Воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным в жизни
Классный час на тему: «Милосердие и доброта».
Цели:
1.Воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным в жизни.
2. Способствовать усвоению понятий: «доброта», «чуткость», «милосердие», «гуманность», а также развитию нравственного самопознанию.
Задачи:
1. Помочь учащимся раскрыть содержание понятия «милосердие».
2. Способствовать развитию нравственных качеств учащихся.
3.Обучать навыкам группового взаимодействия, умение работать в команде.
Применяемые методики: методика использования информационных технологий во внеурочное время.
Технологии: технология проблемного обучения, информационные технологии, групповая технология.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, толковые словари русского языка (С.И. Ожегова), фломастеры, ручки и чистые листы бумаги.
Содержание классного часа.
Учитель. Добрый день, ребята! Как прекрасно, что человек живет не один на свете. Каждый должен это понять и почувствовать.
Ребята! Сегодняшнюю нашу беседу я предлагаю начать с просмотра отрывка из мультфильма (включить запись)
А так же добавить строки из стихотворения
Милосердие и доброта
Лишь они спасут души людей
Ты усердия и сердца тепла
Не стыдись и не жалей
Пусть отступит тревога и зло
То, что в кровь ранит души людей
Милосердие – сердца тепло
И его проявить не жалей!
Вопросы для обсуждения в группах:
-О чём пелось в песне? К чему призывает поэт? Ответы учащихся.
- Значит, о чем же мы будем вести разговор на сегодняшнем уроке?
- О милосердности, доброжелательности в людях.
Учитель:
Тема нашего классного часа «Милосердие и Доброта» .
(Пишется на интерактивной доске название классного часа
Учитель: Что же такое милосердие? Что такое доброта? (отвечают дети).
-Дети, какие нравственные критерии включают в себя эти понятия – милосердие и доброта?
Дети отвечают: добро, жалость, сопереживание, терпимость, сочувствие, человечность, чуткость, уважение, память…
-А какие нравственные понятия не относятся к милосердию?
Равнодушие, жестокость, эгоизм, необдуманно произнесенное слово…
Давайте посмотрим по словарю Ожегова определение доброты
Сергей Ожегов дал такое определение этому слову:
«Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь, человеколюбие».
(определение на интерактивной доске напечатано крупным шрифтом)
А сейчас дети, пожалуйста, выразите цветом свое отношение к понятиям «милосердие » и «доброта».
(Дети в группах обсуждают цвет «милосердия» и раскрашивают бумажный круг фломастерами.)
Объясните выбор цвета.
Из ответов учащихся:
«У нас милосердие ассоциируется с зеленым цветом, цветом нежного и бережного отношение людей к друг другу.»
«Милосердие – это красный цвет, цвет крови, цвет сердца, которое дает силы для добра. »
«Милосердие» - это цвет голубого неба, цвет чистоты отношений людей к окружающему миру.
Учитель:
Приведите слова близкие по значению к слову «милосердие» (например: чуткий, отзывчивый, внимательный). Давайте добавим к этому списку менее распространенные слова - это сострадание, уважение, человеколюбие, гуманность, альтруизм.
Работа со словарём Ожегова.
Игра волшебная рука.
На чистом листе бумаги обведите свою руку. На пальцах напишите свои
хорошие черты характера,а где ладонь напишите какую черту характера
хотели бы вы изменить в себе.
Ученики делают задание.
Учитель. Очень часто мы забываем, как слово может ранить человека. Помните, как сказал поэт:
Словом можно убить,
Словом можно спасти.
Словом можно полки
За собой повести.
Учитель. Чтобы человеку остаться человеком, помнить свои корни, жить по-людски, важно иметь и не потерять чувство любви к своим родителям. Об этом говорит и мудрейшая книга “Коран”: “… почитай отца своего и мать”.
Учитель..-Какие пословицы и поговорки о добре и милосердии вы знаете?
Ученики: (учащиеся по очереди говорят пословицы и поговорки)
“Доброе слово лечит, злое калечит”
“Злой не верит, что есть добрый”
“Добрая слава лежит, а худая бежит”
“Доброго чтут, а злого жалуют”
Добрые вести прибавят чести.
Доброта без разума пуста.
Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
Делай другим добро – будешь сам без беды.
Доброе дело питает и душу и тело.
Добрый человек в добре живет век.
Худо тому, кто добра не творит никому.
Чего не сделаешь силком, того добьешься добром.
Добрые умирают да дела их живут.
Красота до вечера, а доброта навеки.
Доброе братство лучше богатства.
Живи добрее, будешь всем милее.
Ведущий.
Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья.
Уже в IV веке до н.э. древнегреческий философ Платон утверждал: “Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье”.
Эту мысль продолжал уже в I веке н.э. римский философ Сенека: “Человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других”
Вспомним слова Л. Н. Толстого: “В жизни есть только одно несомненное счастье жить для других”
10 -Ребята, какие высказывания писателей о доброте знаете вы?
Ученики: (учащиеся называют высказывания о доброте)
“Доброта лучше красоты” (Г.Гейне)
“Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта” (Мигель Сервантес)
“Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям” (Жан Жак Руссо)
“Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества и в самом себе” (Вильям Шекспир)
“Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добро в людях” (Блез Паскаль)
“Знания должны увеличиваться с добротой” (Фазиль Искандер)
Учитель. Человек живет среди людей. Вольно или невольно ему приходится ошибаться. В этом общении он и познается окружающими: добрый или злой, чуткий или равнодушный, умеет ли прощать промахи тех, кто рядом с ним.
Учитель. Человек, который любит только себя, который не имеет друзей, остается один, когда приходят тяжелые испытания.
-Каким делает человека доброта и милосердие?
Ученики: Обаятельным, красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах, и др.
-Какой человек может быть добрым и милосердным?
Ученики: Добрым и милосердным может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других. Добрый человек всегда учитывает интересы других людей.
- Судить человека надо по его делам.
Можно тысячу раз говорить о том, что жалко стариков, и никогда не уступать место в транспорте пожилым людям, на словах заботиться о природе, не замечая при этом урну для мусора.
Учитель: Как выработать у себя доброе отношение к людям?
Начните с малого.
Идя по улице с мамой, помоги нести ей тяжелую сумку.
Уступи место в трамвае, автобусе пожилым людям.
Пишите письма домой, друзьям, когда уезжаете.
Защищайте девочек, маленьких детей.
Не допускайте грубости.
Старайтесь во всем помочь ближним.
Будьте добрым и милосердным человеком!
Поступать по законам доброты – это красиво, почетно, потому что добрые дела и поступки живут в веках.
Ребята, я надеюсь, что вы вырастите добрыми, вежливыми, гуманными людьми. Вечные нравственные понятия человечность, доброта, порядочность милосердие всегда будут востребованными. Не забывайте об этом!
1.ученик
Милосердие.
Проявим милосердие к другим,
И совесть, душу вечно сохраним…
Во имя милосердия любви,
Ох, как пути, дороги все трудны…
2-й ученик
Как важно быть добрей немного....
Как важно быть добрей немного,
Дарить души своей тепло,
Избрать своей судьбы дорогу,
Пройти её, смертям назло.
3-й ученик
Мы хотим, чтоб нас всегда любили.
С нежностью, чтоб на руках носили.
Почему же сами не даем
То, что от других всегда так ждем?