СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час. Мы выбираем

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот материал поможет классному руководителю 9 класса провести классный час по профориентации.

Просмотр содержимого документа
«Классный час. Мы выбираем»

10


Классный час

«Мы выбираем»

9 класс


Провела: кл. руководитель - Коновалова Е. В.


Цели:

        • Изучение личностных особенностей уч-ся и оценка их профессиональных возможностей;

        • Организация рефлексии ими своих способностей и возможностей;

        • Выявление проблем и вопросов, возникающих у учащихся;

        • Актуализация потребности учащихся в профессиональном самоопределении.


Ход классного часа


1. Организационный момент.

Здравствуйте те, кто весел сегодня.

Здравствуйте те, кто грустит.

Здравствуйте те, кто общается с радостью.

Здравствуйте те, кто молчит.


Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей... здравствуйте!!!


2. Вступление.

Ежедневно каждый из вас несколько раз совершает привычное, будничное дело - перешагивает через порог дома, школы, класса. Но есть в жизни каждого человека такие пороги, через которые перешагнуть незаметно невозможно. Вы когда-то перешагнули порог школы, и пройдет совсем немного времени, когда вы пере­шагнёте порог, ведущий в самостоятельную жизнь, порог, па котором надо будет делать один из самых трудных выборов в вашей жизни - выбор профессии.

Каждый из вас окажется на широкой жизненной дороге, как васнецовский витязь на распутье, выясняющий, куда идти, как сделать правильный выбор, как не ошибиться. Но этот бедный рыцарь один-одинёшенек, и некому ему дать совет.

Мы же все вместе можем обсудить волнующие нас вопросы, что-то предложить, посоветовать друг другу, предупредить ошибки, высказать свое мнение.


3.Разминка


Начнем наш практикум с небольшой разминки.

Работать будем в парах, выявляя, какая лучше других ориентируется в вопросах из мира профессий.


3.1. Перед вами названия профессий: юрист, эколог, модельер, парикмахер,
строитель, сварщик, электрик, бухгалтер, шофёр, психолог, врач, учитель, агроном,
ветеринар. За 1-2 минута составьте синквэйн к каждой из них.

  • 1.В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

  • 2.Вторая строчка-это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

  • 3.Третья строчка-это описание действия в рамках этой темы тремя словами.

  • 4.Четвертая строчка-это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

  • 5.Последняя строка-это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Например:

  1. Учитель.

  2. Терпеливый и деликатный.

3. Знающий, умеющий, целеустремленный.

  1. Счастье находит в детях.

  2. Свет.


3.2. Есть такая телевизионная передача «Профессия ~ репортёр». В нашей
разминке есть только слово «профессия», вторую часть фразы вы должны назвать
сами, анализируя лексическое значение слов:


  • лицо, уполномоченное финансовым органом или приглашенное предпри­ятием, фирмой, провести проверку его отчетности и финансового положе­ния (аудитор);

  • организатор зрелищных предприятий. Агент какого-либо артиста, действующий от его имени и в его интересах (импресарио):

  • специалист по расцветке тканей, квалифицированно использует краски (колорист);

  • специалист по наиболее эффективному размещению товаров оборудования в помещении (мерчендайзер);

  • этот специалист находит работодателей, имеющих вакансии и заинтересованных в наборе персонала, заключает договоры (рекрутёр).


Мы назвали с вами сейчас лишь несколько профессий. В мире их более 50 тысяч, многие из них нам даже неизвестны.


??? Как же найти среди такого количества свою профессию? Что нужно учитывать, дабы не ошибиться?

Чтобы найти подходящий род занятий для конкретного человека, не обязательно перебирать варианты конкретных профессий или специальностей. Можно начать с широкого выбора - определения профессиональной области, сферы профессиональной деятельности.

Существуют большое количество вариантов классификаций видов профессиональной деятельности, типов профессий.

В России наиболее распространенной является классификация профессий, автором которой является академик Евгений Александрович Климов.

Он выделяет пять типов профессий в соответствии с предметом труда (предмет труда – то основное, с чем работает конкретный специалист: люди, техника, явления природы).


Сейчас ребята расскажут нам об этих пяти типах профессий.

  • Первый тип профессий это «Человек-техника»

  • Спасибо. А мы продолжаем следующий «Человек-человек».


  • Третий тип профессий – это «Человек-природа»


  • Спасибо, ребята, за интересную информацию. A я предоставляю слово

Она расскажет о другом типе профессий «Человек - знаковая система».

