СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Мораль и право"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час направлен на формирование гражданской позиции, правовой и нравственной культуры у старшеклассников.

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Мораль и право"»





















Устный журнал

«Мораль и право- дороги,

ведущие к человечности»























Устный журнал «Мораль и право-дороги,

ведущие к человечности»

Цель: формирование гражданской позиции, правовой и нравственной культуры у старшеклассников.


Задачи:

Способствовать развитию критического осмысления своих и чужих поступков.

Формировать активную жизненную гражданскую позицию, умение говорить “нет” в ситуации нравственного выбора.

Оформление: цитаты, выставка книг.

Раздаточный материал: кроссворд, пример, “Моральное” лото.


Эпиграф: цитаты на доске:

Истинный показатель цивилизации –

не уровень богатства и образования,

не величина городов, не обилие урожаев,

а облик человека, воспитанного страной.

Р. Эмерсон

Есть две морали: одна пассивная, запрещающая делать зло, другая – активная, которая повелевает делать добро.

Д. Льюи

Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан.

Н. Некрасов







Ход мероприятия

Ведущиe:

Сегодня мы наш устный журнал назвали «Мораль и право – дороги ,ведущие к человечности». И начнём мы его с очень важного разговора о том, что нужно человеку, и взрослому и ребёнку, чтобы жизнь наша была справедливой и потому радостной и счастливой.

И первая страница – Право человека.

Ведущие Право человека – это охраняемая, обеспечиваемая государством, узаконенная возможность что-то делать, осуществлять.

Право человека – это то, что соответствует природе человека и что разрешено законом.

Система права состоит из многих отраслей: государственное право, сельскохозяйственное право, гражданское право, трудовое право, семейное право, финансовое право, административное и уголовное право.

Права взрослого человека и ребёнка надо знать и учиться ими пользоваться.

Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и из бедной. Здесь были и мужчины и женщины. Они отличались друг от друга цветом кожи, говорили на разных языках, поклонялись разным богам.

Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды

Всех собравшихся объединяло одно желание: чтобы никогда больше не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины.

Поэтому они все вместе написали Закон. Они привели в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, в том числе ребенок, для того чтобы все знали и уважали эти прав

С правовыми вопросами мы сталкиваемся гораздо чаще, чем это кажется на первый взгляд. Ошибочным является мнение, что область применения права ограничивается наказанием лиц, совершивших различные правонарушения. Многие, возможно, удивятся, узнав, что наши поступки часто имеют правовую оценку.

С 1990 года Россия является участницей Конвенции ООН «О правах ребенка».

В соответствии с этим международным документом Россия приняла на себя многочисленные обязательства по обеспечению прав ребенка.

Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную правами и способную в той или иной степени к самостоятельному их осуществлению и защите.

Ребята, вот небольшой перечень прав ребенка, признанный Конвенцией:

Согласно определению, данному в Конвенции (ст.1), «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

. Каждый ребенок имеет право на жизнь (ст.6).

. С момента рождения ребенок имеет право на имя и на приобретение гражданства (ст.7).

Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение (ст.13).

Ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии (ст.14)

Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществлении его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию (ст.16).

Ребенок имеет право на образование (ст.2

Государства-участники Конвенции обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнуть пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения и наказания (ст.37).

. Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг (ст.31).

Ведущие:

С 1 января 1997 года введен новый Уголовный кодекс Российской Федерации, в котором есть специальный раздел, посвященный уголовной ответственности несовершеннолетних.

В Уголовном кодексе точно определён возраст, с которого наступает уголовная ответственность- 14 лет (ст. 20, ч. 1).

Определен перечень преступлений, за которые могут привлечь к ответственности (ст. 20, ч. 2):

Убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, изнасилование.

Кража, грабеж, разбой, вымогательство, умышленное уничтожение или повреждение имущества, терроризм.

Вандализм, хищение либо вымогательство наркотических средств, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения, хулиганство.

Законодательством установлены виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним (ст. 88).

Это штраф, обязательные работы, исправительные работы, арест, лишение свободы.

Мы задаём вам вопрос: а стоит ли становиться преступником и портить себе последующую жизнь и биографию?

Ведущие:

А теперь давайте посмотрим с вами небольшую сценку из школьной жизни. Она называется:

«Чужое письмо»

На передний план выходят несколько человек с портфелями и кладут их.

