СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Мои права и обязанности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе классного часа учащиеся знакомятся с понятиями "права" и "обязанности", подробно изучают права ребёнка, права учащихся, закреплённые в Уставе школы. Изученный материал закрепляется с помощью разбора правовых ситуаций. Материал классного часа может быть использован в мероприятиях правовой направленности.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Мои права и обязанности"»

Классный час по теме «Мои права и обязанности».

Цель: создать ситуацию, при которой учащиеся смогут выяснить- почему в правовой статус человека входят не только права, но и обязанности.

Задачи:

  1. Дать определение понятий «права» и «обязанности».

  2. Показать особенности прав личности.

  3. Рассмотреть характеристику прав и обязанностей учащихся.

  4. Указать на ответственность за нарушение или невыполнение своих обязанностей.

Форма проведения: познавательный классный час с объяснением материала, с его обсуждением и закреплением на конкретных ситуациях с использованием ролевой игры.


Использованная литература:

    • Конституция РФ.

    • Семейный кодекс.

    • Гражданский кодекс.

    • Конвенция о правах ребенка.


Ход кл. часа:

Организационный момент.

Тема нашего занятия «Мои права и обязанности», поэтому мы должны рассмотреть с вами, что они означают и в чем состоит их отличие друг от друга?

Изучение раздаточного материала.
Давайте сначала разберем понятия «право» и «обязанности».

Право – это совокупность норм, с одной стороны, предоставляющих, а с другой стороны, ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях. - Что такое, например, право на жизнь?
Это означает, что человек свободен располагать своей жизнью, что никто из ближних не должен ему в этом препятствовать; оно означает, что человек свободен жить в мире, и что все прочие люди должны уважать эту свободу.

- Теперь представим себе, что свобода лица, например, свобода человека ничем не ограничена, что нет никаких правил, ее обуздывающих и сдерживающих. Понятно, что при таком порядке вещей не может быть речи о праве. Если каждому человеку принадлежит безграничная свобода распоряжаться чужой жизнью, то это значит, что никто не имеет права на жизнь; если нет правила, ограничивающего его свободу захватывать все те вещи, которые он желает, отнимать их у соседей, то это значит, что ни у кого нет права собственности. Если нет никаких правил, ограничивающих мою свободу принуждать ближних к тем или другим действиям в мою пользу, если я могу бить, оскорблять и обращать их в орудия моей прихоти, то это значит, что никто не имеет никаких личных прав. Следовательно, где свобода отдельного лица не ограничена никакими правилами, никакими предписаниями, там нет вообще никакого права.

Обязанность – это необходимость, предписывающая каждому человеку определенные вид и меру поведения, и ответственность за ненадлежащее его исполнение.

Обязанности устанавливаются как в целях осуществления интересов всего общества, государства, так и в интересах каждого отдельного гражданина.

Если права характеризуются содержащейся в них личной свободой, то наиболее существенное в обязанностях заключается в ответственности за исполнение предписаний закона, но права и обязанности едины, так как это единство обусловлено, прежде всего, сочетанием личных (частных) и общественных интересов.

- Ребята! В чем отличие прав и обязанностей?
Своими правами мы пользуемся по желанию, а обязанности мы обязаны выполнять.

Впервые необходимость защиты ребенка была предусмотрена в Женевской Декларации прав ребенка 1924 года и Декларации; прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 года. Она была признана воВсеобщей декларацией прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, а также в уставах и соответствующих документах специализированных учреждениях и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей.

Ребенком признается лицо, не достигшее 18 лет, за исключением тех случаев, когда в соответствии с национальными законами предусматривается совершеннолетие в более раннем возрасте.

Все права распространяются на всех детей без исключения. Государство обязано защищать ребенка от любых форм дискриминации и принимать необходимые меры по защите его прав.

Теперь поговорим о правах личности, которые вы должны знать.
(Представляет ученик ).
Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

  • Ребенок имеет право на имя при рождении. Ребенок имеет право на получение гражданства и, насколько это возможно, на то, чтобы знать, кто его родители, а также на заботу с их стороны.

  • Ребенок имеет право жить и воспитываться в семье за исключением тех случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка.

  • Ребенок имеет право свободно передвигаться, выбирать место жительство.

  • Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды, получать и передавать информацию независимо от границ.

