Ориентирующий этап | -Чтобы узнать, о чём пойдет речь на сегодняшнем классном часе вам поможет загадка, разгадку вы найдете в ребусе, которая изображена на слайде. Это слово каждый знает, Ни на что не променяет! К цифре «семь» добавлю «я» - Что получится? (Семья) Сегодня на уроке мы поговорим о семье. — Как вы понимаете слово «семья»? (родные люди, любимые близкие люди) - Правильно, ребята! Но давайте узнаем более точное определение, для этого обратимся к словарю Дмитрия Николаевича Ушакова. «Семья - группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе». -А теперь давайте отгадаем загадки и узнаем, кто входит в состав семьи. 1. Она лучше всех на свете, Без неё прожить нельзя. Есть она у Кати, Пети И, конечно, у меня. (мама) 2. Шкаф тяжёлый кто подвинет? Кто розетки нам починит, Кто все полочки прибьёт, В ванной утром кто поёт? Кто в машине за рулём? На футбол мы с кем пойдём? (папа) 3. На него смотрю всегда И беру с него пример. Он на папу так похож! Но только с сединой – и что ж? (дедушка) 4. У мамы работа, у папы работа, У них для меня остаётся суббота! А с нею я дома всегда, Она не ругает меня никогда! (бабушка) 5. Маме на радость, папе в награду, Он появился, наследник – отрада. Родной, несмышлёный, пуговки–глазки – Ему всё вниманье, забота и ласки. (сын, брат) 6. Радость в глазах, в глазах удивленье, В семье у нас нынче ещё прибавленье! В доме у нас появилась девчонка! Теперь я ей брат, а она мне …(сестрёнка) 7. У мамы сестра Веселей не найдёте! Ей очень горжусь, Ведь она моя … (тётя) 8. К нам приехал папин брат. Встрече с ним я очень рад! Он твердит, в глаза мне глядя: «Руку жми, ведь я твой…(дядя)» -Дети, знаете ли вы, что такое традиции? (Традиции — это определённые привычки, которые накопились в течение всей жизни в семье, передаваемое из поколения в поколение) - Давайте поговорим о том, какие семьи были раньше. На Руси они были, обычно, большие. И каждая отличалась своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение. Давайте посмотрим видеоролик о том, какие были традиции на Руси. - Мы посмотрели интересное видео и узнали, какие традиции были в прошлом. Скажите, кого в семье называли – Большак? (Главный в семье, старший по возрасту и положению мужчина.) - Правильно. А какие у него были обязанности? (Он руководил всей хозяйственной деятельностью семьи. Распределял трудовые обязанности мужчин, производил все необходимые по хозяйству расходы, руководил бытовым укладом семьи. Являлся основным работником в семье.) - Верно. А теперь скажите, как называлась старшая женщина в семье и перечислите её обязанности. (Старшая женщина в семье – Большуха. Она ведала семейными запасами, хранила семейные деньги, следила за порядком в доме, распределяла работу среди женщин. В домашних делах обладала определенным первенством, с которым считались все мужчины. В случае длительного отсутствия мужа брала на себя руководство всем хозяйством.) -Ребята, а теперь скажите, какие традиции есть в вашей семье (отвечают). -Было интересно услышать традиции каждого. | Отгадывают слово «семья» Отвечают на вопрос, что такое семья. Слушают правильную формулировку и смотрят на слайд. Отгадывают загадки. 1. Мама; 2. Папа; 3.Дедушка; 4. Бабушка; 5. Сын, брат; 6. Сестрёнка; 7. Тётя; 8. Дядя. Слушают информацию, отвечают на вопрос: - Традиции – это то, что происходит в семье регулярно. Смотрят видео. - Главный в семье, старший по возрасту и положению мужчина. - Он руководил всей хозяйственной деятельностью семьи. Распределял трудовые обязанности мужчин, производил все необходимые по хозяйству расходы, руководил бытовым укладом семьи. Являлся основным работником в семье. - Старшая женщина в семье – Большуха. Она ведала семейными запасами, хранила семейные деньги, следила за порядком в доме, распределяла работу среди женщин. В домашних делах обладала определенным первенством, с которым считались все мужчины. В случае длительного отсутствия мужа брала на себя руководство всем хозяйством. Отвечают на вопрос. Рассказывают о семейных традициях. | Добиваться от детей полных ответов на поставленный вопрос. |
Деятельностный этап | Посмотрите, у вас на партах лежит старинная бумага, на которой написана легенда. Нам нужно ее прочитать. (имя), начни читать, а остальные ребята будут следить за текстом и после того, как я остановлю, кто-то продолжит. «Жила когда-то на свете семья. Она была не простая. Больше сотни людей в ней было. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, есть немало больших семей на свете! Но дело в том, что семья была особой - мир и покой царили в ней, а значит, и в селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк. Слух об этой семье донёсся до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли люди говорят. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: вокруг чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого чуда, пришёл к главе семьи: "Расскажи, почему такое согласие и лад в твоей семье?" Тот взял лист бумаги и начал что-то писать. Писал он долго. Затем передал лист владыке. Три слова были на бумаге: "Любовь, прощение, терпение». И повторялось каждое слово по сто раз. Прочитал владыка, почесал затылок и спросил: "И всё?" "Да, - ответил старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И мира тоже"». -Мы прочитали поучительную легенду. А сейчас возьмите памятку, которая лежит перед вами, и работая в паре, дополните правила счастливой семьи. При затруднении в ответе, можете обратиться к легенде. -Для того, чтобы выполнить следующее задание, ответьте, знаете ли вы, что такое пословица? (пословица — это жанр фольклора, краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл). - Как мы знаем, о семье сложено много пословиц. У каждой команды на столе по 3 пословицы. Соберите пословицы. «На что и клад, коли в семье лад». «Вся семья вместе, так и душа на месте». «Любовь да совет - так и горя нет». «Семья - печка: как холодно, все к ней собираются». «В своем доме и стены помогают». «Дерево держится корнями, а человек семьёй». -Как вы понимаете значение каждой пословицы? -Какие вы молодцы! | Слушают учителя, изучают текст. Два ребёнка читают вслух. Заполняют памятку в парах. Отвечают на вопрос: -Пословица – это мудрые слова. Делятся на команды и собирают пословицы, которые лежат на партах. И отвечают на вопрос. Слушают учителя. | Раздаточный материал. |
Рефлексирующий этап | Каждая семья интересна. В ней есть чему поучиться. Семья является для человека самым важным в жизни, и какое счастье, что у вас всех она есть. -Посмотрите на лист, что тут изображено? (Солнце) - Давайте на его лучах напишем по одной характеристике к семье (Весёлая, спортивная, большая и тд.). -Вот такое красивое солнышко у нас получилось. -Дети, о чем мы говорили на сегодняшнем классном часу? -На ваших столах лежат смайлики, нарисуйте эмоцию, которая осталась у вас после проведенного классного часа и закрасьте его соответствующим цветом: красный-не очень понравилось, зеленый-все понравилось. | -Изображено солнце. Пишут на лучах по одной характеристике. Отвечают, что запомнили на классном часу. Дети дорисовывают недостающий элемент на смайлике и раскрашивают нужным цветом. Поднимают зеленый смайлик, если было интересно и комфортно. Поднимают красный, если было трудно и ничего не понял. | Раздаточный материал. |