СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час " Мудрые заповеди предков, чему они учат"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час " Мудрые заповеди предков. Чему они учат"

Просмотр содержимого документа
«Классный час " Мудрые заповеди предков, чему они учат"»

Гриценко Т.А.,

Учитель начальных классов

МКОУ СОШ №5 г.Тайшета

Разговор с обучающимися (классный час) 2 класс


Тема: «Мудрые заповеди предков, чему они учат?»

Цели: Акцентировать внимание по данной теме. Показать посредством включения детей в игровые ситуации необходимость знаний которые помогут в решении жизненных проблем. Способствовать развитию творчества и коммуникативных умений и навыков обучающихся. Воспитывать бережное отношение к природе, труду, людям.

Задача: создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения, проявления активности; способствовать сплочению и развитию классного коллектива

Оборудование, раздаточный материал: презентация, видеопроектор, цветная бумага, клей, «ромашка» с заданиями.

№ п/п

Этапы классного часа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

Подготовительная работа *

Меня зовут Татьяна Алексеевна, я – учитель начальных классов школы №5 города Тайшета. Наша встреча с вами проходит в рамках областного конкурса «Учитель года»

Ребята, поздоровайтесь глазками, улыбнитесь друг другу и нашим гостям. Теперь у нас прекрасное настроение. Попробуем пронести его через всё занятие

Приветствие ,

принятие учителя.

2

Вводная беседа

2 мин






*










*

У каждого человека есть какой-то внутренний нравственный закон, совесть, чтобы защитить и уберечь на жизненном пути. Но у кого-то совесть чуткая, у кого-то не очень. Мы, к сожалению, не всегда различаем, что хорошо, а что плохо.

Целью проведения классного часа является пополнение знаний у вас по выбранной теме, формирование правильного отношения к нравственным ценностям, обсуждение с вами актуального для вас вопроса, который вы выбрали из предложенных направлений

Послушайте притчу:

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответ?» Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями . А потом подошел к Мастеру и спросил:

- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любой момент сжать их ради истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

- Все в твоих руках».

Вывод: И в ваших руках и в вашем сердце решить для себя: творить добро или зло.

Слушание,






принятие целей занятия

слушание притчи

обсуждение ответов













- Получил ли Ученик ответ на свой вопрос

- От чего зависит жизнь и смерть бабочки в наших руках?






3

Вхождение в

тему

2 мин








*







*



*

















*





*







*




*




*




*







*

Посмотрите, в классе есть волшебная ромашка.

А почему я её назвала волшебной? Да, действительно, на ромашке что-то написано.

Прочитайте, ребята, название темы, написанной на ромашке.

- Ребята, о чем мы сегодня будем вести разговор?

Заповеди трактуются как

  1. Религиозно-нравственное предписание

  2. Самое неприложное правило

Синонимы слова: возлюбить ближнего своего, заповедать, т.е. завещать сделать или исполнить что-нибудь «Сыновьям беречь родную землю»

Заповеди Божьи написаны на двух каменных досках, их 10. Первые четыре говорят об отношениях человека с богом, начиная с пятой заповеди, говорится о том, как нужно любить людей, наших ближних: родителей, друзей, животных, совершать добрые дела, дружить со своим внутренним я: совестью

Заповеди божьи Заветы предков

Почитай отца твоего и мать твою

Кто родителей почитает,

тот вовек не погибает

Не убивай.

Бедного обижать – себе

добра не желать

Н

предавай

Согласие да лад – для

общего дела клад

Не лги.

Правда светлее солнца и

дороже золота

Не кради

Лучше мало, да честно

Не завидуй

На соседа смотри,

пустивши веки, а на

себя во все глаза.

Пятая: Родители помогают вам, пока вы растете и нуждаетесь в их помощи и заботе, а потом взрослые дети должны помогать родителям на закате их жизни. Почитание – это реальная поддержка

Шестая: Заповедь говорит не только о людях, преступивших закон и лишивших жизни кого-то из людей, но и о тех, кто смотрит на другого человека с ненавистью. Ведь если кто-то ненавидит, он желает чуть ли не смерти этому человеку

Мир имейте между собой. Эта заповедь о верности тому, кто любит тебя и любим тобою, залог сохранения семьи. Не предавай.

