Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Иркутской области
«Черемховский техникум промышленной индустрии и сервиса»
План-конспект классного часа студентов 1-3 курсов СПО
«СТУДЕНЧЕСКАЯ МАГИЯ – ТЕХНОЛОГ… ТРЕТИЙ КУРС»
Преподаватель дисциплин:
ОУД 01.1 Русский язык
ОУД 01.2. Литература
Ибраева Елена Викторовна
(за основу взят кл.час преподавателя ин.языка ГБПОУ «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции» - Криницкой И.В.)
Черемхово, 2022 г.
Содержание
Пояснительная записка.
Методический блок.
Учебно-методическая карта
Технологическая карта
Информационный блок
План-программа классного часа.
Сценарий мероприятия.
Приложение 1. Перечень универсальных учебных действий.
Приложение 2. Презентация к классному часу.
Пояснительная записка
В современном мире цифровых технологий межличностное общение уплощается и упрощается, переходя из реального в виртуальное. Современные ученые бьют тревогу по поводу того, что люди меньше интересуются другими людьми, становятся цифровыми аутистами. Другой аспект – возникновение нетерпимости к ученикам с особенностями внешности, отличающимися музыкальными и литературными вкусами, других национальностей, с дефектами речи или слуха и др. Особенно это выражено в коллективах подростков. Классный час в форме игрового тренинга направлен на создание доброжелательной атмосферы, положительных эмоций среди участников, возникновение желания узнать больше о своих одноклассниках, познакомиться ближе. Сплочение ученического коллектива, развитие умений реконструкции других также являлось первостепенной задачей.
1.Методический блок
1.1. Учебно-методическая карта
Тема: «СТУДЕНЧЕСКАЯ МАГИЯ – ТЕХНОЛОГ…ТЕТИЙ КУРС»
Учебный предмет (дисциплина): любой.
Курсы техникума: 1 - 3
Место проведения: учебная аудитория
Продолжительность - 45 минут
Форма проведения: игровой тренинг
Способ посадки студентов: круговой (стулья по кругу, парты позади)
Методическая цель: способствовать формированию позитивных дружеских отношений в группе и ответственного отношения к учебе
Цели и задачи классного часа:
Образовательные:
1. Формировать знания о том, что каждый человек – уникален и достоин уважения.
Развивающие:
1. Развивать коммуникативные, языковые, познавательные способности студентов в ходе совместной и индивидуальной деятельности.
2. Развивать стремление к самопознанию.
3. Развивать навыки реконструкции внутреннего мира другого человека, сопереживания, эмпатии.
Воспитательные:
1. Воспитывать стремление к живому общению с собеседником.
2. Воспитывать интерес к внутреннему миру другого человека.
3. Воспитывать уважение и терпимость по отношению к отличительным особенностями других людей.
Планируемый результат.
Уметь:
совершенствовать навыки общения с другими людьми;
совершенствовать способности к реконструкции внутреннего мира других людей.
Знать:
степень важности того, что все люди - разные;
значение реального общения с людьми;
отличительные черты продуктивной интеракции со сверстниками и взрослыми.
Формирование компетенций обучающихся:
Коммуникативная: выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами, сотрудничать, слушать, слышать, обмениваться информацией.
Дискурсивная: развитие способности использовать определенную стратегию и тактику общения для устной и письменной интерпретации.
Социальная: развитие способности к социальной деятельности в современном социуме, успешному выполнению социальных ролей, умения адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.
Предметная: развитие умений использовать знания и навыки для решения различных проблем.
Межпредметные связи: общая психология, социальная психология, психология общения, педагогическая психотерапия.
Методическое оснащение: методическая разработка классного часа для преподавателя и методиста.
Материально-техническое оснащение: компьютер, проектор, экран, аудиосистема, USB-флеш-накопитель, бумажные бланки для вопросов, клубок шерстяных ниток, ручки (ширковые/гелевые).
