СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час на тему: "Мой Дагестан"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: способствовать развитию эстетического вкуса; приобщать учеников к прекрасному, к богатому культурно-историческому наследию молой Родины; углубить знания учеников о народностях Дагестана и его аулах; воспитание нравственности; развитие инфармационной культуры учеников.

Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему: "Мой Дагестан"»

Провела учитель начальных коассов г. Южно-Сухокумск

МКОУ СОШ №1 им. Магомед-Герея Зульпукарова:

Рамазанова Зарема Рамазановна


Классный час « Каждый народ, каким бы он маленьким не был достоин уважения. Нет плохих народов- есть плохие люди»




Цели: способствовать развитию эстетического вкуса; приобщать учеников к прекрасному,  к богатому культурно-историческому наследию малой Родины; углубить знания учеников о народностях Дагестана и его аулах; воспитание нравственности; развитие информационной культуры учеников;


Оборудование: ПК, мультимедиа-презентация, проектор, колонки.


Оформление: стулья расставлены полукругом, класс украшен плакатами некоторых аулов Дагестана, выставка балхарских изделий.


Предварительная работа: заранее дети информируются о проведении данного классного часа и получают задание: расспросить родителей, бабушек и дедушек чем славится их селение, об его истории и богатом наследии; принести (если есть) старинные украшения, изготовленные в их селении; снимается видеоролик «Все мы с разных уголков Дагестана, но все мы одна большая семья».



План:

 

I Организационный момент

II Вступительное слово учителя

1 Приветствие

2 «О Дагестане»

III Дагестан страна гор. Разбор карты районов.

3. Разбор стихотворения Расула Гамзатова

IV Дорога в горы.

Танец сценка « У родника»

4. Чтение стихотворения «Гора как скакун под седлом белоснежным…»

5.  «Однажды в горах…». Законы гор.

VI Просмотр и анализ видеоролика снятого студентами группы. Заключительное слово куратора.



I Организационный момент

Столы в кабинете расставлены по кругу, но, не прикрывая экрана на который будет проецироваться изображение.


На доске эпилог.

На двери надпись:

Путник, если ты обойдешь мой дом,

Град и гром на тебя, град и гром!

Гость, если будешь сакле моей не рад,

Град и гром на меня, град и гром!





Ход классного часа:

1 юноша: Ассалам алейкум, дорогие друзья!

2.юноша: Ассалам алейкум, добрые гости!

3 юноша: Ассалам алейкум, почетный джамаат!

1 девочка: Рады вас видеть у нас в гостях!

II Вступительное слово (учителя)

В ладони сердце можно уместить,
Но в сердце целый мир не уместишь.
Другие страны очень хороши,
Но Дагестан дороже для души. 

Учитель-Ребята сегодня мы затронем одну из самых важных , глубоких, жизненно оправданных тем- тему дружбы народов.

Сегодня у нас стулья расставлены необычным образом. Но это не случайно.


- Как вы думаете что обозначает этот круг ?(ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ)

-Круг –это символ единства, сплоченности, взаимовыручки


Ученик-круг –это общество людей среди которых мы живем.


Ученик-Круг-это символ дружбы и того ,что только сообща мы можем выстоять.


Ученик-это символ солнца, а значит тепла, солнца, жизни.


Ученик-круг это наша планета , наша Земля


Учитель-В центре класса вы видите Дерево Дружбы. На нем висят бантики ,деньги , конфеты. Бантики символизируют множество детей. Деньги богатство .

Конфеты сладкую жизнь. Фрукты – баракатную землю.


-Говорят, что дом, куда не ходят гости самый несчастный дом. В этом отношении наша страна гор самая счастливая. Ибо Дагестан испокон веков славится своим хлебосольством. И всем тем, кто на нашу территорию ступает со словами: «Мир вашему дому!» мы говорим: «Добро пожаловать!».


Адам: Если ты обойдешь мой дом,

Град и гром на тебя, град и гром!

Гость, если будешь сакле моей не рад,

Гром и град на меня, гром и град!


Саид: Мы желаем вам всего самого доброго:

Пусть светлый день не минует вас!

Пусть сыновья будут ваши невредимы!


али: Пусть умножатся ваши бараны!

Да будет благополучие над вами!

Да продлится ваша жизнь!


учитель :

-Цель сегодняшнего классного часа, лучше узнать родной край, его богатую историю, скрытые за горными вершинами и огромными холмами аулов Дагестана.

