Республиканский конкурс «Педагог года Донецкой Народной Республики» в 2024 году в номинации «Классный руководитель года»
Духовное и нравственное воспитание
______________________________________________________________
Тематическое направление
«Час доброты»
______________________
Тема методической разработки
____________________________________
Автор: Тельнова Анжела Юрьевна,
учитель начальных классов,
классный руководитель 3-В класса
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Гимназия № 107 г. Донецка»
2024 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Тематическое направление «духовное и нравственное воспитание».
1.2. Классный час на тему: «Час доброты». Классный руководитель в начальной школе в общеобразовательных организациях организует свою работу с классом на основании следующих федеральных нормативно-правовых актов: Федерального закона РФ «Об образовании», от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования" (зарегистрирован 12.07.2023 № 74229), федеральной рабочей программы воспитания, которая является компонентом содержательного раздела ФОП НОО, в том числе модуль «Классное руководство».
Одним из направлений воспитания на уровне НОО является духовно-нравственное воспитание, которое реализуется на основе духовно-нравственной культуры народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков.
С целью сохранения традиционных семейных ценностей согласно Указу Президента РФ от 22 ноября 2023 г. за № 875 2024 год был объявлен Годом семьи в России. В связи с этим и обосновывается актуальность выбранной темы воспитательного мероприятия, благодаря которому у младших школьников будут развиваться такие духовные и нравственные ценности, как уважение к культуре своей семьи, формирование таких нравственных качеств, как доброжелательность, сопереживание, уважение к старшим.
1.3. Целевая аудитория воспитательного мероприятия – обучающиеся 3-го класса общеобразовательных организаций (возраст 9-10 лет).
1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя. В соответствии с единым Федеральным календарным планом воспитательной работы 1 октября обязательно проведение воспитательных мероприятий, приуроченных ко Дню пожилых людей. Классный час на тему: «Час доброты» запланирован классным руководителем и входит в план воспитательной работы на 1-ю четверть.
1.5. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия.
Цель: создать условий для формирования у воспитанников нравственной культуры общения в семье, таких нравственных качеств, как доброжелательность, сопереживание, уважение к старшим на примере рассказа В. А. Осеевой «Бабка».
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с рассказом В. А. Осеевой «Бабка», создать условия для формирования умений работы с текстом.
Развивающие:
- создать условия для формирования коммуникативных навыков младших школьников, в том числе и в ходе работы в группе;
- способствовать формированию и развитию умений анализировать поступки героев, делать выводы,
- содействовать формированию рефлексивных умений у младших школьников.
Воспитательные:
- способствовать развитию культуры поведения в семье,
- содействовать воспитанию таких нравственных качеств, как доброжелательность, сопереживание, уважение к старшим,
- способствовать развитию культуры взаимоотношения друг с другом в ходе групповой работы.
Планируемые результаты:
Личностные
- развитие этических качеств, доброжелательности, сопереживания, уважения к старшим.
Метапредметные
Познавательные УУД
- находить закономерности и причинно-следственные связи между поступками членов семьи, делать выводы, анализировать и создавать текстовую информацию при работе с ребусами, сканвордами, пословицами.
Регулятивные УУД
- планировать свои действия,
- устанавливать причины успеха (неудач), корректировать свои действия, анализируя неудачи и ошибки.
Коммуникативные УУД
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции,
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, ответственно выполнять свою часть работы в паре.
1.6. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора. Воспитательное мероприятие проводится в форме классного часа в виде беседы, викторины и работы в парах над заданиями. Данная форма наиболее удачно подходит для достижения цели мероприятия и решения воспитательных задач.
Педагогическая технология/методы/приемы, используемые
для достижения планируемых результатов. Для достижения планируемых результатов применялись системно-деятельностный, личностно-ориентированный подходы. При проведении мероприятия использовалась гуманно-личностная технология А. А. Амонашвили и педагогика сотрудничества.
Используемые методы воспитания (по Ю.К. Бабанскому):
Методы формирования сознания: рассказ, объяснение.
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения: общественное мнение, воспитывающая ситуация.
Методы стимулирования поведения и деятельности: поощрение – выражение положительной оценки.
Воспитательные приемы: доброжелательная интонация, эмоциональная отзывчивость, убеждение.
1.8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.) Для успешного проведения воспитательного мероприятия необходима предварительная подготовка. В данном случае использовались источники информации, размещенные в конце разработки. Кроме того, обязательное наличие ноутбука, проектора.
1.9. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей. Данная разработка воспитательного мероприятия может быть использована классными руководителями для обучающихся 3-х классов, как в канун 1 октября, так и 28 октября, когда в России отмечают День бабушек и дедушек, так и 26 мая в День бабушек.
Основная часть
Описание подготовки воспитательного мероприятия
В ходе подготовки к воспитательному мероприятию произведен выбор литературного произведения, соответствующий тематике Дню пожилых людей. Кроме того, разработан рабочий лист к рассказу В. А. Осеевой «Бабка». С использованием различных онлайн платформ созданы ребусы, сканворды для индивидуальных заданий и выполнения их в паре.
