Классный час «Правила жизни в стране – законы. Главный закон страны»

Цель: формирование у обучающихся правовой культуры, активной жизненной позиции, норм нравственного поведения.
Задачи: - расширить представления обучающихся об обществе, морали и праве;
- способствовать развитию этической и правовой культуры;
- способствовать подведению обучающихся к пониманию необходимости соблюдения и уважения прав других людей.
Ход классного часа
- Сегодня мы с вами проведём классный час по теме: «Правила жизни в стране – законы. Главный закон страны». Мы с вами отправимся в путешествие в страну «Законию».
Этой страны нет на карте, но она в душе каждого из нас, кто старается соблюдать законы. Представьте себе страну, где живут гостеприимные, доброжелательные люди. Они с удовольствием рассказывают о своей стране, ее обычаях, порядках. Но так было далеко не всегда.
Давным-давно было два государства: Можно и Нельзя.
Они жили по разным законам. В государстве «Можно» все было разрешено, что пожелаешь, а в государстве «Нельзя» жители этой страны жили совсем иначе. Там нельзя было грубить друг другу, обзываться, грабить и т.д.
Государства эти постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Это сражение выиграло войско государства «Можно».
Оно захватило половину государства «Нельзя» и установило там порядки.
Нетрудно догадаться, что тут началось!
В городах и селах бывшего государства «Нельзя»
Стали люди ругаться, курить,
За собою не следить,
И такое говорить,
Что ни в сказке не сказать, ни пером не описать.
Стали люди обзываться,
Стали люди издеваться,
И друг друга обижать.
Жители государства «Можно» сами очень испугались и обратились за помощью государству «Нельзя». Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство «Законию».
В этом государстве установили порядок, а все жители стали счастливы и довольны.
Вопрос: Как Вы думаете, почему страна стала процветающей? Счастливы ее жители, они чувствуют себя в безопасности? Ответы детей….
Вывод: Жители страны стали жить по законам!
Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит они чувствуют себя в безопасности.
Но когда свобода одних людей нарушает интересы и права других, в обществе утверждается беззаконие, беспорядок, несправедливость.
- Что же такое ЗАКОН? (Учитель прикрепляет к доске табличку со словом «Закон» и пояснение к нему).
Закон – это нормативно-правовой акт, содержащий общие обязательные правила поведения по важным вопросам общественной жизни, принятый высшим законодательным органом государства.
А что мы можем рассказать жителям государства «Законии» о наших законах?
Самый главный Закон нашей страны – Конституция Российской Федерации, которая была принята 12 декабря 1993 году.
Слово «Конституция» произошло от латинского слова «сонститутио»- установление.
В конституции записано самое главное: как устроено государство, как организована и действует власть, каковы права и обязанности граждан, герб, флаг, гимн и т.д.
Все другие законы написаны в соответствии с Конституцией.
Вывод:
В конституции России 9 глав и 137 статей. Все государственные законы должны обязательно исполняться. Это обязательность каждого гражданина. Конституция – главный закон и ей подчиняются, все остальные законы страны.
Физкультминутка «Да-нет»
- Ребята, назовите качества личности, которые нужны для жизни в обществе. Если да, то хлопайте в ладоши.
Доброта, порядочность, жадность, справедливость, злость, честность, лень, аккуратность, лень, трусость, смелость, старательность, лицемерие, внимательность, наблюдательность, скромность.
– Мы с вами каждый день приходим в школу. Это тоже маленькое государство. В школе тоже есть основной закон.
– Может кто-то знает как он называется? (Устав)
– В нем записаны права и обязанности всех работников школы. Я предлагаю вам поработать с отдельными главами Устава и вспомнить права и обязанности учащихся. (Детям выдаются отпечатанные листы из Устава школы)
1, 2 группа – подготовит рассказ о правах.
3, 4 группа – подготовит рассказ об обязанностях.
– Что поняли? (Выступает 1 человек от группы)
Обобщение: Для чего нужно выполнять правила? Правила нужны для того, чтобы меньше ошибаться, не совершать поступков, которые мешают другим, чтобы не принимать неправильных решений.
Законы класса
1) Все учащиеся школы разделены на классы. Это тоже маленькое государство. В нём тоже должен быть основной закон.
– У нас есть такой закон? (Нет)
– Мы можем исправить этот недостаток. Я предлагаю вам поработать в группах и создать разные правила:
1 группа – правила на уроке.
2 группа –правила общения.
3 группа – правила дежурных.
4 группа – правила школы.
(Дети получают отпечатанные листы со множеством правил.) Каждая группа выбирает свои правила.
Запомните: Наши законы должны подчиняться школьному уставу.
2) Работа в группах. (7 мин.)
3) Выступление учащихся (3 мин.)
Дети читают выбранные правила, если класс не согласен обсуждают. Учитель вывешивает выбранное правило на доску.
Рефлексия.
1) Голосование.
Выразите своё отношение к выработанным правилам.
– согласен.
– не согласен.
Если правило не нравиться, подчиняться правилу или нет?
(Раз оно принято большинством голосов, то нужно постараться не нарушать его.)
2) Вывод. – Для чего мы создали Закон класса?
– Надеюсь, что ребята нашего класса будут выполнять принятые законы и в классе будет благоприятная атмосфера для работы, творчества и отдыха.
А теперь давайте встанем в круг и по цепочке скажем, что нам понравилось в этом мероприятии, а что нет.
ТРЕНИНГ «СПАСИ ПТЕНЦА».
– Представьте себе, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь его согрейте. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и тепло дыхания. Раскройте ладонь, и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите: он ещё прилетит к вам.