(Под ненавязчивый мотив зурны на экран проецируются изображения Дагестана. Весь нижеприведенный текст записан и воспроизводится вместе с видео). (зурна)


-  Где находится Дагестан? – спросили у одного горца, живущего высоко в горах.

-  Над и под крылом орла, - ответил горец.

-  У горцев спросили: «Зачем вы строите свои аулы далеко, в труднодоступных горах? До вас невозможно добраться, да и опасно: эти тропинки над пропастями, эти горные осыпи и обвалы».

-  Горцы ответили: «Хорошие друзья доберутся до нас и по плохим дорогам, пренебрегая опасностям, а плохие друзья нам не нужны».


15 сентября в Дагестане в шестой раз отмечают новый и очень важный праздник

– День единства народов Дагестана..

Дагестан — это не просто Страна гор.

Дагестан – один из самых сложных в этническом отношении регионов: Нигде в мире на такой маленькой территории не проживает такого количества народов.


- Прежде всего, это страна многочисленных языков и народов, количество которых, несмотря на все усилия ученых мира, до сих пор не установлено достоверно ,но говорят ,что больше 30 народностей , объединенных идеей дружбы и братства.

У нас между народами никогда не было конфликтов. Значит есть у нас что то уникальное, особое. И нам надо поднимать авторитет Дагестана, нам надо возрождать его национальную гордость. И у каждого народа свои прославленные аулы.

Один аул известен гончарами, другой – знаменитыми мастерами резьбы по камню, третий – сапожниками, четвертый – кузнецами.

В одном ауле - хорошие строители мостов и дорог, в другом - прославленные мастера холодного и огнестрельного оружия. Этот аул славен качеством своего зерна, тот – прекрасными яблоками, а другой – капустой и картошкой. В этом ауле ткут ковры, радующие глаз, в другом делают платки и меховые шапки. Одни аулы гордятся учеными, вторые – знатоками арабского языка, третьи – канатоходцами, четвертые танцорами и музыкантами.  Каждый аул – это маленький мир со своим прошлым, настоящим и будущим. Каждый аул – это уникальный уголок Дагестана, в то же время неразрывно связанный с другими аулами общностью судьбы и истории. Дагестан граничит со многими республиками, омывается морем. Чтоб сохранить мир и покой нужно поддерживать добрососедские отношения. Но много было и непрошенных гостей.


зарема- В сердец единстве сила Дагестанцев,
В бесстрашии воинов душа Нарын Калы.
Долг горца оказать гостеприимство,
Он никогда его не нарушал.
И каждый там оставил свое сердце,
Кто на Кавказе щедром побывал.

шамиль- И так заведено в горах Кавказских,
Друзей навеки верных обретешь.
Наполнив рог, когда из бочек Дагестанских,
За дружбу с ними тост произнесешь.



Ученик-Дагестан-это гостеприимный ковер на котором могут встретиться все президенты и премьеры ,ученые и землепашцы, поэты и мыслители.




ТИМУР

-Величественная панорама Кавказских гор, снежные вершины, зеленые Долины, песчаный берег Каспийского моря, щедрое солнце- все это богатство Дагестана.


Учитель-- Прежде всего начать беседу ,я попрошу каждого из вас дописать предложение, а в конце нашего разговора мы сравним насколько изменилось ваше мнение ,а может быть выяснится на свои отношение с друзьями по-новому

.

-Друг-это тот, кто …

–с друзьми я часто…

–Приятель и друг не совсем одно и то же…

-Я дружу с …, потому что…


Из древних традиций горцев, пожалуй, больше всего поражает впервые появившегося в Дагестане человека. Обычай гостеприимства. Нет не одной республики такой богатой языками, разнообразием обычаев, обрядов и традиций. Но самой дорогой, благородной и чтимой во все времена, была традиция - дружбы народов который мы по праву гордимся, образно называя ее 8 цветом радуги. В мире дружбе и согласии живут аварцы, кумыки. даргинцы, лакцы и др национальности.


Патимат
Долг горца оказать гостеприимство,
Он никогда его не нарушал.
И каждый там оставил свое сердце,
Кто на Кавказе щедром побывал.


»

Алигаджиев- Цахурцы, Лакцы, Кумыки, Аварцы,
Каспийск, Махачкала, Дербент, Кизляр.
Переплетением городов и наций,
Прославился прекрасный Дагестан.

Ямудин - Лезгин, Рутулец, Табасаран, Агулец ,
Даргинец брат, плечом к плечу стоят.
И крепость их как горные вершины,
В которых гордые орлы парят.

