Мини – заседание Клуба старшеклассников
Классный час
по теме «Мир профессий и твое место в нем»
Цели:
- расширить информацию учащихся о мире профессий;
сформировать правила выбора профессии;
скорректировать профессиональную направленность учащихся, помочь определиться с профилем и профессией;
показать престижность и перспективность различных профессий;
воспитывать в детях коммуникативную компетентность.
Оформление доски:
тема классного часа;
эпиграф: «Только тогда профессия по душе, когда у человека есть интерес к тому делу, которое он делает, когда он влюблен в свою работу, — только тогда он может черпать радость в своем труде». (Н. К. Крупская)
- типология профессий со стрелками;
список перспективных профессий рынка труда России;
диаграмма «Престижные профессии» (по результатам тестирования).
Ход занятия
1. Организационный момент.
Проверить степень комфортности учащихся.
2. Мотивация.
Посмотрите на доску и внимательно прочитайте эпиграф к занятию. Как вы думаете, о чем пойдет речь на классном часе?
Сформулируйте тему нашего занятия (записывается на доску).
Актуальна ли эта тема в настоящее время, ведь Н. К. Крупская писала об этом в начале 20 века, а вы живете уже в 21?
Что бы вы хотели узнать на данном занятии?
Для чего вам нужны эти знания?
Занятие поможет вам разобраться в правильности выбранного направления или даже профессии, скорректировать многообразие своих интересов, выбрать профиль.
3. Основная часть.
- Проблема выбора всегда стоит очень остро. Как правило, учащиеся задумываются об этом только в 10-11 классе или еще позже, когда бывает уже поздно, и выбранная профессия не приносит ни удовлетворения, ни радости. Как вы думаете, чем нужно руководствоваться при выборе профессии? (Интересами, своими способностями и возможностями и т.д.) Мы не знаем, какие личностные или профессиональные качества нам потребуются в дальнейшем для достижения успеха, но попробуем определить свое место в мире профессий и правильность его выбора. Послушаем результаты исследований:
Мониторинг перспективных профессий на рынке труда России на ближайшие 10 лет.
Исследование рынка труда Слюдянского района.
Анализ мотивов выбора профессии в нашем классе.
Итог.
Закончите фразу: «Профессия должна быть...» (перспективной, востребованной на рынке труда и т.п.).
Что еще нужно учитывать при выборе профессии?
В современной социальной ситуации в нашей стране при выборе профессии нужно учитывать:
Динамичность мира профессий (ежедневно появляется около 500, некоторые живут 5-15 лет, потом вымирают или меняются до неузнаваемости). Обзор газет и журналов о новых профессиях.
Очень важно стремиться получать не только одну профессию, но также и смежные. Например, юрист-экономист, товаровед-эксперт. Назовите еще смежные профессии.
Психологи считают, что каждые 10 лет следует менять профессию или проходить курсы, так как первые 3 года идет освоение, 5-7 лет — человек активно работает, после 10 лет — идет спад в работе, и человек работает без огонька, новизны, поэтому нужно заниматься самообразованием, самовоспитанием — постоянно расти.
Гиперман сказал: «Тот, кто учится самостоятельно, будет преуспевать в 7 раз больше, чем тот, которого всему научили». Таким образом, рейтинг работника будет выше, если он будет постоянно учиться, самосовершенствоваться, будет иметь разные профессии.
Согласны ли вы с этим?
Назовите пословицу, подтверждающую это. (Век живи, век учись.)
Мир профессий огромен, но в зависимости от особенностей труда их можно разделить на 5 типов: человек — техника, человек — художественный образ, человек — человек, человек — знаковая система, человек — природа.
Для каждой профессии важны свои квалификационные качества, без которых вас не будут считать настоящим специалистом, профессионалом. Подумайте и предложите те качества, которые нужно формировать для любой профессии:
самостоятельность;
ответственность;
инициативность;
здоровье;
коммуникабельность;
сдержанность;
добросовестность и т.д.
Любая профессия должна отражать:
мечты;
интересы;
склонности;
желания;
возможности (способности);
здоровье;
знания;
потребность на рынке труда.
Формула успеха при выборе профессии
потребности на рынке труда
Что мы можем отнести к каждому блоку? (Хочу, могу, надо.) Какие признаки вы вкладываете в эти слова?
Какой вывод можете сделать? (Если суметь совместить «хочу, могу, надо», то профессиональный выбор будет удачен. Иными словами, надо выбрать такую профессию, которая будет интересной, будет соответствовать способностям и пользоваться спросом на рынке труда.)
Рефлексия.
Закончите фразу.
Я сегодня задумался ....
Я сегодня узнал ....
Меня удивило ....
Я сделал вывод ....
Литература
Береснева Н.В. Классный час «В поисках своего призвания». Последний звонок №8, 2008. С.11-12