СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час на тему "Берегите природу"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час на тему "Берегите природу"

Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему "Берегите природу"»

Конспект урока русского языка

Публичное выступление на тему «Береги природу!»

Тип урока: урок развития речи.

Планируемые результаты

Предметные: 1. Знать цели и особенности устного публичного выступления; структуру публичного выступления; различные сферы употребления устной публичной речи.

2. Составлять устное публичное выступление-призыв в соответствии с целью, адресатом и ситуацией общения.

Метапредметные: 1. Коммуникативные: использовать адекватные

языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью составления и выполнения алгоритма, творческого задания.

2. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение

в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

3. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования текста выступления.

3. Использовать рабочие материалы, включающие цифровые материалы.

Личностные: 1. Интерес к созданию собственного текста публичного выступления.

2. Стремление к речевому самосовершенствованию.

3. Способность к самооценке.

Виды деятельности учащихся: устное публичное выступление на тему «Береги природу!»

Оборудование: ИКТ.





Ход урока:

- Ребята, сегодня мы с вами участники научного круглого стола по теме «Береги природу». 2017 год объявлен годом экологии, и мы сегодня с вами тоже будем думать, как помочь природе. Для того, чтобы определиться, какие знания по русскому языку нам помогут, обратимся к первому заданию. Вы должны собрать лото из терминов и определений (файл №1)

Репортаж – жанр журналистики, передача актуальных сведений прямо с места события, то есть «глазами» автора

Интервью - беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам.

Диспут – спор, состязание

Статья - сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете.

Рецензия - краткий письменный разбор произведения, анализ и оценка работы компетентным человеком.

- Вы все сделали правильно. А теперь скажите мне, пожалуйста, с каким стилем речи связаны все эти термины? (Публицистическим)

- Сегодня мы должны подготовить публичное выступление на тему «Берегите природу!» Как вы думаете, почему для этого мы должны обратиться именно к публицистическому стилю? (Первоочередная задача данного стиля – воздействие на читателя или слушателя)

- Назовите основные черты публицистического стиля. (Оценочность, образность, эмоциональность, логичность, призывность, страстность, общедоступность)

- Где чаще всего встречается публицистический стиль? (Газеты, журналы, видеоролики)

- Значит, есть две формы: публичное выступление и публицистическая статья. Чем они отличаются? (Первое – устное, а второе – письменное).

Физкультминутка.

  1. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6-8 раз.

  2. ЦВЕТКИ

Наши алые цветки распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши алые цветки закрывают лепестки,

Головой качают, тихо засыпают.

(Дети медленно разгибают пальцы из кулачков, покачивают кистями рук вправо-влево, медленно сжимают пальцы в кулак, покачивают кулачками вперед-назад).

  1. Сидя. Взяться правой рукой за левое ухо, а левой рукой взяться за кончик носа. Хлопнуть в ладоши и быстро поменять руки: левой рукой – правое ухо, правой-кончик носа.



- Что нужно, чтобы выступление не прошло мимо слушателей? Давайте сформулируем правила красноречия (если затрудняются дети, называет учитель, а дети объясняют, почему это важно) (Грамотная речь: дикция, интонация, дыхание, содержательность, понятность, логика, словарный запас, ораторские способности).

Памятка оратора (файл №2)

1. Тщательно подготовься: продумай содержание (о чем говорить, какие примеры использовать, продумать выводы).

2. Определи цель выступления.

3. Не говори ничего мудреного. Мысли должны быть просты, ясны.

4. Не говори быстро, не бойся пауз.

5. Не маши без надобности руками.

6. Помни, что главное для оратора – внимание слушателей. Речь должна быть интересной.

7. Чтобы быть интересным оратором, надо быть интересным человеком. Нужно быть всесторонне развитым.



- Давайте попробуем выступить с небольшой речью. Перед вами (файл №3) – текст Михаила Пришвина, но вот беда: части текста перепутаны. Вы должны восстановить текст, выбрать оратора, который прочитает нам его.

Текст.

Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, - их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину.

- Давайте оценим выступления наших ораторов. Несколько уроков назад вы по моей просьбе принесли мне доклады о состоянии нашей природы. У вас на столах (файл №4) лежат тексты. Прочитайте их (дети читают доклады).

1. Состояние лесов в мире нельзя признать благополучным. Леса интенсивно вырубаются и далеко не всегда восстанавливаются. Ежегодный объём рубок составляет более 4,5 млрд. м3. Площадь тропических лесов, которые называют лёгкими нашей планеты, уменьшилась на 70%, Южной Америки - на 60%. В результате вырубки лесов исчезают редкие виды растений, на грани исчезновения оказались 25% птиц и 44% зверей.

2. В последние годы в нашей стране проявилась тенденция роста числа лесных пожаров. Ежегодно в России возникает около 30 тысяч пожаров, которые охватывают от 0,5 до 2млн. гектаров леса. Погибают животные и птицы, а иногда гибнут и люди. Чтобы восстановить сгоревший лес, требуется более 100 лет. К сожалению, более 80% пожаров возникает по вине людей.

3. Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов. Даже в водах Арктики нашли стиральный порошок. Надо помнить, что один кубометр грязных вод портит 10 кубометров чистой воды.



  1. Если без пищи и воды человек может прожить несколько дней, то без воздуха – несколько минут. В последние годы наибольшее количество вредных веществ в атмосферу выбрасывается с выхлопными газами автомобилей. Сейчас в мире более 500 млн. автомобилей, а ведь в выхлопных газах содержится не менее 200 пагубных для здоровья веществ.

- Как вам кажется, может ли человек изменить сложившуюся ситуацию? Что он может для этого сделать?

М.М.Пришвин писал: «Природе грозит опасность, она нуждается в защите. Человек почувствовал себя хозяином, покорителем, преобразователем природы. Он губит природу, разрушает её ради материальной выгоды. А общение человека с природой должно быть благотворным и взаимообогащающим для обеих сторон: человек отдаёт природе лучшее, что есть в нём, природа отдаёт лучшее в себе».

- Давайте подготовим выступление. Текст какого типа речи мы будем создавать? (Рассуждение)

- Назовите три составные части текста-рассуждения (Основная мысль (тезис), аргументы, вывод (файл №5).

- Постройте рассуждение на тему «Берегите природу!», используя тексты докладов (файл №4)(Фактически дети дописывают вступление и заключение)

- А сейчас нас ожидает наш любимый мини-проект. Оформим выступления как листовку, которую разместим на своих подъездах. Обратимся к жителям, соседям, друзьям, знакомым. Оформляя листовку, не забудьте про использование обращений. Какими знаками мы их оформим? Ваши доклады – почти готовые листовки, нужно обращение, яркий вывод, может быть, лозунг, поработайте с цветом, сделайте листовку яркой. У вас 5-7 минут, после чего мы устроим небольшую выставку и защиту.

- Прочитаем полученные тексты. Подведем итоги урока: что понравилось? Что показалось трудным? Что вызвало наибольший интерес?

- Закончить урок я бы хотела стихотворением Я. Акима «Наша планета»:

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно.

Береги свою планету –

Ведь другой похожей нету!


Домашнее задание: подготовить публичное выступление с использованием презентации по теме урока.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!