СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час" Мир дому твоему"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: стимулировать интерес учащихся к изучению своей родословной, уважение к семье, семейным традициям,своей родословной,

Просмотр содержимого документа
«Классный час" Мир дому твоему"»

Классный час « Мир дому твоему»

Тематическое направление: духовно-нравственное



Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания школьников.

Духовность и нравственность являются базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности.

Духовно-нравственное воспитание представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности. Эта деятельность представляет собой систему диагностических, проектирующих, контрольно-аналитических действий.

Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования, вне классной работы, системы дополнительного образования.

Пересмотр статуса классного руководителя, различных аспектов его деятельности связан с возникновением в школах гуманистических воспитательных систем, характеризующихся личностным подходом в воспитании.  

Классный руководитель должен обладать особыми личностными качествами, позволяющими обеспечить воспитывающий характер его деятельности с классом и сформировать гуманные отношения между ним и воспитанниками.

Эта тема актуальна, потому что для человека всегда важно иметь дом-крепость, где бы он был защищен



3 класс, 9-10 лет


Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия:

Цели:

  • стимулировать интерес учащихся к изучению своей родословной, уважение к семье, семейным традициям, своей родословной;

  • вывести взаимосвязь понятий “семья” и “держава”;

  • помочь сформировать правильное отношение к семье, ее членам, их взаимоотношениям;

  • помочь ребенку оценить свое место в семье;

  • воспитывать духовные потребности:

- любовь и уважение к окружающим;
- этические;
- познавательные;
- эстетические.





Коррекционные задачи:

  • развивать культуру доброжелательного общения со сверстниками в классе;

  • развивать общий кругозор детей, словарный запас, устную речь;

  • развивать мелкую моторику рук, зрительную память, слуховое внимание



Форма проведения воспитательного мероприятия - беседа

Основное назначение бесед – привлечь самих детей к оценке событий, поступков, явлений собственной жизни и на этой основе сформировать у них отношение к окружающей действительности, к своим гражданским, политическим и нравственным обязанностям. При этом убеждающий смысл, осуждаемых в ходе беседы проблем будет значительно выше, если они находят опору в личном опыте ребенка, в его делах, поступках и действиях. В воспитательной практике беседы получили, пожалуй, самое большое распространение.  Беседа начинается с обоснования ее темы. Такое обоснование должно подготовить детей к предстоящему обсуждению как к жизненно важному, а не надуманному делу.

- определяется тема беседы, обосновывается ее выбор (актуальность, значимость);

- актуализировать внимание детей с целью подготовки их к определенному обсуждению жизненно важного вопроса, события, факта, явления, поступка, ситуации;

- пробуждение у детей интереса к восприятию и усвоению материала.

Среди педагогических технологий, которые используются в работе с детьми, можно выделить:

-здоровьесберегающие технологии,

-технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми,

-игровые технологии

Приемы, используемые в работе: динамическая пауза, релаксация, гимнастика( пальчиковая, дыхательная, для глаз), гимнастика корригирующая.




Этапы методической разработки:

  1. Организационный момент.

  2. Вводное слово о понятии дома, семьи.

  3. III. Коллективная работа “Дом”.

  4. Беседа о семье.

  5. Физминутка.

  6. Помощь в семье.

  7. Творческая работа.

  8. Беседа о мире.

  9. Чтение сказки В. Осеевой « В одном доме»



































Классный час "Мир дому твоему!"

  • Колбекова Сария Хамитовна, учитель начальных классов

Цели:

-стимулировать интерес учащихся к изучению своей родословной, уважение к семье, семейным традициям, своей родословной;

-вывести взаимосвязь понятий “семья” и “держава”;

-помочь сформировать правильное отношение к семье, ее членам, их взаимоотношениям;

-помочь ребенку оценить свое место в семье;

- воспитывать духовные потребности:

- любовь и уважение к окружающим;
- этические;
- познавательные;
- эстетические.

