Классный час в 5 классе «О труде и трудолюбии»
Цель: показать необходимость труда в жизни человека.
Задачи:
Образовательные: систематизировать знания о труде, профессиях, важности труда;
Воспитательные: привить уважение и любовь к труду и людям труда
Развивающие: развивать познавательный интерес, активизировать речь ребёнка.
Планируемые результаты:
Личностные: уметь высказывать собственное мнение; осознавать важность труда; осуществлять самоконтроль
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные: уметь слушать учителя и своих товарищей; умение работать в паре, сотрудничать.
Познавательные: уметь работать с пословицами; уметь строить рассуждения
Ход классного часа
І. Вступительное слово учителя
Добрый день ребята. Я рада снова встречи с вами. И начать наш разговор я хочу с маленького рассказа К.Д. Ушинского, который называется «Два плуга». Послушайте, пожалуйста, этот рассказ. Подумайте, чему он учит?
Слайд 1
1) Проблемная ситуация. Обсуждение рассказа К.Д. Ушинского «Два плуга».
видео
2) Беседа по содержанию рассказа
- Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро?
(Потому что он трудился)
- Что случилось с плугом, который пролежал без дела?
(Потемнел и покрылся ржавчиной)
- Как считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах?
(Труженика и лентяя.)
- Чему учит нас этот рассказ? (Трудиться каждый день, чтобы не стать ленивыми)
Примерные ответы детей:
Труд красит человека, а безделье его уродует.
Только в труде человек может раскрыться.
Без труда человек заржавеет и заболеет.
Учитель: Издавна русский народ ценил трудолюбие и отвергал лень. «Умные руки не знают скуки», - так люди говорят. Именно человеческим трудом создается все самое лучшее, нужное и полезное на Земле. А ведь только труд делает человека человеком. Только труд приносит радость и себе и окружающим.
4) - Итак, ребята, о чем мы будем сегодня говорить?
- о труде.
Слайд 2
Да, ребята, сегодня мы будем говорить с вами о труде взрослых и о вашем труде, о трудолюбии
Слайд 3
3) Проблемный вопрос. Так что же такое труд?
Труд - это деятельность человека, которая направлена на получение результата.
А что такое результат труда ?
Результат труда –это продукт труда…материальные и духовные блага, которые мы имеем.
- Что должны делать взрослые, чтобы наша страна была ещё богаче и красивее? (Работать)
Представьте себе, что произошло бы, если люди перестали трудиться, не вышли на работу электрики? (не будет света)
Не вышел на работу хлебороб? (не будет хлеба)
Не вышли на работу учителя? (дети не получат знания)
Если бы вы не пришли в школу? (учителям некого было учить).
-Вы все прекрасно знаете, что каждый человек на земле от мала до велика должен трудиться, так как без труда нельзя прожить. Труд был, есть и будет основой жизни на земле. Чтобы стать хорошим специалистом, человек должен много знать и много уметь.
Слайд4
Много делали и делают наши жители для благоустройства нашего района. Трудятся ваши папы и мамы, бабушки и дедушки. Всё, что есть в нашем районе, построено трудом тысячей людей. Красота нашего поселка - труд наших людей. Люди, которые работают с душой, творчески - наша гордость.
Щедра земля Шаховской великими тружениками… вот имена почётных граждан – наших земляков:
Герои Социалистического Труда
Почётные граждане
Антонов Борис Дмитриевич
Бахтилин Иван Кондратьевич
Белопольский Сергей Владимирович
Белоусова Татьяна Ивановна
Григоров Николай Григорьевич
Григорьев Григорий Андреевич
Дмитриев Анатолий Иванович
Дроздов Сергей Алексеевич
Капитонов Валентин Ефимович
Киселев Виктор Александрович
Кондратьев Алексей Иванович
Копейкина Тамара Алексеевна
Крючкова Анна Тимофеевна
Кузьмина Тамара Алексеевна
Лаврентьева Валентина Гавриловна
Макарова Эмилия Васильевна
Миронова Любовь Михайловна
Пенкин Анатолий Петрович
Пименова Лидия Трофимовна
Романов Алексей Андреевич
Сальников Петр Васильевич
Скородумов Николай Александрович
Соколов Владимир Иванович
Суховой Иван Давидович
Тарасенков Петр Осипович
Травкин Николай Ильич
Трусов Иван Дмитриевич
Харитонова Евдокия Трофимовна
Федотов Алексей Дмитриевич
Филиппов Евгений Григорьевич
Слайд 5 Назовем некоторые имена земляков
Евгений Григорьевич Филиппов
Заслуженный врач РСФСР, Почетный гражданин Шаховского муниципального района.
Евгений Григорьевич родился 13 мая 1941 года, в Шаховскую приехал в 1966 году, в только что построенное здание больницы и остался здесь на много лет. В 1960 году он поступил в медицинский институт. В 1966 г. был принят педиатром на работу в Шаховскую районную центральную больницу, заведовал детским отделением больницы.
