Классный час ко Дню народного единства для старшеклассников «Мы непобедимы, если мы едины»
Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!
Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев.
Обрел свободу на века!
И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.
Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!
Н. Майданик
ЦЕЛЬ:
формирование представлений о новом российском празднике, его истоках и значении.
Задачи
1. Способствовать формированию понимания значения Дня народного единства для России и его значения в мире.
2.Развивать чувства гражданственности и патриотизма, любовь к Родине, интерес к истории Российского государства
3. Воспитывать уважительное отношение к традициям и обычаям своего народа.
Форма проведения: исторический экскурс с элементами театрализации.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ:
- иметь представление о сложности и многомерности истории нашего Отечества; о правомерности существования различных оценок и точек зрения на одни и те же исторические события и явления;
- знать основные события и периоды отечественной истории; о героических страницах и подвигах людей;
- рассказывать о важнейших исторических событиях, их участниках; давать развернутое описание исторических объектов, памятников.
Подготовительная работа
1. Подбор музыкального сопровождения.
2. Подготовка презентации по теме информационно-познавательного часа.
3. Выставка репродукций картин русских художников (К.Е. Маковский «Воззвание Минина», М.И. Скотти «Минин и Пожарский», И.А. Фимчев «Призыв Минина к Пожарскому»).
4. Подготовка театрализации.
Ход информационного часа
I. Основная часть
Классный руководитель. Здравствуйте, ребята! 4 ноября - один из главных праздников в истории российского государства. Он посвящен единству России. Давайте подумаем, что это значит - «единство». (Ответы учащихся.)
Итак, это значит:
• быть вместе;
• быть заодно;
• делить радость и горе;
• поддерживать друг друга.
Можно сказать, что только тогда, когда народ един в своих решениях, можно достичь успеха и процветания.
- Каким образом люди могут выражать свое единство в тех или иных вопросах жизни государства? (Высказывать общую точку зрения или мнение. Голосовать на выборах, принимая решение сообща. Защищать свою родину в трудную минуту, в минуту жизненных испытаний.)
Вы абсолютно правы, ребята. И такие минуты были в жизни российского государства.
Сейчас мы попытаемся вспомнить те минуты российской истории, когда вся страна в едином порыве: дети, мужчины и женщины - вставали на защиту своей страны.
Выходят три ученика. Они играют роль польских воинов времен Минина и Пожарского.
Воин 1. До Москвы рукой подать. Скоро наш король Сигизмунд будет на московском троне.
Воин 2. Ох, скорей бы. Богатая Москва, дома хорошие. Я уже себе кусок земли присмотрел и купеческий дом.
Воин 1. И когда это ты успел его облюбовать?
Воин 2. Когда с королевским посольством в Москву ездил.
Воин 3. Экий ты прыткий! В Москву еще войти надо! Они ее так быстро не отдадут!
Воин 1. Как это не отдадут? А разве им с нашим войском можно тягаться? У них какая сила?
Воин 3. Так-то оно так, да, боюсь я, объединиться они могут в борьбе против нашего короля.
Воин 2. Да каждый из них за свое имущество дрожит. Князья - себе, купцы - себе. А раз они порознь, нам легче их разбить.
Воин 3. Дай-то бог. Пусть твои слова сбудутся.
Ученики уходят. Выходят ведущие.
Ведущий 1. Вот так или примерно так рассуждала польская воинская шляхта короля Сигизмунда, когда готовилась покорить Московию.
Ведущий 2 (показывает презентацию). Многие из нас и без труда узнают бронзовую скульптуру на гранитном постаменте, стоящую перед собором Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Это памятник Минину и Пожарскому.
Ведущий 1. Он посвящен нижегородцам Кузьме Минину и Дмитрию Михайловичу Пожарскому и возглавленному ими народному ополчению, победившему польских интервентов в 1612 году, в период Смутного времени на Руси.
Ведущий 2. Памятник Минину и Пожарскому — самый первый в Москве! Вначале его планировали установить в Нижнем Новгороде - в городе, где было собрано ополчение, «на том самом месте, где Минин представил народу все имущество свое и воспламенил тем соревнование своих сограждан», а установку приурочить к 200-летию памятных событий.
Ведущий 1. Сбор средств начали в 1803 году, а работу поручили Ивану Мартосу, который в 1808 году выиграл конкурс на лучший проект памятника. С 1804 года по 1815 год трудился скульптор над созданием памятника.
Ведущий 2. В 1815 году Иван Мартос завершил большую модель и выставил работу для публичного обозрения. Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска.
