СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час «Мой след на земле»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Многие молодые люди ищут смысл жизни, спрашивают, в чем он. Существует множество ответов на этот вопрос и чаще всего отвечают, что смысл жизни каждый должен найти сам. Звучит красиво, но это неправда.

Просмотр содержимого документа
«Классный час «Мой след на земле»»

Классный час

« Мой след на земле»


Задачи классного часа:

  1. Обсудить с учащимися проблему нравственного понимания смысла жизни, своего следа на земле.

  2. Способствовать формированию мотивации и стремления к совершению добрых поступков.

  3. Развивать умения самоанализа, критического мышления, учить
    детей размышлять, делать выводы в рамках обсуждаемой нравственной проблемы.

4. Воспитывать уважительное, неравнодушное отношение к самому себе, стремление самому быть честным в отношениях с самим собой и людьми.

Форма проведения: нравственный классный час


Ход классного часа

Вступительное слово классного руководители:

Однажды человек, впервые поехавший на Кавказ и посмотревший множество исторических мест и памятников, решил зайти на кладбище, ему было интересно пройти дорожками старого кладбища, вчитаться в надгробные эпитафии, увидеть фамилии, которые оставили заметный след в истории данного края и цивилизации. Каково, было его удивление, когда на памятниках он прочитал следующие надписи:

«Ираклий Манадзе. Родился в 1820 году. Умер в 1858 году. Прожил три года».

«Сорго Абашидзе. Родился в 1867 году. Умер в 1910-году. Прожил 120 лет».

Таких надписей человек встретил много. Они были разными, но запись их была такой же, как и на тех первых, которые он увидел, войдя на территорию кладбища: родился, умер, прожил.

- Как вы думаете, с чем могут быть связаны такие странные подсчеты прожитых лет в надписях на могильных плитах?

(Ответы детей)

Чтение и обсуждение Пушкинской проповеди Симона Соловейчика.

«Вот вопрос, который разделяет всех людей на две части, так \ что вы сегодня же после проповеди, а может быть, даже в самую минуту, когда произносятся эти слона, сами решите, к какой половине человечества вы принадлежите.

Нет, речь не идет о мужчинах или женщинах, о суровой и прекрасной половине, - речь совсем о другом.

Вот как разделяются люди: на тех, кто просто живет, проживая свой сегодняшний день и кто, как получится, иногда даже не зная, как и чем его занять II на тех, кто иногда задумывается над тем, а что же он оставит в жизни после себя, какой след..

Многие молодые люди ищут смысл жизни, спрашивают, в чем он. Существует множество ответов на этот вопрос и чаще всего отвечают, что смысл жизни каждый должен найти сам. Звучит красиво, но это неправда.

Человек в одиночку не может найти смысл жизни, потому что каждый из нас не первым родился на этот свет, и вопрос, который мучит нас сегодня, мучил людей и тысячу лет назад, и две тысячи лет назад, и десять тысяч лет назад – всегда.

А ответ этот в общем виде и сложен, и прост. Сейчас вы его услышите. Сейчас будет сказано самое важное из всего, что должен знать человек.

Вот этот ответ: внутри человека, внутри меня, внутри тебя, внутри вас смысла жизни нет. Смысл жизни находится вне нас.

Еще раз повторим: смысл жизни находится вне человека.

И состоит он, если говорить просто, даже упрощенно в том, чтобы оставить своей жизнью добрый след.

Когда человек умирает, в церкви поют ему: -Вечная память! Вечная память! Вечная память!»

Почему память, да еще и вечная? Кто будет помнить человека, если все, знавшие его, умрут?

Память это, если сказать иначе, след, оставленный в жизни. След, оставленный в житейском море. Это не тот след, который оставляет за собой моторная лодка или большой корабль, это реальный след навсегда.

КАЖДЫЙ из нас своим существованием участвует в созидании ОДНОЙ НА ВСЕХ ВЕЛИКОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Если строят храм, а ты, проходя мимо, положил в него лишь один кирпич, - оставил ты след, вечную память о себе?

