СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час на тему "9 мая -День Победы!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему "9 мая -День Победы!"»

Конспект классного часа к 9-му мая для 1 класса на тему

«9 мая – День Победы!»


Цель классного часа: способствовать расширению знаний учащихся о Великой Отечественной войне.

Задачи классного часа:

  • расширить знания об истории своей страны;

  • расширить знания о Великой Отечественной Войне;

  • познакомить с историческими фактами времен Великой Отечественной Войны;

  • развивать чувство гордости за свою Родину;

  • воспитывать чувства патриотизма у обучающихся;

  • воспитывать чувства глубокого уважения и почтения к защитникам Родины.

Оборудования: компьютер, мультимедийная презентация, мультимедийный проектор, полотно для проектора, звуковые колонки.


Ход классного часа:

  1. Организационный момент(Слайд 1)

Учитель:

Особый праздник наступает,

Всем мир на свете обещает!

Здоровья крепкого и счастья,

Всем, кто победу нам добыл!

Пусть будут позади напасти,

Всем неба мирного и сил!


  1. Вступительная беседа

Учитель: Ребята, какое время года за окном?

(Ученики отвечают на вопрос учителя)

Учитель: Хорошо, скажите, кто-нибудь знает, что означает выражение «красный день календаря»?

(Ученики отвечают на вопрос учителя)

Учитель: Молодцы! А какие весенние праздники вы знаете

(Ученики отвечают на вопрос учителя)

Учитель:Праздники бывают разными: государственные и семейные, религиозные и городские. Например, 8 Марта – праздник государственный, мы празднуем его всей страной. Пасха – праздник религиозный, потому что он связан с церковным календарем. Но есть у нас праздник, который является и государственным, и семейным. Это тот праздник, который называют «праздник со слезами на глазах». Какой это праздник?

(Ученики отвечают на вопрос учителя)

Учитель: Совершенно верно! Кто-нибудь может сказать, когда отмечается этот праздник?

(Ученики отвечают на вопрос учителя)

Учитель:А что это за праздник, чему он посвящен?

(Ученики отвечают на вопрос учителя)

Учитель: Вы правы, 9 мая – это великий ДеньПобеды!(Слайд 2)


  1. Основная часть

Учитель:Есть события, о которых люди обязаны помнить. О них пишут книги, сочиняют стихи и песни. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской Германии. Это событие навсегда останется в памяти нашего народа. О войне мы с вами знаем лишь понаслышке. Наши деды рассказывали о ней своим детям – нашим родителям, наши родители нам, а мы рассказываем о ней своим детям. Вот так и передаётся память о тех героических, но очень горьких и страшных годах из поколения в поколение. Нам с вами доверена память о тех людях, которые ценою своих жизней, завоевали для нас мир на всей Земле, и мы обязаны пронести ее черезгода, через века, чтобы и наши потомки знали, что это за праздник 9 мая.(Слайд 3)

«Никто не забыт и ничто не забыто» 

Горящая надпись на глыбе гранита.

Поблекшими листьями ветер играет

И снегом холодным венки засыпает.

Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.

Никто не забыт и ничто не забыто.

Учитель: Ребята, скажите, что же такое война?

(Ученики отвечают на вопрос учителя)

Учитель:Какие слова ассоциируются у вас с войной?

(Ученики отвечают на вопрос учителя)

Учитель:Как вы думаете, зачем люди воюют?

(Ученики отвечают на вопрос учителя)

Учитель:84 год назад Гитлер начал самую страшную войну на свете. Давайте вернемся мысленно назад в то время и узнаем, как же это все было.(Слайд 4)

Учитель:В тот далёкий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Никто и не подозревал, что многое в их жизни перечеркнёт одно страшное слово – война. А теперь представьте себе беззаботную жизнь таких ребят как Вы. Каникулы. Лето. Тепло. Вы собираетесь с родителями на природу... И вдруг – война…(Слайд 5)

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблёкли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

Учитель:(Слайд 6)22 июня 1941 года на нашу Родину напали немецкие фашисты. Командовал фашистско-немецкими войсками Адольф Гитлер. Они напали словно воры, словно разбойники. Они хотели захватить наши земли, наши города и сёла, а наших людей либо убить, либо сделать своими слугами и рабами. Гитлер считал, что стоит его войскам войти в Москву  и наш народ будет покорен. Свой план захвата Москвы гитлеровцы назвали «Тайфун».

