискуссионной вертушки»);

  • таблички для столов (А, Б, В, Г, Д)

Предварительная подготовка:

  • анкетирование участников по вопросам классного часа;

  • анализ анкет участников классного часа;

  • изготовление маршрутных листов для участников «дискуссионной вертушки»;

  • распределение ролей;

  • беседа по вопросам классного часа;

  • создание презентации классного часа.

Ход классного часа

  1. Организационный момент (классный руководитель)

Размещение в классном помещении. Приветствие.

  1. Приглашение к разговору. (классный руководитель)

Напомню, 2016-й год объявлен в Республике Годом чтения согласно Указу Главы Донецкой Народной Республики Александра Захарченко. Указ №22 от 8 февраля 2016 года «Об объявлении 2016 года Годом чтения» издан в целях поддержки интереса к чтению и книге, содействия развитию читательской грамотности, создания условий для популяризации чтения в современном обществе.

НА ЗАМЕТКУ: Общество обеспокоено проблемами, связанными с культурой, искусством, образованием. Заметно падает интерес людей к выставкам, музеям. Мы перестали так, как раньше, посещать театры. Всё больше снижается в нашей стране уровень образования. Так, например, по данным Международных исследований, проводимых в 2006 году, российские подростки занимали 37-40 место (из 57!) по умению воспринимать информацию посредством чтения. Впереди России оказалась Турция, Словения, Чили. Позади – Африка!

- На классном часе сегодня мы поговорим о том, чем грозит нелюбовь именно к чтению. Мы поговорим о том, как помогает человеку умение читать. Мы даже попробуем предположить, как можно «заставить» читать современную молодёжь.


СЛАЙД 1. ЧЕЛОВЕК ЧИТАЮЩИЙ – ЧЕЛОВЕК УСПЕШНЫЙ?


  1. Оглашение результатов анкетирования в классе (классный руководитель).

- Прежде чем начать разговор, посмотрим, как обстоит дело с чтением в нашем классе.

СЛАЙД 2. ЛЮБИШЬ ЛИ ТЫ ЧИТАТЬ?

СЛАЙД 3. КАК ЧАСТО ВЫ ПОСЕЩАЕТЕ БИБЛИОТЕКИ?

СЛАЙД 4. ЗАПИСАНЫ ЛИ ВЫ В ФИЛИАЛЕ РАЙОННОЙ БИБЛИОТЕКИ?

СЛАЙД 5. СКОЛЬКО ПРИМЕРНО КНИГ В ВАШЕЙ ДОМАШНЕЙ БИБЛИОТЕКЕ?


НА ЗАМЕТКУ: В ответах учащихся наблюдалась тенденция, характеризующаяся «отрицательным» отношением учащихся к чтению, к посещению библиотеки и т.д.

- Как видим, ответы, данные вами, далеко не утешительные… Далеко не все в нашем классе читают, с удовольствием посещают библиотеки. Показательно и то, что картина успеваемости в классе напрямую связана со способностью воспринимать информацию из книги.

Передаю слово вашему учителю русского языка и литературы, которая непосредственно сталкивается с проблемой нередкого отсутствия у вас тяги к чтению.


  1. «Дискуссионная вертушка» (учитель русского языка и литературы, работающий в классе)

НА ЗАМЕТКУ: «Дискуссионная вертушка» - форма работы, позволяющая организовать дискуссию в группах сменного состава, посредством которой учащиеся учатся работать в группе, «не подстраиваясь» друг под друга. Таблички на столах (А, Б, В, Г, Д) – это буквы, повторяющиеся на бейджах учащихся. На бейджах же - в определённой последовательности знаки: В, А5, Д3, Г2 и т. д.,- которые определяют систему перемещения учащегося. Данная комбинация предполагает, что обладатель данного бейджа изначально располагается за столом В, а затем занимает место за столом А на 5 месте и т.д.

- Наверное, есть среди вас те, кто помнит строки детского стихотворения, написанного Валентиной Берестовой «Как хорошо уметь читать!» сколько восторга испытывает ребёнок, начинающий постигать азы чтения. Вспомните: «Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать…». Вполне закономерен вопрос: почему с возрастом интерес к книгам у большинства детей угасает? Обратимся к вашим ответам на вопросы анкеты.

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай ещё страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!

СЛАЙД 6. КАКИЕ КНИГИ ТЫ ПРЕДПОЧИТАЕШЬ?

- Ответы, как видите, разные. Они позволяют увидеть, что современные подростки, что вы, имеете понятие о разнообразии литературы, можете назвать её виды, в некотором смысле ориентируетесь в жанрах, видах. Но… Обратимся к статистике.

СЛАЙД 7.

700000000 книг

5 книг на чел. в год

52% - не купили ни одной книги

20% - пользуются библиотекой регулярно


НА ЗАМЕТКУ: среди вас есть такие, кто не был в школьной библиотеке в прошлом учебном году ни разу!