Информационное оснащение: мультимедийная презентация Microsoft Power Point , видеоролик из видеохостинга YouTube.
Список литературы:
1. Психология подросткового возраста: учебник / Б.С. Волков. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2016. — 266с.;
2. Шваб Е. Д., Н. П. Пудикова. Психологическая поддержка учащихся: развивающие занятия, игры, тренинги и упражнения, - Волгоград, «Учитель», 2009
Интернет-ресурсы:
https://psyliner.ru/trening-dlya-podrostkov/
https://www.psyoffice.ru/7735-igra-ugadat-cheloveka-ispolzuja-associacii.html
Иллюстрации:
Презентация: сервис по поиску картинок в интернете Yandex.Картинки: https://yandex.ru/images/
1.2 Технологическая карта
Этапы классного часа | Деятельность преподавателя | Деятельность учащихся | Методическое обоснование | Формируе-мые УУД |
I. Организа-ционно-подго-товительный. | Приветствует студентов, предъявление визуального стимула. | Приветствуют преподавателя, включение в беседу, ответы на вопросы | Активизация внимания, стимуляция произвольного внимания. | 1.2 2.1 |
II. Целевой. | Педагог просит обучающихся сформулировать тему и цель классного часа самостоятельно. | Представляют свои версии тематики и цели классного часа, краткое обсуждение | Формирование умения активного целеполагания, развитие логического мышления. | 2.1 2.2. |
III.Мотива-ционный. | Преподаватель стимулирует познавательный процесс, используя инструменты мотивации самопознания и познания других | Студенты узнают об игровом тренинге, благодаря которому они узнают о себе и других новое, но суть упражнения пока непонятна (намеренная сюрпризность). | Опосредованно подготовка обучающихся к восприятию информации и выполнению упражнения. | 1.2. |
IV.Содержатель-ный. | Преподаватель проводит пять игр – компоненты психологического игрового тренинга. | Студенты активно участвуют в пяти играх – компонентах игрового тренинга: «Клубок», «Имена-качества», «Интервью», «Ассоциации». | Развитие коммуникатив-ных навыков, умений работать в команде, реконструировать внутренний мир других людей | 2.7 3.1.4 3.1.6 |
Этап V. Контрольно-рефлексивный. | Преподаватель задает вопросы об эмоциях во время упражнений, о результатах проделанной работы, подталкивает обучающихся к осмыслению итогов, показывает видеоролик | Студенты делятся эмоциями, мыслями, отвечают на вопросы, рефлексивная дискуссия, просмотр видеоролика. | Развитие навыков участия в дискуссии, осмысления собственных чувств, эмоций. | 1.1 1.2 2.4 4.2 4.3 4.4 4.5 |
2. Информационный блок.
2.1. План-программа
№ п/п | Этапы мероприятия | Продолжи-тельность (мин) |
1. | Организационно-подготовительный. Приветственное слово классного руководителя, показ первого слайда презентации (визуальный стимул). Тренинг-игры: «Цвет группы», «Портрет группы» | 7 |
2. | Целевой. Постановка цели классного часа при помощи актуализации личностного опыта, через использование обращения к образу и наводящих вопросов. | 1 |
3. | Мотивационный. Объяснение преподавателя - что нового может открыться о каждом из участников классного часа. | 1 |
4. | Содержательный. Игровой тренинг: блок игр «Клубок», «Все мы разные, но в чем-то и едины», «Дом», «Экзамен на смекалку», «Я хочу тебе подарить». | 25 |
5. | Контрольно-рефлексивный. | 3 |
6. | Обобщающий. Подведение итогов | 3 |
2.2. Сценарий хода занятия.
Этап I. Организационно-подготовительный.
Студенты занимают места.
Куратор:
Я люблю вас, трудяжек, зануд и лентяев,
Хоть немало, признаюсь, терпеть довелось!
Я люблю вас, настырных, порою отчаянных,
Доводящих меня до мучений, до слёз.