Ведущий 1. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народного самосознания в трудный для Отечества час. Установить памятник решили в Москве, на Красной площади.
Ведущий 2. Памятник был отлит в Санкт-Петербурге. Он отправился в Москву водным путем и специально был завезен в Нижний Новгород в знак уважения и благодарности нижегородцам за проявленный героизм в Смутное время и за участие в создании памятника.
Ведущий 1. И вот в 1818 году состоялось торжественное открытие памятника, установленного в середине Красной площади, напротив входа в Верхние торговые ряды. Празднование сопровождалось парадом.
Ведущий 2. На постаменте памятника нанесена надпись: «Князю Пожарскому и гражданину Минину благодарная Россия. 1818 год».
Ведущий 1. В 1930 году было решено переместить скульптуру так, чтобы она не мешала проведению парадов. С этого времени по настоящий день памятник Минину и Пожарскому находится у собора Василия Блаженного.
Ведущий 2. 4 ноября 2005 года в Нижнем Новгороде открыт памятник Минину и Пожарскому работы Зураба Церетели - несколько уменьшенная копия московского памятника. Он установлен под стенами Нижегородского кремля, около церкви Рождества Иоанна Предтечи.
Ведущий 1. По заключению историков и экспертов, в 1611 году Кузьма Минин с паперти именно этой церкви призывал нижегородцев собрать и экипировать народное ополчение на защиту Москвы от поляков. Это же место изображено и на картине Константина Егоровича Маковского «Воззвание Минина».
Учащиеся рассматривают репродукцию картины и обсуждают ее.
Классный руководитель. Я хочу предоставить слово историкам. Они проанализируют причины того, почему польские интервенты решили покорить Россию.
Историк 1. Это было связано с тем, что после смерти царя Ивана Грозного московский трон зашатался. Три сына у царя было. Старший умер, средний, хилый да слабый, недолго процарствовал. Что сталось с младшим, Дмитрием, - неизвестно. То ли из-за болезни умер, то ли из-за несчастного случая. А в народе слух ходил: конечно, убили царское дитя! И убийца - тот, кто стал царем вместо Дмитрия: Годунов Борис Федорович!
Борис Годунов много хорошего для страны сделал, еще больше задумал. Но народ так и не простил ему смерти царевича Дмитрия. А тут еще неурожай, голод. Кто виноват? Конечно, царь-убийца: это Бог его наказывает!
И началось в Русском государстве страшное время, которое назвали Смутой.
Историк 2. Неожиданно в Литве объявился беглый монах Григорий Отрепьев и назвал себя царевичем Дмитрием, чудесным образом спасшимся!
Польский король его признал и дал войско - отвоевать «отцовский» престол. Борис Годунов не успел навести порядок в стране: умер. Не дожидаясь подхода польского войска, расправились бояре с детьми Бориса Годунова: сына Федора убили, а дочь Ксению заточили в монастырь. В Москве воцарился Самозванец.
Этот Самозванец - он остался в истории Лжедмитрием I - государем оказался неплохим. Полякам и боярам мешал разорять Русь. Поэтому они его и убили, заменив на другого, который тоже назвал себя царевичем Дмитрием. А потом он надумал посадить на московский трон польского королевича Владислава.
Отправили послов к польскому королю Сигизмунду. А тот заявил: «Сам в Москве на трон сяду. Станет Русь частью Польского королевства!» Вот тогда и наступил конец терпению народа.
Историк 3. Рязанец Прокопий Ляпунов собрал ополчение и двинулся на Москву. Испугались поляки и бояре-предатели, составили грамоту с приказом распустить ополчение. И пошли к патриарху Гермогену: «Ты в русской церкви самый главный. Тебя народ послушает. Подпиши грамоту!» Отказался патриарх и призвал русский народ выступать против захватчиков.
Историк 4. Ополчение Ляпунова было невелико и не могло взять Москву. Но призыв патриарха облетел все русские города. Услышали его и в Нижнем Новгороде. Тамошний купец Кузьма Минин первым отдал на ополчение все свое богатство.
Собрали жители Нижнего Новгорода большое войско. Во главе его стал князь Дмитрий Пожарский. Двинулось ополчение к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду. А в Москве поляки снова потребовали от патриарха: «Прикажи ополчению, пусть разойдется!» - «Да будет над ними милость Божья и наше благословление! - ответил Гермоген. - Изменники же да будут прокляты и в этом веке, и в будущем».
Вбегают воины польского войска.
Воин 1. До Москвы рукой подать. Да нам ее не видать.
