ДОЛГ, ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО.
Цель: формировать у воспитанников нравственные ценности: как долг, честь и достоинство.
Задачи:
развивать человеческие качества: долга, чести и достоинства и способами их проявления;
способность формулировать нравственные суждения;
Воспитывать такие нравственные качества, как долг, честь и достоинство.
Долг! Какое возвышенное, великое слово. Это именно то великое, что возвышает человека над самим собой.
(И. Кант)
Ход беседы
Представьте на минутку, что могло бы произойти, если бы люди вдруг стали делать только то, что им интересно? Например, хирург отказался бы делать операцию, т.к. в это время по телевизору показывали бы его любимый фильм, диспетчер в аэропорту захотел бы во время своего дежурства почитать книжку или сходить погулять, а летчик, вместо указанного маршрута, отправился бы в Мексику, так как давно мечтал побывать там.
Существуют слова «хочу» и «надо». «Надо» - это наше представление о долге.
Нам многое дано, и от нас многое ожидается. У нас есть обязанности перед другими людьми и перед собой; и ни одной из этих
обязанностей мы не в праве пренебречь.
(Т. Рузвельт)
1.Дайте определение понятию долг, подберите синонимы и антонимы к этому слову. Долг - обязанность перед кем-то или чем-то.
Долг есть осознание высшего интереса, который одерживает
верх над интересами низшего порядка.
(И. Кант)
Мы на каждом шагу соприкасаемся с другими людьми, каждое наше удовольствие, каждая радость чего-то стоят другим людям – напряжения их душевных и физических сил, заботы, беспокойства. Вся сущность нашей жизни заключается в том, что мы обязаны, должны. Чувство долга представляет собой наше отношение к окружающей нас жизни. Чувство долга заставляет делать то, что велят наши убеждения, даже если нам этого не хочется.
2.Долг и обязанность - слова-синонимы. Какие обязанности есть у
вас? Чем повседневные обязанности отличаются от нравственных?
Обязанности человека делятся... на четыре рода: 1) на обязанности перед самим собой; 2) перед семьей; 3) перед государством и
4) перед другими людьми вообще. (Гегель)
3.Послушайте арабскую сказку и ответьте на вопросы.
Долг
Один плотник сколько бы ни зарабатывал, довольствовался малым и делал мало расходов. Сосед однажды спросил его:
Ты зарабатываешь много, но куда же ты деваешь свое богатство? У тебя ничего особенного не видно.
Одной частью своих заработков я расплачиваюсь с долгами, а другую часть отдаю в долг под проценты, - ответил мастер.
Не может быть, чтобы у тебя были долги, и я не слышал, чтобы ты давал кому-нибудь в долг, - возразил сосед.
Если я даю деньги родителям, то считаю, что я расплачиваюсь с долгами, а те деньги, что я расходую на обучение и содержание своих детей, считаю, что отдаю в долг под проценты. Когда дети вырастут, а мы с женой состаримся, то разве не возвратят они нам долга? - сказал в ответ мастер.
Вопросы:
1. Согласны ли вы с тем, что дети в долгу перед своими родителями? Каким образом они будут отдавать этот долг?
От наших родителей мы получили величайший и бесценный дар -
жизнь. Они вскормили и взрастили нас, не жалея ни сил, ни любви.
И теперь, когда они стары и больны, наш долг - вылечить и выходить их. (Леонардо да Винчи)
2. Если человек не заботится о своих престарелых родителях, оказывает
ли это какое-нибудь влияние на его собственных детей?
3. Как вы понимаете свой долг по отношению к другим людям?
4. Как развить в себе чувство долга? Из чего оно складывается?
Лентяйка
Проводила бы братишку
Я сегодня в детский сад,
Да не стоит: он под вечер
Все равно придет назад.
Я сходила бы за хлебом
Чтоб не жаловался дед,
Да, по-моему, без хлеба
В десять раз вкусней обед!
Я могла бы вымыть ложки
И тарелки в шкаф убрать,
Но тогда ведь нашей кошке
Будет нечего лизать.
Я учиться не на тройки,
На пятерки бы могла.
Но нельзя - мешают очень
Мне домашние дела.
(В. Звягина)
5. Каким образом человек может выполнить свой долг перед обществом? Существует ли у человека долг перед самим собой? Какой? Как вы его исполняете?
Родители часто говорят нам о том, что главный наш долг на земле по отношению к самим себе, к планете, к Вселенной - это исполнить данное нам предназначение, найти свой путь, самореализоваться, стать лучше, чем мы есть.
Задание 1
Выполняете ли вы свой долг по отношению к родителям?
Чего ты сам сделаешь для родителей своих, того же ожидай и себе от детей. (Индийская мудрость)
Задание 2
Есть люди, о которых говорят: «Это человек слова» - значит, можно на него положиться. Можно ли положиться на вас? Вспомните и запишите пословицы и поговорки о верности своему слову.
Пословицы
1. Как сказано, так и сделано.
