СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – Мать!»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час "Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя - мать!" Цель: воспитание у учащихся чувства любви, уважения, благодарности и восхищения к Матери, женщине.

Просмотр содержимого документа
«Классный час «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – Мать!»»

Единый Всекубанский классный час на тему:

«Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – Мать!»

Цель: воспитание у учащихся чувства любви, уважения, благодарности и восхищения к Матери, женщине.

Ход мероприятия:

I. Организационный момент.

Видеоклип на песню Анны Петряшовой "Мама"

II. Об истории праздника.

Во многих странах мира отмечают День матери, правда, в разное время. При этом, в отличие от Международного женского дня 8 марта, в День матери чествуются только женщины-матери, а не все представительницы слабого пола. И хотя этот праздник в нашей стране отмечается недавно, но во все времена мама была и остается самым главным и близким человеком для каждого из нас. Российских матерей всегда отличали щедрость души, преданность, самопожертвование, любовь и великое терпение. И сегодня они бережно хранят семейный очаг, учат детей добру, взаимопониманию, нравственности.

III. О судьбах знаменитых женщинах России и Кубани. Блок «Мама XXI века»

Все чаще перед современной женщиной встает выбор, что сделать своей жизненной целью — семью или карьеру. Восхищение вызывают те представительницы прекрасного пола, которым хватает времени на все: и делать блестящую карьеру, и воспитывать детей, и отдыхать. Современная мама – какая она? Она не домохозяйка, а жена и женщина, она находит время для профессионального и интеллектуального роста и находит время на себя и семью. Она пользуется различными современными помощниками (гаджетами) для решения бытовых дел, но чтит и уважает традиции своей Родины. Кроме того, особое уважение вызывают современные многодетные мамы - хранительницы семейного очага. Они успешны в профессии и не менее успешны в роли мамы.

Обсуждение вопросов:

- Какие дела успевает делать ваша мама?

- Как вы проводите время вместе?

- Знаете ли вы, чем любит заниматься мама?

- Интересная ли у мамы работа?

Анна Нетребко – российская оперная певица (сопрано). Народная артистка России, Герой Труда Кубани.

Просмотр презентации "Анна Нетребко"

Чулпан Хаматова - актриса театра и кино, один из учредителей благотворительного фонда «Подари жизнь», мама троих детей.


Светлана Журова - Олимпийская чемпионка по конькобежному спорту, депутат Государственной думы РФ 5 созыва от партии «Единая Россия», заместитель секретаря президиума Генерального совета «Единой России», мама двоих детей.


Наталья Водянова - топ-модель, мама троих детей. Основала собственный благотворительный фонд «Обнаженные сердца», который занимается строительством детских площадок в провинциальных городах России..

IV. «Образ женщины-матери в искусстве и художественной литературе»

Просмотр презентаций "Образ матери в искусстве", "Образ матери в русской литературе"

В печатной литературе, которая по известным причинам поначалу была уделом только представителей высших классов, образ матери долгое время оставался в тени. Возможно, названный предмет не считался достойным высокого слога, а может быть, причина такого явления более проста и естественна: ведь тогда дворянским детям, как правило, брали для воспитания не только гувернёров, но и кормилиц, и дети дворянского сословия в отличие от детей крестьянских были искусственно отдалены от матери и вскармливались молоком других женщин; поэтому и происходило – пусть не вполне осознанное – притупление сыновних чувств, что не могло в конечном счёте не сказываться и на творчестве будущих поэтов и прозаиков.

Не случайно у Пушкина не написано ни одного стихотворения о своей матери и столько прелестных поэтических посвящений няне Арине Родионовне, которую, кстати, поэт часто называл нежно и бережно – «мамушкой».

Мать в творчестве великого русского поэта Н.А. Некрасова

Мать… Самый дорогой и близкий человек. Она дала нам жизнь, подарила счастливое детство. Материнское сердце, как солнце, светит всегда и везде, согревая нас своим теплом. Она – наш лучший друг, мудрый советчик. Мать – наш ангел – хранитель.

Именно поэтому образ матери становится одним из главных в русской литературе уже в XIX веке.

По-настоящему, глубоко тема матери зазвучала в поэзии Николая Алексеевича Некрасова. Замкнутый и сдержанный по натуре, Некрасов буквально не находил достаточно ярких слов и сильных выражений, чтобы оценить роль матери в своей жизни. И юношей, и стариком Некрасов всегда с любовью и преклонением говорил о своей матери. Подобное отношение к ней, помимо обычной сыновей привязанности, вытекало, несомненно, из сознания того, чем он ей был обязан:

И если я легко стряхнул с годами

С души моей тлетворные следы

Поправшей всё разумное ногами,

Гордившейся невежеством среды,

И если я наполнил жизнь борьбою

За идеал добра и красоты,

И носит песнь, слагаемая мною,

Живой любви глубокие черты –

О, мать моя, подвигнут я тобою!