НИНА. А ты не пойдешь на физкультуру?

ИРА. Нет, я освобождена.

Все уходят, кроме Иры. Она садится и начинает рисовать.

ИРА. Ой, стерки нет. У кого же взять? У Нины посмотрю.

Ира роется в портфеле Нины. Находит блокнот, читает его. Затем находит письмо и начинает его читать. В это время входит Нина.

НИНА. Почему ты открыла мой портфель? И почему ты читаешь мое письмо?

ИРА. А что такого? Я же ничего не взяла, только посмотрела. Разве нельзя?

Ведущий:

На первый взгляд, казалось бы, обычное дело. Всего лишь прочитать письмо, посмотреть блокнот. А каково ваше мнение?

Учащиеся высказывают свое мнение.

Сегодня мы с вами поговорили не только о правах, но и о некоторых обязанностях граждан по отношению к другим гражданам. Право существует для того, чтобы мы успешно трудились, счастливее жили, были защищены от произвола и насилия, чтобы мы ощущали себя гражданами страны, обладающими всеми правами и свободами, обязанностями. Оно адресовано всем нам, и, следовательно, чем полнее и глубже наши правовые знания, тем богаче наша правовая культура, тем больше у нас возможностей занять активную жизненную позицию.

И следующая страница-Что такое мораль? Моралью (или нравственностью) называют принятую в обществе систему норм, идеалов, принципов и ее выражение в реальной жизни людей.

Мораль изучает специальная философская наука — этика.

Мораль в целом проявляет себя в осмыслении противоположности добра и зла. Добро понимается как важнейшая личная и общественная ценность и соотносится с влечением человека к поддержанию единства межличностных связей и достижению нравственного совершенства. Добро есть стремление к гармоничной целостности как в отношениях между людьми, так и во внутреннем мире личности. Если добро — созидательно, то зло — это все, что разрушает межличностные связи и разлагает внутренний мир человека.

Все нормы, идеалы, предписания морали ставят своей целью поддержание добра и отвлечение человека от зла. Когда человек осознает требования поддержания добра как свою личную задачу, можно говорить, что он осознает свой долг - обязательства перед обществом. Исполнение долга контролируется внешним образом — общественным мнением и внутренним образом — совестью. Таким образом, совесть есть личное осознание своего долга.

Человек свободен в моральной деятельности — он волен выбрать или не выбрать путь следования требованиям долга. Эта свобода человека, его способность выбирать между добром и злом называется моральным выбором. На практике моральный выбор — нелегкая задача: часто очень трудно сделать выбор между долгом и личными склонностями (например, пожертвовать деньги в детский дом). Еще сложнее становится выбор, если разные виды долга противоречат друг другу (так, врач должен спасти жизнь больного и избавить его от боли; иногда то и другое несовместимо). За последствия морального выбора человек отвечает перед обществом и перед самим собой (своей совестью).

Суммируя эти особенности морали, можно выделить следующие ее функции:

оценочную - рассмотрение поступков в координатах добра и зла

(как хороших, плохих, нравственных или безнравственных);

регулятивную — установление норм, принципов, правил поведения;

контролирующую - контроль над выполнением норм на основе общественного осуждения и/или совести самого человека;

интегрирующую - поддержание единства человечества и целостности духовного мира человека;

воспитательную — формирование добродетелей и способностей правильного и обоснованного морального выбора.

Из определения морали и ее функций вытекает важное отличие этики от других наук. Если любая наука интересуется тем, что есть в реальности, то этика — тем, что должно быть. Большинство научных рассуждений описывает факты (например, «Вода кипит при 100 градусах Цельсия»), а этика предписывает нормы или оценивает поступки (например, «Ты должен исполнить обещание» или «Предательство — это зло»).

Теперь давайте погорим о специфике моральных норм

Моральные нормы отличны от обычаев и правовых норм.

Обычаи - это исторически сложившийся стереотип массового поведения в конкретной ситуации. Обычаи отличаются от моральных норм:

следование обычаю предполагает беспрекословное и буквальное подчинение его требованиям, в то время как моральные нормы предполагают осмысленный и свободный выбор человека;

обычаи различны для разных народов, эпох, социальных групп, тогда как мораль универсальна — она задает общие нормы для всего человечества;

исполнение обычаев нередко основано на привычке и страхе перед неодобрением окружающих, а мораль основывается на чувстве долга и поддерживается чувством стыда и угрызениями совести.

