СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час на тему: Дружба

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час  на тему "Дружба". Третий класс.

Просмотр содержимого документа
«классный час (Дружба)»

Актуальность выбранной темы: дружба взаимообогащает детей: расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения. Поэтому данная тема актуальна в начальной школе. А сопроводительная презентация повышает познавательный интерес учащихся.

При подготовке к внеклассному мероприятию охвачены учащиеся. С ними разучены стихотворения. Остальные ребята самостоятельно отыскивали пословицы и поговорки о дружбе. Использованный материал подбирался с учётом возрастных и индивидуальных особенностей класса.

Положительный эмоциональный заряд, стиль общения, использование игровых моментов, применение ИКТ, приобщение к совместной деятельности, личное участие детей, организация начала, постановка задач занятия способствуют развитию речи, чувств детей, выработке  положительных эмоций.

Тема: Дружба

Цель:  выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг

Задачи:

  • помочь учащимся понять необходимость и ценность понятия "дружба"

  • поразмышлять с ребятами о том, чем дружеские отношения отличаются от других отношений

  • воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу

  • формировать нравственные качества: умение дружить, беречь дружбу

Оборудование: музыка, видеофрагмент мультфильма, , карандаши















Психологический настрой.
- Обратите внимание, перед вами лежит лист бумаги с двумя кружками и два фломастера. На одном листочке нарисуйте лицо веселого человека, а на другом - грустного.
- Чем отличаются два портрета? (главное отличие - это улыбка)
- О чем улыбка веселого человека может рассказать?
- От чего человек может загрустить?
- Улыбка - признак не только физического здоровья, но и духовного. Вы, наверное, слышали такое выражение: «У меня душа болит?». У такого человека что-то случилось; может его обидели, он поссорился с другом, а ведь улыбка ещё признак добра, любви, дружбы.
- Что по этому поводу может нам посоветовать герой мультфильма - Крошка Енот?
(Друзей находит тот, кто сам встречает их улыбкой.)

. Формирование мотивации.
- Ребята!
- Сядьте поудобнее, подтяните подбородок, держите голову высоко. Молодцы! А теперь посмотрите друг на друга, возьмитесь за руки, посмотрите соседу в глаза и подарите ему молча самую добрую, какая есть, улыбку по очереди.
- Вот видите от наших улыбок, добрых слов, уютнее и теплее стало в классе.
- Улыбка имеет эффект зеркала. Улыбнись и ты увидишь улыбку!

Сообщение темы .



-Ребята, сегодня мы с вами собрались чтобы побеседовать на тему, которую сейчас вместе и определим.

Учитель предлагает посмотреть фрагмент мультфильма «Крокодил Гена и его друзья» 

-Что вы увидели?
- Почему Гена решил написать объявление?(ему было скучно, одиноко, грустно)
- Зачем? (решил найти друзей)
- Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить? (о дружбе).Дружба - это тема сегодняшнего занятия.

Стадия вызова. Формулирование целей.

-Как вы думаете, на какие вопросы мы с вами должны будем ответить ?

Верно, но говорить мы будем не только о дружбе, а еще о том, кого можно назвать другом, каким должен быть настоящий друг, узнаем, что такое «крепкая дружба», попробуем определить законы дружбы. ) ?

- Какое чудесное слово "дружба".Произнесите хором это слово.

Попробуйте к этому слову подобрать однокоренные (родственные) слова (ребята называют, а потом сравнивают с вариантом учителя)

А как выдумаете, что такое дружба?(выслушиваем варианты детей)

 Однозначных ответов на этот вопрос не существует, даже у вас мнений оказалось несколько. 

- А теперь, послушайте, какое определение дружбы даёт нам мудрая книга.

- Жил такой умный человек, который собирал русские слова и объяснял их значение, а потом выпустил книгу и назвал ее - «Толковый словарь» (показать словарь) - это Сергей Иванович Ожегов.

Работа с толковым словарем

Он говорил, что «Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности и общности интересов».

-Как вы понимаете выражение «взаимное доверие»? Общность интересов?


- Согласны ли вы вот с таким определением слова «дружба» Дружба - это такие отношения, которые основаны по принципу «Ты - мне, я - тебе.»
(Ведь дружить надо не ради выгоды. Не для того, чтобы тебе что - нибудь хорошее делали, а для приятного общения. Надо уметь помогать друг другу, проявлять внимание, чуткость.)

