Гриценко Т.А.,
Учитель начальных классов
МКОУ СОШ №5 г.Тайшета
Разговор с обучающимися (классный час) 2 класс
Тема: «Мудрые заповеди предков, чему они учат?»
Цели: Акцентировать внимание по данной теме. Показать посредством включения детей в игровые ситуации необходимость знаний которые помогут в решении жизненных проблем. Способствовать развитию творчества и коммуникативных умений и навыков обучающихся. Воспитывать бережное отношение к природе, труду, людям.
Задача: создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения, проявления активности; способствовать сплочению и развитию классного коллектива
Оборудование, раздаточный материал: презентация, видеопроектор, цветная бумага, клей, «ромашка» с заданиями.
№ п/п | Этапы классного часа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1 | Подготовительная работа * | Меня зовут Татьяна Алексеевна, я – учитель начальных классов школы №5 города Тайшета. Наша встреча с вами проходит в рамках областного конкурса «Учитель года» Ребята, поздоровайтесь глазками, улыбнитесь друг другу и нашим гостям. Теперь у нас прекрасное настроение. Попробуем пронести его через всё занятие | Приветствие , принятие учителя. |
2 | Вводная беседа 2 мин * * | У каждого человека есть какой-то внутренний нравственный закон, совесть, чтобы защитить и уберечь на жизненном пути. Но у кого-то совесть чуткая, у кого-то не очень. Мы, к сожалению, не всегда различаем, что хорошо, а что плохо. Целью проведения классного часа является пополнение знаний у вас по выбранной теме, формирование правильного отношения к нравственным ценностям, обсуждение с вами актуального для вас вопроса, который вы выбрали из предложенных направлений Послушайте притчу: Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответ?» Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями . А потом подошел к Мастеру и спросил: - Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любой момент сжать их ради истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: - Все в твоих руках». Вывод: И в ваших руках и в вашем сердце решить для себя: творить добро или зло. | Слушание, принятие целей занятия слушание притчи обсуждение ответов - Получил ли Ученик ответ на свой вопрос - От чего зависит жизнь и смерть бабочки в наших руках? |
3 | Вхождение в тему 2 мин * * * * * * * * * * | Посмотрите, в классе есть волшебная ромашка. А почему я её назвала волшебной? Да, действительно, на ромашке что-то написано. Прочитайте, ребята, название темы, написанной на ромашке. - Ребята, о чем мы сегодня будем вести разговор? Заповеди трактуются как Религиозно-нравственное предписание Самое неприложное правило Синонимы слова: возлюбить ближнего своего, заповедать, т.е. завещать сделать или исполнить что-нибудь «Сыновьям беречь родную землю» Заповеди Божьи написаны на двух каменных досках, их 10. Первые четыре говорят об отношениях человека с богом, начиная с пятой заповеди, говорится о том, как нужно любить людей, наших ближних: родителей, друзей, животных, совершать добрые дела, дружить со своим внутренним я: совестью Заповеди божьи Заветы предков Почитай отца твоего и мать твою | Кто родителей почитает, тот вовек не погибает | Не убивай. | Бедного обижать – себе добра не желать | Н | предавай Согласие да лад – для общего дела клад | Не лги. | Правда светлее солнца и дороже золота | Не кради | Лучше мало, да честно | Не завидуй | На соседа смотри, пустивши веки, а на себя во все глаза. | Пятая: Родители помогают вам, пока вы растете и нуждаетесь в их помощи и заботе, а потом взрослые дети должны помогать родителям на закате их жизни. Почитание – это реальная поддержка Шестая: Заповедь говорит не только о людях, преступивших закон и лишивших жизни кого-то из людей, но и о тех, кто смотрит на другого человека с ненавистью. Ведь если кто-то ненавидит, он желает чуть ли не смерти этому человеку Мир имейте между собой. Эта заповедь о верности тому, кто любит тебя и любим тобою, залог сохранения семьи. Не предавай. Тот, кто крадет -готов причинить страдания другому человеку, о его переживаниях и трудностях он не думает. Народная мудрость напоминает нам: «На лжи далеко не уедешь», «Сколь веревочке не виться, а кончик найдется». Зависть мешает радости, она не знает границ. Не все люди живут одинаково: одни живут богаче, другие – беднее. Если человек доволен своим достатком, то и душа у него покойна; он трудится, желает добра и себе, и другим людям. Заветы предков- это пословицы, поговорки, поучения, родительские наставления, жизненные советы. | Читают тему Отвечают на вопрос. Примерные ответы: о заповедях предков и том, чему они учат |
4 | Физминутка * | Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Упражнение сопровождается стихотворным текстом. Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг. Глазком видеть всё дано- Где окно, а где кино. Обведу я ими круг, Погляжу на мир вокруг. | Выполнение упражнений за учителем |
5 | Групповая работа (практическая самостоятельная работа в группе) не более 10 минут | Работа в группах: 1 группа :О какой заповеди говорится?: (Не предавай) Два товарища. (Л.Н. Толстой) Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился Бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать ему нечего – он упал наземь и притворился мертвым. Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел. Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: - Ну что, - говорит, - медведь тебе на ухо говорил? - А он сказал мне, что – плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают. 2 группа: О какой заповеди говорится?: (Почитай отца своего и мать твою) ДЕДУШКА ( К.Д.