Цели:
Методическая: формировать антикоррупционное мировоззрение обучающихся через установки активной гражданской позиции и осознание ответственности каждого человека за свой выбор.
Образовательная: сформировать комплекс знаний о коррупции и коррупционных правонарушениях и основы стандартов поведения в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами.
Воспитывающая: способствовать формированию качеств активного гражданина, уважения к законам нашей страны.
Термины и понятия урока
Актуализируются | Вводятся |
Юридическая ответственность Правонарушение Преступление Проступок | Коррупция Взятка |
Оборудование: компьютер, экран, компьютерная презентация.
Ход классного часа.
Начало классного часа. Организационные моменты.
На экране слайд №1.
Прием «Согласен – не согласен».
Обучающимся предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу «согласен – не согласен». (Слайд № 2 с выплывающими утверждениями).
1. Юридическая ответственность призвана восстанавливать нарушенные права граждан, пострадавших от правонарушения (верно)
2. Юридическая ответственность выражается в том, что в отношении лица, вина которого доказана, применяются меры государственного принуждения (верно).
3. Правовые нормы являются обязательными для исполнения отдельными категориями граждан страны (неверно).
4. Преступление — это тяжкое правонарушение (верно).
5. Правонарушение может выражаться только в действии человека или группы лиц (неверно).
6. Правонарушения в зависимости от количества участников правонарушения принято разделять на проступки и преступления (неверно).
Слайд № 3. Учитель:
- На слайде мы видим знаменитое изречение Гари Харта: «Если вы не желаете, чтобы государство стояло у вас за спиной, выньте руки из его карманов». Как вы думаете, какая цель перед нами сегодня стоит?
Ответы учащихся.
Цель: узнать, что такое коррупция и какую ответственность несут люди за коррупционные действия.(Слайд № 4)
Учитель: для чего нам нужно это знать?
Ответы обучающихся. (Слайд № 5)
Учитель:
- Ребята, предлагаю вам ознакомиться с некоторыми определениями понятия «коррупция» (от лат. corruptio — подкуп, порча, упадок), которые приводятся в различных справочных изданиях и документах. На ваших столах вы видите раздаточный материал – листы бумаги, на которых приведены различные формулировки этого понятия.
Учащиеся работают с раздаточным материалом.
1. Преступная продажность должностных лиц, использующих свое служебное положение в целях личного обогащения.
2. Подкуп, продажность, взяточничество, практикуемые в буржуазном мире среди должностных лиц, политических деятелей, крупных чиновников. Хотя коррупция рассматривается законодательством многих капиталистических стран как уголовное преступление, на практике она далеко не всегда и не в полной мере наказывается.
3. Продажность должностных лиц и общественных деятелей.
4. В документах ООН коррупция определяется как злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях. В учебном пособии ООН «Практические меры борьбы с коррупцией» (1990) к коррупции отнесены: кража, хищение и присвоение государственной собственности должностными лицами; злоупотребление служебным положением для получения неоправданных личных выгод (льгот, преимуществ); конфликт интересов между общественным долгом и личной корыстью.
Учащиеся самостоятельно формулируют и записывают в рабочий лист определение понятия «коррупция». Определение появляется на слайде презентации (слайд № 6).
Коррупция — (от лат. corruptio — разламывать, портить, повреждать) социальное явление, включающее совокупность этических и правовых нарушений, выражающееся в злоупотреблении государственной властью, положением, статусом для получения выгоды, преимуществ в личных целях в ущерб общественному благу и интересам государства.
Учитель:
- В законодательстве РФ можно выделить три вида коррупционных правонарушений: гражданско-правовые, учебно-административные и уголовные. Особую опасность представляют уголовные коррупционные деяния. В УК РФ установлена уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями, вымогательство, продажность, взяточничество, подкуп, превышение должностных полномочий, незаконное участие должностных лиц в предпринимательской деятельности, получение и дачу взятки, служебный подлог, присвоение или растрату имущества, вверенного виновному, с использованием служебного положения, а также злоупотребление полномочиями, их превышение и подкуп в коммерческих и иных организациях. В последние годы участились случаи проявления таких форм коррупции: коррупционный лоббизм, фаворитизм, протекционизм, взносы на политические цели, инвестирование «своих» коммерческих структур за счет государственного бюджета и прочее.