Мухамад-В едином духе множество народов,
В лезгинском танце горные орлы.
В сердец единстве сила Дагестанцев,
В бесстрашии воинов душа Нарын Калы.



ахмед

И так заведено в горах Кавказских,
Друзей навеки верных обретешь.
Наполнив рог, когда из бочек Дагестанских,
За дружбу с ними тост произнесешь.


Нажмудинов Сагитмагомед –стих Расула Гамзатова» Родной язык

Стихи на родных языках. Курбанова Джамилат, Омарова Заварият , Сулейманов Тимур, Магомедов Магомед Х, Казамбиева Марьям


III Дагестан – страна гор (просмотр видеоролика под чтение текста). Разбор карты районов Дагестана.


учитель: Слово аул имеет тюркское происхождение. Изначально аулом назывался подвижной кочевой стан, состоящий из мобильных юрт. Поскольку в каждый отдельный кочевой стан входили, как правило, представители одного рода, то слово аул также означает кочевая расширенная семья, состоящая из нескольких поколений и включающая, помимо родителей и детей также ближайших родственников. Аулы объединяются в районы.

В состав Дагестана входят 42 района, 1591 аулов.

учитель: И у каждого своя богатая история. На сегодняшнем классном часе мы постараемся с вами немного узнать хотя бы о некоторых из них.

Байгинат.-  Ты говоришь, что Африка темна.

С тобою спорить стану я едва ли.

Но темною могла б не быть она.

Когда бы свет пред ней не заслоняли.

Марипат- Не обвиняй народы никогда

За то, что не дано им полной мерой...

Пред тем как созидались города.

О них сказанья родились в пещерах. (Р.Гамзатов).


учительРебята, мне бы очень хотелось узнать, как вы понимаете эти слова Расула Гамзатова. Какой смысл на ваш взгляд они передают? Что он им хотел сказать?


(что у любого аул есть свои прелести, свои достоинства просто нужно дать возможность им раскрыться или просто стараться найти в них положительное, что нельзя винить народ, людей в том, что у них нет, что любой город создавали и заселяли люди с этих самых аулов, любят Родину не за то, что она велика, а за то что своя.).


учитель  Правильно ребята Родина каждого из нас начинается именно там!


Расул Гамзатов писал о сказках, которые рассказывала его мать: «Море большое? Большое.

А откуда оно взялось? Маленькая птичка постучала о землю еще более маленьким клювиком — и пробился родник. Из родника натекло огромное море».

Также любая большая история начиналась с маленького аула. Когда - то жившие в аулах заселяли, создавая новые города. И поэтому Родина каждого из нас начинается именно там.


Есть три сокровище Дагестан: Первое сокровище – земля, горы, равнины.

Второе сокровище – вода.

Третье сокровище необъятное. Это его люди, аулы, города. Веками трудились в Дагестане непревзойденные его умельцы. Злато кузнецы аула Кубачи, серебряных дел мастера из Гоцатля, унцукульцы из дерева создавали рукотворные поэмы, Дербентские и табасаранские женщины на ковры переносили все сто красок земли нашей, балхарки на глиняных кувшинах писали таинственные стихи.


Магомед Х.: Тайну кубачинского искусства не ищите в нитках серебра.

Носит тайну этого искусства в сердце кубачинцы – мастерства.

Не рвись владеть ларцами золотыми

И саблями чеканно-белыми,

Мечтай владеть руками золотыми,

Которые все это сделали!


Самые прекрасные кувшины делаются из обычной глины.

Так же как прекрасный стих создают из слов простых.


Абдулаев магомед: Если ты андиец, друг.

Мир порадуй буркой царской,

Тебе и в бурю и в метель

Она и крыша и постель.


Песня на аварском языке.( Алиева Раисат)



Учитель -Чтоб понять всю прелесть красок горной природы, яркую свежесть мелодии, звучную тишину мы направляемся в горы…А поедем мы через г. Буйнакск. ВЫ можете задать вопрос:»-почему через Буйнакск». Потому что древнее название Буйнакска это Темирхан-Шура что в переводе означает «Ворота в горы» . Именно отсюда все дагестанские люди ездили в горы

(через  проектор проецируется видео «Дорога в горы»).

Учитель : Постепенно набирая высоту, оставив позади Буйнакск, вы будете ехать новыми дорогами, покрытыми асфальтом и снабженными указателями. 