-А сейчас послушайте притчу. Притча - это короткая история, которая учит быть мудрее. Это не анекдот, над которым посмеялся и тут же забыл, это сказ, наполненный смыслом, над которым надо подумать, задуматься. И не всегда смысл притчи лежит на виду, надо понять саму суть того, что сказано.



Высоко-высоко в горах жил пастух. Однажды в ненастную ночь к нему постучали трое.

- Хижина у меня маленькая, войдет только один. А кто вы? - спросил пастух.

- Мы - дружба, счастье и богатство. Кому открыть дверь - выбирай сам!

Пастух выбрал дружбу. Вошла дружба, пришло счастье, появилось и богатство.



- Какая проблема стояла перед пастухом? Какое решение он принял? Значит ли это, что дружба каждому человеку просто необходима?

-Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. С какой погодой сравнили бы вы дружбу?

-Подумайте над вопросом: «Зачем дружба нужна людям?

-А кого можно назвать другом?

(Друг – это тот, кому можно доверять, кто не придаст, не подведёт, посочувствует, кто поможет тебе добрым советом и сможет вовремя остановить и предостеречь от глупостей. Тот, кто способен поддержать в трудную минуту, дать совет, может вместе с тобой порадоваться удаче.)

- Как возникло слово «друг»? Давайте послушаем стихотворение, которое так и называется «Слово друг».

 

Когда ещё никто не знал ни слова,

Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова»,

Соседям древний человек привык

Показывать кулак или язык и корчить рожи.

Прошли века. Умнее стал наш предок.

И он придумал слово «друг»,

Стал друга ждать и тосковать в разлуке.


Ему спасибо за друзей моих.

Как жил бы я, что делал бы без них?

Друзей - людей, которых я люблю,

Я никогда ничем не оскорблю.

Не для того наш предок шёл сквозь мрак,

Чтоб, встретив друга, я кричал:

«Дурак!». Показывал язык или кулак и корчил рожи.

                        Вопросы после прочтения стихотворения:

- Кто придумал слово «друг»? Зачем? Можно ли оскорблять друга, обзывать?

-Ребята, а как вы думаете, с кем мы можем дружить? (Друг с другом, с родителями, с учителем, с животными,)

-Правильно, дружить можно со всеми и с кем-то одним, дружить можно и в классе, и в семье.

-Вспомните сказку Репка». Можем ли мы персонажей сказок назвать семьёй?

- Скажите, благодаря чему они выдернули репку?

-Правильно, благодаря дружбе, потому что все персонажи общими усилиями, т. е. дружно вытянули репку.





- Где  же можно найти друга? Послушаем стихотворение.


Как же нам его добыть?

Может быть, купить в аптеке?

Или в гости пригласить?

Может, он растёт на грядке?

Может, спрятался в лесу?

Может он в цветочной клумбе

Пьёт из розочки росу?

Может он со мною рядом-

Только руку протяни?

Помогите мне, ребята,

Друга верного найти!

- Итак, как вы считаете, где же можно найти друга?

Каким должен быть друг

- Друг  нужен каждому. Замечательно, если он настоящий. А что значит – настоящий друг?

-Проинсценируем рассказ В.Осеевой «Товарищи»

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке. (Автор)
- Почему ты не ешь?- спросил его Коля. 
- Завтрак потерял 
- Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого пирога. - До обеда далеко ещё!
- А где ты его потерял? - спросил Миша. 
- Не знаю… - тихо сказал Витя и отвернулся.
- Ты, наверно, в кармане нёс, а надо в сумку класть, - сказал Миша.
А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу: 
- Бери, ешь! 
д). Вопросы: 
- Кто из мальчиков поступил по-товарищески? Почему? 
- Объясните, можно ли всех мальчиков назвать настоящими друзьями?



-А у вас есть друзья? Какой у вас лучший друг? За какие качества вы его цените? Расскажите о нём. (Дети рассказывают о своих друзьях).

Обратить внимание на выставку книг.

-Давайте попробуем определить, какими качествами должен обладать настоящий друг.