-Сделать совместные выводы о том, что школа - наш второй дом, и отношения надо строить как в семье

Коррекционные задачи:

  • развивать культуру доброжелательного общения со сверстниками в классе;

  • развивать общий кругозор детей, словарный запас, устную речь;

  • развивать мелкую моторику рук, зрительную память, слуховое внимание

.

Оформление:

  • карточки со словами;

  • плакат “Семья”;

  • рисунки детей “Моя семья”;

  • поделка голубь, выполненная детьми;

  • на доске пословицы;

  • рисунки сказочных персонажей;

  • фотографии детей с членами семьи;

  • проектор;

  • заготовки для поделки ромашки.

Крепкая семья – это когда все её члены дружно живут друг с другом. Т. Клейман

ХОД УРОКА

I.  Организационный момент: Звучит музыка (“Песенка про мамонтенка”)

В семейном кругу мы с вами растем.
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входил из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем.
Основа основ – родительский дом.

Учитель: Всем доброе утро! Сегодня у нас с вами необычный урок. Давайте вместе прочитаем тему нашего урока “Мир дому твоему”. Чему же мы его посвятим? Мы будем говорить о семье. Вы становитесь год от года взрослее и придет время, когда вы тоже будете создавать свою семью.



II.Вводное слово о понятии дома, семьи.

1. Приветствие (обращаем внимание на доску)

- Ребята как вы думаете, какое слово в этом выражении главное?


- Я думаю, что слово «дом»


- Что такое дом? (ответ детей)


- Это место, где живёшь. Это мама и папа, бабушка и дедушка, сёстры и братья. Это дружба и любовь, это забота друг о друге. Это радости и печали, которые одни на всех. Это привычки и традиции

- 2.А сейчас мы с вами вспомним, что гласит народная мудрость. Я буду произносить начало русских народных поговорок, а вы постарайтесь их закончить.

*Нет лучше дружка, чем родная… (матушка)

*При солнышке тепло, а при матери…(добро)

*Не нужен клад, когда …(в семье лад)

*Не красна изба углами, а…(красна пирогами)

*В гостях хорошо, а…(дома лучше)

*Мой дом – моя…(крепость)


- Действительно, дом, семья – это опора во всех бедах и несчастьях. Это крепость, за стенами которой, царит лишь покой и любовь.


- «Мой дом – моя крепость» - гласит английская пословица. Оказывается, это мудрое изречение имеет и более глубокое, чем нам ранее казалось, значение.

Сложно и неуютно в сегодняшнем мире. Рушатся идеалы, распадаются державы, летят с пьедесталов памятники. Но есть ценности, которые остаются вечными и незыблемыми и к ним принадлежит семья.


Семья – это мир, где царят

Бескорыстие (На доске)

Преданность

Самопожертвование





Учитель: У каждого человека должен быть: дом, семья, родня, потому что именно здесь мы найдем сочувствие, теплоту, взаимопонимание. Именно самому близкому человеку вы сможете доверить свою тайну, поговорить о самом сокровенном, о том, что вас волнует, посоветоваться с ними. Каждая семья - уникальное объединение людей разного возраста, основанное на родственных отношениях. У каждого из вас есть желание жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых.

3.Сейчас я прочитаю вам шуточное стихотворение «7-я» о том, как появилась семья.

Как появилось слово "семья"?

Когда-то о нем не слыхала земля...

Hо Еве сказал перед свадьбой Адам:

- Сейчас я тебе семь вопросов задам.

Кто деток родит мне, скажи-ка любимая?

И Ева тихонько ответила:

- Я.

- Кто их воспитает, царица моя?

И Ева покорно ответила:

- Я.

- Кто пищу сготовит, о радость моя?

И Ева все так же ответила:

- Я.

- Кто платье сошьет, постирает белье,

Меня приласкает, украсит жилье?

Ответь на вопросы, подруга моя!

- Я... Я... - Тихо молвила Ева,

- Я... Я...

Сказала она знаменитых семь "Я".

Вот так на земле появилась семья



- А как сделать так, чтобы ты понимал своих близких и был понят, чтобы тебе доверяли, и ты доверял другим?

- Что для этого необходимо? (Чувства!)