  • А мы продолжа­ем знакомство с профессиями. «Человек - художественный образ».


  • Спасибо за интересную информацию. Надеемся, что у вас остаётся все меньше и меньше сомнений, какую профессию вы выберете.


Готовясь к этому классному часу, ребята ответили на вопросы теста, определив, к какому типу профессий у них есть склонности. У нас получились такие результаты.

диаграмма

? Поднимите, пожалуйста, руки те, у кого характеристика своих интересов не совпала с «Типом профессии» или есть какие-то расхождения.

? Что мы можем посоветовать этим ребятам?


Чётко определить круг своих интересов, как можно скорее поставить перед собой достижимую цель. Имея перед собой цель, вы сможете достичь успеха быстрее, чем ваши ровесники, которые только начинают шевелить мозгами: чем бы таким могли заняться?


Потеряв цель и надежду, человек с тоски обращается нередко в чудовище.

Ф.М. Достоевский.


Любое важное дело начинается с постановки цели. Грамотно поставленная цель - половина успеха. Грамотно – значит, с учетом своих желаний, предпочтений, а главное – реальных возможностей.

Алгоритм постановки целей и планирование их достижения в профессиональном самоопределении носит название личный, профессиональный план. Он имеет три составные части, которые иногда еще называют тремя «китами» выбора профессии. Называются они «ХОЧУ», «МОГУ», «НАДО».

Очень мудро по этому поводу высказался английский философ XVI-XVII вв. Фрэнсис Бэкон: «Хромой путник может обогнать скакуна на лошади, если знает куда идти».


4. Самооценка при выборе профессии.

Итак, большинство из вас уже определило круг своих интересов, склонностей способностей. Давайте, мы сейчас проверим: верно, ли вы составили мнение о себе.

В нашем эксперименте любезно согласились участвовать (Милосердова Вика и Жеребцов Андрей)


Сначала они оценили сами себя по определённому набору качеств (демонстрация таблицы) по 10-балльной системе, потом их оценивали одноклассники.

Умный

Трудолюбивый

Добрый

Отзывчивый

Целеустремленный

Развиты технические

способности

Любит математику

Любит общаться

Любит мастерить

Любит технику


1. Неразвитый

2.Ленивый

3. Злой

4. Чёрствый

5 Разбросанный

6. Развиты художественные

способности

7 любит историю

8. Любит работать уединенно

9. Любит размышлять

10. Любит природу


Диаграмма


Давайте посмотрим, появились ли какие-либо расхождения или несоответствия в наших оценках. О чём они говорят?


5. Что влияет на выбор профессии.

Собственное мнение о самом себе может быть неправильным. Ни один выбор в нашей жизни не совершается абсолютно самостоятельно, независимо ни от кого. Мы живем в обществе, а не в изолированном мире. Принимая любое решение, мы советуемся с кем-то, вспоминаем опыт наших близких, знакомых, их поведение в похожей ситуации, анализируем наши возможности, обстоятельства, складывающиеся в нашей жизни. Выбор профессии – не исключение. На него также влияет множество факторов.

Вот восемь факторов, которые влияют на выбор профессии:

  • Наличие склонностей;

  • Наличие способностей;

  • Притязания;

  • Мнение родителей, семьи;

  • Мнение сверстников;

  • Личный профессиональный план;

  • Знания о профессии;

  • Потребности общества.


6. Ошибки в выборе профессии.

Типичные ошибки и затруднения, возникающие при выборе профессии:

  • Отношение к выбору профессии как к окончательному и пожизненному, ориентация сразу на профессию высокой квалификации, высшее образование. Данные ошибочные представления формируются в основном под воздействием родителей. Такая позиция может привести к тому, что девушка или юноша получат первое попавшееся образование, которое им потом никогда не пригодиться.

  • Предрассудки, когда важные для общества профессии и занятия считаются недостойными, неприличными («Ну что это за профессия - актер», мусорщик)

  • Выбор профессии за компанию, чтобы не отстать от друзей.

  • Влияние престижности, популярности профессии.

  • Несамостоятельность выбора профессии.

  • Устаревшие представления о характере труда в некоторых сферах производства.

  • Неумение разобраться в своих особенностях, склонностях.


Главная задача выбирающего, при этом принять грамотное, самостоятельное решение. И вырабатывать самооценку на основе сравнительного анализа. По этому поводу узбекская народная пословица гласит: «Хорошее слово и слона на путь направит».