Учитель: Друзья мои, скажите, кто знает, что такое тайфун?

(Ученики отвечают на вопрос учителя)

Учитель:Вот так и Гитлер хотел одним ударом смести нашу Армию и войти в столицу. Позже он скажет: «Я был уверен, что война скоро кончится».Но на защиту Родины встал весь народ.(Слайд 7)

Нелёгким был путь к победе. Враги напали на нас неожиданно.У них было больше танков и самолётов. Наши армии отступали. Бои шли на земле, в небе, на море. Прогремели великие битвы: Московская, Сталинградская, битва на Курской дуге. 250 дней не сдавался врагу героический Севастополь. 900 дней в страшной блокаде держался мужественный Ленинград. Отважно сражался Кавказ. На Украине, в Белоруссии, в других местах громили захватчиков грозные партизаны. Миллионы людей, в том числе и дети, трудились у заводских станков и на полях страны. Советские люди (Советский Союз  так называлась в те годы наша страна) делали всё, чтобы остановить фашистов.(Слайд 8)

Даже в самые тяжёлые дни они твёрдо верили: «Враг будет разбит! Победа будет за нами!».(Слайд 9)

Мужчины ушли на фронт, а на хрупкие женские и детские плечи легла тяжёлая работа. Солдат нужно было накормить, одеть, сделать для борьбы с врагом оружие и боеприпасы. Главное место в деревнях и сёлах заняли женщины! Они распахивали поля, сеяли зерно, убирали урожай, ухаживали за скотом, заготавливали для коров, коз и лошадей сено.Женщины и дети работали не только в поле, они трудились на военных заводах, где делали оружие для фронта. На фабриках они шили обувь и одежду для бойцов.

«Всё для фронта, всё – для победы!»  эти слова выражают главную суть того лихого времени!

Радостью и счастьем было получить с фронта заветный треугольник. (Слайд 10)Это были долгожданные письма.Но не всегда эти письма были радостными. Приходили и похоронки  письма, в которых сообщалось о гибели родных и близких людей.

Большой вклад в разгроме фашистской Германии принадлежит партизанскому движению. (Слайд 11)Ближайшими помощниками партизан были подростки. Буквально под носом фашистов подростки собирали патроны, гранаты, пистолеты, винтовки. Им приходилось прятать оружие, а затем тайком передавать его партизанам. Они совершали большие подвиги!Старались сделать все, что могли, старались ни в чем не отстать от взрослых.

Учитель: Говоря о войне, мы часто употребляем слово «подвиг». Ребята, как вы думаете, что это такое?

(Ученики отвечают на вопрос учителя)

Учитель: Подвиг – это когда в великом бескорыстном порыве души человек отдает себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью.Бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает подвиг народа, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы.

Учитель:Многие пионеры участвовали в партизанских отрядах, где использовались нередко в качестве разведчиков и диверсантов, а также при проведении подпольной деятельности.

И вот одни из известных детей-партизанов, о которых мы с вами должны всегда помнить:

  1. Лёня Голиков.(Слайд 12)Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам. Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады...

Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня  за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.

Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады...

2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.

  1. Марат Казей. (Слайд 13)В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму.

За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске...

Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу.

Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.

За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза.

  1. Валя Котик.(Слайд 14) Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.

Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула.

Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его...

Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету  шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны I степени, медалью «Партизану Отечественной войны»II степени.

Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза.

  1. Зина Портнова.(Слайд 15)Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы,  это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация «Юные мстители», и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.

...Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца.

Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее...

Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием званием Героя Советского Союза.

Учитель: Ребята, запомним эти имена?

(Ученики отвечают на вопрос учителя)

Учитель:(Слайд 18)И вот пришёл день, когда наступление захватчиков было остановлено. Советские армии погнали фашистов с родной земли.Брестская крепость стояла на самой границе. Атаковали её фашисты в первый же день войны. Думали: день  и крепость у них в руках.Целый месяц держались наши солдаты. А когда сил не осталось и фашисты ворвались в крепость, последний её защитник написал штыком на стене: «Я умираю, но не сдаюсь».