- Обратил на себя внимание и тот факт, что при ответе на вопрос о ваших литературных пристрастиях вы не называли авторов. Вы говорили о книге в обобщённом виде, не думая о конкретной , прочитанной вами. Насколько тогда вы были откровенны, отвечая на вопросы анкеты? Закономерное наблюдение, согласитесь!

- На что современный подросток предпочитает тратить своё время?

  • Просмотр ТV, компьютер, общение с друзьями, вечеринки…

- И опять – внимание на экран.

СЛАЙД 8. ПОЧЕМУ ЛЮДИ СТАЛИ МЕНЬШЕ ЧИТАТЬ?

- Ответы разумные. Мы с вами осознаём, что нас с вами отвлекает от чтения. Посмотрим на проблему с другой точки зрения.


СЛАЙД 9.

ПРОБЛЕМА 1.

Почему угасает интерес к чтению?

А. Подростки

Б. Учителя

В. Издатели

Г. Психологи

Д. Родители


НА ЗАМЕТКУ: Учащиеся обсуждают проблему с предложенной для конкретного стола точки зрения, оформляя свои мысли на ватмане, не забывая о времени, отведённом для обсуждения. На заранее подготовленное место вывешиваются итоги работы для всеобщего обозрения.


ВЫВОДЫ (учитель русского языка и литературы):

  • шквал информации (готовой!)

  • стремительный темп жизни;

  • обилие насущных проблем и т. д.


- Предлагаю вам занять места согласно маршрутным листам. Приготовьтесь поразмышлять над следующей проблемой.


СЛАЙД 10.

ПРОБЛЕМА 2

Как привлечь к чтению?

А.Библиотекарь

Б. Учитель русского языка и литературы

В. Друзья

Г. Классный руководитель

Д.Родители.

.

ВЫВОДЫ (учитель русского языка и литературы):

  • рецепты есть!;

  • велика роль окружения человека (родители, семья, друзья, школа и т. д.; общие темы, диалог поколений, индивидуальное развитие и т.д.


- А как обстоит дело с домашним, семейным чтением у каждого из вас?


СЛАЙД 11. ЧИТАЮТ ЛИ КНИГИ ВАШИ РОДИТЕЛИ?

СЛАЙД 12. ПРИНЯТО ЛИ В ВАШЕЙ СЕМЬЕ СОВМЕСТНОЕ, СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ?


-Представим на мгновение, что произойдёт с обществом, с нами, если люди воспользуются предложенными вами рецептами и полюбят читать, научат читать своих детей… Тогда – проблема № 3.


СЛАЙД 13

ПРОБЛЕМА 3

Почему человек читающий – успешный человек?

А. Руководитель крупной компании

Б. Психолог

В. Учитель

Г. Классный руководитель

Д. Родители



  1. Подведение итогов работы. Рефлексия (классный руководитель).


- Сейчас самое время вновь обратиться к словам поэта, со стихотворения которого мы начали разговор.

- Как теперь вы можете прокомментировать риторическое восклицание «Как хорошо уметь читать!»?

- Проанализируйте подготовленные вами материалы. Изменилось ли ваше понимание проблемы чтения в современном мире?

- Закончить разговор мне хочется словами Д. Дидро.


СЛАЙД 14

Человек перестаёт мыслить, когда перестаёт читать. Д. Дидро.


Человек читающий – человек успешный!



Анкета

  1. КАК Вы считаете: ЧЕЛОВЕК ЧИТАЮЩИЙ – ЧЕЛОВЕК УСПЕШНЫЙ?

  2. ЛЮБИШЬ ЛИ ТЫ ЧИТАТЬ?

  3. КАК ЧАСТО ВЫ ПОСЕЩАЕТЕ БИБЛИОТЕКИ?

  4. ЗАПИСАНЫ ЛИ ВЫ В ФИЛИАЛЕ РАЙОННОЙ БИБЛИОТЕКИ?

  5. СКОЛЬКО ПРИМЕРНО КНИГ В ВАШЕЙ ДОМАШНЕЙ БИБЛИОТЕКЕ?

  6. КАКИЕ КНИГИ ТЫ ПРЕДПОЧИТАЕШЬ?(Перечисли некоторые)

  7. ПОЧЕМУ ЛЮДИ СТАЛИ МЕНЬШЕ ЧИТАТЬ?

  8. ЧИТАЮТ ЛИ КНИГИ ВАШИ РОДИТЕЛИ?

  9. ПРИНЯТО ЛИ В ВАШЕЙ СЕМЬЕ СОВМЕСТНОЕ, СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ?



Литература:

  1. Даниэль Пеннак. Как роман: Самокат; Москва; 2005

  2. И. И. Тихомирова. Родительское собрание \\ И. И. Тихомирова. Подсказки для взрослых. №1, 2007

  3. Г. Г. Граник,С. М. Бондаренко. Л.А. Концевая. Как учить ребёнка работать с книгой: Мой учебник; 2007

  4. Бутенко И.А. Чтение на рубеже веков: Кто, что и сколько читает // Человек Читающий: Homo legens–2. – М., 2000. – С.9–24.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!