Воин 2. И откуда их столько взялось? Ведь некому было русскую землю защищать, негде было оружие взять. Глядишь ты, как они дерутся!
Воин 1. За каждый метр, за каждую пядь!
Воин 2. Не суждено моим планам сбыться!
Воин 3. Тут хоть бы живым ноги унести!
Воин 1. А я готов за короля идти до конца!
Воин 3. А я сразу говорил - на Московию идти - дело гиблое.
Воин 2. Вот и договорился. Который день бежим без остановки.
Воин 3. Слышали, как они говорят? Кто на нашу землю с мечом придет, тот от него и погибнет!
Историк 1. Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Кузьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник. И вот наступил славный день: вражеское войско сдалось на милость победителей!
Историк 2. Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром памятник им стоит на Красной площади - в самом сердце России. А еще такой памятник установлен в Нижнем Новгороде.
Историк 3. Правы были польские интервенты, когда говорили о том, что Россия умеет объединяться в борьбе с врагом и достойно защищать свою землю. С 2005 года 4 ноября в России отмечается праздник - День народного единства. Это вовсе не новый праздник, а возвращение к старой традиции.
Историк 1. Празднование Пресвятой Богородицы, в честь Ее иконы, именуемой «Казанская», установлено в этот день в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году. В ополчение, которое возглавлял князь Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы.
Историк 2. Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. И молитва была услышана.
Историк 3. Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы установлено в 1649 году указом царя Алексея Михайловича. И до наших дней эта икона особо почитается русским православным народом. Позже, из-за революции 1917 года и последующих за ней событий, традиция отмечать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов прервалась, а сегодня она снова восстановлена.
Классный руководитель. В честь этого праздника появилось на Руси много пословиц и поговорок. Некоторые из них мы вспомним сегодня. Я предлагаю вам составить пословицы и поговорки из слов, которые вы найдете в своих конвертах.
Учащиеся получают конверты. В каждом конверте по четыре пословицы и поговорки, разрезанные на слова. Учащиеся должны их составить и записать на плакате, прикрепленном на доске.
Пословицы и поговорки могут быть такие:
• Худой мир лучше доброй ссоры.
• Войной да огнем не шутят.
• Войну хорошо слышать, да тяжело видеть.
• Вражда не делает добра.
• Дружно за мир стоять - войне не бывать.
• Мир - дело великое.
• Кому мир недорог, тот нам и ворог.
• Без смелости не возьмешь крепости.
• Бой красен мужеством, а приятель дружеством.
• Бей врага, не жалей батога.
• Честь солдата береги свято.
• Бей врага винтовкой, бей и сноровкой.
• Враг рядом, бей его прикладом.
• Враг хотел пировать, а пришлось умирать.
• Если по-русски скроен, и один в поле воин.
• За край свой насмерть стой,
• К нам с пушками, от нас с клюшками.
• Кто храбр да стоек, тот десятерых стоит.
• Живя в мире, не забывай о войне.
Классный руководитель. Спасибо, ребята. А мы идем дальше. Были в нашей истории в разные века страшные времена, война 1812 года, Великая Отечественная война. И во все времена русские люди в борьбе с врагом были едины.
Но именно подвиг ополченцев 1612 года показал всем, кто хочет завоевать Россию, что сделать это невозможно никогда, ни в какие времена.
Хочется услышать ваше мнение. Как вы считаете, почему русский народ победил? Какие примеры мужества и единения народа вы могли бы привести? Какие истории, связанные с борьбой русского народа за мир и свободу России, вам известны? (Ответы учащихся.)
А теперь наступило время викторины.
1. Как называлось государство, которое вмешивалось в дела России в Смутное время? (Речь Посполитая.)
2. Кто возглавил первое ополчение 1611 года? (Прокопий Петрович Ляпунов.)
3. Какое историческое событие произошло 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года? (Ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай-город.)
4. Кому принадлежат слова призыва: «...Буде намъ похотеть помощи Московскому Государству, и то нам не пожалети животов своих, да не токмо животов своих, и дворы свои продавати, и жены и детей закладывать...»? (Козьме Минину.)
5. Назовите город, в котором на несколько месяцев остановилось ополчение Минина и Пожарского для пополнения вновь прибывавшими силами перед походом на Москву? (Ярославль.)
6. Кого из претендентов на Московский трон называли «тушинский вор»? (Лжедмитрия II.)
7. В благодарность за помощь и заступничество князь Пожарский на свои средства построил в 20-х годах XVII века деревянный собор во имя Казанской иконы Божией Матери. О каком храме идет речь? (Казанский собор на Красной площади в Москве.)