Это не важно, что кирпич положили бы без тебя.

Это не важно, что никто не будет знать, какой именно кирпич ТВОЙ.

Это не важно, что на нем пет именной надписи.

Э)то не важно, что никто не будет знать, положил ли ты кирпич или прошел равнодушно мимо.

Действительно важно лишь одно: то, что ты его положил. И в том смысл всей твоей жизни. Для этого ты жил и страдал. Именно для того кирпича в общий храм.

Все эти мысли навеяны одной пушкинской строкой.

Семнадцатилетний (семнадцатилетний!) поэт и своем стихотворении «Элегия» написал:

Покину скоро я друзей,

И жизни горестной моей

Никто следов уж не приметит;

Последний взор моих очей

Луча бессмертия не встретит,

И погасающий светильник юных дней

Ничтожества спокойный мрак осветит.

Вот что страшило поэта: «спокойный мрак ничтожества». Жизнь, прошедшая бесследно. Жизнь ничтожная, Жизнь, поминаемая с проклятьем или не поминаемая вовсе.

В чем же задача жизни?

Перейти в ту людскую половину, которая не просто живет, а д мает о следе своей жизни. ТАК ПРОСТО.

Вопросы учащимся:

  1. Какое впечатление произвела на вас Пушкинская проповедь звестного писателя, педагога, ученого, человека Симона Соловейчика?

  2. Прав ли писатель, говоря о значении нравственных следов человека на земле?

  3. Имеет ли значение для человечества жизненный след каждого конкретного человека?

  4. Можно ли провести параллель между тем, что пишет в своей проповеди писатель и тем, что прочитал человек на могильных плитах кладбища?

  5. Почему свое произведение писатель назвал проповедью?

6. Какие чувства вызвало у вас чтение ЭТОГО произведения?

Работа учащихся в группах.

Рассказы учащихся о людях, оставивших заметный след на земле своими поступками, своей жизнью.

Группа № 1

Нам представляется возможным рассказать о человеке, всей своей жизнью доказавшем, что след на земле можно оставить лишь тогда, когда ты веришь в то, что можешь многое.

Композитор Валерий Гаврилин родился очень далеко от цивилизации, в Вологодской области, в глубинке России.

Когда ему было три года, его отец погиб на фронте. Во время сталинских репрессий арестовали его мать. Вскоре он оказался в детском |доме.

Жизнь детдомовцев никогда не была легкой, а тем более в трудные военные и послевоенные годы. Но именно в детдоме Валерий Гаврилин увидел рояль и понял, что не хочет с ним расставаться.

Он работал много. Гораздо больше выполнял трудной работы, чем его товарищи, лишь бы ему позволили сесть за рояль.

Спустя какое-то время талантливого мальчика показали преподавателю Ленинградской консерватории. Вскоре после показа Валерий Гаврилин становится студентом школы для одаренных детей при Ленинградской консерватории. Маленький худенький и очень часто го­лодный мальчик с пяти утра и до поздней ночи упорно занимался музыкой, по выходным дням ходил и консерваторскую библиотеку мыть полы, чтобы ему позволили переписать ноты известных композиторов, произведения которых ему так хотелось играть.

Слава пришла сразу после окончания консерватории. Будучи совсем молодым человеком, Валерий Гаврилин получил первую Государственную премию России за сочиненную им вокально-симфоническую поэму «Русская тетрадь».

Сегодня его музыка исполняется в концертных залах веего мира, она стала достоянием человечества.

Группа № 2

Свой рассказ мы хотели бы посвятить человеку, который жил достаточно давно, но оставил свой след в истории России, в истории древнерусского государств.

Боярин Вышага был сыном новгородского боярина Константина, который имеете со своей дружиной отвоевал для Ярослава Мудрого престол Киевской Руси.