Право - это система юридических норм, имеющих общеобязательный характер. Нормы права отличаются от моральных норм рядом характеристик:

*право санкционируется государством, а мораль основана на личном убеждении и общественном мнении;

*правовые нормы имеют обязательный характер, тогда как моральные нормы необязательны (хотя и желательны) для исполнения;

*правовые нормы документально зафиксированы в законах, конституции и т.д., а моральные нормы могут быть неписаными и устно передаваться из поколения в поколение;

*за невыполнение правовых норм следует административная или уголовная ответственность (например, штраф или ограничение свободы), а моральные санкции выражаются в общественном неодобрении и муках совести.



Некоторые моральные нормы могут по форме совпадать с правовыми. Напри мер, норма «не укради». Можно задать вопрос: «Почему человек отказывается от кражи?» Если из-за страха перед судом, то мотив не морален, если из убеждения, что кража — это плохо, то поступок основан на моральных основаниях. В некоторых ситуациях право и мораль конфликтуют и то, что человек считает своим моральным долгом, является нарушением закона (например, некто крадет лекарство, чтобы спасти жизнь близкого человека).

На ранних своих этапах моральное нормотворчество было тесно связано с религией, которая выводит мораль из божественного откровения, а неисполнение норм трактует как грех. Все религии предлагают набор моральных заповедей, обязательных для исполнения всеми верующими.

По поводу моральных норм в разных религиях нет разногласий: убийство, воровство, ложь, прелюбодеяние считаются предосудительными во всех трех мировых религиях.

Роль морали в жизни человека и общества

Благодаря способности человека и общества подвергать моральной оценке все стороны общественной жизни — экономическую, политическую, духовную и т. д., а также давать моральное обоснование экономическим, политическим, религиозным, научным, эстетическим и иным целям мораль оказывается включенной во все сферы общественной жизни.

В жизни действуют нормы и правила поведения, требующие от человека служения обществу. Их возникновение и существование диктуется объективной необходимостью совместной, коллективной жизни людей. Таким образом, можно сказать, что сам способ человеческою существования необходимо порождает потребность людей друг в друге.

Мораль действует в обществе как совокупность трех структурных элементов: моральной деятельности, нравственных отношений и морального сознания.

Прежде чем раскрыть основные функции морали, подчеркнем ряд особенностей действий морали в обществе. Следует отметить, что в моральном сознании выражен некий стереотип, шаблон, алгоритм поведения человека, признаваемый обществом как оптимальный на данный исторический момент. Существование морали можно интерпретировать как признание обществом того простого факта, что жизнь и интересы отдельного человека гарантированы только в том случае, если обеспечено прочное единство общества в целом. Таким образом, мораль можно считать проявлением коллективной воли людей, которая через систему требований, оценок, правил пытается согласовать интересы отдельных индивидов друге другом и с интересами общества в целом.

В отличие от других проявлений духовной жизни общества (наука, искусство, религия) мораль не является сферой организованной деятельности. Проще говоря, в обществе не существует таких учреждений, которые бы обеспечивали функционирование и развитие морали. И оттого, наверное, управлять развитием морали в обычном смысле этого слова (как управлять наукой, религией и т. д.) невозможно. Если мы вкладываем определенные средства в развитие науки, искусства, то по прошествии некоторого времени вправе ожидать и ощутимых результатов; в случае же с моралью это невозможно. Мораль всеобъемлюща и в то же время неуловима.

Моральные требования и оценки проникают во все сферы человеческой жизни и деятельности.

Большинство моральных требований апеллирует не к внешней целесообразности (поступай так-то и добьешься успеха или счастья), а к моральному долгу (поступай так-то, потому что этого требует твой долг), т. е. имеет форму императива — прямого и безусловного повеления. Люди давно уже убедились, что строгое выполнение моральных правил вовсе не всегда приводит к жизненному успеху, тем не менее мораль продолжает настаивать на строгом соблюдении ее требований. Объяснить этот феномен можно только одним образом: лишь в масштабе всего общества, в суммарном итоге выполнение того или иного морального предписания обретает свой полный смысл и отвечает некой общественной потребности.