7. «Выбери правильный путь» - так называется наше следующее задание.
Одного из учеников мы попросим выйти из класса. Трём группам школьников предлагаю «подобрать» профессию вышедшему ученику.


Общее обсуждение: докажите, что индивидуальные особенности вышедшего; учащегося соответствуют требованиям профессии.

?? Совпадает ли подобранная ребятами профессия с выбранной учащимся?

?? К чему может привести искаженное представление о своих способностях?


К неправильному выбору.


?? А ещё, какая причина может привести к ошибке?

Искаженное представление о будущей профессии.


8. «Оптимисты и скептики» - еще одно задание, позволяющее не
ошибок при выборе профессии.


Проанализируйте профессию журналиста, записав в колонку «Оптимисты»- положительные качества профессии, а в колонку «Скептики» - отрицательные: работаем по вариантам.

Профессия - журналист


Оптимисты (люди, которые видят во всем светлые стороны, верят в успех, в победу добра) - 1-й вариант

Скептики (люди, которые ко всему относятся критически, недоверчиво; подвергают сомнению) - 2-й вариант

работа имеет огромное общественное значение; встречи с интересными людь­ми; командировки, дающие возможность много увидеть, быть в гуще событий; использование современной техники...


трудности, связанные с устройством на работу; частые командировки, осложняющие личную жизнь; большая ответственность; нервные перегрузки; ненормированный рабочий день; постоянное общение с людьми...


Итак, вы выбрали профессию, но у неё столько отрицательных признаков. А вы раньше как-то о них и не задумывались. Может наступить разочарование.


?? Что же нужно предпринять, чтобы этого не произошло?

Выбирая профессию, подумай, соответствует ли она наиболее привлекательным для тебя характеристикам; узнай как можно больше о данной профессии: из достоверных источников; взвесь свои возможности.


9. Конверт «Качества».

А теперь каждый из вас обратится к той профессии, которая которую он выбрал для себя.

Перед вами 24 качества характера человека; доброта, любознательность, критичность, аккуратность, справедливость, остроумие, дисциплинированность, внимательность, эрудиция, вежливость, целеустремленность, инициативность, исполнительность, общительность, находчивость, настойчивость, логичность мышления, расчётливость, практичность, принципиальность, строгость, решительность, любовь к природе, коллективизм.


(подчеркните 5 из них, наиболее необходимых настоящему профессионалу вами группы профессий).

Некоторые из вас подчеркнули такие слова, как доброта, справедливость. Скажите, эти качества характера нужны людям какой-то определённой группы профессий?

В любой профессии нужно оставаться человеком с большой буквы. Поэтому хорошо сказал Александр Раскин: «Прежде всего, надо быть хорошим человеком. Это важнее всего и для летчика, и для токаря, и для пастуха, и для артиста».


10. «Экзамен без подготовки».

Раз мы с вами дошли до таких важных сообщений, я думаю, пришло время экзамена. Но наш экзамен особенный, он называется «Экзамен без подготовки», на столе разложены билеты с заданиями. Вы по желанию берёте билет и отвечаете на вопрос.

(По одному учащемуся от ряда разбирают билеты, читают вопросы, каждая пара даёт ответ).


Билет № 1. В чём вы видите необходимость для общества выбранной вами профессии?


(Комментарий классного руководителя: «Если труд, то труд та­кой уж, чтоб и польза была, и честь», Луцилий Гай.)


Билет № 2. Можно ли считать удавшейся жизнь человека, не имеющего лю­бимого дела?

(Комментарий классного руководителя: Очень важно, чтобы работа доставляла тебе радость, потому что ненависть к ней ты бу­дешь испытывать не только с девяти до пяти, она будет отравлять твою жизнь круглосуточно. Если ты будешь проводить рабочее время в непрерывном поглядывании на часы, на самом деле ты будешь следить, как постепенно уходит твоя жизнь).


Билет № 3. Нужно ли при выборе профессии учитывать свои физические возможности?


(Комментарий классного руководителя: Как поступить, если цель высока, а средства слабоваты? Приведу два примера. А вы скаже­те, какой из них достоин подражания.

Известный древнегреческий оратор Демосфен начал свой путь к славе с жестокой неудачи. От оратора требовались зычный голос, четкая дикция, выразительные жесты. А Демосфен от рождения картавил, голосом обладал очень слабым. Вдобавок нервная при­вычка подергивать плечом делала его не величавым, а смешным.