  • Дети имеют право на защиту от вмешательства в их личную, семейную жизнь, а также в их переписку, на защиту от клеветы и оговора.

  • Ребенок имеет право на медицинскую помощь.

  • Ребенок имеет право на образование.

  • Ребенок имеет право на отдых, досуг и участие в культурной и творческой жизни.

  • Дети имеют право не быть подвергнутыми насилию, пыткам, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

  • Дети имеют имущественные права.

- Кто может защитить права ребенка? Родители, органы опеки и попечительства, суд, КДН и др.

В Уставе школы отражены права учащихся. Рассмотрим их.
(Представляет ученик ).

  • Получение бесплатного общего образования (начального, основного, среднего (полного)) в соответствии с государственными стандартами.

  • Выбор формы образования.

  • Получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг.

  • Уважение человеческого достоинства, свободное выражение собственных взглядов и убеждений.

  • На всестороннее развитие своих способностей и дарований.

  • Объективную оценку знаний и умений.

  • На апелляцию в случае конфликта с учителем или другим работником школы в любой орган управления «Учреждением».

  • На отдых в перерывах между уроками и в период каникул.

  • На меры их социальной поддержки, установленные законодательством РФ, а также льготы, устанавливаемые школой.

Теперь мы должны познакомиться с вашими обязанностями.
(Представляет ученик ).
Соблюдать Конституцию РФ и законы.

  • Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники старины.

  • Обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях.

  • Сохранить окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

  • Обязанность получить основное общее образование.

  • Приходить на занятия без опозданий, чистыми и опрятными, в школьной форме, иметь спортивную форму, сменную обувь.

  • Уважать честь и достоинство других обучающихся и работников.

  • Пресекать проявления грубости и бестактности.

  • Выполнять требования работников школы в части, отнесенной к их компетенции Уставом, Правилами поведения обучающихся, приказами директора и решениями педагогического совета.

  • Систематически работать над расширением своего кругозора.

  • Заботиться о чести школы, поддерживать ее авторитет, приумножать традиции.

Закрепление пройденного материала.

Итак, мы с вами подробно разобрали права и обязанности, которые вы должны знать и выполнять. Но случается так, что про свои обязанности человек забывает, а, не зная своих прав, попадает в неприятные ситуации. Давайте закрепим изученный материал на конкретных примерах из жизни класса.
(Учащиеся инсценируют ситуации).

Ситуация 1.

Между одноклассниками Женей и Кириллом произошел спор, после которого мальчики подрались. В результате у Жени был сломан нос, а Кирилл получил удар в живот. Рядом находившийся Артем не остановил драку.

- Какие обязанности и права были нарушены? Обязанность пресекать проявление грубости и бестактности. Право на уважение человеческого достоинства.

Ситуация 2.

Мальчика Данилу воспитывает одна мама, которая часто не пускает его в школу. Она заставляет его выполнять домашнюю работу во время уроков. Причем Данила все время с ней соглашается.

- Какое право было нарушено по отношению к Даниле? Право на образование и право не быть подвергнутым насилию. А Данила сам нарушил право: свободно выражать свои взгляды и обязанность: получить образование.

Ситуация 3.

На урок ученица Даша пришла в неприличном виде: короткая юбка, блузка с глубоким вырезом, сапоги на высоком каблуке, чрезмерное использование косметики.

- Какие обязанности нарушила ученица? Обязанность приходить в школьной форме, чистыми и опрятными, со сменной обувью.

Ситуация 4.

Группа школьников пришла на прогулку в парк. Побегали, попрыгали, поели, поиграли, разбросали пустые пакеты, бутылки от газированных напитков и ушли.

- Какие обязанности они нарушили? Обязанность сохранить окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Ситуация 5.

Марина завела дневник, в который записывала свои самые сокровенные мысли. Она его приносила в школу и держала в портфеле. И вот однажды одноклассники-мальчишки вытащили дневник, прочитали его и стали дразнить Марину.

- Почему были не правы мальчики? Они нарушили право на неприкосновенность частной жизни, личную тайну; они подвергли Марину клевете.

Подведение итогов.

Таким образом, каждый ребенок в соответствии с Конституцией РФ и Конвенцией ООН о правах ребенка имеет право на их защиту, но у человека есть и обязанности, которые он должен выполнять. Без прав нет обязанностей, без обязанностей нет прав.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!