Тот, кто крадет -готов причинить страдания другому человеку, о его переживаниях и трудностях он не думает.

Народная мудрость напоминает нам: «На лжи далеко не уедешь», «Сколь веревочке не виться, а кончик найдется».

Зависть мешает радости, она не знает границ. Не все люди живут одинаково: одни живут богаче, другие – беднее. Если человек доволен своим достатком, то и душа у него покойна; он трудится, желает добра и себе, и другим людям.

Заветы предков- это пословицы, поговорки, поучения, родительские наставления, жизненные советы.

Читают тему






Отвечают на вопрос.




Примерные ответы: о заповедях предков и том, чему они учат
































4

Физминутка *


Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Упражнение сопровождается стихотворным текстом.


Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазком видеть всё дано-

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

Выполнение упражнений за учителем

5

Групповая работа

(практическая самостоятельная работа в группе)

не более 10 минут

Работа в группах:

1 группа :О какой заповеди говорится?: (Не предавай)

Два товарища. (Л.Н. Толстой)

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился

Бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать ему нечего – он упал наземь и притворился мертвым. Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел. Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется:

- Ну что, - говорит, - медведь тебе на ухо говорил?

- А он сказал мне, что – плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.

2 группа: О какой заповеди говорится?: (Почитай отца своего и мать твою)

ДЕДУШКА ( К.Д.УШИНСКИЙ)

Сильно одряхлел дедушка. Плохо он видел, плохо слышал; руки и ноги у него дрожали от старости: несет ложку ко рту и суп расплескивает. Не понравилось это сыну и невестке, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной чашки. Задрожали руки руки у старика, чашка упала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка.

У старикова сына был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на полу и складывает что-то из щепочек.

- Что ты делаешь, дитятко? – спросила у него мать.

- Коробочку, - отвечает дитя. – Вот как вы с тятенькой состаритесь, я и буду вас из деревянной коробочки кормить. Переглянулись отец с матерью и покраснели, перестали прятать старика за печь.

3 группа: О какой заповеди говорится?: (Не завидуй)

Дикий и ручной осёл (Л.Н. Толстой)

Дикий осёл увидал ручного осла, подошел к нему и стал хвалить его жизнь: как и телом-то он гладок и какой ему корм сладкий. Потом, как навьючили ручного осла, да как сзади стал погонщик подгонять его дубиной, дикий осёл и говорит:

- Нет, брат, теперь не завидую, - вижу, что твоё житьё тебе соком достаётся.

4 группа: О какой заповеди говорится?: ( Не лги )

Лгун (В.Н. Толстой)

Мальчик стерёг овец и, будто увидав волка, стал звать:

- Помогите, волк! волк!

Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, - случилось – и вправду набежал волк.

Мальчик стал кричать:

- Сюда, сюда скорей , волк!

Мужики подумали, что опять по – всегдашнему обманывает, - не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал всё стадо.

5 группа: О какой заповеди говорится?: ( Не кради )

Купец и воры (В.Н. Толстой)

Зашли два человека в лавку к купцу покупать платки. Купец отвернулся за товаром, взглянул на прилавок и видит- одного платка нет. Купец остановил этих людей т говорит:

- Кто-нибудь из вас взял платок.

Один человек стал божиться, что у него платка нет, а второй стал божиться, что он не брал платка.

Тогда купец сказал:

- Ну так вы оба воры.

Он догадался, что один взял и передал другому платок, и обыскал того вора, который божился, что не брал платка, и нашёл на нём платок и свёл обоих воров к начальнику.

Обучающимся раздаются лепестки ромашки – по одному каждой группе

Познакомиться с текстом, вникнуть в смысл текста, назвать заповедь и объяснить, чему она учит?