Почти всякий на его месте и не думал бы о политической карье­ре. Но будущий оратор уходил на берег моря, набирал полный рот камешков, чтобы чисто произносить звук «р», и часами про­износил речи, заглушая шум прибоя. И даже подвешивал над не­послушным плечом острый, как бритва, меч, чтобы избавиться от подергивания. Когда же, наконец, Демосфен произнёс речь за со­хранение независимости Афин, против македонского царя Фи­липпа II, желавшего подчинить себе Афины, сограждане устрои­ли овацию и понесли его на руках. Эта и последующие его речь остались в истории как шедевр ораторского искусства.

И другой пример. Писателя Фонвизина в 37 лет разбил паралич. Когда его возили в коляске мимо Академии наук (там был тогда: университет), он кричал выходившим оттуда студентам: «Не пишите, молодые люди, не пишите. Вот что со мной сделала литература!» Не пересилив себя, он умер через 10 лет.)

Билет № 4. Какой пример достоин подражания?

(Комментарий классного руководителя: Нужно оценивать свои физические данные объективно, но ни в коем случае нельзя опускать руки, если что-то не получается. Р. Киплинг, английский писатель, сказал однажды своему сыну: «Умей принудить сердце, нервы, тело тебе служить...»

А вот высказывание Г. Марри я б посоветовала вам взять с собой в ваше будущее: «Тот, кто хочет делает больше, чем тот, кто может».)


И последний билет. Вопрос всем на засыпку.


Билет № 5. Мир человеческих дел изменчив. В современных отраслях производства только за одну жизнь иная профессия изменяется 3-4 раза. Как же не отстать с выбранной профессии?


(Комментарий классного руководителя: Постоянно следить последними достижениями науки и техники, учиться, а ещё на, уметь хорошо делать несколько дел, делать творчески.)


11. «Портретная галерея».

И творческое задание - «Портретная галерея». Некоторые из вас чётко определились с выбором профессии. Я попросила таких ребят нарисовать свой портрет, изображая себя как представителя той или иной профессии. На стороне помещена короткая реклама выбранной профессии. Ваша задача – узнать героя произведения.


Предлагаю вам игровое упражнение «Кто есть кто».

Цель игрового упражнения: дать возможность участникам соотнести образ с различными профессиями на основании знаний учащихся друг о друге.

Процедура игры следующая:

  1. Перед началом самой игры ведущий спрашивает у участников, какие профессии для них наиболее интересны, и выписывает эти профессии на доске (примерно 15 профессий).

  2. Затем ведущий объясняет правила проведения игры: «Сейчас я буду называть профессии; каждый в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих одноклассников и определить, кому эта профессия подойдет в наибольшей степени. Затем все по команде одновременно должны показать на выбранного человека, наиболее подходящего для данной профессии».

  3. Показав на своего одноклассника, все участники должны замереть; ведущий подсчитывает сколько рук показывает на каждого человека, т.е. чей образ, по мнению большинства игроков, в наибольшей степени соответствует данной профессии.




12. Итог.

Очень хочется, чтобы вы вот так же узнали в лицо и свою профессию, как узнали сейчас портреты одноклассников. Часто от вас приходится слышать слова: не нашел себя». Американский психиатр Томас Сас однажды мудро заметил: «…Найти себя невозможно - себя можно только создать». Создавайте же себя будущей профессии.

Хотелось бы пожелать всем удачи. Возможно, вы понимаете удачу как удачное стечение обстоятельств. Но большинство обстоятельств вполне прогнозируемо, а значит, может быть подвластно вам. Учитывая все советы, двигайтесь в пространстве профессий не на ощупь и не наугад, а именно в том правлении, в каком пожелаете. А выбор остаётся за вами.


13. Рефлексия.
Закончите высказывания:

  • Больше всего мне запомнилось сегодня...

  • В сегодняшней встрече мне не удалось...

  • Пожалуй, для себя я возьму...


Литература

  1. Вершинин С, Сурудина Е. Диагностика и коррекция самооценки учащихся в процессе профессионального выбора // Школа и производство. 1996. № 5.

  2. Гнатюк Н. Выбирая профессию // Воспитание школьников. 1994. № 2, 4.

  3. Душенко К.В. Большая книга афоризмов. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.

  4. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопреления для подростков: Рабочая тетрадь учащегося. - М.: Генезис, 2000.

  5. Профессиональная игра «Лабиринт» // Школа и производство. 1989. № 8.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!