СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 30.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час на тему:"Коррупция и ответственность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему:"Коррупция и ответственность"»

 

Цели:

Методическая: формировать антикоррупционное мировоззрение обучающихся через установки активной гражданской позиции и осознание ответственности каждого человека за свой выбор.

Образовательная: сформировать комплекс знаний о коррупции и коррупционных правонарушениях и основы стандартов поведения в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами.

Воспитывающая: способствовать формированию качеств активного гражданина, уважения к законам нашей страны.

 

Термины и понятия урока

Актуализируются

Вводятся

Юридическая ответственность

Правонарушение

Преступление

Проступок

Коррупция

Взятка

 

 

 

 

Оборудование: компьютер, экран, компьютерная презентация.

 

Ход классного часа.

 

Начало классного часа. Организационные моменты.

На экране слайд №1.

Прием «Согласен – не согласен».

Обучающимся предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу «согласен – не согласен». (Слайд № 2 с выплывающими утверждениями).

1. Юри­ди­че­ская от­вет­ствен­ность при­зва­на вос­ста­нав­ли­вать на­ру­шен­ные права граж­дан, по­стра­дав­ших от пра­во­на­ру­ше­ния (верно)

2. Юри­ди­че­ская от­вет­ствен­ность вы­ра­жа­ет­ся в том, что в от­но­ше­нии лица, вина ко­то­ро­го до­ка­за­на, при­ме­ня­ют­ся меры го­су­дар­ствен­но­го при­нуж­де­ния (верно).

3. Пра­во­вые нормы яв­ля­ют­ся обя­за­тель­ны­ми для ис­пол­не­ния отдельными категориями граж­да­н стра­ны (неверно).

4. Пре­ступ­ле­ние — это тяж­кое пра­во­на­ру­ше­ние (верно).

5. Пра­во­на­ру­ше­ние может вы­ра­жать­ся только в дей­стви­и че­ло­ве­ка или груп­пы лиц (неверно).

6. Пра­во­на­ру­ше­ния в за­ви­си­мо­сти от ко­ли­че­ства участ­ни­ков пра­во­на­ру­ше­ния при­ня­то раз­де­лять на про­ступ­ки и пре­ступ­ле­ния (неверно).

Слайд № 3. Учитель:

- На слайде мы видим знаменитое изречение Гари Харта: «Если вы не желаете, чтобы государство стояло у вас за спиной, выньте руки из его карманов». Как вы думаете, какая цель перед нами сегодня стоит?

Ответы учащихся.

Цель: узнать, что такое коррупция и какую ответственность несут люди за коррупционные действия.(Слайд № 4)

Учитель: для чего нам нужно это знать?

Ответы обучающихся. (Слайд № 5)

Учитель:

 Ребята, предлагаю вам ознакомиться с некоторыми определениями понятия «коррупция» (от лат. corruptio — подкуп, порча, упадок), которые приводятся в различных справочных изданиях и документах. На ваших столах вы видите раздаточный материал – листы бумаги, на которых приведены различные формулировки этого понятия.

Учащиеся работают с раздаточным материалом.

1. Преступная продажность должностных лиц, использующих свое служебное положение в целях личного обогащения.

2. Подкуп, продажность, взяточничество, практикуемые в буржуазном мире среди должностных лиц, политических деятелей, крупных чиновников. Хотя коррупция рассматривается законодательством многих капиталистических стран как уголовное преступление, на практике она далеко не всегда и не в полной мере наказывается.

3. Продажность должностных лиц и общественных деятелей.

4. В документах ООН коррупция определяется как злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях. В учебном пособии ООН «Практические меры борьбы с коррупцией» (1990) к коррупции отнесены: кража, хищение и присвоение государственной собственности должностными лицами; злоупотребление служебным положением для получения неоправданных личных выгод (льгот, преимуществ); конфликт интересов между общественным долгом и личной корыстью.

Учащиеся самостоятельно формулируют и  записывают в рабочий лист определение понятия «коррупция». Определение появляется на слайде презентации (слайд № 6).

Коррупция — (от лат. corruptio — разламывать, портить, повреждать) социальное явление, включающее совокупность этических и правовых нарушений, выражающееся в злоупотреблении государственной властью, положением, статусом для получения выгоды, преимуществ в личных целях в ущерб общественному благу и интересам государства.