Учитель: Предлагаю вам дополнить схему в задании 2 рабочего листа.
Учащиеся дополняют схему «Формы коррупции» (Слайд № 7).
Учитель:
Ребята, вас ждет небольшая практическая работа. Нужно решить задачи из юридической практики — различные по объекту посягательства и относящиеся к разным сферам общества.
В рабочих листах вы найдете в задании 4 описание конкретной ситуации и должны ответить на вопрос, является ли описанное в ней преступлением и кто должен понести ответственность.
Ситуации.
1. Студент заплатил за получение зачета преподавателю ВУЗа, так как не смог выучить материал из-за болезни. Кто совершил преступление? Какое преступление?
2. При проведении капитального ремонта четырехквартирного дома компания-подрядчик заменила деревянные окна и чугунные батареи, но не по смете, а более дешевыми. Есть ли коррупционное преступление в этих действиях?
3. Начальник хозяйственного отдела администрации подменил документы, чтобы тендер на поставку стройматериалов выиграла фирма его сына. В чем состоит преступление этого человека?
4. Командир части регулярно привлекал рядовых солдат для строительства загородного дома. В чем его вина? чем грозит такое преступление?
Учитель задает вопросы:
Что было значимо лично для вас?
Что делать, чтобы не стать жертвой коррупции? и т.д.
Использованная литература и источники.
1. Указ Президента РФ «О мерах по противодействию коррупции» от 19.05.2008 г. № 815.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273 ФЗ «О противодействии коррупции». Национальный план противодействия коррупции. 2008. 31 июля.
3. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Российская газета. 2009. 19 мая.
4.Официальный сайт Президента РФ: http://www.kremlin.ru/ articles/corrupt.shtml (противодействие коррупции).
ПРИЛОЖЕНИЯ
Раздаточный материал.
1. Преступная продажность должностных лиц, использующих свое служебное положение в целях личного обогащения.
2. Подкуп, продажность, взяточничество, практикуемые в буржуазном мире среди должностных лиц, политических деятелей, крупных чиновников. Хотя коррупция рассматривается законодательством многих капиталистических стран как уголовное преступление, на практике она далеко не всегда и не в полной мере наказывается.
3. Продажность должностных лиц и общественных деятелей.
4. В документах ООН коррупция определяется как злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях. В учебном пособии ООН «Практические меры борьбы с коррупцией» (1990) к коррупции отнесены: кража, хищение и присвоение государственной собственности должностными лицами; злоупотребление служебным положением для получения неоправданных личных выгод (льгот, преимуществ); конфликт интересов между общественным долгом и личной корыстью.
Рабочий лист
«Коррупция и юридическая ответственность»
1. Коррупция – это ________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
2. Дополните схему «Формы коррупции».
Вымогательство ________________ Подкуп
______________________
Служебный подлог __________________ Дача взятки
3. Впишите ответы на вопрос задачи в соседнюю колонку.
Задача | Ответ |
1. Студент заплатил за получение зачета преподавателю ВУЗа, так как не смог выучить материал из-за болезни. Кто совершил преступление? Какое преступление? | |
2. При проведении капитального ремонта четырехквартирного дома компания-подрядчик заменила деревянные окна и чугунные батареи, но не по смете, а более дешевыми. Есть ли коррупционное преступление в этих действиях? | |
3.Начальник хозяйственного отдела администрации подменил документы, чтобы тендер на поставку стройматериалов выиграла фирма его сына. В чем состоит преступление этого человека? | |
4.Командир части регулярно привлекал рядовых солдат для строительства загородного дома. В чем его вина? чем грозит такое преступление? | |
4. Вывод: _____________________________