УШИНСКИЙ) Сильно одряхлел дедушка. Плохо он видел, плохо слышал; руки и ноги у него дрожали от старости: несет ложку ко рту и суп расплескивает. Не понравилось это сыну и невестке, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной чашки. Задрожали руки руки у старика, чашка упала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка. У старикова сына был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на полу и складывает что-то из щепочек. - Что ты делаешь, дитятко? – спросила у него мать. - Коробочку, - отвечает дитя. – Вот как вы с тятенькой состаритесь, я и буду вас из деревянной коробочки кормить. Переглянулись отец с матерью и покраснели, перестали прятать старика за печь. 3 группа: О какой заповеди говорится?: (Не завидуй) Дикий и ручной осёл (Л.Н. Толстой) Дикий осёл увидал ручного осла, подошел к нему и стал хвалить его жизнь: как и телом-то он гладок и какой ему корм сладкий. Потом, как навьючили ручного осла, да как сзади стал погонщик подгонять его дубиной, дикий осёл и говорит: - Нет, брат, теперь не завидую, - вижу, что твоё житьё тебе соком достаётся. 4 группа: О какой заповеди говорится?: ( Не лги ) Лгун (В.Н. Толстой) Мальчик стерёг овец и, будто увидав волка, стал звать: - Помогите, волк! волк! Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, - случилось – и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать: - Сюда, сюда скорей , волк! Мужики подумали, что опять по – всегдашнему обманывает, - не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал всё стадо. 5 группа: О какой заповеди говорится?: ( Не кради ) Купец и воры (В.Н. Толстой) Зашли два человека в лавку к купцу покупать платки. Купец отвернулся за товаром, взглянул на прилавок и видит- одного платка нет. Купец остановил этих людей т говорит: - Кто-нибудь из вас взял платок. Один человек стал божиться, что у него платка нет, а второй стал божиться, что он не брал платка. Тогда купец сказал: - Ну так вы оба воры. Он догадался, что один взял и передал другому платок, и обыскал того вора, который божился, что не брал платка, и нашёл на нём платок и свёл обоих воров к начальнику. | Обучающимся раздаются лепестки ромашки – по одному каждой группе Познакомиться с текстом, вникнуть в смысл текста, назвать заповедь и объяснить, чему она учит? |
6 | Защита проекта (песочные часы на 2 минуты для каждой группы) | Учитель зачитывает притчу и ученики объясняют её смысл, и к какой заповеди она относится | Демонстрация — защита не более 2 минут |
| | Дополнительные задания в презентации: О какой заповеди сказано? Не лги. Шила в мешке не утаишь. Кто сам врет, другим не верит. И собой не хвалюсь и людей не хаю. Не кради. Лучше по миру сбирать, чем чужое брать. Знает кошка, чье мясо съела. Легко добыто, легко и прожито. Не убивай. Худой мир лучше доброй драки. Не убьешь словом, да опозоришь. Не бранись: не чисто во рту будет. Не завидуй. Не коси глаз на чужой квас. В чужих руках пирог велик; а как нам достанется, мал покажется. Кто чужого желает, скоро свое потеряет. Мир имейте между собой Друг познается в несчастии. Любишь розу, так терпи шипы. С виду хорош, а продаст за грош. Почитай отца твоего и мать твою. На свете всё найдёшь, кроме отца и матери. Кто свою мать уважает, тот и чужую не обидит. Почитай учителя как родителя. | |
7 | Рефлексия | Подведение итогов. Существуют законы физики, химии, других наук. Их нарушить невозможно. Есть другой тип законов – законы предков, законы мудрости. Эти законы нарушить можно, но ничего хорошего из этого не получится Продолжите предложение : Знать заповеди не только нужно знать, но и ……………. Звучит песня « О доброте» | аплодируют |
1 группа : О какой заповеди говорится?:
Два товарища. (Л.Н. Толстой)
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился
Бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать ему нечего – он упал наземь и притворился мертвым. Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел. Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется:
- Ну что, - говорит, - медведь тебе на ухо говорил?
- А он сказал мне, что – плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.
2 группа: О какой заповеди говорится?:
ДЕДУШКА ( К.Д.УШИНСКИЙ)
Сильно одряхлел дедушка. Плохо он видел, плохо слышал; руки и ноги у него дрожали от старости: несет ложку ко рту и суп расплескивает. Не понравилось это сыну и невестке, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной чашки. Задрожали руки руки у старика, чашка упала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка.
У старикова сына был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на полу и складывает что-то из щепочек.
- Что ты делаешь, дитятко? – спросила у него мать.
- Коробочку, - отвечает дитя. – Вот как вы с тятенькой состаритесь, я и буду вас из деревянной коробочки кормить. Переглянулись отец с матерью и покраснели, перестали прятать старика за печь.
3 группа: О какой заповеди говорится?:
Дикий и ручной осёл (Л.Н. Толстой)
Дикий осёл увидал ручного осла, подошел к нему и стал хвалить его жизнь: как и телом-то он гладок и какой ему корм сладкий. Потом, как навьючили ручного осла, да как сзади стал погонщик подгонять его дубиной, дикий осёл и говорит:
- Нет, брат, теперь не завидую, - вижу, что твоё житьё тебе соком достаётся.
4 группа: О какой заповеди говорится?:
Лгун (В.Н. Толстой)
Мальчик стерёг овец и, будто увидав волка, стал звать:
- Помогите, волк! волк!
Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, - случилось – и вправду набежал волк.
Мальчик стал кричать:
- Сюда, сюда скорей , волк!
Мужики подумали, что опять по – всегдашнему обманывает, - не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал всё стадо.
5 группа: О какой заповеди говорится?:
Купец и воры (В.Н. Толстой)
Зашли два человека в лавку к купцу покупать платки. Купец отвернулся за товаром, взглянул на прилавок и видит- одного платка нет. Купец остановил этих людей т говорит:
- Кто-нибудь из вас взял платок.
Один человек стал божиться, что у него платка нет, а второй стал божиться, что он не брал платка.
Тогда купец сказал:
- Ну так вы оба воры.
Он догадался, что один взял и передал другому платок, и обыскал того вора, который божился, что не брал платка, и нашёл на нём платок и свёл обоих воров к начальнику.