Во мне спасла живую душу ты!

(Из стихотворения «Мать»)

Некрасовские традиции нашли своё отражение в поэзии великого русского поэта С. А. Есенина, создавшего удивительно искренние стихи о своей матери – крестьянке.

Сквозь творчество Есенина проходит светлый образ матери поэта. Наделённый индивидуальными чертами, он вырастает в обобщенный образ русской женщины, возникает ещё в юношеских стихах поэта, как сказочный образ той, которая не только подарила целый мир, но и осчастливила песенным даром. Этот образ принимает и конкретный земной облик крестьянки, занятой повседневными делами: «Мать с ухватами не сладится, нагибается низко…»

Верность, постоянство чувства, сердечная преданность, неистощимое терпение обобщены и опоэтизированы Есениным в образе матери. «О, моя терпеливая мать!» - это восклицание вырвалось у него не случайно: много волнений приносит сын, но всё прощает материнское сердце. Так возникает частый у Есенина мотив вины сына. В своих поездках он постоянно вспоминает родную деревню: она дорога памятью юности, но более всего влечёт туда тоскующая о сыне мать.

«Милая, добрая, старая, нежная» мать видится поэту «за родительским ужином». Мать волнуется – сына давно не было дома. Как он там, вдалеке? Сын пытается успокоить её в письмах: «Время будет, милая, родная!» А пока над материнской избушкой струится «вечерний несказанный свет». Сын, «по-прежнему такой же нежный», «мечтает лишь о том, чтоб скорее от тоски мятежной воротиться в низенький наш дом». В «Письме матери» сыновние чувства выражены с пронзительной художественной силой: «Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет».

Есенину было 19 лет, когда он с поразительной проникновенностью воспел в стихотворении «Русь» грусть материнского ожидания –«поджиданье седых матерей».

Сыновья стали солдатами, царская служба увела их на кровавые поля мировой войны. Редко-редко приходят от них «каракули, выводимые с таким трудом», но всё ждут их «хижины хилые», согретые материнским сердцем. Есенина можно поставить рядом с Некрасовым, воспевшим «слёзы бедных матерей».

Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве,

Как не поднять плакучей иве

Своих поникнувших ветвей.

Образ матери извечно нёс на себе черты драматизма. И стал выглядеть ещё более трагично на фоне великой и страшной в своей ожесточённости минувшей войны. Кто более матери перенёс страданий в эту пору? Об этом книги матерей Е. Кошевой «Повесть о сыне», Космодемьянской «Повесть о Зое и Шуре»…

Да разве об этом расскажешь –

В какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла!

(М, Исаковский).

Матери закрывают нас грудью, даже ценой собственного существования от всякого зла. Но не могут матери защитить своих детей от войны, и, пожалуй, войны больше всего направлены против матерей. Наши матери не только теряли своих сыновей, переживали оккупацию, работали до изнеможения, помогая фронту, но они сами гибли в фашистских концлагерях, их пытали, сжигали в печах крематориев.

В романе Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» насилие предстаёт в разных видах, и писатель создаёт яркие, пронзительные картины той угрозы, которую оно несёт для жизни.

Мать – мученица, страдалица, она всегда думает о детях, даже в последние минуты жизни: «Как закончить мне письмо? Где взять силы, сынок? Есть ли человеческие слова, способные выразить мою любовь к тебе? Целую тебя, твои глаза, твой лоб, твои волосы.

Помни, что всегда в дни счастья и в день горя материнская любовь с тобой, её никто не в силах убить.

Живи, живи, живи вечно!»

Мать Василия Гроссмана погибла в 1942 году от рук фашистских палачей.

В 1961 году, через 19 лет после смерти матери, сын написал ей письмо. Оно сохранилось в архиве вдовы писателя.

«Когда я умру, ты будешь жить в книге, которую я посвятил тебе и судьба которой схожа с твоей судьбой» (В. Гроссман)

«Матерь человеческая» Виталия Закруткина - героическая поэма о беспримерном мужестве, стойкости и человечности русской женщины – матери.

Рассказ о повседневной жизни, нечеловеческих тяготах и невзгодах молодой женщины в глубоком тылу у немцев вырастает в повествование о матери и материнстве как воплощении самого святого в роде человеческом, о выносливости, стойкости, долготерпении, вере в неизбежную победу добра над злом.