-Какие? (Любовь!)

- Есть еще такое понятие: чувство родства. Как бы Вы определили: что это за чувство? (Чувство родства - наши отношения к родным и близким людям.)

Мог ли человек в древние времена прожить один? Зачем ему была нужна семья?

Учитель: И в сегодняшнем цивилизованном мире, хотя нет необходимости поддерживать огонь в очаге, защищаться от диких животных или вручную обрабатывать землю, люди все равно стремятся держаться вместе, уживаться с друг с другом, несмотря на связанные с этим трудности. Человека без семьи трудно считать вполне счастливым.

III. Коллективная работа “Дом”.

Вместе с детьми разбираются понятия (кирпичики) из которых складывается дом.

На доске дети должны выбрать карточки со словами, из которых будут составлять крепкий дом.

- А какие понятия могут разрушить наш крепкий дом? (Cсора, ненависть, агрессия, зло, гнев, страх, обида, боль …)

IV. Беседа о семье.

- Из кого состоит семья?

- Сколько поколений живет в ваших семьях? Кто относится к разным поколениям?

Учитель: Старшее поколение – это бабушки и дедушки. У некоторых есть даже прабабушки и прадедушки. К среднему поколению относятся родители. А младшие - это дети. Говорят, что раньше о доме и семье говорили с большим уважением. Наверное, потому семьи на Руси были большие и дружные. И тому много свидетельств. Вспомним хотя бы народные сказки, пословицы, поговорки… В них говорится о семье. (Досказать до конца)

  1. В гостях хорошо… а дома лучше.

  2. Не красна изба углами… а красна пирогами.

  3. Хозяюшка в дому… что оладушек в меду.

  4. Каково на дому… таково и самому.

  5. Дом вести… не бородой трясти.

  6. Не нужен клад… когда в семье лад.

Учитель: А теперь загадка про одну семью. Посчитай, сколько в ней народу.

Задам тебе задачу я.
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабуля и брат.
У нас порядок в доме, лад
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому.
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка,
А самый младший – я,
Какая же у нас семья? (7 человек)

Учитель: Т.о., семья – это сложный организм, не даром она называется “семь я”. В семье каждый из нас имеет множество воплощений: я – дочь, мать, сестра, племянница, внучка и т.д.

- А в ваших семьях кто вы?

- Как членов одной семьи отличают от других семей? (У каждой семьи общая фамилия. Она одинаковая у всех членов семьи. А имена и отчества у каждого свое)

На экране слайды – фотографии ребят и их семей.





Рассматриваются фотографии и рисунки детей, можно спросить у каждого ребенка, какая фамилия объединяет его родственников.

- Есть ли у вас родственники? Кого можно назвать родственниками?

Учитель: Родственниками считаются люди, у которых общие родители, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки.

- Как надо вести себя в семье? Что может произойти с детьми, если не слушаться старших? Вспомните сказки, герои которых встретились с неприятностями.

Дети достают рисунки сказочных героев, выбираются подходящие сказки: “Колобок”, “Буратино”, “Гуси - Лебеди” и др. (Это домашнее задание)

V. Физминутка.

Учитель: Можно ли сказать, что наш класс – это школьная семья? А в семье надо жить дружно. Прошу всех встать.

Посмотри на соседа справа, посмотри на соседа слева.
А теперь улыбнись соседу справа, улыбнись соседу слева.
Пожми руку соседу справа, улыбнись соседу слева.
Обещаем в дружбе жить?
Будем дружбой дорожить?

Учитель: Давайте договоримся, что будем взаимовежливы и со своими родственниками, и с учителями, и с одноклассниками.

Прочитайте эту пословицу, как вы понимаете ее смысл?

Иголка маленькая, да больно колет.

Она говорит о том, что взрослым очень больно и обидно бывает, когда их не слушаются дети, когда им в ответ кривляются и обзываются.

Учитель: Как приятно становится, когда мы говорим друг другу волшебные слова.

