СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка внеклассного мероприятия: "Государственная символика России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного мероприятия: "Государственная символика России"»

Департамент образования и науки Тюменской области


Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Тюменской области

«Агротехнологический колледж»

(ГАПОУ ТО «Агротехнологический колледж»)











Методическая разработка внеклассного мероприятия


ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА РОССИИ











Разработали

классные руководители:

Королева Н.А.

Важенин Н.А.















2024г.

Тема: «Государственная символика России».

Цель: познакомить учащихся с главными символами (гимн, флаг, герб) и расширить представления детей о государственной символике российского государства, их историческом происхождении.

Задачи:

1. Воспитывать у обучающихся уважение к могуществу Российской державы, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну.

2. Усвоение нравственных норм и правил, образцов поведения, необходимых для развития положительных качеств личности.

3. Воспитание любви и уважения к родной стране, к ее законам и символам.


Осваиваемые элементы компетенций и личностных результатов: ОК 02, ОК 04, ОК 06, ЛР 1, ЛР 2, ЛР 5, ЛР 6.


Форма проведения: групповая.

Межпредметная связь: история.

Наглядные средства: видеозапись, авторская презентация.


Технические средства: компьютер, интерактивная доска.



Ход мероприятия:

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово классного руководителя.

  3. Доклад о Государственной символике государства (флаг, герб, гимн).

  4. Выступление обучающихся рассказ стихотворений, доклада.

  5. Проведение викторины с обучающимися.

  6. Заключительное слово классного руководителя.













Сценарий мероприятия

Вступительное слово классного руководителя Королева Н.А., (слайд 1).

Добрый день, уважаемые обучающиеся! Мы рады приветствовать вас на сегодняшнем мероприятии посвященном символике российского государства.

К государственным символам любой страны, как вы помните, относятся прежде всего государственные герб, гимн и флаг.

Герб, флаг и гимн – это основные символы любого государства, показывающие его могущество и независимость. Есть они и у нашей страны.

Они нужны нам как воплощение истории нашей Родины и отражение ее настоящего, как выражение патриотизма ее граждан и обозначение на международной арене, как ее зрительный и музыкальный образ. Как раз поэтому отношение к государственным символам – это отношение к самому государству, (слайд 2).

Но кроме официальных каждая страна имеет ряд национальных символов, которые обозначают для каждого государства историю, культуру и быт. К таким символам в России относятся: балалайка, матрёшка, самовар, валенки, медведь. Каждый из этих символов имеет свою историю, (слайд 3).

Наша Родина имеет богатую историю, каждая ее страница вызывает у нас неподдельное чувство гордости. Все мы – дети великой России, защищенные российским трехцветным флагом, (слайд 4).


Чтец (Давыдова Анастасия), (слайд 5):

Что такое символы России?

Есть у каждого свой собственный ответ:

Для кого береза и озера синие…

Для кого-то окон дома теплый свет…

Для кого – бескрайние просторы,

Поле русское, раздольные луга,

Для кого-то горы-косогоры…

Для кого туманы и снега…

Для кого-то древний Кремль Московский,

Что таит воспоминанья старины…

Для кого-то – грозный лик Петровский…

Шапку Мономаха вспомним мы…

Площадь Красную, Собор Покровский,

Белый храм Спасителя Христа…

Или наш такой родной, неброский,

Городок, где многих жизнь прошла…

Но есть символы – мы знаем, государства.

В конституции они закреплены.

Герб, флаг, гимн – вот главные «богатства»,

Хорошо известны всем они!


Чтец Егоров Валерий, (слайд 6):

Взвейся в небо, флаг России гордый!

В лучезарном небе вознесись!

Триколором – красным, синим, белым,

Гражданин России, ты гордись!


По указу он Петра родился

Триста долгих лет тому назад.

Трижды был сменен, но возродился

Славный стяг. Я этому так рад!


Символ Веры он, Любви, Надежды,

Святость Бога и Земли любовь.

За него не раз сыны Отчизны

Проливали алую, как лента, кровь.


Белый – мир, невинность, совершенство,

Чистота и правда наших дней,

Благородство, божество, блаженство,

Путь к свободе россиян, людей.


Синий – небо, символ духа, чести,

Поднимавший рать против врагов.

Не во имя мести – ради чести

Доблести и верности сынов.


Красный - жар войны, защиты веры,

Героизма доблестных бойцов,

Командиров пыл, на смерть ведущих

Русских несломимых храбрецов.


Триколором, триединством связан,

Братской дружбою народов и веков.