На 2,5 года уезжал в заграничную командировку по приказу Минздрава РСФСР, лечил детей в Восточной Африке, и вновь в мае 1981 г. вернулся в родную больницу. С 2000 года в течение десяти лет работал врачом - педиатром в Шаховской школе - интернат. Умер 16 сентября 2019 года.
Слайд 6
Травкин Николай Ильич родился 19 марта 1946 г. в деревне Новоникольское Шаховского района. Окончив Шаховскую вечернюю школу, Николай Ильич поступил в педагогический институт. В 1981 году заочно получил специальное образование в строительном техникуме. После службы в армии несколько лет трудился в разных строительных организациях. Возглавил бригаду каменщиков, явилась зачинателем внедрения коллективного подряда в строительной отрасли Подмосковья. Создал сельскую строительную организацию. Занимает должность заместителя начальника Главмособлстроя. С 1991 года по 1996 год является главой администрации Шаховского района Московской области. Избирался депутатом Московского областного Совета народных депутатов, народным депутатом СССР, членом Верховного Совета СССР, народным депутатом РСФСР, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Член Правительства РФ.
Николай Ильич Травкин – Герой Социалистического Труда, награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени, лауреат премий ВДНХ СССР и Фонда имени Бухарина. Почетный гражданин Шаховского муниципального района. Проживает в г. Москва.
Слайд 7
Николай Александрович Скородумов родился 2 марта 1919 года на станции Шаховская. Его отец был железнодорожным рабочим.
В 1937 году Николай Александрович окончил Шаховскую среднюю школу. В том же году он начал работать учителем начальных классов. Через два года молодому учителю Скородумову доверили вести уроки географии. В 1939 году Николая Александровича забрали в ряды Красной Армии.
Воевал молодой лейтенант в годы войны на Юго-Западном фронте.
В 1946 году вернулся в родной район, стал работать военруком в Шаховской средней школе, а спустя два года с отличием закончил педагогический институт им. Н.К. Крупской, получив диплом учителя географии.
Николай Александрович стал вести туристический кружок при Шаховском Доме пионеров. Шаховские школьники вместе со своим учителем трижды в разных направлениях пересекали Кавказский хребет, путешествовали по Крыму, Молдавии, Украине, средней полосе.
13 лет отработал Николай Александрович Скородумов в Шаховской средней школе завучем. В 1967 году стал директором Шаховской вспомогательной школы-интерната. 12 лет руководил районным отделом народного образования.
За заслуги в области народного образования Николай Александрович Скородумов был награжден орденом «Знак Почета», а в 1980 году ему было присвоено звание «Заслуженный учитель школы РСФСР».
Николай Александрович был делегатом Всесоюзных съездов: профсоюзов СССР, учителей и общества «Знание».
Он занесен в энциклопедию «Лучшие люди России», принимал участие в Параде Победы 2000 г.
В 1999 году, год 70-летия со дня образования Шаховского района, Николаю Александровичу Скородумову было присвоено звание «Почетный гражданин Шаховского района» как признание его педагогических заслуг, учительского мастерства, организаторского таланта, вклада в общественно-культурную жизнь, воспитание, просвещение и образование нескольких поколений жителей земли Шаховской.
Н.А. Скородумов Умер 19 июля 2013 года. Похоронен на гражданском кладбище поселка Шаховская.
Слайд 8
В годы СССР для трудящихся были предусмотрены различные награды. Некоторые из них мало кто помнит. Сейчас трудовые достижения так же оцениваются наградами.
Слайд 9
Орден «За доблестный труд» государственная награда РФ учрежден 1 февраля 2024г указом Президента. Звание Героя Труда РФ, Почётное звание «Ветеран труда» присваивается за добросовестный многолетний труд.
- А что является трудом для школьников? (учеба)
Слайд 10
Дома, в детском саду, в школе вы получаете необходимые знания и умения, учитесь дружить и помогать друг другу, учитесь соблюдать дисциплину и выполнять законы школы и государства, чтобы в будущем получить те материальные и духовные блага, которыми вас сейчас обеспечивают ваши родители.
Слайд 11
- Скажите пожалуйста, будет ли хороший работник из тех, кто сейчас учится плохо?
-нет
-Именно сейчас вы должны хорошо учиться. Чем лучше ученик будет учиться, тем лучше он будет работать.
У Вас еще нет профессии. Но, думаю, среди вас нет ленивых, ведь вы тоже трудитесь. Ваш труд – это учеба. Он вовсе не так уж легок, не так уж прост. Чем добросовестнее вы будете учиться в школе, тем легче вам будет освоить выбранную профессию.
- Вы уже выбрали свою будущую профессию?
Какую?
(Ответы ребят)
Слайд 12
Физминутка
Игра «Да, нет». Если вы согласны с утверждением, то хлопаете в ладоши, а если нет – топаете ногами.