В. Закруткиным описана исключительная ситуация, но в ней автор увидел и сумел передать проявление типичных черт характера женщины-матери. Рассказывая о злоключениях и переживаниях героини, писатель постоянно стремится выявить в частном общенародное. Мария понимала, что «её горе только невидимая миру капля в той страшной, широкой реке горя людского, чёрной, озарённой пожарами в реке, которая, затапливая, руша берега, разливалась всё шире и шире и всё быстрее стремилась туда, на восток, отдаляя от Марии то, чем она жила на этом свете все свои недолгие двадцать девять лет…

Последняя сцена повести – когда командир полка наступающей Советской Армии, узнав историю героини, при всём эскадроне «опустился перед Марией на колени и молча прижался щекой к её безвольно опущенной маленькой жёсткой руке…» - придаёт почти символический смысл судьбе и подвигу героини.

Обобщение достигается введением в произведение символического образа материнства – образа Мадонны с младенцем на руках, воплощённого в мраморе безвестным художником.

«Я всматривался в её лицо, - пишет В. Закруткин, - вспоминая историю простой русской женщины Марии и думал: «Таких, как Мария, у нас на земле великое множество, и придёт время – люди воздадут им должное…

V. «Солдатские матери».

1. Слово учителя.

В памяти нашей страны навсегда остались годы Великой Отечественной войны. И, пожалуй, самой трагической в годы войны была судьба женщины, матери. Солдатские матери… Трудная и подчас трагическая судьба выпала на их долю. Растили детей, провожали их в бой, а сами самоотверженно трудились не покладая рук, не зная отдыха, не считаясь с временем. И ждали писем. Ждали встреч… А в это время где-то, в далеком Берлине, кто-то из их сыновей навечно «впечатывал» на стене поверженного рейхстага слова: «Спасибо, мама. Половина этой Победы – твоя». В многотомной краевой Книге Памяти поименно названы пятьсот тысяч кубанцев, павших за свободу и независимость нашей Родины. У каждого из них была мать. И смерть каждого воина была многократно и щедро омыта материнскими слезами.

Просмотр видеопрезентации "Баллада о солдатской матери"

2. Рассказ о матерях, потерявших своих сыновей на войне и продолжавших работать на благо Родины.

Величественный мемориальный комплекс «Материнская доблесть» в посёлке Алексеевка Самарской области, посвящен Прасковье Еремеевне Володичкиной, у которой шестеро сыновей погибли на фронте Великой Отечественной войны, трое позже скончались от ран. Она была награждена орденом «Мать-героиня».

3. Истории жизни солдатских матерей Кубани.

Одним из таких ярчайших примеров видится простая кубанская женщина Епистиния Фёдоровна Степанова. На алтарь Великой Победы мать-героиня отдала жизни девяти своих сыновей. Приравняв материнский подвиг к подвигу солдата, Родина удостоила её боевого ордена Отечественной войны I степени. В городе Тимашевске открыли Музей семьи Степановых и установили монумент «Мать».

Аракелян Эсхана Степановна мать двенадцати детей, проводила на фронт шестерых сыновей, которые погибли смертью храбрых при защите Родины в годы ВОВ.

Кущ Ефросинья Петровна вырастила девять сыновей, шестеро вернулись с войны инвалидами, один не вернулся.

Мишина Ксения Михайловна мать провожала на войну десятерых сыновей, двое не вернулись.

У Горбуновой Евгении Романовны было девять сыновей – родных и приемных, шестеро погибли в ВОВ.

Шхалахова Чебахан Умаровна проводила на фронты ВОВ девять сыновей, трех внуков и невестку. Смертью храбрых пали семь сыновей, внук и невестка.

Подвиг матерей, состоит в том, что они рождали многих и многих детей, воспитали и заложили в них мужество, героизм, смелость, отвагу и великое чувство жизни позволившее не щадя своей жизни, тем самым дать жизнь нам будущим поколениям. В тяжелейших условиях после воины, не причитая и не жалуясь на тяжелую судьбу, матери продолжили дело своих детей и мужей созидательным трудом, подняв нашу Великую Родину из разрухи. И тем более печальным становится то, что спустя годы после ВОВ в мире снова возникают горячие точки. Войны в Афганистане, Чечне снова принесли горе матерям, потерявшим своих сыновей.

VI. Разработка проекта художественной галереи «Матери прекрасные глаза», «Образ женщины-матери в искусстве и художественной литературе».

VII. Подведение итогов.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!