Государственным, народным назван,

Самым лучшим стягом из знамен.


Обучающийся Пономарев Дмитрий: Самые первые флаги были военные. Появились они вместе с большими армиями. Сразу же возникла необходимость издали отличать, какой отряд движется – свой или вражеский. Для этой цели и стали военные привязывать к копьям ленточки и кисточки разных цветов. Размеры этих ленточек увеличивались, рисунок усложнялся, и вскоре появились настоящие флаги, (слайд 7).


Вопрос классу: А где мы можем увидеть государственный флаг России? (слайд 8).

Ответы обучающихся.

Размещаются обычно флаги над правительственными зданиями. Маленькими флажками машут встречающие, когда приезжают почетные гости. Флаг несут перед воинской частью на параде, поднимают его на каждом корабле, а значки с изображением флага многие носят на лацкане пиджака.

Каждый, кто любит свою страну, с уважением относится к ее флагу – ведь под ним совершено так много подвигов. В бою знамя воинской части оберегают как самую большую ценность, если враг сумеет захватить знамя, часть расформировывается как опозоренная. Наоборот, когда политические демонстранты хотят выразить свое неодобрение действиям другого государства, они нередко сжигают его флаг.


Презентация ученика: Об истории флага.

Обучающийся Иванова Елизавета: Появление в России бело-сине-красного флага большинство историков связывают с царствованием Алексея Михайловича в 16 веке (династия Романовых), (слайд 9-11).

В начале XVIII в. российский стяг описывали так: “Флаг Его Царского Величества разделен натрое. Верхняя полоса белая, средняя полоса синяя, нижняя красная.

На синей полосе золотой с царской короною венчан двуглавый орел, имеющий в сердце красное клеймо с серебряным Св. Георгием, без змия”. Такой флаг развевался на корабле “Крепость”, прибывшего из Азова в Стамбул в 1700 г. для заключения перемирия с Османской империей. Под ним в этом же году сражались русские войска под Нарвой.

А в1716г. он реял на флагмане “Ингерманланд”, когда Петр I командовал соединенными флотами Англии, Голландии, Дании и России.

Мало кто знает, что в начале Северной войны в 1712 г. утвердился один из красивейших флагов мира – Андреевский.

В 1705г. Петр I передал бело-сине-красный флаг торговому флоту. Как Андреевский флаг на военных кораблях, так и бело-сине-красный – на коммерческих судах указывали на государственную принадлежность корабля,

Обучающийся Пономарев Дмитрий:

В послепетровское время под влиянием немецкого окружения царствующих особ триколор почти угас.

И так было до 1883 г., до появления высочайшего повеление царя Александра II, в котором было сказано: “В торжественных случаях, когда признается возможным дозволить украшение зданий флагами, употреблять исключительно русский флаг, состоящий из трех полос, верхней – белого, средней – синего, нижней – красного цветов”.

Революционная Россия начала XX в. не сразу отвергла трехцветный флаг. После Февральской революции 1917г. в период власти Временного правительства использовался в качестве государственного бело - сине – красный флаг.

Лишь 8 апреля 1918г. Было предложено утвердить боевой красный флаг национальным российским флагом.

Удивительное совпадение: спустя 73 года, день в день, правительственная комиссия Совета Министров РСФСР одобрила возвращение трехцветного флага. А 21 августа 1991 г. Верховный Совет РСФСР постановил “считать исторический флаг России – полотнище из равновеликих горизонтальных полос белой, лазоревой и алой – официальным флагом Российской Федерации”, (слайд 12-13).


Чтец Пущаровская Виктория (слайд 14):

Три цвета: белый, синий, красный

На нашем флаге не напрасно.

Цвет чистоты – чудесный белый,

Цвет синий – неба символ смелый,

Цвет красный – это символ чести,

Под этим флагом все мы вместе.

В России каждый понимает:

Флаг россиян объединяет.


Обучающийся Иванова Елизавета: Более четырех столетий на гербе Российского государства изображался двуглавый орел. Первым достоверным свидетельством использования двуглавого орла в качестве государственной эмблемы является печать Иоанна III Васильевича на меновой грамоте, (слайд 15-16).

В XV веке возникло новое Московское государство. Его первый правитель Иван III Васильевич стал именовать себя Великим государем всея Руси. И во все концы страны расходились указы Великого государя, скрепленные печатью. На одной ее стороне был изображен герб России - двуглавый орел, а на другой - всадник, поражающий копьем змея".

