Классный час 2 класс
Тема: "Моя семья".
I.Вступление.
Утром ранним кто- то странный
Заглянул в моё окно,
На ладони появилось ярко – рыжее пятно.
Это солнце заглянуло.
Будто руку протянуло,
Тонкий лучик золотой.
И как с первым лучшим другом
Поздоровалось со мной!
- Солнце встречает каждого из нас теплом и улыбкой. Дарит хорошее настроение. И я хочу пожелать вам, чтобы каждый день приносил только радость.
II.Введение в тему:
-Чтобы узнать, о чём пойдет речь на сегодняшнем уроке вам поможет стихотворение:
У меня есть мама.
У меня есть папа.
У меня есть бабушка.
У меня есть дедушка.
А у них есть я!
— Как назвать одним словом: мама, папа, бабушка, дедушка, я? /семья/
Вот сегодня на уроке мы поговорим о семье.
Пусть всё к лучшему преобразуется
В наших душах, на нашей земле!
Человек – он в семье формируется.
Поведем разговор о семье!
— Как вы понимаете слово «семья»? (родные люди, любимые близкие люди)
III. Основной этап урока.
1)- Давайте обратимся к словарю Ожегова.
- Как он определил понятие семья?
Словарь Ожегова С.И.
1. Это группа живущих вместе близких родственников;
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу,
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты,
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение, трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно.
2) Семья. Как греет душу это слово! Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье ты желанный ребёнок. Здесь тебя нарекли святым именем.
А сколько в слове «семья» загадок и поучительных открытий. Слово «семья» можно разделить. Например, на два слова: «семь» и «я». Тогда оно как будто говорит нам: «семья – это семеро таких же, как и я». И, правда – в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, нравом и характером. Могут быть общие увлечения и любимое занятие.
Вы скажете, что не в каждой семье наберётся семеро. Верно, но не это важно. Число 7 издавна считается особенным. Оно неделимо и как бы напоминает о том, что и семья тоже едина и неделима.
- Ребята, у всех у нас есть семья, в которой мы живём. Неважно, большая она или маленькая, но она есть! Раньше семьи всегда были большими. И сейчас есть семьи большие, есть и маленькие.
- А сколько человек в вашей семье? “В моей семье…”. Перечислите всех членов семьи.
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут всегда с любовью
И провожают в путь с добром!
3) Работа над загадками.
1. Она лучше всех на свете,
Без неё прожить нельзя.
Есть она у Кати, Пети
И, конечно, у меня. (мама)
2. Шкаф тяжёлый кто подвинет?
Кто розетки нам починит,
Кто все полочки прибьёт,
В ванной утром кто поёт?
Кто в машине за рулём?
На футбол мы с кем пойдём? (папа)
3. На него смотрю всегда
И беру с него пример.
Он на папу так похож!
Но только с сединой – и что ж? (дедушка)
4. У мамы работа, у папы работа,
У них для меня остаётся суббота!
А с нею я дома всегда,
Она не ругает меня никогда! (бабушка)
5. Маме на радость, папе в награду,
Он появился, наследник – отрада.
Родной, несмышлёный, пуговки–глазки –
Ему всё вниманье, забота и ласки. (сын, брат)
6. Радость в глазах, в глазах удивленье,
В семье у нас нынче ещё прибавленье!
В доме у нас появилась девчонка!
Теперь я ей брат, а она мне …(сестрёнка)
7. Она всё на свете помнит и знает
И бабушка мамой её называет!
И часто приходят к ней в дом доктора
Она же мне пра…, она же мне пра… (бабушка)
8. У мамы сестра
Веселей не найдёте!
Ей очень горжусь,
Ведь она моя … (тётя)
9. К нам приехал папин брат.
Встрече с ним я очень рад!
Он твердит, в глаза мне глядя: «Руку жми, ведь я твой…(дядя)»
- О ком эти загадки?
4) А сейчас попробуйте подобрать слова, которые характеризуют семью.
- Какая может быть семья?
(Дружная, большая, трудолюбивая, любящая, заботливая, и др.)
5)- Что объединяет членов семьи? / Ведение совместного хозяйства, распределение бюджета, родственные отношения, общие увлечения./
Во многих семьях есть особые традиции.
Поговорить о традициях семьи.
6) Наш класс – это школьная семья.
Давайте перелистаем календарь назад и вспомним 1 сентября 20.. года. Что произошло в этот день?
Дети. Мы стали школьниками. (Показ фото).
И родилась наша школьная семья. В нашем классе сложились свои традиции. Какие?
Дети. Каждую пятницу ходим в кино, поздравляем друг друга с днём рождения, экскурсии в природу, чаепитие.