6

Защита проекта

(песочные часы на 2 минуты для каждой группы)

Учитель зачитывает притчу и ученики объясняют её смысл, и к какой заповеди она относится

Демонстрация — защита не более 2 минут



Дополнительные задания в презентации:

О какой заповеди сказано?

Не лги.

Шила в мешке не утаишь.

Кто сам врет, другим не верит.

И собой не хвалюсь и людей не хаю.

Не кради.

Лучше по миру сбирать, чем чужое брать.

Знает кошка, чье мясо съела.

Легко добыто, легко и прожито.

Не убивай.

Худой мир лучше доброй драки.

Не убьешь словом, да опозоришь.

Не бранись: не чисто во рту будет.

Не завидуй.

Не коси глаз на чужой квас.

В чужих руках пирог велик; а как нам достанется, мал покажется.

Кто чужого желает, скоро свое потеряет.

Мир имейте между собой

Друг познается в несчастии.

Любишь розу, так терпи шипы.

С виду хорош, а продаст за грош.

Почитай отца твоего и мать твою.

На свете всё найдёшь, кроме отца и матери.

Кто свою мать уважает, тот и чужую не обидит.

Почитай учителя как родителя.


7

Рефлексия













Подведение итогов.

Существуют законы физики, химии, других наук. Их нарушить невозможно. Есть другой тип законов – законы предков, законы мудрости. Эти законы нарушить можно, но ничего хорошего из этого не получится

Продолжите предложение :

Знать заповеди не только нужно знать, но и …………….


Звучит песня « О доброте»

аплодируют























1 группа : О какой заповеди говорится?:

Два товарища. (Л.Н. Толстой)

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился

Бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать ему нечего – он упал наземь и притворился мертвым. Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел. Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется:

- Ну что, - говорит, - медведь тебе на ухо говорил?

- А он сказал мне, что – плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.




2 группа: О какой заповеди говорится?:

ДЕДУШКА ( К.Д.УШИНСКИЙ)

Сильно одряхлел дедушка. Плохо он видел, плохо слышал; руки и ноги у него дрожали от старости: несет ложку ко рту и суп расплескивает. Не понравилось это сыну и невестке, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной чашки. Задрожали руки руки у старика, чашка упала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка.

У старикова сына был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на полу и складывает что-то из щепочек.

- Что ты делаешь, дитятко? – спросила у него мать.

- Коробочку, - отвечает дитя. – Вот как вы с тятенькой состаритесь, я и буду вас из деревянной коробочки кормить. Переглянулись отец с матерью и покраснели, перестали прятать старика за печь.





3 группа: О какой заповеди говорится?:

Дикий и ручной осёл (Л.Н. Толстой)

Дикий осёл увидал ручного осла, подошел к нему и стал хвалить его жизнь: как и телом-то он гладок и какой ему корм сладкий. Потом, как навьючили ручного осла, да как сзади стал погонщик подгонять его дубиной, дикий осёл и говорит:

- Нет, брат, теперь не завидую, - вижу, что твоё житьё тебе соком достаётся.



4 группа: О какой заповеди говорится?:

Лгун (В.Н. Толстой)

Мальчик стерёг овец и, будто увидав волка, стал звать:

- Помогите, волк! волк!

Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, - случилось – и вправду набежал волк.

Мальчик стал кричать:

- Сюда, сюда скорей , волк!

Мужики подумали, что опять по – всегдашнему обманывает, - не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал всё стадо.



5 группа: О какой заповеди говорится?:

Купец и воры (В.Н. Толстой)

Зашли два человека в лавку к купцу покупать платки. Купец отвернулся за товаром, взглянул на прилавок и видит- одного платка нет. Купец остановил этих людей т говорит:

- Кто-нибудь из вас взял платок.

Один человек стал божиться, что у него платка нет, а второй стал божиться, что он не брал платка.

Тогда купец сказал:

- Ну так вы оба воры.

Он догадался, что один взял и передал другому платок, и обыскал того вора, который божился, что не брал платка, и нашёл на нём платок и свёл обоих воров к начальнику.