2. Заговорил, так надо и договаривать.
3. Не бросай слов на ветер.
4. Слову – вера, хлебу - мера, деньгам –счет
5. Завтраками сыт не будешь.
6. Много сулит, да мало делает.
7. Обещанного три года ждут.
8. На посулы вороват, да на деле угловат.
Задание 3
Вы, конечно же, читали сказку Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Как вы думаете, кому она адресована - детям, взрослым или тем и другим? Почему вы так считаете? Вспомните только один эпизод, где принц наставляет собеседника: «...приведи в порядок свою планету». Какой смысл заключен в словах Маленького принца? Напишите сочинение о долге перед планетой, на которой живет человек.
«Есть такое мудрое правило, - сказал мне после Маленький принц. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету».
(А. де Сент-Экзюпери)
«Сегодня человек, только он один, отвечает за все на Земле. Тысячи лет он боролся с природой, как с врагом, за воздух, окружающий нашу планету, за океаны, за леса и реки, за все, что живет в них. Эту свою ответственность человек не может передать никому, потому что только он один наделен высшей силой - силой разума. А значит, поступки его должны быть разумны и человечны. Кто же этот человек? Это все мы вместе и каждый в отдельности. Все будущие государственные деятели, которым суждено взять на себя ответственность за судьбы народа, все великие ученые, писатели, философы, имена которых пока еще никому не известны, все они сегодня сидят за школьными партами. Не надо думать, что ответственность придет к нам в дальнейшем вместе с порученным делом. Кто не воспитал в себе чувства ответственности в юности, тот не научится этому в зрелые годы».
(Г. Бакланов)
Честь и достоинство.
Есть такие тонкие и нежные, сильные и мужественные, несгибаемые понятия - честь и достоинство человеческой личности. В жизни человек соприкасается с красотой и подлостью, радостью и горем, любовью и предательством. Можно по-разному определять цель своего существования, но одно правило жизни должно быть у каждого человека - надо прожить свою жизнь с честью и достоинством.
Как бы вы объяснили своему младшему брату или сестре, что такое честь и достоинство, из чего они складываются.
Честь есть не что иное, как хорошее мнение о нас других людей.
(Б.Мандевиль)
Достоинство - это уважение человека к законам человечности в
своем собственном лице. (И. Кант)
Чувство человеческого достоинства - это уважение самого себя, умение дорожить своей личной честью, своим именем; чуткость к оценке собственного поведения, стремление к нравственному совершенствованию, желание сегодня сделаться лучше, чем вчера. В «Словаре живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль дает такое определение чести и достоинству:
Честь - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть.
Достоинство - совокупность высших моральных качеств, уважение этих качеств в самом себе, самоуважение.
Что значит бесчестный человек? Какие моральные качества у него отсутствуют?
Попробуйте перечислить недостойные поступки, ведущие к потере чести.
Злом, унижающим человеческое достоинство, является лень, нерадивость, стремление жить легкой, безбедной жизнью, малодушие, бессовестность, лживость.
Недостойно добывать свое благополучие за счет притеснения, огорчения, беспокойства других людей. Недостойно оставлять товарища в беде, проходить равнодушно мимо чужого горя. Недостойно пользоваться результатами чужого труда, прятаться за чужую спину, проявлять трусость и малодушие. Недостойно легкомысленно бросаться словами, давать невыполнимые обещания. Недостойно чрезмерно жалеть самого себя, выставлять напоказ сокровенное, хвалиться своими подлинными и мнимыми достоинствами.
Можно ли заслужить, потерять честь? От чего это зависит?
Великий немецкий писатель Фридрих Шиллер писал: «Честь дороже жизни». Многие люди предпочитают умереть, но сохранить свою честь. Любой бесчестный поступок: ложь, клевета, предательство - может привести к потере чести. Человек, обладающий честью, бережет ее, дорожит своим именем, боится запятнать свое доброе имя плохими делами и поступками. Этот человек уважает окружающих, но прежде всего он уважает себя.
Задание1.
Нарисуйте древо Уважения. У этого дерева должно быть ровно столько веток, скольких людей вы по-настоящему уважаете в жизни.
Задание2.
Разделите лист на две половинки. На одной напишите, за что вы уважаете себя, а вторую попросите заполнить товарища или родителей. Сопоставьте ответы. Перечислите пороки, которые происходят от чрезмерного или недостаточного уважения к себе. Подумайте, нет ли в вас этих пороков?
Уважай самого себя, если хочешь, чтобы тебя уважали.
(Б. Грасиан)
Задание3.
Прочитайте изречение. Согласны ли вы с мнением автора? Обоснуйте собственную точку зрения.
Порядочный человек не должен гнаться за всеобщим уважением, пусть оно придет к нему само собою, так сказать, помимо его воли.
(Н. Шамфор)
Настанет день, и час пробьет,
Когда уму и чести
На всей земле придет черед
Стоять на первом месте.