С использованием информационных ресурсов из сети Интернет были подобраны картинки для оформления класса по тематике мероприятия. Подобраны задания для обучающихся, вырезаны сердечки из цветной бумаги для написания в них синквейна, вырезана из цветной бумаги ваза «Пожеланий для бабушки» на доску, подготовлены цветы для каждого ученика. Подготовлен ноутбук, проектор, проверена работа техники.
2.2. Конспект мероприятия.
Классный час на тему: «Час доброты»
Цель: создать условий для формирования у воспитанников нравственной культуры общения в семье, таких нравственных качеств, как доброжелательность, сопереживание, уважение к старшим на примере рассказа В. А. Осеевой «Бабка».
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с рассказом В. А. Осеевой «Бабка», создать условия для формирования умений работы с текстом.
Развивающие:
- создать условия для формирования коммуникативных навыков младших школьников, в том числе и в ходе работы в паре;
- способствовать формированию и развитию умений анализировать поступки героев, делать выводы,
- содействовать формированию рефлексивных умений у младших школьников.
Воспитательные:
- способствовать развитию культуры поведения в семье,
- содействовать воспитанию таких нравственных качеств, как доброжелательность, сопереживание, уважение к старшим,
- способствовать развитию культуры взаимоотношения друг с другом в ходе работы в паре.
Целевая аудитория: обучающиеся 3-го класса общеобразовательных организаций.
Форма проведения: беседа с постановкой проблемных вопросов, викторина, работа в парах.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, классная доска, рабочий лист к рассказу, распечатанные филворды, пословицы, вырезанное сердечко для каждого из двухсторонней цветной бумаги, подготовленные заранее цветы из цветной бумаги; на доске, которая пока закрыта от учащихся, имеется ваза «Пожеланий для бабушки» из цветной бумаги.
Содержательный компонент классного часа:
Вступительная часть.
Основное содержание:
Слушание рассказа В. А. Осеевой «Бабка», обсуждение, заполнение рабочего листа.
Физкультминутка.
Разминка (блиц-опрос).
Работа с пословицами.
Выполнение задания с филвордом в паре.
Составление синквейна на сердечках.
Заключительная часть.
Ход классного часа
Вступительная часть.
Ребята рассаживаются на свои места. Вступительное слово учителя. Отгадывание темы классного часа по ребусу.

Ответ: бабушка. Ребята, разгадайте, пожалуйста, еще один ребус.

Ответ: бабка. Вопрос учителя: Ребята, чем отличаются эти два слова? Когда употребляется слово бабушка? Когда бабка? Ответы детей. Вопрос учителя: Ребята, есть ли у вас бабушки? Как их зовут? Как вы их называете? Ответы детей. Учитель: Наш классный час сегодня посвящен бабушкам. Тема: «Час доброты».
Основное содержание.
Постановка проблемного вопроса.
Учитель: Ребята, вы сейчас услышите рассказ В.А. Осеевой «Бабка». Пожалуйста, предположите о ком будет данное произведение? Почему оно называется «Бабка»? Какая она должна быть? Ответы детей. Учитель: Спасибо за ваши ответы. После прослушивания мы узнаем, чьи предположения были ближе всего к теме рассказа.
Слушание рассказа В. А. Осеевой «Бабка» в сокращении (8 мин). Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=FSJROR0f6AE&t=59s Обсуждение услышанного.
Учитель: Ребята, вы прослушали рассказ. Давайте обсудим, чьи же предположения более точными, кто угадал тему произведения. Ответы детей. Далее идет выполнение заданий в рабочем листе. (Приложение А)
Физкультминутка.
С бабушкой моей вдвоем
Очень дружно мы живем! (хлопают в ладоши)
Вместе ходим мы гулять, (шагают на месте)
Вместе мы ложимся спать, (складывают ладошки под правое ухо, закрывают глаза)
Вместе моем мы посуду – (руками делают движения мытья посуды)
Правда, правда! Врать не буду!
Мы не любим унывать, (прыгают на месте)
Можем спеть и станцевать-
Будет бабушка мне хлопать, (хлопают)
Ну, а я – кружиться, топать! (кружатся и топают)
Не капризничать стараюсь, (насупили носы)
Слез не лью, а улыбаюсь – (улыбаются)
С ней большие мы друзья, (обнимают себя руками)
Потому что мы – СЕМЬЯ! (прыгают и руки вверх)
Блиц-опрос по следующим вопросам:
Мама, папа, брат и я – Вместе мы одна… (семья) Кто любимей всех на свете? И за всю семью в ответе? От зарплаты до зарплаты. Что б мы делали без …(папы) Она завтрак приготовит,
Море сказок знает добрых,
В школу будит нас упрямо
Наша ласковая... (мама) Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша… (бабушка) Сын моей матери. Но не я (брат). Папа дедушки (прадедушка)
Работа в парах.