Великий Князь Московский Иван III (1462-1505) женился на Византийской царевне Софье Палеолог и для повышения своего авторитета в отношениях с иностранными государствами принимает родовой герб Византийских царей – Двуглавого Орла. Двуглавый орел Византии олицетворял собой Римско-Византийскую империю, охватывающую Восток и Запад.

Двуглавый орел - символ единения народов, живущих в европейской и азиатской частях России.

Всадник, поражающий копьем дракона – это Георгий Победоносец. Святой Георгий с давних времен был наиболее почитаем на Руси. Его считали заступником человека, ограждающим его от сил зла, бесстрашно вступающим в борьбу с самой грозной и темной силой.

Обучающийся Пономарев Дмитрий:

В 1918 году советское правительство решило порвать с исторической символикой России, двуглавый орел был заменен красным щитом, на котором изображались перекрещенные серп и молот и восходящее солнце как знак перемен. С 1920 года вверху на щите помещалось сокращенное название государства – РСФСР.

В 1978 году, воинская звезда, ставшая к этому времени частью герба СССР и большинства республик, вошла в герб РСФСР.

В 1990 году Правительство РСФСР приняло постановление о создании Государственного герба и государственного флага РСФСР. После всестороннего обсуждения Правительственная комиссия предложила рекомендовать Правительству герб – золотого двуглавого орла на красном поле, (слайд 17).

Чтец Астапчук Вадим, (слайд 18):

На герб посмотрим: здесь орел,

Да не простой - двуглавый,

Символизирует страну -

Могучий, величавый.

В Европе с Азией страна

Раскинулась широко -

Меж океанов и морей,

От запада к востоку.

Вот и взирает птица-царь

В две стороны внимательно:

В порядке ль все, не шел чтоб враг,

Следит он обязательно.

В руках держава, скипетр есть,

Над главами - короны.

И всадник на коне верхом,

И змей, копьем сраженный.


Классный руководитель Королева Н.А.: Настала очередь поговорить о 3-ем символе - гимне.

Гимн – это песня, посвященная своей родине, это символ государства. Гимн прославляет могущество и единство нашей огромной страны, (слайд 19).


Чтец Брацун Артем (слайд 20):

Что такое гимн вообще?

Песня главная в стране!

В гимне российском есть такие слова:

«Россия - любимая наша страна».

Россией гордимся, России верны,

И нету на свете лучше страны.

Слова написал те Сергей Михалков,

Понятен и близок нам смысл этих слов.

А Александров ноты сложил,

Работу над гимном так завершил.

Гимн слушаем стоя и молча всегда:

Его нам включают в момент торжества!

Классный руководитель Королева Н.А.

Государственные символы России должен знать и уважать каждый. Они воплотили в себе историю и традиции нашего народа и нашего Отечества. Ты должен гордиться прошлым, настоящим и будущим своей страны. Эти государственные символы величия и могущества России достались тебе от предков. Какими они станут в будущем, зависит только от тебя, (слайд 21).


Классный руководитель Королева Н.А.

Викторина для закрепления материала, (слайд 22-27):

  1. Какие национальные символы России вы знаете? (Самовар, валенки, балалайка, матрешка, медведь).

  2. Какой флаг принадлежит военно-морскому флоту? (Андреевский).

  3. Что такое герб? (Эмблема государства)

  4. Где можно увидеть герб? (на флагах, монетах, банкнотах).

  5. Что такое флаг? (полотнище правильной геометрической формы (чаще всего прямоугольной), имеющее специальную расцветку и определённое соотношение сторон.)

  6. Где можно увидеть флаг РФ? (На кораблях, правительственных зданиях, Общеобразовательных учреждениях).

Чтец Егоров Валерий, (слайд 28):

Если вдруг надвинется опасность,

Иль радость общая – на всех она одна,

Тут же всем становится нам ясно,

Мы – все вместе, значит мы – страна!

Символы всех вмиг объединяют –

Нас так много, мы - к плечу плечо…

Под флагами, гербом.… И со слезами,

Поем слова мы гимна горячо…


Всем нам дают понять они - не просто

Мы люди… Мы - страна, народ!

Единство мы, опора мы и общность,

России - мы надежда и оплот!!!


Классный руководитель Королева Н.А.

Мы вспомнили основные вехи становления государственной символики.

Мы всегда должны помнить о том, что гимн, герб и флаг – это святыни нашей Родины, к которым нам надо относиться с уважением, хранить их для других поколений, приумножать их славу, (слайд 29).

Поощряем обучающихся георгиевскими ленточками.