8. С каким событием связано окончание Смутного времени на Руси? (С воцарением Михаила Романова.)
9. В каком году впервые было установлено празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы 4 ноября? (В 1649 году.)
10. Как называется государственный праздник, который мы отмечаем 4 ноября? (День народного единства.)
Классный руководитель. Вот и подошел к концу наш информационно-познавательный час, посвященный Дню народного единства. Мы живем в мирное время, однако и в наши дни звучат голоса о том, что стоит пересмотреть историю, изменить границы, в которых живут страны и народы. Как вы думаете, такое возможно? Как можно с этим бороться? Может ли такое быть с Россией? (Ответы учащихся.)
Ученик 1.
Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!
Ученик 2.
Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!
Ученик 3.
И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.
Ученик 4.
Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!
II. Подведение итогов, объявление темы следующего информационного часа
Национальный герой.
Поистине национальным героем того сурового времени стал Иван Осипович Сусанин.
В начале 1613 года, когда Москва уже была освобождена от польских интервентов, отряды захватчиков еще бродили по русской земле в надежде переломить исход войны.
Один из таких отрядов хотел захватить в плен только что избранного русского царя Михаила Федоровича Романова, жившего неподалеку от Костромы.
Тогда-то и совершил свой знаменитый подвиг крестьянин из села Домнино, расположенного близ Костромы — Иван Осипович Сусанин. Враги пытались сделать его своим проводником, а он завел захватчиков в глухой лес, погубил их, но погиб при этом сам. Доказательством реальности подвига Ивана Осиповича Сусанина является царская грамота о даровании Богдану Сабинину (зятю Сусанина) половины деревни за подвиг покойного тестя.
Ивану Сусанину и его подвигу посвящены произведения музыкального, изобразительного и словесного искусства: опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»), опера К. А. Кавоса («Иван Сусанин»), дума К. Ф. Рылеева «Иван Сусанин», драма Н. А. Полевого «Kocтромские леса», картина М. И. Скотти «Подвиг Ивана Сусанина».
ДЕНЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ.
- А вы помните, что 4 ноября празднуется как день Казанской иконы Божией Матери.
Казанский собор, освященный в честь Казанской иконы Божией Матери, был построен в 20-х годах XVII века на средства князя Дмитрия Михайловича Пожарского в благодарность за помощь и заступничество в борьбе с польско-литовскими захватчиками.
Деревянный Храм был освящен патриархом в присутствии царя и самого князя Пожарского, который принес чтимую икону Казанской Божией матери из Введенской церкви, где она хранилась до возведения Казанского собора. Казанский собор в нынешнем виде (деревянный храм серьезно пострадал во время пожара) был построен зодчими Глебовым и Петровым в 1635-1637 годах по повелению царя Михаила Федоровича.
Чтимая икона была обретена 21 июля (по новому стилю) 1579 года в Казани. Сохранилась легенда о том, что девятилетняя девочка Матрона трижды видела во сне Пресвятую Богородицу, которая указывала ей место под развалинами дома, где находился Ее чудотворный образ. Девочка рассказала об этом видении местному священнику Ермолаю, и икона действительно была найдена в указанном месте.
По своему типу она икона - Путеводительница, и действительно, многим нашим соотечественникам она не раз указывала верный путь. Перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери. В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие. В грозные дни осени 1812 года перед Казанской иконой отслужили молебен о спасении Отечества, на котором присутствовал М. И. Кутузов.
Казанская икона Божией Матери пользуется в России беспримерным почитанием. Обычно именно этой иконой благословляют молодых к венцу, именно ее вешают у детских кроваток, чтобы кроткий лик Богородицы с любовью смотрел на юных христиан.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
К чему призывает нас этот праздник? Новый праздник призван напомнить о том, что мы россияне, принадлежащие к разным социальным группам, национальностям и вероисповеданиям – единый народ с общей исторической судьбой и общим будущим.
В чем состоит суть дня народного единства? День народного единства, проникнутый идеями национального согласия, сплочения общества, упрочнения российской государственности, взаимопонимания, милосердия, заботы о людях. День народного единства является свидетельством единения людей, служения обществу.
Для чего нам нужно единство? Для того, чтобы строить Россию вместе. Когда у нас будет доверие друг к другу, когда наша дружба будет крепка, мы сможем защитить нашу Родину от любой опасности.
Какие еще названия имеет этот праздник? День воинской славы России. День добрых дел. В этот день мы оказываем помощь несчастным и нуждающимся, то есть занимаемся благотворительностью.
В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!
Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей,
Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!