Классный час: «Мои права и обязанности»
Цель: познакомить учащихся с правами и обязанностями, воспитывать правовую культуру.
Задачи:
Разобраться в понятиях « права» и «обязанности»
Познакомить учащихся с «Конвенцией ООН о правах ребёнка» и другими документами, отражающими права и обязанности детей.
Учить применять правовые знания в повседневной жизни.
Формировать уважительное отношение к правам других людей
Оборудование: памятка «Мои права и обязанности», словарь Ожегова, «Конвенция ООН по правам ребенка»
Форма: беседа с элементами игры.
Ход классного часа
1.Организационный момент
Солнце на небе проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем.
Лучи солнышка возьмём
И к сердечку поднесём.
2. Постановка учебной задачи.
- Ребята сегодня мы будем говорить на очень серьезную и важную тему. Но пока я не могу ее огласить. Попробуйте догадаться, о чем пойдет речь. Сценка поможет нам определить предмет нашего разговора.
Сценка (разыгрывают учащиеся класса)
Ведущий: После уроков девочки решили поиграть.
Надя: Давайте поиграем в «Дочки-матери»!
Юля: Вот здорово! Я буду мамой. А ты, Надя, будешь,старшей дочкой. А ты, Оля, будешь младшей дочкой.
Оля: А я не хочу.
Надя: Чего не хочешь?
Оля: Быть младшей дочкой.
Юля: Как это ты не хочешь? Все будут играть – а она нет. Будешь!
Оля: Я не хочу.
Надя: Захочешь.
Оля: Что же вы меня заставите? А разве вы имеете на это право? Вы на это право не имеете!
Ведущий: Давайте, ребята, разберемся. Кто прав? Кто не прав?
(Дети садятся на места)
Ведущий: Давайте поговорим. Как поступили Надя и Юля? Почему они не правы? Права ли Оля?
(Дискуссия. Дети говорят. Заслушиваем различные точки зрения.)
Учитель: Может, кто-то догадался о теме нашего разговора? (Заслушиваются предположения детей)
Итак, тема нашего разговора звучит так «Мои права и обязанности»
(1 слайд).
3. Основная часть
- Сегодня мы поговорим о наших правах и обязанностях, попробуем разобраться в тех ситуациях, которые встречаются в жизни, выскажем мнение о том, почему так важно соблюдать права и обязанности. А что такое «право», «права»? Как вы думаете? В словаре это определение дано так:
Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе («Толковый словарь» С. И. Ожегова)
(слайд 2)
Значит права – это правила, которые должны выполнять все люди, чтобы жить счастливо и хорошо. Государство должно следить за тем, как выполняются правила и нормы, соблюдаются права людей, помогать своим гражданам, наказывать тех, кто мешает жить другим, нарушает их права.
А есть ли права у вас, у детей? Существуют ли документы, где прописаны права ребенка? Давайте разберемся. (Заслушиваются ответы детей.)
Учитель: Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы:
(слайд 3):
Что люди могут делать и чего не могут?
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
На что они имеют право и на что не имеют?
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.
В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека
А что такое Декларация? Декларация – это официальное заявление о чем-либо
(слайд 4, 5).
Со временем люди поняли, что дети нуждаются в специальной охране и заботе.
В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН (это такая международная организация, которая объединяет 190 стран на земле) провозгласила Декларацию прав ребенка. Декларация сыграла большую роль в деле защиты детства.
Однако декларации имеют лишь рекомендательный характер, ее нормы не обязательны для исполнения.
Другое дело - конвенция; это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал .
(слайд 6)
20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год она была принята и в нашей стране. В этом году будет уже 26 лет, как в нашей стране принята к действию Конвенция о правах ребенка.
Сегодня мы познакомимся с некоторыми правами ребенка, прописанными в данном документе. Внимание на экран (слайды 7-9).
Чтобы вы не забыли о том, какими правами обладаете, я хочу подарить вам вот такую листовку, которая называется
«Я имею право». Рассмотрите ее.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/01/28/s_5a6e30c2cfc13/814650_1.png)
Учитель: Ребята, как вы думаете, что получится, если мы будем следить за выполнением своих прав, не обращая внимания на права других людей? Представьте себе вот такую сценку:
Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.
Сын:
- Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)
Мать:
- С грязными руками за стол?! Помой руки!
Сын:
- Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!
Бабушка:
- Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.
Сын:
- Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.
Мать:
- Помой посуду, сынок.
Сын:
- Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).