-Из положительных качеств настоящего друга мы будем составлять солнышко, которое будет светить нам на протяжении нашего занятия.
- У нашего солнышка нет лучиков, лучики лежат на столе.

- честность +

-обман –

- доброта +

- верность +

- грубость –

- взаимовыручка +

- предательство –

- преданность +

- надёжность +

- справедливость +

- драчливость –

- ответственность +

- сострадание +

-жадность

-злость

-доброжелательность

-А почему не взяли остальные карточки?

-А какими качествами обладаете вы?

- Я очень рада, что вы являетесь добрыми и заботливыми друзьями, которые всегда стараются помочь и поддержать друг друга. Но  всегда ли люди правильно понимают, что такое дружба? Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вашему вниманию несколько ситуаций. Слушайте внимательно и приготовьтесь ответить на мои вопросы.

Ситуация «Друзья».

Однажды Саша принёс в школу новую игровую приставку. К нему тут же подбежал Максим и закричал: «Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!»

- Давай! – согласился Саша.

Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру.

- Я – Сашин друг! – гордо сказал он. – Я буду с ним играть.

На другой день Денис принёс в класс роботов-трансформеров. И опять первым возле него оказался Максим.

- Я – твой друг! – опять произнёс он. – Будем вместе играть.

Но тут подошёл Саша.

- И меня примите.

- Нет, не примем, - сказал Максим.

- Почему? – удивился Саша. – Ты же мой друг, сам вчера говорил.

- То вчера, - объяснил Максим. – Вчера у тебя игра была, а сегодня у Дениса роботы. Сегодня я с Денисом дружу!

Вопросы: Считаете ли вы Максима настоящим другом? Почему?

Вывод: отдельные ребята склонны к дружбе только с теми, от которых можно что-то заполучить: игрушки, сладости и т.п. Такие ребята живут по правилу: «Ты мне – я тебе». Дружить нужно не для того, чтобы друг тебе что- то сделал, не потому, что это выгодно. Настоящий друг должен быть тебе близок, близки его интересы, взгляды.




.Игра “Волшебный стул» Цель: развивать интерес к человеку, формировать положительные качества личности; учить видеть в человеке хорошее.
На “волшебный стул” приглашается один из участников игры: как только он садиться, “высвечиваются” и становятся очевидными только все его достоинства; присутствующие рассказывают о том, что видят их глаза; называют качества (умный, добрый, внимательный..); дают поведенческие характеристики (он всегда помогает, к нему можно обратиться с просьбой…); говорят о внешних достоинствах (красивые волосы..). — Вам понравилась игра?

— Приятно было слышать добрые слова в свой адрес?

— Как вы считаете, в каждом человеке можно найти что-то хорошее?


- А сейчас послушайте стихотворение и подумайте, можно ли этого героя назвать настоящим другом и почему.
Друг напомнил мне вчера,
Сколько делал мне добра:
Карандаш мне дал однажды,
(Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок -
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка:
Откусить мне дал когда-то,
А теперь представил счёт.
Не влечёт меня, ребята,
Больше к другу не влечёт.


Ребята, дружба возможна только при соблюдении определенных правил.

Решение проблемы.

-В нашем классе не всегда складываются дружеские взаимоотношения, поэтому мы сегодня сформулируем правила настоящей крепкой дружбы.

– Что вы можете предложить, чтобы у нас был дружный класс?
– Давайте попробуем составить "Кодекс класса”. Слово "кодекс” обозначает – законы, правила жизни в обществе.

Коллективная работа «Ключи от сердца»

У каждого ребёнка бумажный ключик, на доске большое сердце с надписью «Дружба», каждый ребёнок записывает, своё, как он считает, самое главное, правило дружбы прикрепляет рядом с сердцем.

-А какое правило дописал бы кот Леопольд? («Ребята, давайте жить дружно»)

(Не бояться просить прощения, если обидел друга Не грубить Не злиться Не жадничать Помогать другу Быть честным)

«Попробуйте не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не кричать, а выслушать. Не разорвать, а склеить».