Волшебные слова

Растает даже ледяная глыба
От слова теплого… (Спасибо)

Зазеленеет старый пень,
Когда услышит … (Добрый день)

Если больше есть не в силах
Скажем маме мы… (Спасибо)

Когда бранят за шалости
Говорим… (Прости, пожалуйста)

Всегда все люди на прощание
Друг другу говорят … (До свидания)

Учитель: Давайте составим нашу общую классную фотографию. Подойдите к доске и приклейте себя в эту рамку. (Дети заранее нарисовали человечков – себя, вырезали их и прикрепляют на заготовку)



VI. Помощь в семье.

Учитель: 100 лет назад семь были очень большие, в них было по 10–15 детей. В наше время такие семьи редкость.

- Подумайте, как же управлялись такие семьи?

Учитель: Один по хозяйству поспевает, другой в поле, третий уроки учит… Такой дом был настоящей крепостью и твердыней. За малышами ухаживали сестры, а старшие братья защищали младших… Жили весело. Уважали старость, младость жалели и оберегали. А трудились так, что хлебом, маслом, салом, яйцами кормили всю Европу.

- А как вы помогаете дома своим родителям? Бабушкам?

Подготовленные ученики читают стихотворения.

Ученица:

У Танюши дел не мало,
У Танюши много дел
Брату утром помогала,
Он с утра конфеты ел.
Обещала вымыть ложки,
Пролила столярный клей,
Отворила двери кошке,
Помогла мяукать ей.
Вот у Тани сколько дела!
Таня ела, чай пила,
Села, с мамой посидела,
Встала, к бабушке пошла.
Перед сном сказала маме:
- Вы меня разденьте сами,
Я устала, не могу,
Я вам завтра помогу! (А.Барто)

Учитель: Агния Барто назвала свое стихотворение “Помощница”. Правильно ли она подобрала название? Была ли Таня настоящей помощницей? Почему поэтесса использовала именно это слово?

Ученик.

Если бы я был девчонкой –
Я бы время не терял!
Я б на улице не прыгал,
Я б рубашки постирал.
Я бы вымыл в кухне пол,
Я бы в комнате подмел,
Перемыл бы чашки, ложки,
Сам почистил бы картошки,
Все свои игрушки сам
Я б расставил по местам!
Отчего ж я не девчонка?
Я бы маме так помог!
Мама сразу бы сказала:
“Молодчина ты, сынок!” (Э. Успенский)

Учитель: Как мальчик помог своей маме? Почему он ей не помог? Какие обязанности в семье есть у вас?

VII. Творческая работа.

Учитель: А у нашей страны появился новый праздник – день семьи, любви и верности. Впервые этот праздник стали отмечать в 2008 году, который был объявлен Годом Семьи. У этого праздника есть свой символ – ромашка. Я думаю, что отныне этому празднику будут рады в каждом доме. И сейчас мы с вами сделаем ромашку, а вы подарите дома ее своим родным.

Практическая работа

Оборудование: соломинка (для питья) для стебля, пластилин желтого и зеленого цвета для сердцевины и листика, деталь ромашки из белого картона. В середине заготовки прокалываем дырочку и вдеваем в соломинку. Из желтого пластилина делаем шарик – сердцевинку, закрепляем. Из зеленого пластилина – листик.

VШ Беседа о мире:

Учитель: Прочитайте русские пословицы о родне, родных людях и объясните их смысл.

Брат с братом на медведя ходят.

Дружная семья гору сдвинет.

- Как вы понимаете смысл этих пословиц? (Подвести к мысли, что родные люди держатся вместе, им не страшно и на медведя, и на врага ходить; отсюда можем провести параллель – крепка семья, крепки отношения между родственниками, значит и державе, стране ничего не угрожает, не страшны враги).

Учитель: На уроке труда мы с вами сделали голубя, что он символизирует?

Ученик: к белому голубю.

Белый голубь, символ мира,
Ты взлети на шар земной!
Катастрофы, беды, войны
Пусть обходят! стороной
Ту прекрасную планету,
Что дала нам всем приют,
Отдала озёра, реки,
Душу отдала свою...
Люди мира заклинают:
Мир прекрасный, сохранись!
Так лети же, Белый Голубь,
Никогда не падай вниз.

