СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час на тему "Символы русской культуры"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка классного часа на тему "Символы русской культуры"

Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему "Символы русской культуры"»

Классный час «Символы русской культуры»

И, размышляя о нашей культуре, нашей истории, мы не можем уйти от памяти, как не можем уйти от самих себя. Ведь культура сильна традициями, памятью прошлого. И важно, чтобы она сохранила то, что её достойно.

Д. С. Лихачев

Цели:

  • создание условий для осознания учащимися значимости символов русской культуры ;

  • развитие и воспитание компетентного гражданина Донецкой Народной Республики, укоренённого в духовных и культурных традициях народа Донецкой Народной Республики.

Задачи:

  • продолжить знакомство обучающихся с традиционной культурой русского народа;

  • рассмотреть материал, связанный с жизнью и бытом русского народа;

  • формировать духовно-нравственные качества (доброта, милосердие, сострадание и т. д.);

  • приобщать обучающихся к отечественным культуре

  • способствовать развитию навыков поисковой, научно-исследовательской деятельности;

  • развивать интерес к учебным предметам, творческие способности обучающихся.


УУД:

  • познавательная – информирование о Годе русской культуры, его значимости; формирование системных представлений об Отечестве – России, Донецкой Народной Республике.

  • художественно-творческую – выставка работ обучающихся;

  • воспитательная – взращивание чувства гордости за принадлежность к родной земле.

Ход урока


Учитель: Ребята, тема нашего классного часа "Год славянской культуры ". Глава Донецкой Народной Республики подписал указ, в соответствии с которым 2021 год объявлен годом культуры. А вы знаете, что такое культура? Попытайтесь ответить на этот вопрос. (школьники дают свои ответы).

Трудно, не правда ли? Кого вы можете назвать культурным человеком? ... (Это человек, который имеет высшее образование, знает несколько языков, разбирается в кино, живописи, музыке и литературе? Или тот, кто все умеет делать своими руками, для кого никакая техника не представляет секрета?)

Обучающиеся: ... (предлагают свои ответы)

Учитель: Да, вы правы. Это и первый, и второй, и третий.

Теперь мы близки к ответу на первый вопрос. Культура - это сумма знаний и умений, накопленных человечеством во всех областях деятельности людей Согласитесь, что и далекие наши предки, крестьяне, не знавшие грамоты, могут быть названы культурными людьми. В конечном счете, культурный человек - это каждый из вас, если вы умеете самостоятельно думать и делать (создавать!) то, что нужно людям. То есть творить добро.

А что такое национальная культура?

Учащиеся: ... (предлагают свои ответы)

Учитель: Говоря научным языком, это то, что вместе с общностью языка, территории, традициями и обычаями составляет суть народа, выделяет его среди других народов.

Национальная культура повседневно входит в нашу жизнь. Вспомните, какие песни пела вам мама, какие сказки вам рассказывали и читали. Все это тоже явления национальной культуры, с ними вы вступили в жизнь, их для вас любовно хранили ваши предки.

Русская культура формировалась на протяжении нескольких тысячелетий, и история ее может быть (хотя и достаточно условно) разделена на несколько периодов: древний, языческий, или дохристианский, средневековый - от момента принятия на Руси православия до эпохи преобразований Петра Великого: новый -объединяющий XVIII и XIX века; новейший - культура XX столетия.

Дорогие друзья, скорее всего вы уже знакомы с термином «символика государства» Вы знаете, как выглядят герб и флаг, слышали гимны Донецкой Народной Республики и Российской Федерации. Но сегодня мы с вами более подробно познакомимся с символами нашей культуры.

Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас представление. Так символом Парижа является Эйфелева башня; небоскребы, статуя Свободы – символы США.

Какие символы России вы можете назвать?

(учащиеся предлагают свои варианты)

Учитель : Действительно, символов России много – это и Кремль, и Знамя Победы, и березы. И сегодня ваши одноклассники расскажут нам о некоторых, наиболее известных, символах русской культуры.

Ученик 1 (примерный текст сообщения)

Медведь. Глобальное потепление изменит российский климат, но стереотип о медведе на Красной площади — никогда. Медведь издавна символизирует российскую политику в зарубежной прессе, что при царе-батюшке, что при коммунистах, что в наши дни.

Ученик 2 (примерный текст сообщения)

Матрешка. Споры о том, в какой именно стране впервые появилась деревянная кукла с секретом, идут до сих пор. Но при этом никто не оспаривает: матрешка как имиджевый продукт ассоциируется только с Россией, как и медведи.

Ученик 3 (примерный текст сообщения)

Шапка-ушанка. Иностранцы всерьез полагают, что к "шапке для ушей", как пишут в зарубежных путеводителях, русские относятся с таким же трепетом, как шотландцы — к килтам.

