СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час. М.В.Ломоносов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час по теме "М.В. Ломоносов"

Просмотр содержимого документа
«Классный час. М.В.Ломоносов»

Районная выставка-конкурс

«Моя лучшая творческая разработка мероприятия,

посвященного 300-летию со дня рождения

великого русского ученого

М.В.Ломоносова».











Классный час на тему

"М.В. Ломоносов-гений земли русской"

в 4-а классе







Подготовила

Склинская Л.В.,

учитель начальных классов,

МОУ «Лев-Толстовская СОШ».



2010 г.


Цель:

усвоить и обобщить знания о знаменитом человеке Михаиле Васильевиче Ломоносове.



Задачи:

1. Познакомить учащихся с жизнью выдающегося ученого.

2. Развивать речь, память поэтические способности ребят.

3. Воспитывать любовь к трудолюбию, желание познавать новые науки, стремление к учёбе.



Оборудование:

выставка книг о М. В. Ломоносове: А. И. Соболеский «Ломоносов в истории русского языка»; Е. Ф. Карский «Значение Ломоносова в развитии русского литературного языка»; В. В. Сиповский «Литературная деятельность Ломоносова»; С. Г. Вилинский «Идеалы М. В. Ломоносова»; И. И. Замотин «Две стихии в литературной и общественной деятельности Ломоносова»; И. А. Тихомиров «О трудах Ломоносова по русской истории»; Б. Б. Кудрявцев « Михаил Васильевич Ломоносов»; М. Муратов «Юность Ломоносова»; Я. Голованов « Этюды об ученых»



1. Сегодня у нас необычное занятие. Оно посвящено замечательному человеку, ученому, поэту, химику, географу, ритору, математику и просто замечательному и умному человеку. Имя его: Ломоносов Михаил Васильевич. На доске вы видите портрет этого человека.



- Вы уже слышали раньше это имя и фамилию. В этом году исполняется 300 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) — первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики.

Историческая справка (готовят учащиеся класса).

1- ученик.

Михаил Ломоносов родился 20 ноября 1711 года в деревне Денисовка недалеко от Холмогор, что в Архангельской губернии. В представлении многих людей Ломоносов — сын поморского рыбака из бедной, затерянной в снегах деревеньки, движимый жаждой знаний, бросает все и идет в Москву учиться. На самом деле это скорее легенда, чем быль. Его отец Василий Дорофеевич был известным в Поморье человеком, владельцем рыбной артели из нескольких судов и преуспевающим купцом. Он был одним из самых образованных людей тех мест, поскольку некогда учился в Москве на священника. Известно, что у него была большая библиотека.

2- ученик

Мать Михаила Ломоносова- Елена Ивановна- была дочерью дьякона. Именно мать, к сожалению, рано умершая, научила читать сына еще в юном возрасте и привила любовь в книге. Особенно полюбил юноша грамматику Мелентия Смотрицкого, Псалтирь в силлабических стихах Симеона Полоцкого и арифметику Магницкого. Так что, отправляясь в Москву в 1730 году, Миша Ломоносов вовсе не был неучем. Он уже имел максимально возможное в тех местах образование, которое и позволило ему поступить в Славяно-греко-латинскую академию — первое высшее учебное заведение в Москве.

3- ученик.

Здесь Михаил изучил латинский язык, политику, риторику и, отчасти, философию. О своей жизни этого первого школьного периода Ломоносов так писал И.И. Шувалову в 1753 году: «Имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как за денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет (1731-1736), а наук не оставил».

4- ученик.

Счастливая случайность- вызов в 1735 году из Московской академии в Академию наук 12 способных учеников- решила судьбу Михаила Ломоносова. Трое из этих учеников, в том числе Михаил, были отправлены в сентябре 1736 года в Германию, в Марбургский университет, к «славному» в то время профессору Вольфу, известному немецкому философу. Ломоносов занимался под руководством Вольфа математикой, физикой и философией. Затем он учился еще в Фрайберге у профессора Генкеля химии и металлургии. Много похвальных отзывов о занятиях Михаила за границей было дано его преподавателями.

5- ученик.

В июне 1741 года он, полный сил и энергии, возвращается в Россию и приступает к работе в Петербургской академии наук, где и служил до конца своей жизни. Древняя Русь знала искусство мозаики, но впоследствии секреты мастерства были утрачены. И ученый-художник решил возродить древнюю технику на современной почве, используя новейшие достижения естественных наук. Ломоносову удалось создать рецепт для производства смальт и наладить их изготовление. У него получилось “превосходное зеленое, травяного цвета, весьма похожее на настоящий изумруд, красивое берилловое, бледно- пурпурное” и другие стекла. Ученый разработал методы отливки и шлифовки смальт, отыскал рецепты мастики с помощью которой стекло можно было крепить на медной основе. Открытие Ломоносова создали широкие возможности для развития российской стекольной промышленности.

