СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час на тему: "история возникновения осетинской скрипки" хъисын фандыр"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему: "история возникновения осетинской скрипки" хъисын фандыр"»

ХЪИСЫН ФАНДЫР ИЛИ ОСЕТИНСКАЯ СКРИПКА 

В прошлом, с помощью игры на музыкальных инструментах осетины общались с духами божественного мира. Об этом свидетельствуют упоминания инструментов в эпосе и в многочисленных осетинских народных сказках. По традиционным верованиям осетин, звучание музыкальных инструментов привлекало в дом фарн - небесную благодать. Именно поэтому головку струнных инструментов изготавливали в форме барана с рогами или просто бараньих рогов —визуального символа фарна в осетинской культуре.

Хъисын фæндыр применяли во время поисков тел погибших под снежными обвалами. Инструмент менял звучание, если под толщей снега находился человек. Считалось, что этот музыкальный инструмент мог предсказывать погоду —при грядущей перемене его звук становился тусклым и безжизненным. Наконец, игра на хъисын фæндыре сопровождала традиционные танцевальные гуляния.

В традиционной культуре осетин хъисын фæндыр выполнял и бытовые функции. Даже если из самих хозяев никто не владел игрой на инструменте, его держали на случай, если кто-либо из гостей захочет помузицировать. Наигрыши на хъисын фæндыр звучали у гроба покойного во время обряда æхсæвбадæн (ʻночного сидения около покойника ̓) или у постели больного, наряду с исполнением религиозных песен.

Xъисын фæндыр - осетинский двух- или трехструнный смычковый инструмент. Лексема фæндыр содержится в названиях тех музыкальных инструментов, которые, по преданию, изготовлены нартами (богатырями – героями нартского эпоса), тогда как инструменты, подаренные небожителями, в своих названиях ее не имеют. По одной из версий термин фæндыр происходит из лидийского языка и был заимствован во времена скифских походов в переднюю Азию. Первый компонент названия инструмента указывает на материал, который используется в изготовлении (хъис—волос).

Процесс изготовление музыкальных инструментов в традиционной культуре осетин имел сакральное значение. Прежде чем срубить дерево для его изготовления, было принято помолиться. При этом человек с нечистой совестью не мог быть изготовителем инструмента.

По мнению народных музыкантов, инструменты, сделанные из деревьев, растущих на южных солнечных склонах, звучат ярче, сильнее и обладают наилучшими акустическими свойствами. Кроме того, их изготавливают преимущественно из средней части ствола.

«Народная культура чувствительна к материалу. Место и роль инструмента в культуре помимо функции и характера звукоизвлечения определяется его происхождением: из чего, как, когда и при каких условиях сделано Тем самым, он вписывается в космогонические циклы. Это не проявление своеволия, но правильное понимание замысла творца, соответствуя которому единственно возможно изготовить правильный инструмент, который впоследствии будет соответствовать тому предназначению, которое в него заложено» [Личный архив Д. Дзлиевой, ф. 021–001].

Чудесное происхождение инструмента хъисын фæндыр описано в эпических текстах. Оно связано с образом Хамыца - одного из героев осетинского нартовского эпоса, представителя второго поколения нартов, обладающего чудесным зубом, благодаря которому он мог обольстить любую женщину.

«Хамыц отобрал чудесную бусину (у дракона. –Д.Д.), обтер ее об умершую (возлюбленную. –Д.Д.), и она ожила. Тогда он на свою пастушью палку насадил один из черепов, из волос девушки сделал струны и начал на нем играть прямо внутри склепа. Вечером женщины пришли к склепу на поминки, но услышав доносящиеся из склепа звуки музыки, убежали обратно. Люди пришли подивиться и оттуда дочери Ауари второй раз алай (свадебная песня и танец. –Д.Д.) сделали» [Гарданти 2007. С. 69].

Гордостью были сказители, которые под звуки инструмента рассказывали нартский эпос, исполняли шуточные или героические песни.

«На героях этих песен молодежь училась тем качествам, которые составляют идеал свободолюбивого горца: любви к вольности и независимости, осознанию своего человеческого достоинства, протесту против всяких несправедливости, угнетения и насилия, мужеству, смелости и отваге…» – писал российский учёный-филолог Васо Абаев.

Двух -или трехструнный смычковый инструмент имеет круглый чашеобразный корпус, изготовленный из твердых пород дерева и обтянутый сверху кожей или пузырем барана, или козленка. Некоторые инструменты на дне чаши имеют отверстие. В чашу вставляется (иногда продевается насквозь) гриф. От головки, в которую снизу-вверх вдеты колки, гриф отделяется перехватом из кожаной бечевки. Ладов на грифе нет. Лукообразный смычок, на который натягивается конский волос, изготавливался из кизила или другой упругой древесной породы. В прошлом струны делали как из конского волоса, так и из жил, однако народные мастера отдают предпочтение струнам из конского волоса.

В 2014 году Оркестр Государственного ансамбля песни и танца им. Б. Галаева «Симд» Республики Осетия стал включать в свой состав старинные осетинские музыкальные инструменты, среди которых хъисын-фæндыр, чтобы сделать свое звучание богаче и самобытнее. Директор госансамбля Рустам Дзагоев выразил сожаление, что на сегодняшний день в Республике Осетия мало музыкантов, которые могут играть на данных музыкальных инструментах. «Мы готовы обучить желающих игре на этих инструментах. С ними будет проведена определенная работа, и в дальнейшем в оркестре смогут работать музыканты, которые покажут хорошие результаты», - пояснил он.

В прошлом году в театре юного зрителя «САБИ» с большим успехом прошла премьера спектакля с планшетными куклами «Легенда гор» молодого режиссера-постановщика Амзора Баракова. В нем была отражена традиционная культура осетин, а особую атмосферу создавали мелодии «хъисын фæндыр».