Функции морали

Рассмотрим социальную роль морали, т. е. основные ее функции:

регулятивную;

оценочную;

воспитательную.

Регулятивная функция

Одной из главных функций морали является регулятивная. Мораль выступает прежде всего как способ регулирования поведения людей в обществе и саморегулирования поведения индивида. По мере своего развития общество изобрело много других способов регуляции общественных отношений: правовой, административный, технический и проч. Однако моральный способ регуляции продолжает оставаться уникальным. Во-первых, потому, что не нуждается в организационном подкреплении в виде различных учреждений, карательных органов и т. д. Во-вторых, потому, что моральное регулирование осуществляется в основном через усвоение индивидами соответствующих норм и принципов поведения в обществе. Иначе говоря, действенность моральных требований определяется тем, насколько они стали внутренним убеждением отдельного человека, неотъемлемой частью его духовного мира, механизмом мотивации его повеления.

Оценочная функция

Другая функция морали - оценочная. Мораль рассматривает мир, явления и процессы с точки зрения их гуманистического потенциала — того, в какой мере они способствуют объединению людей, их развитию. Соответственно этому она классифицирует все как положительное или отрицательное, добро или зло. Нравственно оценочное отношение к действительности есть ее осмысление в понятиях добра и зла, а также других сопредельных с ними или производных от них понятиях («справедливость» и «несправедливость», «честь» и «бесчестье», «благородство» и «низость» и т. д.). При этом конкретная форма выражения нравственной оценки может быть различной: похвала, согласие, порицание, критика, выраженные в оценочных суждениях; проявление одобрения или неодобрения. Нравственная оценка действительности ставит человека в активное, деятельное отношение к ней. Оценивая мир, мы уже что-то меняем в нем, а именно меняем свое отношение к миру, свою позицию.

Воспитательная функция

В жизни общества мораль выполняет важнейшую задачу формирования личности, является действенным средством воспитания. Концентрируя нравственный опыт человечества, мораль делает его достоянием каждого нового поколения людей. В этом состоит ее воспитательная функция. Нравственность пронизывает все виды воспитания постольку, поскольку она придает им правил ьную социальную ориентацию через нравственные идеалы и цели, что обеспечивает гармоничное сочетание личных и общественных интересов. Мораль рассматривает общественные связи как связи людей, каждый их которых имеет самоценное значение. Она ориентирует на такие действия, которые, выражая волю данной личности, не попирают в то же время воли других людей. Мораль учит делать каждое дело таким образом, чтобы от этого не было плохо другим людям.

Кл.руководитель.
  • Мы с вами выяснили что такое право и мораль, ну а теперь переходим к следующей странице.

  • Давайте с вами закрепим , все что мы узнали .

  • Здесь у нас кроссворд

  • ПО ВЕРТИКАЛИ:

10. Человек, который равно-

душен к судьбе Отечества;

обыкновенный, обычный,

не гражданин.


ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

1. Боязнь всего; черта, противоположная мужеству.

2. Мужа, который все без разбора тащит в дом, хозяйственные жены уважительно называют …

3. Повседневный, серый, неинтересный.

4. Незаинтересованное отношение ко всему, чужим бедам, страданиям.

5. Бездействие, склонность ничего не делать, не предпринимать.

6. Человек, ожидающий свою «отвертку»

    7. Измена.

    8. Человек, в «ком нет любви к стране родной» (Т.Г. Шевченко).

    9.Выгода, преимущество перед другими.

А сейчас проверим знания определений нравственных понятий.

И у нас следующее задание


2.Прежде чем приступить к следующей страницы , дайте ответ: Как вы понимаете данное высказывание


Поступки мудрых людей продиктованы умом,
людей менее сообразительных – опытом,
самых невежественных – необходимостью,
животных – природой
          
                                                      Цицерон

( ответы детей)


-3. Групповая работа.