Вы сейчас не поймёте, как ночью бессонной,
Не успев отдохнуть от забот и тревог,
С вами мысленно я, неустанно, упорно,
О премудростях жизни продолжаю урок.
Все уроки, как люди, похожи и разны,
Если к ним приглядеться с различных сторон:
Ведь бывают уроки, как радостный праздник,
А бывают они, как мучительный сон.
Но когда расцветут ваши милые лица
И живым любопытством глаза озарит,
И в десятках голов моя мысль шевелится,
и в десятках сердец моё сердце стучит,
Я готова опять к напряжённости буден,
Чтоб мечтать и творить, и работать, горя…
Я приветствую вас, мои юные люди,
В этот радостный день, первый день сентября!
В. Троицкий, Т. Костикова
Добрый день, дорогие мои студенты! Отзвенело быстро лето и начался новый учебный год. Год, который приготовил вам сюрпризы и приятные встречи, незабываемые занятия и новые открытия, интересные мероприятия и состязания… все это у вас еще впереди.
Так что же нового? Вы перешли на новую ступень обучения, вы стали на год старше и теперь вы уже студенты третьего курса. Задачи перед нами год ставит важные, но посильные. Многое будет зависеть от нашего старания, целеустремленности и трудолюбия, чего я вам всем желаю. Прошлый год вы закончили удачно: у нас 11 хорошистов; 2 – отличников. Есть некоторые моменты, ГДЕ ВСЕГО 1-3 ТРОЙКИ И ДАВАЙТЕ ДОГОВОРИМСЯ, ЧТО УСПЕВАЕОСТЬ НА 3 КУРСЕ БУДЕТ БОЛЕЕ УДАЧНОЙ )))
Давайте продолжим нашу встречу для того, чтобы лучше понять друг друга, лучше взаимодействовать и поддерживать друг друга, проявлять толерантность.
В большинстве случаев знакомство начинается с улыбки. Улыбка ничего не стоит, но ценится очень дорого. Длится она мгновение, а памяти остается навсегда. Шекспир считал, что улыбкой можно добиться больше, чем мечом. Хотите завоевать друзей- улыбайтесь.
Подсчитано, что в произведении Л.Н.Толстого упоминается 97 оттенков улыбки. Давайте улыбаться сегодня, каждый день, каждую минуту.
А теперь попробуем составить портрет группы. Вы должны назвать несколько прилагательных, чем интереснее они будут, тем содержательнее и красочнее будет его портрет.
Голос_________________ . Взгляд ______________. Одежда ____________. Походка _______________. Лоб ______________________. Прическа ________. Его __________________ остроумие сводят всех с ума. Жизнь группы не пирог с ______________ капустой. Пусть наши _______ сердца и ___________ поздравления будут выражением любви к нему. Пожелаем нашей _________ группе, ____________ радости, ___________ дней, _______ успеха и ______________ сплоченности! Да здравствует наша _____ группа!
Замечательный портрет у нас получился! Наверное, вы согласитесь, что хорошо учиться, осваивать специальность лучше в дружной, сплоченной группе. Скажите, а что может помочь стать сплоченнее? (общее дело, похожие интересы и т.д.)
А какими качествами должен обладать дружный коллектив? Наверное, разными, потому что в группе вы все разные. И наверное, яркими и позитивными, как цвета радуги. Попробуем их перечислить и к каждому цвету радуги на плакате подобрать качества – это будут качества нашей дружной группы (красный-коллективизм, оранжевый- оптимизм, желтый – жизнелюбие, зеленый- знания, голубой- гуманизм, синий- сочувствие, фиолетовый- фантазия).
Вы все молодцы!
Давайте этот момент красок зафиксируем наш общий портрет
(фото на память)
Этап II. Целевой
Актуализация знаний.
