Классный час «Лучшее слово о дружбе»
Цели классного часа:
Формирование нравственных качеств учащихся: умение дружить, беречь дружбу.
Развитие умения учащихся вести рассуждения.
Формирование умения аргументировать свою точку зрения.
Оборудование: песня В. Шаинского «Дружба», Ожегов «Словарь русского языка», плакат – памятка о дружбе.
Ход мероприятия
Вступительное слово учителя
Учитель. Ребята, сегодня мне хочется начать классный час с отрывка из песни В. Шаинского. (звучит песня «Дружба»)
- О чем мы сегодня будем говорить? (ответы детей)
- Как вы понимаете слова этой песни? (ответы детей)
Беседа
Запись на доске: « Друг – это тот, кто …» (Дети по цепочке говорят о том, кто называется другом и кого они называют своими друзьями).
Предлагаю за более точным определением обратиться к словарю Ожегова.
Работа со словарем
Друг – тот, кто связан с кем-нибудь дружбой.
Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Учитель. Какое прекрасное слово – дружба. Произносишь его и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть, читать или посекретничать о своем. Произносишь слово «дружба» - и сразу вспоминаешь веселых героев мультфильмов. Мир кино, мир книги, наш мир, в котором мы живем, дарит нам прекрасное общение с друзьями. Друг – это любимая книга, которую читаешь и тебе интересно с ней, друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту, друг – это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний, друг – это старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе будет плохо. О дружбе есть много пословиц.
– Какая музыка вам слышится, когда вы думаете, говорите о дружбе?
– С какой погодой вы бы сравнили «дружбу»?
– Какие краски вы возьмете, чтобы «нарисовать» дружбу?
А сейчас поиграем. Я называю персонажа из сказки, а вы должны сказать с кем он дружит?
Игра «Кто с кем дружит?»
1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)
2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина,Пьеро)
3. Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок)
4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)
5. Забавные Бурундуки Чип и …(Дейл).
6. Добрая Белоснежка и…(семь гномов).
– А с кем вы дружите?
– Дружите ли вы со своими родителями?
– Как вы думаете, дружить можно только с людьми?
- Дружите ли вы с животными, природой, книгами?
Работа с пословицами ( работа в группах)
Каждая группа получает по конверту, в котором каждое слово из пословицы напечатано на отдельном листе. Задание: собрать пословицу и объяснить смысл.
Человек без друзей – что дерево без корней.
Нет друга – ищи, а нашел – береги.
Старый друг лучше новых двух.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
-Какие еще пословицы о дружбе вы знаете?
Игра «Ромашка» (работа в группах)
Каждая группа получает большой цветок – ромашку и на каждом лепестке по очереди пишут по одному самому главному на их взгляд качеству, без которого дружба состояться не может. После выполнения работы каждая группа прикрепляет ромашку на доску, комментирует свою работу. По окончании работы – выводы.
Обсуждение рассказа Т. М. Куриленко «Трое».
Неуютный дождливый вечер. По пустынной дороге идут трое ребят. Идти им еще далеко, а попутных машин нет. Все устали и задумались. Но вот показалась машина. Ребята обрадовались, бросились к ней, но… там оказалось только одно свободное место. Как же быть? Это должна была подсказать ребятам дружба…
На лице высокого, сильного парня спортивного вида явно читалось: «Меня, меня возьмите!» О других он не думал. Среди них был невысокий, худенький, какой-то болезненный мальчик, но он просил шофера: «Возьмите Сашу, он натер ногу». Сашей звали третьего мальчика – самого , казалось, безучастного к тому, что происходило, а он думал в это время: «Раз место одно – оно нам не нужно». И Саша решительно сказал: «Или всем ехать, или всем идти!» Машина уехала.
-Расскажите о поступке каждого мальчика. -Согласны ли вы с их поступками?
-Как бы вы поступили в этой ситуации?
Обсуждение проблемных ситуаций
Учащиеся в группах решают проблемные ситуации, которые запечатаны в конвертах.
Твой друг употребляет плохие слова и выражения. Как ты поступишь?
Твой друг плохо учиться и тебе запрещают с ним дружить. Как ты поступишь?
Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы его списать. Как ты поступишь?
Твой друг совершил плохой поступок, а наказали тебя. Как ты поступишь?
Ребята обсуждают ситуацию и комментируют ее.
Создание правил дружбы.
Учащиеся в группах на большом листе записывают правила дружбы, по окончании работы идет обсуждение.
- Соблюдая эти правила дружбы, я думаю, вы никогда не потеряете друга и сами будете хорошим другом.
Подведение итогов
Раздаются порой голоса,
Что чудес никаких не имеется,
Есть на нашей Земле чудеса,
Но их надо найти, разумеется.
Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий – для всех настоящее.
И любая беда не беда,
Если рядом друзья настоящие.
Друг не будет смотреть свысока,
Наизусть он характер твой выучит.
Нужно верить, что друга рука
В трудный час обязательно выручит.
Игра "Объятия".
Ученик говорит слова, одновременно показывает движения, в соответствии со словами. Дети повторяют движения.
Друг на друга посмотрите... (смотрят)
Руки выше поднимите... (руки вверх)
И на плечи опустите... (руки на плечи друг другу)
И покрепче все прижмитесь... (прижимаются)
За руки возьмитесь... (берутся за руки)
Крепко обнимитесь... (обнимаются)
Нос об нос потритесь дружно... (трутся носами)
А зачем вам это нужно?
Потому что это... (дружба)
Рефлексия.