1. Постарайтесь определить нормы морали, которые нарушил Анатолий:

Мама разбудила Толика в 9 часов утра и попросила сходить в магазин. Он пролежал в постели, уставившись в телевизор, до 11 часов. После завтрака, прихватив пару яблок, вышел погулять с собакой. Тут же пнул ее ногой (лаяла от радости). Мама просила быть дома в 13 часов – к обеду. Встретил одноклассника. Тот напомнил, что по математике задали трудную задачку. Во время разговора Толик начал грызть второе яблоко. Вернулся домой в 14 часов. После обеда мама сказала, что пора делать уроки. “А нам не задали”, – сказал Толик. В 16 часов он пошел в парк играть в футбол. Мяч застрял на дереве. Толик выломал из куста длинную ветку и сбил мяч. Возвращаясь домой, увидел на земле кошелек. Озабоченная женщина, глядя в землю, ходила рядом. Толик незаметно поднял кошелек и побежал покупать мороженое. У перехода через улицу стояла слабовидящая старушка. Толик рванулся через улицу прямо к магазину.


А сейчас выполним с вами задание

. Какие поступки регулируются моралью, а какие – правом:


Распивать алкогольные напитки

Угрожать расправой

Бить стекла Ловить рыб

Завидовать Лгать

Не дружить со слабыми Разводить костры

Не платить налоги Брать чужие вещи

Ломать деревья Перебегать улицу


Какие из этих поступков регулируются одновременно и моралью и правом?


4. "Моральное" лото.

Разделиться на группы. Каждая группа получает карточки с полем лото. Зачитываются номер вопроса и определение нравственного понятия. Происходит обсуждение, к какому понятию относится определение. По угаданному номеру закрывают поле лото. У кого первым заполнится ряд? Зачитывают все определения до конца.

Приготовить несколько карточек с полем для лото, пример


:5 13 17 19 3

14 6 1 11 9

18 20 7 2 12

4 16 10 8 15


Вопросы для лото:

Вежливость – качество, характеризующее поведение человека. Оно основывается на внимании, доброжелательности, уважении к людям.

Выдержанность – умение человека контролировать свои поступки, действовать сообразно своим целям, несмотря на трудности и препятствия.

Верность – качество, характеризующее отношение человека к другим людям в повседневном поведении.

Гордость – это нравственное чувство, которое отражает внутреннее достоинство человека, самодостаточность и независимость личности.

Грубость – качество личности человека, которое характеризуется следующими признаками: отсутствие доброжелательности к людям, раздражительность, бестактность, невнимание к интересам других людей.

Доверие – это отношение к человеку или группе людей, основанное на убежденности в их правоте.

Заносчивость – негативное отношение человека к людям, которое проявляется в высокомерии, неоправданной переоценке своих личных качеств.

Искренность – качество, характеризующее человека и его действия. Искренний человек честен с собой и другими людьми.

Любовь – чувство глубокой привязанности к кому-либо или чему-либо.

Нравственная культура – показатель того, насколько требования нравственных законов жизни воплотились в поступках человека.

Милосердие – принцип поведения человека, основанный на сочувствии, сострадании и готовности делать добрые дела.

Патриотизм – нравственный принцип, которым руководствуется человек, уважающий историческое прошлое своего народа, гордится его достижениями, небезучастен к интересам своего народа, считает независимость и свободу своей страны и личности главной ценностью.

Правдивость – это качество характера человека, которое проявляется в адекватной оценке людей и явлений окружающей действительности.

Способность к прощению – это качество характера человека, проявляющееся в умении забыть обиду и не ставить человеку в вину дурную мысль или плохой поступок.

Скромность – это качество характера человека, проявляющееся в умении адекватно оценивать свои личностные качества и не выпячивать их перед другими людьми.

Совесть – способность человека к осуществлению нравственного самоконтроля.

Сострадание – это умение проникнуться чужим страданием и горем, соединенное с желанием помочь в его преодолении.

Трудолюбие – это качество личности, которое проявляется в отношении к трудовой деятельности. Оно характеризуется степенью проявляемого усердия, старания человека.

Тактичность – это степень проявления вежливости человека по отношению к другим людям.

Честь – качество личности человека, требующее от него проявления принципиальности, правдивости, верности принятым обязательствам, искренности.


5. Самооценка нравственных качеств.

Перед вами лежат карточки с записанными на них качествами личности. Предлагаю:

проранжировать эти качества по степени их наличия и проявления у себя.

назовите то качество и нравственную категорию, которую вы считаете самыми важными в жизни, с помощью которых вы можете состояться, будучи взрослыми.



Рефлексия.

Подведение итогов.

- Ребята , спасибо за работу. Всего хорошего. До свидания!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!