-Оказывается, учёные-психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Выяснилось, что, несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание, мнение людей едино в том, что они считают дружбой и дружеским поведением. Так ими были определены  законы дружбы:

Памятка

• Доверять другу;

• Делиться новостями, успехами или неудачами;

• Уметь хранить чужие тайны;

• Радоваться с другом его успехам;

• Предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи;

• Стараться, чтобы другу было приятно в твоём обществе, а не создавать неловких ситуаций;

• Защищать друга (если кто-то говорит о друге плохо в его отсутствие) ;

• Не критиковать друга в присутствии других людей (если чем-то недоволен, сказать другу об этом наедине);

• Уважать право друга иметь других друзей, кроме тебя (не быть навязчивым);

• Всегда выполнять свои обещания.



- Какие из этих правил вы уже выполняете?

-А каким бы вы хотели научиться?

- Существует много правил дружбы, но это – основные. Если вы будете соблюдать эти правила, то станете настоящими друзьями.

-А бывает так, что друзья ошибаются? Надо ли им прощать ошибки?

-А как вы думаете, может ли дружба распасться? По каким причинам? (из-за грубых слов; когда дразнятся, обзывают; не делятся игрой, сладостями; обвиняют напрасно) .

-Давайте подберём противоположное слово к слову «дружба». (ссора)

-Конечно, в жизни любого человека бывают обиды и ссоры, но нужно научиться прощать и уметь мириться. Помните пословицу: «Худой мир, лучше доброй ссоры»

. А ещё я бы посоветовала вам прочитать замечательные книги о дружбе. (Например, «3 товарища» В. Осеевой, «Витя Малеев в школе и дома» Н. Носова, «Подружки идут в школу» Л. Воронковой)



Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, следуйте этой памятке. Вот тогда наш коллектив будет сильным, дружным, сплоченным.


Соблюдая эти правила, я думаю вы никогда не потеряете друга. Будьте добрыми, дружелюбными, чуткими, вежливыми друг к другу. Не будьте зазнайками, ябедами, берегите ваших друзей от неверных поступков, приходите на помощь друг к другу и тогда вы сами будете называться настоящим верным другом.

Читает учитель стихотворение наизусть. Расула Гамзатова "Берегите друзей".

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену

И судом поспешным не греши

Гнев на друга, может быть, мгновенный

Изливать повсюду не спеши.

Может, друг твой сам поторопился

И тебя обидел невзначай,

Провинился друг – и повинился –

Ты ему греха не поминай.

Люди, я прошу вас, ради Бога,

Не стесняйся доброты своей.

На земле друзей не так уж много,

Опасайтесь потерять друзей.

Так давайте, давайте дружить,

Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.

Если дружбой всегда дорожить,

То любое желанье исполнится.




 Рефлексия.

- Ребята, скажите, пожалуйста, какой скоро праздник? (Новый год)

- А что наряжают на праздник? (ёлку)

- А ещё что делают?(водят хоровод)

- Давайте встанем в круг. Возьмёмся за руки и передадим тепло наших сердец, доброту, хорошее настроение друг другу. И никогда не будем ссориться. Мне очень хочется, чтобы те зёрнышки дружбы и добра, которые мы с вами посеяли, упали в плодородную почву и в дальнейшем проросли, дали свои плоды, а вы, ребята, остались такими же дружными, добрыми, отзывчивыми, верными друзьями, чтобы в любую минуту, если понадобится вы пришли на помощь друг другу.

Если мы будем заботиться друг о друге, наши зёрнышки обязательно превратятся в то солнце добра, которое сделает и мир наш добрее, и каждого из нас - милосерднее и щедрее.

Встаньте  дети,  встаньте вдруг

Я  твой  друг  и  ты  мой  друг.

Влево, вправо  повернитесь

И  друг  другу  улыбнитесь.

Руки  к  солнцу  протянули,

Лучики  поймали  и  к  груди скорей  прижали.

С  этим  лучиком  в  груди

Ты  на  мир  ясней  гляди

– Вот и подошла к концу наша беседа. Спасибо вам за вашу работу, вы очень хорошо работали, а помогла нам в этом дружба!

И в честь нашей дружбы- салют- хлопаем в ладоши.

-На партах у вас лежат ладошки из бумаги. Они выражают эмоции. Выберите ту, которая соответствует вашему сейчас настроению

«красная» - мне понятна тема, понравился классный час 
«зелёная» - мне не всё понятно 
«жёлтая» - мне было скучно 

Дома я предлагаю вам написать письмо другу.

Всего вам доброго! Хороших и верных вам друзей!