6 ученик.

В июне 1764 года Екатерина II посетила дом Ломоносова и в течение двух часов смотрела «работы мозаичного художества, новоизобретенные Ломоносовым физические инструменты и некоторые физические и химические опыты». При отъезде императрицы Ломоносов подал ей стихи.

ОДА НА ДЕНЬ ВОСШЕСТВИЯ НА

ВСЕРОССИЙСКИЙ ПРЕСТОЛ ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА

ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ 1747 ГОДА

1 чтец.

Царей и царств земных отрада,

Возлюбленная тишина,

Блаженство сел, градов ограда,

Коль ты полезна и красна!

Вокруг тебя цветы пестреют

И класы на полях желтеют;

Сокровищ полны корабли

Дерзают в море за тобою;

Ты сыплешь щедрою рукою

Свое богатство по земли.

2 чтец.

Великое светило миру,

Блистая с вечной высоты

На бисер, злато и порфиру,

На все земные красоты,

Во все страны свой взор возводит,

Но краше в свете не находит

Елисаветы и тебя.

Ты кроме той всего превыше;

Душа ее зефира тише,

И зрак прекраснее рая.

3 чтец

Когда на трон она вступила,

Как вышний подал ей венец,

Тебя в Россию возвратила,

Войне поставила конец;

Тебя прияв облобызала:

Мне полно тех побед, сказала,

Для коих крови льется ток.

Я россов счастьем услаждаюсь,

Я их спокойством не меняюсь

На целый запад и восток.

4 чтец

Божественным устам приличен,

Монархиня, сей кроткий глас:

О коль достойно возвеличен

Сей день и тот блаженный час,

Когда от радостной премены

Петровы возвышали стены

До звезд плескание и клик!

Когда ты крест несла рукою

И на престол взвела с собою

Доброт твоих прекрасный лик!

5 чтец

Чтоб слову с оными сравняться,

Достаток силы нашей мал;

Но мы не можем удержаться

От пения твоих похвал.

Твои щедроты ободряют

Наш дух и к бегу устремляют,

Как в понт пловца способный ветр

Чрез яры волны порывает;

Он брег с весельем оставляет;

Летит корма меж водных недр.

6 чтец.

Молчите, пламенные звуки,

И колебать престаньте свет;

Здесь в мире расширять науки

Изволила Елисавет.

Вы, наглы вихри, не дерзайте

Реветь, но кротко разглашайте

Прекрасны наши времена.

В безмолвии внимай, вселенна:

Се хощет лира восхищенна

Гласить велики имена.

7 чтец.

Ужасный чудными делами

Зиждитель мира искони

Своими положил судьбами

Себя прославить в наши дни;

Послал в Россию Человека,

Каков неслыхан был от века.

Сквозь все препятства он вознес

Главу, победами венчанну,

Россию, грубостью попранну,

С собой возвысил до небес.

8 чтец.

Но ах, жестокая судьбина!

Бессмертия достойный муж,

Блаженства нашего причина,

К несносной скорби наших душ

Завистливым отторжен роком,

Нас в плаче погрузил глубоком!

Внушив рыданий наших слух,

Верьхи Парнасски восстенали,

И музы воплем провождали

В небесну дверь пресветлый дух.

9 чтец.

В толикой праведной печали

Сомненный их смущался путь;

И токмо шествуя желали

На гроб и на дела взглянуть.

Но кроткая Екатерина,

Отрада по Петре едина,

Приемлет щедрой их рукой.

Ах, если б жизнь ее продлилась,

Давно б Секвана6 постыдилась

С своим искусством пред Невой!

10 чтец.

Сия тебе единой слава,

Монархиня, принадлежит,

Пространная твоя держава

О как тебе благодарит!

Воззри на горы превысоки,

Воззри в поля свои широки,

Где Волга, Днепр, где Обь течет;

Богатство, в оных потаенно,

Наукой будет откровенно,

Что щедростью твоей цветет.

11 чтец.

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде,

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и в труде.

12 чтец.

Тебе, о милости источник,

О ангел мирных наших лет!

Всевышний на того помощник,

Кто гордостью своей дерзнет,

Завидя нашему покою,

Против тебя восстать войною;

Тебя зиждитель сохранит

Во всех путях беспреткновенну

И жизнь твою благословенну

С числом щедрот твоих сравнит.

7- ученик.