Здесь в Дагестане, дорога – это подъемы и спуски, бесконечные зигзаги, многочисленные перевалы, плывут облака, они захватывают горы, и рельефная картина, перечеркнутая ими, исчезает.


Гаджиева Алина-

Дагестан

Насторожись, стань крепче в стремена.

В ущелье мрак, шумящие каскады.

И до небес скалистые громады

Встают в конце ущелья как стена.


Говорят родник – сердце аула. Но и в степях есть свое сердце.

Позвольте угостить вас водой из самого сердца города Южносухокумска.

 

видеоролик «Танец – сценка «Встреча у родника»


 шумайсат: Качает горный ветер колыбели

Аульским малышам, который век.

Слагают колыбельную метели.

И снег лавин, и волны горных рек.


хангереев: Пусть будут наши дети удальцами.

Пусть славы дагестанцев не чернят.

Орлы, парившие над их отцами.

Над маленькими горцами парят.

 

алибулат : Гора - как скакун под седлом белоснежным.

Не тает седло даже в летнее время.

Седая гора среди зелени свежей.

Как прадед, стоит, возвышаясь над всеми.


чилдинов: Деревья, деревья! Их жизнь вековую

Украсили вспышки трехдневных соцветий.

В аулах, что тысячи лет существуют.

Резвятся на солнце трехлетние дети.


айшат: Столбы с проводами идут по высотам.

На них восседают скворцы-новоселы.

И, словно ребят обучая полету,

Орел распластался над зданием школы.




сайгибат: Люблю я рассветы в горах и закаты.

И воздух высот - опьяняющий воздух.

Люблю, развалившись на бурке косматой.

В ночи пересчитывать дальние звезды.

 

Учитель : Каждый аул это историческая ценность.

История Дагестана похожа на вечный родник.

 Кто прикоснулся губами, тот сердцем к нему приник!

И это действительно это так.



Горец клянется: «Человеком родился – человеком умру!»;

Хвала горца: «Таких людей больше нет. Он был человеком»;

Проклятие горцев: «Пусть не будет в вашем роду человека, ни коня»;

Правило горцев: «Продай поле и дом, потеряй все имущество, но не продавай и не теряй в себе человека»

Пожелание горцев: «Стань человеком».

- И клятва, и хвала, и проклятие, и правило, и пожелание все передает один смысл: «Будь человеком!». Будь человеком несмотря ни на что. В любой ситуации, как бы жизнь не сложилась, не теряйте своего лица. Будьте людьми!

-  Можно спокойно идти в будущее бок о бок с тем прекрасным, что было у наших предков.


Законы гор проецируются через проектор (през)


Учитель : Да. Дагестан прекрасен. Высокие горы, скалистые обрывы, низко парящие орлы, и люди. Горные люди.

Они особенные, они другие. Заселив когда-то города, люди гор теперь уже как-бы стали черствее, безразличнее. Может это связано с тем, что мы становимся ближе к «цивилизации» как обычно принято говорить, и забываем откуда мы.

Ребята, слово цивилизация может идти рядом со словом традиция. Может и должно.


Учитель : Предположим, ребята, вы встретили путника, журналиста, который готовит сюжет о вашем районе или ауле. Попробуйте сейчас одним предложением сказать положительное, отличительное качество вашего аула.

 

ответы учеников

 

 

Учитель: А сейчас ребята давайте посмотрим видеоролик, который снимали в классе, но вы его еще в законченном виде не видели. После просмотра я бы хотела, чтобы вы сказали какой смысл в нем был заложен, какой вывод вы должны были сделать.

Просмотр видеоролика(детей)


Учитель: В нашем классе собрались ученики с разных районов, с разных аулов, а в школе вообще их множество. Но, не смотря на это мы должны помнить, что любой человек, будь он с высокогорного района или низменности, с города или аула что живет в Дагестане.

И выезжая за его пределы, вы часто будете встречать любопытных, которым интересно все. И мне очень хочется верить, что вам не придется сказать » Не знаю « ,а вы будете говорить с блеском в глазах о всех достоинствах Дагестана ,как о чем- либо целостном. А главное поступками передавать всю сущность. Ведь плохое люди видят сами, а хорошее нужно показать.

На сегодняшнем классном часе мы с вами многое узнали о нашей маленькой ., но очень гордой республике. Но многое еще предстоит узнать . Впереди нас ждет большая работа.

И давай завершим наш классный час Гимном Дагестана .











Скачать

© 2022, 186 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!