Шли последние дни войны. (Слайд 19)Тяжёлые бои велись на улицах Берлина. Солдат Николай Масалов на одной из берлинских улиц, рискуя жизнью, под огнём врага вынес с места боя плачущую немецкую девочку. Война кончилась. В самом центре Берлина в парке на высоком холме возвышается сейчас памятник советскому солдату. Стоит он со спасённой девочкой на руках.

И, всё-таки наступил в войне переломный момент, и началось освобождение оккупированных территорий.(Слайд 20) 30 апреля 1945 года в 22 часа советские солдаты водрузили Красное Знамя на крышу Рейхстага  здания, в котором до 1945 года заседал парламент Германии. Очистив от фашистов территорию нашей страны, наши воины освободили от фашистского ига народы Европы.(Слайд 21)Немцам, все-таки, удалось пройти по Красной Площади, но шли они уже не как захватчики, а как пленные. Это случилось 17 июля 1944 года. Марш пленных немцев еще назвали «Парад побеждённых».

4 года шла война! В мае 1945 года после ожесточенных сражений наши войска взяли штурмом столицу Германии и повесили флаг своего отечества в центре Берлина. А в ночь с 8 на 9 мая немецким командованием был подписан договор о прекращении военных действий.(Слайд 22)

С той поры этот день стал нашим великим праздником  Днём Победы. (Слайд 23)Чудеса героизма и храбрости проявили наши люди, защищая от фашистов родную землю.

Учитель: Ребята, что для Вас является символом Дня Победы 9 мая 1945 года?

(Ученики отвечают на вопрос учителя)

Учитель: Молодцы! (Слайд 24)Георгиевская ленточка – символ нашей победы и символ праздника. Надевающие ее проявляют уважение к памяти погибших и показывают, что помнят и чтут ветеранов.

Они выдавались совместно с медалью «За победу над Германией». Оранжевый и черный цвета означают огонь и дым. Это доблесть, отвага и смелость солдата, получившего медаль.

Учитель:24 июня 1945 года в Москве на Красной площади в ознаменовании победы прошел парад. (Слайд 25)Принимал его Маршал Жуков. Во время войны он проявил себя как один из величайших руководителей войск. В параде принимали участие солдаты и офицеры.

Учитель:Посмотрите, дети, на горящую свечу на слайде. (Слайд 26)На что похож огонек пламени?

(Ученики отвечают на вопрос учителя)

Учитель:Умнички, на вечный огонь! Но этот огонь (у свечи) может в любой момент погаснуть. А где вы видели вечный огонь?

(Ученики отвечают на вопрос учителя)

Учитель: Верно, есть огонь, который вызывает у людей особые чувства и особые воспоминания. (Слайд 27)Это огонь на могиле Неизвестного солдата – «Вечный огонь». А почему могила так называется?

(Ученики отвечают на вопрос учителя)

Учитель:Много таких могил на нашей земле. В этих могилах похоронены останки солдат, погибших на поле битвы во время войны.

Родина помнит своих героев. В каждом городе, селе, есть памятники героям Великой Отечественной войны.(Слайд 28)

Вы, ребята, помните, какое было сегодня утро, и вчера, и каждый день! Как хорошо просыпаться и знать, что у тебя впереди прекрасный день и целая жизнь. Что тебе ничего не угрожает.

  1. Подведение итогов

Учитель:В завершении нашего классного часа, давайте послушаем песню, посвященную победе в Великой Отечественной войне. Может быть, кто-нибудь знает, как она называется? («День Победы!»).

(Ученики отвечают на вопрос учителя)

Учитель: Правильно, «День Победы!».(Слайд 29)

(Ученики слушают композицию «Лев Лещенко День Победы»)

Учитель: Закончить наш классный час я хочу стихотворением Андрея Усачева:(Слайд 30)

Что такое День Победы?

Это утренний парад:

Едут танки и ракеты,

Марширует строй солдат.

Что такое День Победы?

Это праздничный салют:

Фейерверк взлетает в небо,

Рассыпаясь там и тут.

Что такое День Победы?

Это песни за столом,

Это речи и беседы,

Это дедушкин альбом.

Это фрукты и конфеты,

Это запахи весны…

Что такое День Победы –

Это значит – нет войны.