Семья – это дом. (Учитель открывает рисунок дома на доске).
Что бы вы пожелали нашему дому, чтобы он стал еще крепче? /пожелания/
В нашей семье 22 человека.
В древние времена жила семья из 100 человек. В семье всегда царили мир, любовь, согласие. Люди спросили у главы семьи: «Как вам удаётся, никогда не ссориться?» Он взял бумагу и написал всего одно слово «понимание».
Я желаю нашему дому понимания.
Дом – это там, где вас поймут,
Там, где надеются и ждут.
Где ты забудешь о плохом –
Это твой дом.
Ваши родители – это тоже наша семья.
Вот теперь вся наша семья в сборе. И это очень здорово!
7) Чтение сказки и беседа по содержанию.
Послушайте удивительную историю, которая произошла с одним мальчиком.
«Жил – был мальчик Толя. Как и все дети, он учился в школе. Однажды Толя пошёл в школу, не выучив урока, и очень боялся, что учитель вызовет его к доске отвечать.
- Ах, если бы я смог стать невидимкой, чтобы меня никто не видел и не слышал, - подумал он.
Учитель начал урок с переклички. Когда очередь дошла до Толи, услышав свою фамилию, мальчик ответил: «Я здесь». Но учитель, вздохнув, сказал: «Жаль, что Толя не пришёл сегодня в школу. Я как раз хотел вызвать его к доске отвечать». Тут Толя понял, что стал невидимкой, и очень этому обрадовался.
После урока ученики выбежали на улицу. Они весело разговаривали друг с другом, смеялись, играли в разные игры. Вместе с ними выбежал Толя. Но ребята не видели мальчика. Толя напрасно старался обратить на себя внимание. Ему очень хотелось похвастаться, что он невидимка. Он подбегал то к одному, то к другому мальчику, говорил им что – то смешное, даже конфеты предлагал. Но ребята попросту не замечали его.
Толе стало скучно, и он побежал домой.
Во дворе он увидел, что мама стоит на балконе и ждёт его.
- Мама, вот он я! – закричал Толя.
Но мама не видела и не слышала его, поэтому ничего не ответила сыну.
- Я не хочу быть невидимкой, - заплакал Толя. – Хочу, чтобы мама меня видела, хочу разговаривать с ребятами, хочу, чтобы учитель вызвал меня отвечать урок! Очень плохо быть невидимкой! Очень плохо быть одному!
И Толя снова стал обыкновенным мальчиком».
- Кому понравилась эта поучительная история?
- Что особенно запомнилось?
- Почему в начале сказки Толя был доволен, что остался один?
- Почему Толя решил, что невидимкой быть плохо?
Вывод: Действительно, плохо человеку, когда ему не с кем поиграть, поговорить, поделиться своими горестями и радостями, то есть не с кем общаться. Человек не может жить без общения с другими людьми. Самые близкие люди для нас – это наши родные, наша семья.
А теперь мы посмотрим, знаете ли вы своих родственников, и кто кому кем приходится. Выполним несколько упражнений:
А) Игра « Кто кому кто?»
– Даша, ты кто для мамы? (дочь)
– Саша, кто называет тебя сыном? (папа)
– Никита, ты кто для бабушки? (внук)
– Настя, у папы есть мама. Кто она тебе? (бабушка)
– Родион, у мамы есть сестра. Кто она тебе? (тётя)
– Катя, у маминой сестры есть дети: сын и дочь. Кто они тебе? (двоюродные братья и сёстры).
Б) Игра «Найди пару».
8. Презентации учеников.
Некоторые ребята из нашего класса приготовили небольшие презентации о своей семье. Послушаем их.
Вот видите, вокруг нас живут разные семьи. В каждой из них может быть разное число людей или членов семьи.
- А когда все родные встречаются вместе, то, как говорят?:
(“Собрались в семейном кругу”.)
9. Соберите пословицы.
Не красна изба ___________, а красна ______________.
В семье любовь да совет, так и нужды нет.
Умение ладить с собой и с людьми – это самое ценное качество в человеке. Семья – наш общий дом. Когда дом наполнен улыбками, взаимопониманием, в нём тепло и уютно всем. Все чувствуют себя хорошо и комфортно.
IV. Итог урока.
Каждая семья интересна. В ней есть чему поучиться. Семья является для человека самым важным в жизни, и какое счастье, что у вас всех она есть.
Посмотрите на доску. Чего не достаёт нашему солнышку? (лучей)
Давайте их дорисуем.
На части не делится солнце лучистое,
И вечную землю нельзя разделить,
Но искорку счастья – луча серебристого
Вы в силах родным подарить.
6