СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "На 200 лет назад", посвященный жизни и творчеству М.Ю.Лермонтова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Детям предлагается, путешествуя на "машине времени", познакомиться с доступной их возрасту информацией о жизни и творчестве великого русского поэта М.Ю.Лермонтова. Разработка классного часа содержит сценарий и презентацию.

Просмотр содержимого документа
«М.Ю.Лермонтов»

Пермякова Надежда Станиславовна, МКОУ «Качугская СОШ № 1», Иркутская область, пос. Качуг, учитель начальных классов.


Сценарий классного часа «На 200 лет назад», посвященного 200-летию М.Ю.Лермонтова для начальных классов.


Цель занятия:

В доступной детям игровой форме знакомить с жизнью и творчеством М.Ю.Лермонтова, формировать интерес к литературе и родному языку, к истории нашей страны в контексте истории жизни известной личности, воспитывать эстетические чувства через восприятие произведений отечественной культуры.



Учитель: Ребята, перед вами лента времени. (Слайд 2) Сегодня мы с вами совершим удивительное перемещение в прошлое. Представьте себя учеными-экспериментаторами, которые изобрели машину времени. Нам предстоит ее опробовать. Мы в кабине фантастического аппарата. Готовы ли вы к такому путешествию? Плотно закроем дверь. Пристегните ремни безопасности. Сначала зададим координаты полета. Посмотрим по ленте времени наше сегодняшнее местоположение. Кто назовет, какой сейчас год? А полную дату? Правильно, 15 октября 2014 года. (Появляется на презентации). А вот 2006 год. Это год, в который вы и другие ребята, учащиеся во 2 классе, появились на свет. Но мы не будем посещать это время. У нас гораздо более далекая цель. Мы отправляемся на 200 лет назад, в далекое прошлое, которого не можете знать наяву ни вы, ни ваши родители, ни ваши бабушки и дедушки. Итак, наша цель: 15 октября 1814 года. Пуск!

И вот мы в 1814 году. Наш аппарат возникает на улице города. (Слайд 3) Что же это за город? (Дети высказывают свои предположения).

Представьте, мы пошли по улицам этого города и видим дом, в котором горят окна, мелькают фигуры, звучат голоса. Спросим у компьютера в нашей машине времени, не ради ли этого события мы отправились на 200 лет назад. Делаем запрос. И вот ответ. Прочитайте информацию, которую выдал наш компьютер:

Дети читают на презентации (слайд 4): «15 октября 1814 года в Москве в семье офицера, капитана Юрия Петровича Лермонтова и его жены Марьи Михайловны, в девичестве Арсеньевой, родился сын, который станет одним из величайших поэтов России. Его имя сегодня известно всем: Михаил Юрьевич Лермонтов.

Его литературное наследие за 13 лет творческой работы: около 400 стихотворений, 25 поэм, 5 драм и 7 повестей. Многие из его литературных произведений вошли в сокровищницу отечественной и мировой литературы.

Важные годы его жизни: 1817 год, 1825 год, 1837 год, 1841 год». (Слайд 5)

Учитель: Как вы думаете, ребята, 400 стихотворений – это много или мало для поэта? А что важно для того, чтобы оставить след в истории – только ли количество стихов? Что означает выражение «сокровищница литературы»? О каких сокровищах идет речь? (Дети высказываются). Некоторые произведения М.Ю.Лермонтова положены на музыку. Так, например, романс «Белеет парус одинокий». Сейчас мы прослушаем запись романса.

Звучит песня «Белеет парус одинокий».

Учитель: Что ж, отправимся по ключевым пунктам его жизни. Продвигаемся в 1817 год. Маленькому Мише только 3 года. Отправляемся! (Слайд 6).

Что вы видите перед нашей машиной времени? (Ответы детей).

Учитель: Верно, это похоже на дворянскую усадьбу. Делаем запрос бортовому компьютеру. Ответ:

Дети читают на слайде 7: «Имение Тарханы Пензенской губернии. Принадлежит бабушке Михаила по матери Елизавете Алексеевне Арсеньевой. Здесь пройдет все детство будущего поэта. В возрасте 3 лет маленький Миша теряет мать, она умирает. Бабушка Елизавета Алексеевна очень не любила отца Миши и сделала все, чтобы забрать внука к себе и разлучить с отцом. Все это сказалось на характере мальчика: он рос замкнутым, печальным, сосредоточенным на своих переживаниях. »

Следующий пункт нашего пути: 1825 год. Нашему герою идет одиннадцатый год. Вперед! (Слайд 8).

Что это? Опишите, что вы видите. Перед нами какие-то горы, бесконечные гористые пейзажи.

Компьютер, сообщите, где мы находимся и почему. Какую информацию мы имеем об этом месте?

На мониторе (слайд 9): «Кавказ – удивительный и неповторимый

край. Он стал судьбой Лермонтова. Он вдохновлял поэта и стал его последним пристанищем».

Учитель: В 10 лет Михаил Лермонтов впервые попадает на Кавказ, с которым окажется связанной вся его дальнейшая жизнь. Именно тогда будущий поэт навсегда полюбил этот гордый, неповторимый край. Множество стихов поэта посвящены именно Кавказу. Лермонтов неплохо рисовал и часто изображал Кавказские горы на своих картинах. Вот, например, одна из них.

Двигаемся дальше: 1837 год. Готовы? Пуск!

И снова какой-то город (слайд 10). Похож ли он на Москву, в которой мы уже побывали? (Ответы детей). Что можно сделать, чтобы узнать наше местоположение? Делаем запрос компьютеру. Ответ (слайд 11):

Дети читают на мониторе: «Город Петербург на р.Нева, основанный Петром Первым. Центр культурной жизни Российской Империи. Здесь в 1837 году жил Лермонтов, здесь же был арестован».

Учитель: Вам интересно, что произошло? В конце января1837 года все потрясены ужасной потерей – на дуэли убит величайший поэт современности – А.С.Пушкин. Узнав о его гибели, Лермонтов пишет стихотворение «Смерть Поэта», в котором обвиняет в гибели Пушкина лиц, приближенных Императору Николаю I. За это был арестован и выслан на Кавказ.

И вот последний пункт нашего путешествия. 1841 год. Вперед!

Знаком ли вам этот пейзаж? (Слайд 12). Это снова Кавказские горы. Что же могло произойти в горах Кавказа такого, что станет последним пунктом нашего движения во времени? Спросим у нашего компьютера.

Ответ (слайд 11): «15 июня 1841 года у подножия горы Машук близ города Пятигорска состоялась дуэль между Лермонтовым и майором Мартыновым, в результате которой Лермонтов был убит наповал».

Учитель: Дуэль оборвала жизнь Лермонтова. Он погиб молодым. Как знать, может быть, он не успел написать своих лучших стихов. Сегодня мы вспоминаем о нем как о великом поэте, навсегда вошедшим в историю русской поэзии. Девочки приготовили стихи Михаила Юрьевича, которые будут читать наизусть.

Выступления учеников.


Михаил Юрьевич Лермонтов


МОЛИТВА


В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.


Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.


С души как бремя скатится,

Сомненье далеко —

И верится, и плачется,

И так легко, легко....


Михаил Юрьевич Лермонтов


На севере диком стоит одиноко…

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.

И снится ей всё, что в пустыне далёкой,
 В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утёсе горючем
 Прекрасная пальма растёт.

Учитель: Нам остается только вернуться в наше время. Но перед этим давайте поделимся своими впечатлениями от путешествия. Было ли оно полезным для вас? Что нового вы узнали? Что вас удивило и заинтересовало?

Всем спасибо!



Используемые источники:

  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2010 (DVD)

  1. Русский биографический словарь" rulex.ru

  2. Энциклопедический ресурс rubricon.com (Большая советская энциклопедия, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, Энциклопедический справочник "Санкт-Петербург", Энциклопедия "Москва")

  3. М.Ю.Лермонтов. Стихотворения и поэмы. – М.: Издательство «Советская Россия», 1974.

  4. Fianmelbourne93.deviantart.com



Просмотр содержимого презентации
«М.Ю.Лермонтов»

На 200 лет назад Классный час к 200-летию М.Ю.Лермонтова для начальных классов. Автор: учитель начальных классов Пермякова Н.С МКОУ Качугская СОШ № 1, 2014 г.

На 200 лет назад

Классный час к 200-летию М.Ю.Лермонтова

для начальных классов.

Автор: учитель начальных классов Пермякова Н.С

МКОУ Качугская СОШ № 1, 2014 г.

Лента времени 2014 2006 1814

Лента времени

2014

2006

1814

15 октября 1814 года в Москве в семье офицера, капитана Юрия Петровича Лермонтова и его жены Марьи Михайловны, в девичестве Арсеньевой, родился сын, который станет одним из величайших поэтов России. Его имя сегодня известно всем: Михаил Юрьевич Лермонтов.

15 октября 1814 года в Москве в семье офицера, капитана Юрия Петровича Лермонтова и его жены Марьи Михайловны, в девичестве Арсеньевой, родился сын, который станет одним из величайших поэтов России. Его имя сегодня известно всем: Михаил Юрьевич Лермонтов.

Его литературное наследие за 13 лет творческой работы: около 400 стихотворений, 25 поэм, 5 драм и 7 повестей.  Многие из его литературных произведений вошли в сокровищницу отечественной и мировой литературы. Важные годы его жизни: 1817 год 1825 год 1837 год 1841 год

Его литературное наследие

за 13 лет творческой работы:

около 400 стихотворений,

25 поэм,

5 драм и 7 повестей.

Многие из его литературных произведений вошли в сокровищницу отечественной и мировой литературы.

Важные годы его жизни:

1817 год 1825 год 1837 год 1841 год

Имение Тарханы Пензенской губернии. Принадлежит бабушке Михаила по матери Елизавете Алексеевне Арсеньевой. 1817 год 1825 год 1837 год 1841 год

Имение Тарханы Пензенской губернии. Принадлежит бабушке Михаила по матери Елизавете Алексеевне Арсеньевой.

1817 год 1825 год 1837 год 1841 год

Кавказ – удивительный и неповторимый  край. Он стал судьбой Лермонтова. Он вдохновлял поэта и стал его последним пристанищем. 1817 год  1825 год 1837 год 1841 год

Кавказ – удивительный и неповторимый

край. Он стал судьбой Лермонтова.

Он вдохновлял поэта и стал его

последним пристанищем.

1817 год 1825 год 1837 год 1841 год

Город Петербург на р.Нева, основанный Петром Первым. Центр культурной жизни Российской Империи. Здесь в 1837 году жил Лермонтов, здесь же был арестован и выслан на Кавказ. 1817 год  1825 год  1837 год 1841 год

Город Петербург на р.Нева, основанный Петром Первым. Центр культурной жизни Российской Империи. Здесь в 1837 году жил Лермонтов, здесь же был арестован и выслан на Кавказ.

1817 год 1825 год 1837 год 1841 год

15 июня 1841 года у подножия горы Машук близ города Пятигорска состоялась дуэль между Лермонтовым и майором Мартыновым, в результате которой Лермонтов был убит наповал. 1817 год  1825 год  1837 год  1841 год

15 июня 1841 года у подножия горы Машук близ города Пятигорска состоялась дуэль между Лермонтовым и майором Мартыновым, в результате которой Лермонтов был убит наповал.

1817 год 1825 год 1837 год 1841 год

Используемые источники:

Используемые источники:

  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2010 (DVD)
  • Русский биографический словарь" rulex.ru
  • Энциклопедический ресурс rubricon.com
  • М.Ю.Лермонтов. Стихотворения и поэмы. – М.:
  • Издательство «Советская Россия», 1974.
  • Fianmelbourne93.deviantart.com
  • kmvtut.ru