Однажды русские воины отправились в очередной поход на Византию. Вскоре начался большой шторм. Суденышки, на которых плыли воины, стихией изломало и выбросило на берег. Все доспехи воинов затонули. На враждебном берегу оказалось более шести тысяч голодных безоружных воинов. Уцелело только два корабля. Бояре, которые были во главе этого похода, быстро погрузились на корабли и отплыли в сторону Киева. Они не хотели позора плена и посчитали для себя возможным бросить на произвол судьбы безоружное войско. Только Вышата, сын новгородского князя Константина, посчитал для себя невозможным бросить безоружных растерянных воинов на территории врага. Он знил, что его ждет позор и плен, но уплыть с боярами отказался.

И был плен. Был позор плена. Его, гордого, могучего богатыря, в плену ослепили. Но Вышата выдержал все и, пройдя все испытания, собрал русских воинов и привел их на родную землю, в Киев. После и этого он стал на Руси самым уважаемым человеком. За него молились в своих домах жены и матери возвращенных воинов, Его имя навсегда осталось в истории государства российского, бояр же, не пожелавших позора, не помнит никто и не знает их имен. Плен и поражение стало победой Вышаты, а его след в общем храме — это тысячи спасенных людей.

Группа № 3

Свой след на земле люди могут оставлять по-разному. Кто-то своим талантом и работоспособностью, кто-то мужеством и храбростью. Но есть в истории люди, которые оставили свой след широтой своей души, щедростью, собственной человечностью и порядочностью.

Купцы Сибиряковы были знамениты в России со времен императрицы Екатерины. Дед Александра и Иннокентия Сибиряковых был депутатом, владел золотыми приисками, ему принадлежала торговля на Аляске, Алеутских островах.

Их состояние было несметным. В любом справочнике о промышленности и торговле их фамилия занимает первое место.

Братья Александр и Иннокентий получают инженерное образова­ние и возвращаются в Сибирь, чтобы служить своему народу.

Александр финансирует арктические экспедиции. По его заказам строят пароходы, эти пароходы создают регулярное сообщение по великим рекам Сибири. На деньги братьев строятся школы и больницы, гимназии и библиотеки.

Иннокентий Сибиряков создает сотни именных стипендий для способных молодых людей. Благодаря им сотни молодых и способных людей из простого народа могли учиться в университетах.

Александр основывает Томский университет и вместе с Д. И. Менделеевым является его почетным членом.

Истратив все свое состояние на развитие и просвещение Отечества, он живет в Швейцарии на пенсию от королевы Великобритании.

Иннокентий уходит простым иноком и Афонский монастырь, а все свои деньги завещает музеям и образовательным учреждениям родной Сибири.

Группа № 4

В Париже на улице Ульм есть дом, к которому всегда, в любое время года парижские экскурсоводы приводят путешественников и экскурсантов. На доме — мемориальная доска: «Здесь была лаборатория Пастера». На его усыпальнице высечена надпись: «Благодарное человечество своему благодетелю». Еще при его жизни на него молились как наснятого.

Однажды Пастер написал в своем дневнике: «Я верю, что наука и мир восторжествуют над войною, что народы придут к соглашению не в целях истребления, а созидания, будущее будет принадлежать тем, кто больше сделает для страждущего человечества».

В 1880 году в одном из госпиталей Пастер увидел девочку, умирающую от укуса бешеной собаки.

Над ее постелью Пастер поклялся создать такую вакцину, которая поможет человеку избежать подобных мучений.

Прошло совсем немного времени, и Пастер создал вакцину, но ее еще долго необходимо было апробировать. Тогда Пастер принимает решение заразить себя, чтобы па собственном организме проверить ее действенность.

Однако в это время к нему привезли из России 19 крестьян из-под Смоленска, которых искусал бешеный волк. Пастер принял решение проверить на них действие своей вакцины. В случае неудачи ему грозила тюрьма и безвестность, но он взял всю ответственность на себя. За ходом его лечения следили на всех континентах. Мир замер в ожидании исхода. И он был счастливым. Все 19 крестьян вернулись в Россию здоровыми и невредимыми.