Куратор: Спасибо, ребята. Приятно, что вы включились в беседу, отметили наши общие черты группы, в каких цветах вы видите нашу группу, которые приведут нас к сплочению. То есть вы стали на го взрослее, мудрее…. Есть ли у вас предположения о теме нашего классного часа? (версии обучающихся). Как вы думаете, какая цель у нашего мероприятия? (версии обучающихся, затем на слайде 1 появляются слова)
СТУДЕНЧЕСКАЯ МАГИЯ – ТЕХНОЛОГ…ТРЕТИЙ КУРС
Вот такая наша сегодняшняя тема. Она может показаться обычной, банальной, тривиальной. Но это только на первый взгляд. У нашего с вами собрания есть цель. Какая? (ответы студентов)
Этап III. Мотивационный.
Куратор: Сегодня у нас с вами не будет серьезных, назидательных бесед, а будут игры. Но игры не совсем обычные. Они для нас будут не просто развлечением. И вы в этом убедитесь. Благодаря этим играм вы узнаете о себе и других нечто новое. Начинаем? (ответы студентов)
Этап IV. Содержательный.
Куратор: У меня необычный для классного часа предмет (достает крупный клубок шерстяных нитей). Что это? (ответы студентов). Какие именно нити? (ответы студентов, верный ответ – шерсть). Кто умеет вязать? Крючком, спицами? Что именно умеете вязать? (ответы студентов). И в этом мы тоже отличаемся друг от друга. Первая игра так и называется, как этот предмет у меня в руке, «КЛУБОК» (слайд 2).
Цель: сплотить группу, позитивно настроить участников на работу в группе, на продуктивную деятельность
Я брошу клубок кому-нибудь из вас. Тот, к которому он попадет, кратко рассказывает о том, как он провел лето и что нового открыл в себе. Затем он бросает клубок, НО! Оставляет нить у себя. И так далее. Шерстяная нить позволит бросать этот мяч-клубок всем, не повторяясь, по очереди. Посмотрим, что получится в финале и с чем нам придется в итоге справиться (в финале игрокам придется распутать возникшую «паутину» из ниток, действовать всем вместе). Для придания большей уверенности преподаватель первый начинает игру, кратко рассказывает о том, что открыл в себе нового за лето и как отдохнул. Задача педагога – сплотить группу.
Куратор: Теперь, следующая «остановка» нашего мероприятия под названием… (пауза и всплывающие слова на слайде):
«ВСЕ МЫ РАЗНЫЕ, НО В ЧЕМ-ТО И ЕДИНЫ»
Предлагаю вам сейчас разделиться на 2 команды по принципу: у меня в руках карточки с изображениями. У кого изображения совпали переходят в команды по общему принципу. Карточки вытягиваем, не смотря, какое там изображение.
(изображение: смайлики)
Цель: Сплочение группы через нахождение сходств у ее участников, эффективно работает на сплочение группы, так как участники начинают более внимательно присматриваться друг к другу и обнаруживают, что сходства между ними гораздо больше, чем они думали раньше.
Каждая команда должна написать на листе черты сходства (первая команда) и черты различия (вторая команда) в своей группе.
Выигрывает та команда, которая больше напишет сходств или различий за определенное время. Учитывается количество названных сходств и их качество.
Обсуждение: Постараться подвести участников к мысли, что, хотя они все такие разные, сходства между ними гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.
«ДОМ»
Куратор: Молодцы, отлично справились! Продолжаем игру…. Под названием «ДОМ»
Цель: осознание своей роли в группе, стиля поведения, участники задумываются над тем, какую функцию они выполняют в этом коллективе, осознают, что все они нужны в своем «доме», что способствует сплочению.
Вы также сохраняетесь в командах. «Каждая команда должна стать полноценным домом! Каждый человек должен выбрать, кем он будет в этом доме – дверью, стеной, а может быть обоями или предметом мебели, цветком или телевизором? Выбор за Вами! Но! не забывайте, что Вы должны быть полноценным и функциональным домом! Постройте свой дом! Можно общаться между собой».