Отец:
- Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!
Сын:
- Это проявление жестокости, папа.
Учитель: Что получилось в этой семье? Сын требует соблюдения своих прав, но сам не хочет нести никакой ответственности перед правами других. Человек должен не только требовать соблюдение своих прав, но и выполнять обязанности перед государством и другими людьми.
-Есть у вас обязанности в семье? Какие? ( Слайд 10-11)
-Существуют ли обязанности у учеников? Какие?
-Где могут быть записаны обязанности учеников?
Вот в уставе нашей школы тоже есть обязанности учеников, которые мы должны неукоснительно выполнять. Я предлагаю составить свой кодекс правил для нашего класса!
Работаем над созданием кодекса класса
Кодекс класса
Задание: Вычеркнуть те предложения, которые неприемлемы для класса.
-Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать кого-либо.
- В классе должна существовать дружба только между мальчиками и девочками в отдельности.
- Все в классе равны независимо от национальности, пола, убеждений.
- В классе должен быть вожак, которому должны все подчиняться и который будет руководить жизнью в коллективе.
- Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени.
- В классе у каждого должно быть прозвище, ведь так веселее жить.
- Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи, не отбирать, не ломать.
- Наш класс – дружный коллектив, поэтому у нас все общее. Можно брать в постоянное пользование любую вещь, которая тебе понравилась.
- Никто не должен бояться высказывать свое мнение по любому вопросу.
- Нужно всегда говорить только то, что говорит учитель. Нельзя высказывать другое мнение.
- Будь лично ответственным за свои слова и поступки.
- Веди себя хорошо только на уроке, а после школы можешь шалить и баловаться.
- Содержать в чистоте кабинет, установить график дежурства.
- Следить за порядком и чистотой только на своей парте, остальное - уберет дежурный.( Слайд 12)
"Сказочная викторина"
- Рассмотрев рисунок, вы должны определить название сказки и автора. Основываясь на статьях Конвенции о правах ребенка, сказать: какие права здесь нарушены, и помочь сказочному герою защитить свои права.
« Колобок» (Слайд 13)
- Как называется сказка? Кто автор? (русская народная сказка "Колобок").
- Лиса говорит: "Колобок, колобок, я тебя съем!"
- Что должен ответить Колобок, защищая свои права? (Не имеешь права посягать на мою жизнь).
- Как называется эта сказка? Кто её написал?
Рус. нар. сказка "Маша и Медведь". (Слайд 14)
- Какое право нарушил медведь, не отпуская Машеньку домой?
- Медведь говорил: "Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить".
- Как должна ответить Маша, защищая свои права?
(Не имеешь права лишать меня свободы)
«Приключение Буратино» (Слайд 15)
- Назовите сказку. Кто автор? Алексей Николаевич Толстой
- Какую статью нарушил Карабас-Барабас, когда подвесил Буратино на крючок, а затем хотел бросить его в костер?
- "Не имеете права подвергать меня пыткам и жестокому обращению".
«Лиса и Заяц» (Слайд 16)
- Кто знает название и автора этой сказки? (Лиса и Заяц. Русская народная сказка)).
- Какую статью нарушила Лиса, выгнав Зайчика из дома? (статью16)
- Как должен ответить Зайчик? (Не имеешь права вторгаться в мое жилище, оно неприкосновенно).
«Золушка» Шарль Перо (Слайд 17)
- Назовите сказку. Кто знает автора? ("Золушка" Шарль Перро).
- Мачеха с утра до ночи заставляла Золушку трудиться. Ей было запрещено участвовать в забавах и развлечениях сестер.
- Что нарушила мачеха?
- Золушка: "Не имеете права лишать меня отдыха и досуга".
Обсуждение ситуации:
Давайте вспомним знакомую вам сказку Г.-Х. Андерсена “Гадкий утенок”
– Все ли обитатели птичьего двора имели одинаковые права?
– Почему обижали маленького утенка?
- Имеют ли право люди плохо относиться к человеку, который на них не похож?
-Все рождены свободными и равные в правах.
4. Заключительная часть. Рефлексия.
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами очень хорошо поработали, многое узнали. Я думаю, что каждый из вас сделает для себя правильные выводы. Соблюдайте свои обязанности и помните о своих правах.
Подготовленный ученик читает стихотворение
Я ребёнок, я- человек, я должен иметь права
На то, чтобы жить свободной стране, а не там, где идёт война
Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтоб быть любимым,
Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.
Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.
Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.
Слайд 18