Задание 1. Собери пословицу. Каждой паре по три пословицы. (Приложение Б). Задание 2. Филворд. (Приложение В). Задание 4. Составить синквейн на тему «Бабушка». (Приложение Г). Правила составления синквейна представлены на экране.
Заключительная часть
3.1. Рефлексия. 3.2. Подведение итогов мероприятия. Классный руководитель предлагает написать свои пожелания на цветочке и поставить в вазу «Пожеланий», расположенной на доске. Каждый обучающийся пишет свои пожелания для бабушки и прикрепляет свой цветок в вазу. 3.3. Заключительное слово учителя: великий педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Старость не может быть счастьем. Это невежды придумали слова: счастливая старость. Старость может быть лишь покоем или бедой. Покоем она становится тогда, когда ее уважают. Бедой ее делают забвение и одиночество». Старайтесь, чтобы у ваших бабушек была спокойная старость, любите и уважайте их, помогайте им, не забывайте стариков.
Список использованных источников информации
Абрамских, Н. В. К проблеме духовно-нравственного воспитания младших школьников Электронный ресурс: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 12.02.2024).
Веденеева, О. А. Теория и практика работы классного руководителя. Учебное пособие. / О. А. Веденеева, Л. И. Савва, Н. Я. Сайгушев. – Москва: Мир науки, 2016 – 140 с.
Генератор ребусов Электронный ресурс: URL: http://kvestodel.ru/generator-rebusov (дата обращения: 10.02.2024).
Головоломка «Найди слова» – генератор филвордов для детей – Развитие ребенка Электронный ресурс: URL: https://childdevelop.info/generator/letters/puzzle.html#preview (дата обращения: 10.02.2024).
Классное руководство в общеобразовательной организации. Институт изучения детства, семьи и воспитания. Электронный ресурс: URL: https://институтвоспитания.рф/programmy-vospitaniya/ooy/klassnoe-rukovodstvo-v-obshcheobrazovatelnoy-organizatsii-/ (дата обращения: 11.02.2024)
Максакова, Л. В. Духовно-нравственное воспитание современного младшего школьника / Л. В. Максакова, Г. С. Айрумян, Р. Р. Баширова, Л. П. Кочина. Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2018 г.). Санкт-Петербург : Свое издательство, 2018. – с. 35-38. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/280/14392/ (дата обращения: 10.02.2024).
Осеева, В. А. Бабка. Аудиокнига. – Любимые аудиокниги для детей и взрослых. – Электронный ресурс. – URL: https://www.youtube.com/watch?v=FSJROR0f6AE&t=59s (дата обращения 10.02.2024)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования" (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74229). Электронный ресурс URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202307130044?index=3892 (дата обращения: 11.02.2024)
Сборник методических разработок воспитательных мероприятий и успешных практик классных руководителей. По итогам проведения Единого городского Дня воспитательной работы «Воспитание... Воспитание? Воспитание!» - Сочи: МКУ СЦРО, 2022 – 73 с.
Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека (Этика ком. воспитания) : Пед. наследие / В. А. Сухомлинский; [Вступ. ст. О. В. Сухомлинской]. - Москва : Педагогика, 1989. – 287 с.
Указ Президента Российской Федерации № 875 от 22.11.2023 г. «О проведении в Российской Федерации Года семьи». – Электронный ресурс – URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202311220013 (дата обращения: 10.02.2024)
Учебно-методическое пособие по проектированию методических разработок воспитательных мероприятий / Екатеринбург: ГАУ СО «Центр оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов», 2022. – 56 с.
Федеральная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций. Электронный ресурс: URL: https://институтвоспитания.рф/upload/medialibrary/ddc/sr3zcu3teyyu74meajjj1vzn171157v9.pdf (дата обращения: 11.02.2024)
Шилова Диана. Вместе с бабушкой. Стихотворение. Электронный ресурс: URL: https://stihi.ru/2015/11/04/2485 (дата обращения: 13.02.2024)
Приложение А
Рабочий лист к рассказу В.А. Осеевой «Бабка»
Приложение Б
Собери пословицы
У кого есть бабушка и дед, | тот не ведает бед. |
Человек без семьи, | что дерево без плодов. |
Семьёй дорожить – | счастливым быть. |
Семья в куче – | не страшна и туча. |
Где любовь и совет – | там и горя нет |
Рассыпался бы дедушка, | кабы его не подпоясывала бабушка. |
Бабушке один только | дедушка не внук. |
Была б моя бабуся – никого не боюся: | бабушка – щиток, кулак с молоток. |
Не красна старость годами, | а красна делами. |
Старик, | да лучше семерых молодых. |
Молодой – на службу, | старый – на совет. |
У кого есть дед, | у того и обед. |
Приложение В
Филворды
Приложение В (окончание)
Филворды (ответы)
Приложение Г
Образец сердечка для написания синквейна