Обсуждение: Как проходило обсуждение в командах? Сразу ли Вы смогли определить свою роль в «доме»? Почему Вы выбрали именно эту роль? Я думаю, Вы все поняли, что каждая часть Вашего «дома» важна и нужна в нем, каждая несет свою определенную функцию, без которой дом не может быть полноценным! И поэтому я вас очень прошу такими же оставаться в течение продолжения обучения. Вы должны понять, что именно в единстве каждый добивается победы. Сплочение, поддержка, взаимовыручка – это составляющие, которые покажут, что вы сильны не только телом, но и духом!
Куратор: Предлагаю воссоединить две группы в одну. Настал тот момент, когда мы уже точно знаем, что сплоченность и единение – это те качества, которые могут привести к победе.
Давайте докажем, что самые умные, остроумные, любознательные, смелые студенты учатся именно в группе ТПП-20!
Сдадим с вами Экзамен на Смекалку:
Назовите имя сказочного героя на букву «Б»(Буратино)
Назовите имена трех богатырей (Илья, Никита, Алеша)
Из чего варил кашу солдат, заглянув к жадной старухе? (из крупы, молока, масла, но за основу взял топор)
Каким образом совершила суицид Анна Каренина? (бросилась под поезд)
Какой рукой лучше размешивать чай? (ложкой)
Что принадлежит тебе, а чаще им пользуются другие? (имя)
Электропоезд шел с севера на юг, ветер дул с юга на север; в какую сторону шел дым от поезда? (у электропоезда дыма быть не может)
Что совсем дырявое, а держит воду? (губка)
Как бросить предмет по прямой линии, чтобы он вернулся в ту же точку сам? (надо бросить вверх)
Как спрыгнуть с 10- метровой лестницы и не ушибиться (спрыгнуть с последней ступеньки)
Возле чего ходил кот у Лукоморья? (дуб)
Кто спас Муху- Цокотуху и каким видом оружия? (комар, саблей)
Что станет больше, если его поставить вверх ногами? (цифра 6)
Можно ли зажечь спичку под водой? (Можно, если вода в стакане)
Как может брошенное яйцо пролететь 3 м и не разбиться? (нужно бросить его на 4 м, и тогда оно пролетит 3 м целым)
По чему в Париже парни ходят рыжие? (по земле)
Когда у людей бывает столько глаз, сколько дней прошло в году? (2 января)
Какая птица не несет яиц, а сама из них вылупляется? (петух)
Что можно приготовить, но нельзя съесть? (уроки)
Этап V. Контрольно-рефлексивный.
Куратор: Постепенно мы подходим к финалу нашего небольшого путешествия в мир самих себя и в мир наших одногруппников. Последняя игра (слайд 6, появляется изображение без слов).
Игра называется просто и приятно:
(всплывают слова на слайде 6):
Я ХОЧУ ПОДАРОК СДЕЛАТЬ ГРУППЕ ТПП
Цель: положительное завершение тренинга, ритуал, позволяющий завершить тренинг на положительной эмоциональной ноте.
Куратор: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Нашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе.
«Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие».
Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешное взаимодействие аплодисментами!»
Этап VI. Обобщающий
Куратор: Вот и завершился наш классный час.
Какое у вас настроение?
Узнали вы что-нибудь новое друг о друге?
В начале мы составили цветовую гамму нашей группы. Сохраняем цвета до конца учебного года?
И в завершении я хочу показать вам очень короткий, всего 33 секунды, видеоролик. Но он очень важный и полезный. О том, как важно узнать себя через других людей, расскажет Андрей Владимирович Курпатов, психиатр, психотерапевт, ученый, основатель Высшей школы методологии, автор многочисленных книг.
https://www.youtube.com/watch?v=OWNfhfka49o
ЛЮБОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗНАНИЕ О СЕБЕ ЧЕРЕЗ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ – ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ.