СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час на тему: «Что мы знаем о коррупции?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном классном часе происходит знакомство с таким непростым понятием, как коррупция.Выявляются причины её возникновения и способы борьбы с ней.

Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему: «Что мы знаем о коррупции?»»

Классный час на тему: «Что мы знаем о коррупции?»

Цель:

- познакомить с понятием «коррупция», причинами её появления и последствиями.

Задачи:

- воспитывать честность, порядочность, нетерпимость к проявлениям коррупции;

-развивать осознание необходимости соблюдать законы государства;

-воспитывать правовое сознание и повышать правовую культуру учащихся.

Ход мероприятия:

Учитель:

Наша жизнь многообразна и наполнена различными событиями, людьми, контактами. Наверное, вы пока не задумывались над тем, как жить, какими принципами руководствоваться по жизни, но рано или поздно всем придется сделать выбор. Выбрать жизнь достойную, по чести и по совести, с соблюдением законов нашей великой страны. Ребята, мы сегодня поговорим о коррупции. Поймем, что такое коррупция и плохо это или хорошо. Вы слышали когда-нибудь это слово?  Оно вам знакомо? Как вы его понимаете?


В энциклопедическом словаре есть такое определение коррупции:

Коррупция-процесс, связанный с прямым использованием должностным лицом прав, связанных с него должностью, в целях личного обогащения (подкуп чиновников, дача взяток и т.д.)

В словаре С.И.Ожегова дается такое определение: "Коррупция - это моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами».

Словарь иностранных слов дает такое определение: «Коррупция – это подкуп, продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей».

Встречались ли вы в жизни с проявлениями коррупции? Приведите примеры.


Причины коррупции можно назвать следующие:

  • Большой разрыв в доходах населения;

  • Резкое падение заработной платы;

  • Ослабление государственного контроля;

  • Неопределенность норм рыночного поведения;

  • Пробелы в законодательстве;

Взяточничество - это одна из составляющих коррупции. Взяточничество - получение должностным лицом любым путём и в любой форме материальных ценностей или предоставление ему материальных благ за совершение (или не совершение) в интересах взяткодателя действий, входящих в компетенцию данного должностного лица.

-Что представляет собой взятка? (Конверт с деньгами, ценная вещь, взаимная услуга)

- Кто такой посредник? (Человек, через которого осуществляется взятка)
- Как вы думаете, почему люди дают взятки? (Бывают такие случаи, когда многие не поступают в институт, потому что у них нет связей и материальной возможности. Или долго не могут устроиться на работу по этим же причинам) А почему люди берут взятки?


Обсуждение ситуаций, связанных с коррупцией. (Учащиеся работают в группах, объясняют причины произошедших событий)

Ситуация 1

Два друга – одноклассника Женя и Сергей мечтают поступить в престижный ВУЗ, получить профессию пилота. Сергей окончил школу с золотой медалью, Женя особо не напрягался. После сдачи экзаменов Сергей не находит себя в списке принятых, но с удивлением отмечает, что Женя поступил. Как же это произошло?

Ситуация 2

Однажды мы с братом ехали на такси. Шофер такси постоянно нарушал правила дорожного движения, резко тормозил перед пешеходным переходом, выезжал на встречную полосу, обгоняя другие автомобили. В результате инспектор ГИБДД остановил машину, попросил его выйти и показать документы. Таксист вышел, о чём-то недолго переговорил с инспектором и довольный вернулся в машину. Почему таксисту не выписали штраф? Для нас это осталось загадкой.

Ситуация 3

Моя бабушка за месяц вперёд записалась на прием к врачу. В день приема она пришла в больницу раньше назначенного часа и стала ждать приглашения. Когда подошла её очередь, медсестра вызвала другую женщину, и они вошли в кабинет. Затем медсестра вышла и сказала, что доктор больше никого принимать не будет. Бабушка расстроилась и стала объяснять, что она записалась заранее, но медсестра даже не стала её слушать. Что же произошло?


После обсуждения учащиеся делают вывод, что во всех трёх случаях люди использовали своё служебное положение для обогащения.

Учитель:

- Чем же так опасна коррупция? (Мнения учащихся)

Вывод:

  • вызывает в российском обществе серьёзную тревогу и недоверие к государственным институтам;

  • создаёт негативный имидж России на международной арене;

  • нарушается механизм здоровой конкуренции;

  • формируется представление о беззащитности граждан и перед лицом власти и перед преступностью.

     

В истории нашей страны были разные периоды равного наказания за получение и дачу взяток. Петр I определял наказание дающим взятку, наравне с получившим взятку "…чинить велено смертную казнь, без всякой пощады".

9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией, принятый Генеральной ассамблеей ООН 1 ноября 2003 года. Документ обязывает подписавшие его государства объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов.         В России в 2008г. президентом РФ утверждён Национальный план противодействия коррупции. Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 15 лет, как за получение взятки, так и за дачу взятки. В случае, если взятка передается через посредника, то он также подлежит уголовной ответственности за пособничество в даче взятки.

Несмотря на принимаемые жёсткие меры по борьбе с коррупцией, всё ещё много чиновников продолжают брать взятки. Поэтому в обращении Президента говорится об ужесточении мер по борьбе с коррупцией. Наряду с правоохранительными органами по указанию Президента к  борьбе с коррупцией подключилась и ФСБ.

   

 -Как же мы можем помочь в борьбе с коррупцией? Давайте предложим нашему Президенту меры по борьбе с коррупцией.

(Задание обсуждается в парах, выводы записываются на листочки, озвучиваются)

 1. Повысить заработную плату во всех отраслях, в том числе в образовании, в медицине, работникам полиции с тем, чтобы им никогда не пришло в голову брать взятку.

2. Раз и навсегда запрещать работать с людьми лицам, которые хотя бы один раз были замечены в получении взятки.
3. Ужесточить законы страны в отношении взяточников, чтобы страх перед наказанием был сильнее соблазна.
4. Воспитывать желание честно и добросовестно выполнять свою работу, свои должностные обязанности.


Самое главное – надо начать с себя. Перестать решать личные проблемы финансовым путем. Не будем чиновникам давать деньги - не будет взяточников. Не будет взяточников - не будет наших жалоб. А тех, кто берет, увольнять с работы, штрафовать, конфисковать все имущество.


- А теперь проведем небольшой тест по сегодняшней теме.

1. Как ты понимаешь слово коррупция

а) оказание услуги кому-либо безвозмездно

 б) использование своих должностных полномочий

 в) получение денег за свою хорошую работу

2. Как ты думаешь, коррупция – это…

а) противозаконно

б) законно   

3. Какое наказание влечет коррупция?

а)  штраф

б) лишение свободы

в) лишение водительских прав

4. В каком документе прописано наказание за коррупционную деятельность?

а) в Конституции РФ

б) в Уголовном Кодексе РФ

в) в Трудовом Кодексе РФ


Учитель:

- Как видите, коррупция сильна, но бороться с ней можно - давать отпор коррупционерам и взяточникам. Скоро вы станете взрослыми, вам придётся решать многие вопросы, которые ставит перед нами жизнь. Постарайтесь найти верное решение в любой ситуации, не обходя закон.


- Давайте сделаем своеобразный щит, защищающий нашу страну от коррупции. Этот щит будет состоять из бумажных сердечек, на которых написано, какими мы должны быть, чтобы противостоять коррупции.

(Учащиеся берут заранее заготовленные бумажные сердечки и пишут на них фразы: «быть честными, порядочными, добросовестными и т.д.») Прикрепите эти сердца на плакат: «Нет коррупции!»

Хочется закончить наш классный час словами английского философа Бэкона Френсиса: «Думая, что всё могут купить за свои богатства, многие, прежде всего, продали себя»
















Список литературы:

  1. Коррупция и антикоррупционная политика: Словарь-справочник. – М., 2008.

  2. Жидков А.В. Что ты знаешь о коррупции? – Самара, 2003.

  3. Журавлева О.Н. Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории и обществознания: методическое пособие. (Рекомендовано РЭС КО СПб.) – М.: ИЦ «Вентана-Граф», 2009.

  4. Ожегов, Сергей Иванович. Толковый словарь русского языка : около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов ; под ред. Л. И. Скворцова. - 26-е изд., испр. и доп. - М. : Оникс [и др.], 2009

  5. Окунцова, Елена Андреевна, авт.-сост. Новейший словарь иностранных слов: около 5000 слов и словосочетаний / [авт.-сост. Е. А. Окунцова]. - 2-е изд., испр. - М. : Айрис-пресс, 2009.

  6. Официальный сайт Президента РФ http://www.kremlin.ru/articles/corrupt.shtml












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!