Учитель: Возьмите своих голубей, подойдите к доске, давайте выпустим их, чтобы на земле никогда не было войн. (Дети прикрепляют своих голубей)

Вывод.

Учитель: Наша страна старается жить в мире и согласии с окружающими странами, и всегда придет на помощь людям, нуждающимся в помощи. Могущество народа – в семье. Силен тот народ, который имеет крепкие семьи, живущие в согласии, мирно и доброжелательно.

И тот род силен, который предков помнит и чтит. Такой род можно сравнить с большим и крепким деревом, которое имеет глубокие и сильные корни. А если много таких крепких деревьев, то и буря им не страшна. И враг не пройдет сквозь такой лес.

Воистину, крепка семья – крепка Держава!

А закончим мы наше занятие стихотворением о мире.

После стихотворения все поют песню “Пусть всегда будет солнце”.

Гаврюшкин Александр Евгеньевич

Дети Мира, за руки возьмитесь!
Дети Мира, за руки возьмитесь!
Шар земной обнять под силу нам.
Войны на Земле остановите!
Мир подвластен детским голосам.

Милые мальчишки и девчонки,
Научите взрослых мирно жить.
Детские, прекрасные ручонки,
Постарайтесь Мир наш сохранить.

Дети Мира, будьте-ка смелее!
Занимайте место у руля!
Станем все командой мы, взрослея,
Нашего Земного корабля.

Поплывёт он по волнам вселенной,
Счастьем, освещая всё вокруг.
Ужасы уйдут поры военной,
Все несчастья, беды и испуг.

Станет Мир и лучше и светлее
В разноцветье милых детских глаз,
Люди станут чище и добрее.
Дети! Все надеются на нас





7.И в заключение я хочу прочитать вам сказку «В одном доме». О том, как не должно быть в хорошей и дружной семье.





В одном доме (В. Осеева)


Жили-были в одном доме мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.

Вот однажды вышли они все во двор и уселись на скамейку: мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.

Посмотрел Ваня направо, посмотрел налево, задрал голову кверху. Скучно! Взял да и дёрнул за косичку Таню.

Рассердилась Таня, хотела дать Ване сдачи, да видит - мальчик большой и сильный.

Ударила она ногой Барбоса. Завизжал Барбос, обиделся, оскалил зубы. Хотел укусить её, да Таня - хозяйка, трогать её нельзя.

Цапнул Барбос утку Устинью за хвост. Всполошилась утка, пригладила свои перышки. Хотела цыплёнка Боську клювом ударить, да раздумала.

Вот и спрашивает её Барбос:

- Что же ты, утка Устинья, Боську не бьёшь? Он слабее тебя.

- Я не такая глупая, как ты, - отвечает Барбосу утка.

- Есть глупее меня, - говорит пёс и на Таню показывает. Услыхала Таня.

- И глупее меня есть, - говорит она и на Ваню смотрит.

Оглянулся Ваня, а сзади него никого нет.





Литература

1) Журнал “Воспитание школьника”, № 4-2007, “Формирование толерантного поведения в семье.”

2) Журнал “Классный руководитель”, № 1-2007, “Давайте понимать друг друга”.

3) Журнал “Классный руководитель”, № 5-2003, “Я и семья”.

4) Журнал “Читаем, учимся, играем”, № 3 – 2006.

5) Журнал “Читаем, учимся, играем”, № 7 – 2008.

6) Журнал “Досуг в школе”, № 11 – 2008.

7) Алоева М.А., Бейсова В.Е. “Родительские собрания в 3-4 классах”. – изд-во “Феникс”, 2004.

8) Старинные русские пословицы и поговорки, изд-во “Детская литература”, 1983.

9) Новости из сайта.

10) А.А.Плешаков “Мир вокруг нас” 2-й класс, изд-во “Просвещение”.







Рекомендации по использованию методической разработки в практике классных руководителей: материал поможет классным руководителям при планировании воспитательной работы.