Ученик 4 (примерный текст сообщения)

Самовар. Исполинских размеров чайник с трубой из доэлектрической эпохи и в ХХI веке в глазах иностранцев не отделим от русского образа.

Ученик 5 (примерный текст сообщения)

Балалайка. "Все русские играют на балалайке" — эта знаменитая цитата из "Неуловимых" в целом соответствует зарубежным представлениям о музыкальных пристрастиях в России. Спорить бессмысленно, ведь сегодня на русской балалайке играют даже рок-н-ролл.

Ученик 6 (примерный текст сообщения)

Спасская башня. Архитектурный символ России — в нем и синоним высшей власти, и напоминание о народных суевериях. С первым боем курантов принято загадывать желание, с последним — встречать новый год.

Ученик 7 (примерный текст сообщения)

Береза. Вообще-то это дерево растет везде, даже на острове Хоккайдо. Но только в нашей истории березка — это и лирический герой в поэзии и прозе, банный веник, и танцевальный ансамбль — символ передового советского искусства, и даже сеть магазинов.

Ученик 8 (примерный текст сообщения)

Тройка. Про "птицу-тройку — Русь" учат в нашей школе, но и для иностранцев конная тройка — это сугубо русский символ. И дело не только в том, что "дух захватывает", просто нигде больше в мире такого гужевого построения нет.

Учитель: Итак, ребята, сегодня вы узнали историю происхождения и значение некоторых символов русской культуры.

Беседа:

1. Что нового вы узнали о символах русской культуры?

2. Что вам наиболее запомнилось? Почему?

3. Какие ещё символы вам знакомы? Что вы можете о них рассказать?

Учитель: вы все молодцы! Очень интересно было послушать ваши ответы! А теперь небольшая викторина. Внимательно прослушайте информацию об одном из великих представителей культуры и постарайтесь угадать, кто это.

1. Русский баснописец, сатирик, автор многих трагедий и комедий. Автор более 300 басен, в которых высмеивал личные и общественные пороки: глупость, зависть, бахвальство. Его известные басни: «Ворона и лисица», «Лебедь, рак и щука», «Мартышка и очки» и др. (Крылов Иван Андреевич).

2. Великий русский поэт и писатель, справедливо считающийся создателем современного русского литературного языка. За сравнительно недолгую жизнь - он погиб в 37 лет от раны, полученной на дуэли - им написаны сотни стихотворений, поэмы, ставшие классическими: "Руслан и Людмила «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке» (Пушкин Александр Сергеевич).

3. Один из великих представителей сатирического жанра. Известность молодому писателю принесли "Вечера на хуторе близ Диканьки и др. (Гоголь Николай Васильевич).

4. Граф, гений русской словесности, автор множества рассказов, повестей, романов, сказок, философских и публицистических работ. Автор рассказов «Филлиппок», «Азбука» и др. (Толстой Лев Николаевич).

5. Физик, химик, поэт, историк, художник, человек энциклопедических знаний. В далеком XVIII веке поле деятельности для человека такого масштаба было огромным. Возродил искусство мозаики (Ломоносов Михаил Васильевич).

6. Химик, открыл периодический закон химических элементов, составляющий фундамент современного учения о веществе (Менделеев Дмитрий Иванович).

7. Физик и электротехник, изобретатель радиосвязи (Попов Александр Степанович).

8. Основоположник космонавтики, обосновал возможность использования ракет для межпланетных сообщений (Циолковский Константин Эдуардович).

10. Конструктор ракетно-космических систем. Под его руководством созданы многие баллистические и геофизические ракеты, ракеты-носители и пилотируемые космические корабли «Восток» и «Восход», на которых впервые в истории совершены космический полет человека и выход человека в космическое пространство (Королёв Сергей Павлович).

Учитель: Молодцы. Благодарю за участие в викторине.

Рефлексия. Я думаю, что много нового и интересного вы сегодня узнали. Поделитесь своим настроением после классного часа. Перед вами 2 листка бумаги. На первом пусть нарисуют веселый смайлик те, кому сегодня было весело и интересно. На втором – те, кто по какой-то причине не заинтересовался, пусть оставят грустный смайлик.

На сегодня это всё. Благодарю вас за участие в таком интересном уроке. До встречи!

МУНИЦИПАЛЬНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 136 ГОРОДА ДОНЕЦКА»














Классный час

«Символы русской культуры»

(посвящённый Году славянской культуры в ДНР)








Подготовила

Классный руководитель

5-А класса МОУ

«Школа № 136 г.Донецка»

Елагина Е.А.




















Донецк - 2021