 

 

Учитель:

- В законодательстве РФ можно выделить три вида коррупционных правонарушений: гражданско-правовые, учебно-административные и уголовные. Особую опасность представляют уголовные коррупционные деяния. В УК РФ установлена уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями, вымогательство, продажность, взяточничество, подкуп, превышение должностных полномочий, незаконное участие должностных лиц в предпринимательской деятельности, получение и дачу взятки, служебный подлог, присвоение или растрату имущества, вверенного виновному, с использованием служебного положения, а также злоупотребление полномочиями, их превышение и подкуп в коммерческих и иных организациях. В последние годы участились случаи проявления таких форм коррупции: коррупционный лоббизм, фаворитизм, протекционизм, взносы на политические цели, инвестирование «своих» коммерческих структур за счет государственного бюджета и прочее.

Учитель: Предлагаю вам дополнить схему в задании 2 рабочего листа.

Учащиеся дополняют схему «Формы коррупции» (Слайд № 7).

Учитель:

Ребята, вас ждет небольшая практическая работа. Нужно решить задачи из юридической практики — различные по объекту посягательства и относящиеся к разным сферам общества.

В рабочих листах вы найдете в задании 4 описание конкретной ситуации и должны ответить на вопрос, является ли описанное в ней преступлением и кто должен понести ответственность.

Ситуации.

1. Студент заплатил за получение зачета преподавателю ВУЗа, так как не смог выучить материал из-за болезни. Кто совершил преступление? Какое преступление?

2. При проведении капитального ремонта четырехквартирного дома компания-подрядчик заменила деревянные окна и чугунные батареи, но не по смете, а более дешевыми. Есть ли коррупционное преступление в этих действиях?

3. Начальник хозяйственного отдела администрации подменил документы, чтобы тендер на поставку стройматериалов выиграла фирма его сына. В чем состоит преступление этого человека?

4. Командир части регулярно привлекал рядовых солдат для строительства загородного дома. В чем его вина? чем грозит такое преступление?

Учитель задает вопросы:

Что было значимо лично для вас?

Что делать, чтобы не стать жертвой коррупции? и т.д.

 

Использованная литература и источники.

1. Указ Президента РФ «О мерах по противодействию коррупции» от 19.05.2008 г. № 815.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273 ФЗ «О противодействии коррупции». Национальный план противодействия коррупции. 2008. 31 июля.

3. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Российская газета. 2009. 19 мая.

4.Официальный сайт Президента РФ: http://www.kremlin.ru/ articles/corrupt.shtml (противодействие коррупции).

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Раздаточный материал.

1. Преступная продажность должностных лиц, использующих свое служебное положение в целях личного обогащения.

2. Подкуп, продажность, взяточничество, практикуемые в буржуазном мире среди должностных лиц, политических деятелей, крупных чиновников. Хотя коррупция рассматривается законодательством многих капиталистических стран как уголовное преступление, на практике она далеко не всегда и не в полной мере наказывается.

3. Продажность должностных лиц и общественных деятелей.

4. В документах ООН коррупция определяется как злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях. В учебном пособии ООН «Практические меры борьбы с коррупцией» (1990) к коррупции отнесены: кража, хищение и присвоение государственной собственности должностными лицами; злоупотребление служебным положением для получения неоправданных личных выгод (льгот, преимуществ); конфликт интересов между общественным долгом и личной корыстью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочий лист

«Коррупция и юридическая ответственность»

1. Коррупция – это ________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

2.  Дополните схему «Формы коррупции».

 

 

           Вымогательство                    ________________       Подкуп



















 

 

 



                                                                                                    ______________________



































 

 

 

 

 

 



Служебный подлог                               __________________                 Дача взятки

 

 

 

 

 

3. Впишите ответы на вопрос задачи в соседнюю колонку.

Задача

Ответ

1. Студент заплатил за получение зачета преподавателю ВУЗа, так как не смог выучить материал из-за болезни. Кто совершил преступление? Какое преступление?

 

2. При проведении капитального ремонта четырехквартирного дома компания-подрядчик заменила деревянные окна и чугунные батареи, но не по смете, а более дешевыми. Есть ли коррупционное преступление в этих действиях?

 

3.Начальник хозяйственного отдела администрации подменил документы, чтобы тендер на поставку стройматериалов выиграла фирма его сына. В чем состоит преступление этого человека?

 

4.Командир части регулярно привлекал рядовых солдат для строительства загородного дома. В чем его вина? чем грозит такое преступление?

 

4. Вывод: _____________________________




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!