В конце жизни Ломоносов был избран почетным членом Стокгольмской и Болонской академий наук. Ломоносов женился еще за границей, в 1740 г., в Марбурге, на Елизавете Цильх. Семейная жизнь Ломоносова была, по-видимому, довольно спокойной. Из детей после Ломоносова осталась лишь дочь Елена, вышедшая замуж за Константинова, сына брянского священника. Ее потомство, как и потомство сестры Ломоносова, в Архангельской губернии, существует доныне. Михаил Ломоносов похоронен в Александро-Невской лавре. Уже Пушкин подчеркнул необычайное разнообразие трудов Ломоносова: «Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей».

Вы прослушали историческую справку о жизни М.В. Ломоносова. До наших дней научные открытия Ломоносова имеют большое значение. А с чего всё начиналось? С самообразования.

А сейчас мы с вами проверим свои научные и ученические способности.

1 задание « Наборщик».

На доске написано слово грамотей. Из букв этого слова нужно составить слова. Побеждает тот, кто больше всего составил слов. Например: грот, гром, рой, том, гора, горе, рай, май, март, торг, рот.





2 задание « Знание сказок».

- В какой сказке содержится рецепт приготовления диковинного, неповторимого по своим вкусовым качествам блюда из столярного инструмента?

(« Каша из топора»)

- В какой сказке говорится об уникальном в своем роде спортивном состязании по прыжкам в высоту среди лиц мужского пола, победителя которого ожидал ценный приз- поцелуй царевны и женитьба на ней?

(«Сивка-Бурка»)

- Назовите сказочный персонаж, лезущий из кожи вон.

(«Лягушка»)

- Как называется русская народная сказка, в которой рассказана история о долгом пути хлебобулочного изделия к потребителю?

(«Колобок»)

-Какое самое надежное средство ориентации в сказочных ситуациях?

(«Клубок»)

-Что является высочайшим достижением волшебного общепита?

(«Скатерть – самобранка»)

- Назовите имя высокопоставленной особы, чья улыбка стоила сказочно дорого.

(« Несмеяна»)

Молодцы, вы хорошо знаете русские народные сказки.

3 задание “Запретное движение”.

Договариваемся, какое движение будет запретным. Делаем спортивные движения все, кроме того, которое договорились не делать.

4 задание « Математический конкурс».

Напишите число 100 с помощью 5 единиц и знака действия.

( 111-11= 100)

9 учеников при встрече пожали друг другу руки. Сколько рукопожатий было сделано?

(72)

Даны числа: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Что больше их сумма или произведение? (Сумма- 45, произведение- 0).

Назовите сумму самого большого и самого маленького двузначного числа.

(99 +10=109)

У Саши в портфеле на завтрак пирожков было меньше 80. Их можно поровну разделить между 7-ю девочками или 11-ю мальчиками. Сколько пирожков было у Саши?

(77).

5 задание. « Разминка для всех».

Отвечаем дружно хором.

Трактор водит …… (тракторист)

Электричку ….. (машинист)

Стены выкрасил …. (маляр)

Доску выстрогал …. (столяр)

В доме свет провел … (монтер)

В шахте трудится … (шахтер)

В жаркой кузнице … (кузнец)

Кто, все знает, молодец!

6 – задание «Мозаика».

М.В. Ломоносов возродил на Руси искусство мозаики. У вас сегодня есть возможность попробовать, насколько это кропотливый труд- мозаика. Только вы складывать будете не мозаику, а пазлы.

( выставка детских работ)

Подведение итогов. Вы замечательно справились со всеми заданиями. Показали свое мастерство во всех науках. Думаю, что у каждого из вас есть возможность оставить свой след в истории и науке нашей страны. Какую профессию вы бы не выбрали, какие бы открытия не свершили, всегда вы будете брать пример с тех великих людей, которые оставили свой след в истории России. Сегодня мы поговорили о знаменитом человеке- Михаиле Васильевиче Ломоносовым. Желаю вам новых открытий на уроках.

Используемая литература:

  1. М. А. Бесова «Игры, шутки, песни соберут нас вместе»

  2. С. Г. Вилинский «Идеалы М. В. Ломоносова»

  3. В.В. Волина «Праздник числа».

  4. Я. Голованов « Этюды об ученых»

  5. И. И. Замотин «Две стихии в литературной и общественной деятельности Ломоносова»

  6. Е. Ф. Карский «Значение Ломоносова в развитии русского литературного языка»

  7. Б. Б. Кудрявцев « Михаил Васильевич Ломоносов»

  8. М. С. Локалова «Праздник в подарок»

  9. М. Муратов « Юность Ломоносова»

  10. В. В. Сиповский «Литературная деятельность Ломоносова»

  11. А. И. Соболеский «Ломоносов в истории русского языка»

  12. И. А. Тихомирова «О трудах Ломоносова по русской истории»



12






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!