Луи Пастер — человек, следы которого на земле не сотрутся никогда, даже если пройдут миллионы лет.

Классный руководитель: Как мы видим, следы на земле, кирпичики в храм жизни могут быть мужественными, бескорыстными, честными и талантливыми. Их особенностью является то, что они именные. И не важно, знаем ли мы имена всех героев, внесших свой вклад в победу или мирное строительство человечества, важно то, что храм жизни существует благодаря всем его строителям, независимо от того, какую лепту они внесли в его строительство.

Свой след оставили на земле и те, кто предотвратил своей жизнью чернобыльскую трагедию, и те, кто строил дороги, прокладывал туннели, кто сейчас создает прекрасную музыку, сеет хлеб, лечит людей. Каждый день каждый из нас оставляет свои следы на земле в истин­ном и переносном смысле. Известный русский писатель А. М. Горький сказал гениальную фразу: «На день надо смотреть как на маленькую жизнь».

  • Как вы понимаете высказывание А. М. Горького?

  • Какие примеры вечной памяти людям, жившим на земле, вы
    могли бы привести?

Выступления учащихся

Слово классного руководи геля.

Уже давно по земле шагает XXI век. ЦИВИЛИЗАЦИЯ идет вперед. Но правила нравственности, на основе которых строится храм жизни, ос­тались и останутся незыблемыми.

Родился человек на земле. Врач берет его маленькую ножку в свои большие и добрые ладони и делает оттиск ее на белом листе бумаги на память папе и маме малыша. Первый след на земле...

Таких следов будет много. Они будут разными, эти следы. Какими они будут - зависит от многих людей, но, в первую очередь, они зависят от него, человека, который шагает по земле.

Хочется, чтобы его следы не разбрасывали грязь, не грохотали кованым сапогом по булыжной мостовой, не пинали того, кто слабее.

Хочется, чтобы человек прошел по жизни так, чтобы его потомкам, идущим за ним следом, хотелось повторить его следы, идти им вслед, с благодарностью вспоминая того, кто был первопроходцем.

Ушел человек из жизни, а люди вспоминают его следы на земле с благодарностью и любовью, с уважением и радостью от того, что его следы сделали мир добрее и человечнее.

Идет по кладбищу человек, читает: 1832-1856. Жил 10 лет. 1832-1856. Жил 75 лет.

В одно и то же время жили эти люди, только разной была эта жизнь. И различные следы оставили они на земле. И память о себе оставили тоже разную. Вечную память и память-забвение.

Игровое упражнение «Эпитафия».

Давайте заглянем в настоящее и немного в будущее и представим себе человека, который, к примеру, родился в 1996 году и прожил 70 лет. Его жизненный путь закончился в 2066 году. Каким он был, этот путь? Как он жил? Какие следы после себя оставил?

Каждый из вас должен назвать одно событие* из жизни этого человека, которое составит целую цепочку его жизненных следов, вплоть до 2066 года. Каждый из вас напишет слово в его честь, когда он закончит свой земной путь. Итак, мы начинаем!

Игровое упражнение «Следы».

Учащимся предлагается подумать над следующими словами известного философа древности Сенеки и дать им оценку:

«Благо не в том, чтобы жизнь была долгой, а в том, как ею распоря­диться: может случиться, да и случается нередко, что живущий долго проживает очень мало».

«Жить, как пьеса: не то важно, длинна ли она, а то, хорошо ли сыграна».

Заключительное слово классного руководителя.

След на земле...

Пусть каждый человек, маленький или большой, задумается, каким будет его след на земле. Ваши следы — это память о вас будущих поколений.

Так хочется, чтобы ваши следы были следами, творящими добро. Да будет так.

Подведение итогов классного часа.