Печник печет пирожки. (нет)
Библиотекарь выдает книги.(да)
Переводчик переводит бабушек через дорогу.(нет)
Пожарный жарит котлеты. (нет)
Часовщик чинит часы. (да)
Машинист моет машины.(Нет)
Актер красит стены,(нет)
Водопроводчик ныряет под воду. (нет)
Шофер возит людей. (да)
Летчик подметает двор.(нет)
Кроссворд «Радуга профессий» (В паре)
Профессия - это основной род занятий, трудовой деятельности человека; ремесло, специальность.
Очень много книг написано о людях разных профессий. В мире насчитывается около 40 тысяч разных профессий. Незаметно пролетят годы, и вы будете выбирать профессию.
Сейчас я предлагаю вам разгадать кроссворд .
| | | | 1.п | о | в | а | р | | | |
2. п | о | ж | а | р | н | ы | е | | | | |
| 3. с | т | р | о | и | т | е | л | ь | | |
| | 4. ш | о | ф | е | р | | | | | |
| | 5 .ш | в | е | я | | | | | | |
| | | | 6. с | а | п | о | ж | н | и | к |
| | 7. п | а | с | т | у | х | | | | |
| | 8. у | ч | и | т | е | л | ь | | | |
9. л | е | т | ч | и | к | | | | | | |
1. Скажите, кто так вкусно 2. С огнем бороться мы должны –
Готовит щи капустные, Мы смелые и храбрые,
Пахучие котлеты, Мы очень людям всем нужны.
Салаты, винегреты, Так кто же мы?
Все завтраки, обеды? (Повар) (Пожарные)
3. Кладет кирпич за кирпичом – 4. Встаем мы рано,
Растет этаж за этажом, Ведь наша забота –
И с каждым часом, с каждым днем Всех отвозить по утрам на работу.
Все выше, выше новый дом. (Шофер)
(Строитель)
5. Кто нас одевает в красивые платья, 6. Мастер, мастер, помоги –
Кто шьет нам наряды, Прохудились сапоги.
Чтоб было приятно? Забивай покрепче гвозди –
(Швея) Мы пойдем сегодня в гости!
(Сапожник)
7. Поет рожок, поет рожок! 8. Мы учим детишек читать и писать,
Мы гоним стадо на лужок. Природу любить, стариков уважать.
Пасем коров мы целый день, (Учитель)
Лишь станет жарко – гоним в тень.
(Пастух)
9. Кто знает дороги отлично воздушные
И нас перевозит туда, куда нужно?
(Летчик)
У людей труда есть профессиональные праздники: День строителя, учителя, работника нефтяной отрасли, железнодорожника и другие. Но общий праздник для всех 1 мая- день весны и труда. Цветок «Гвоздика» стала символом Первомая в России.
У нас в муниципальном округе Шаховская будет проходить выставка – конкурс «Мастерство и вдохновение», приуроченный к празднику труда 25 апреля. Это праздник труда отмечается именно в нашем районе. Я вам предлагаю принять участие в нем.
Игровое упражнение «Дополни пословицы. Объясни смысл (работа в парах)
У русского народа детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки.
Какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?
Деревья смотри в плодах... (а людей смотри в делах).
Терпенье и труд... (все перетрут).
Под лежачий камень... (и вода не течет).
Маленькое дело... (лучше большого безделья).
Горька работа... (да сладок хлеб).
Не сиди сложа руки - ... (не будет и скуки).
Не спеши языком - ... (спеши делом).
Любишь кататься - ... (люби и саночки возить).
Делу время... (потехе час).
Всякое дело человеком ставится... (и человеком славится).
Ребята, я предлагаю вам в паре заполнить Кластер «Человек труда»
У вас на столах лежат листочки. Впишите какими качествами должен обладать человек труда. (ОДИН У ДОСКИ)
внимательность;
терпеливость;
умение сохранять спокойствие;
аккуратность;
усидчивость;
самостоятельность;
порядочность;
уверенность в себе;
энергичность.
честность;
ответственность;
прилежность и организованность;
пунктуальность;
умение работать в команде;
и другие варианты
ІX. Подведение итогов. Рефлексия.
- Как вы думаете, полезным ли был для вас сегодняшний разговор?
- Какие моменты остались в вашей памяти?
- Какие мысли запомнились?
- Я сделал(а) для себя вывод…
- Важно каждому из нас принимать участие в общественно-полезном труде (уборка кабинетов, пришкольной территории, оказание помощи ветеранам войны и труда, людям преклонного возраста, людям с ограниченными возможностями здоровья, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые нуждаются во внимании и заботе Помогаете маме по дому, подметаете пол, моете посуду, ходите в магазин за хлебом, убираете свою комнату, ремонтируете свои книжки, а значит, трудитесь.).
Чем лучше человек трудится, тем сильнее, краше и богаче становится сам. В нашей стране все, весь российский народ трудится: и взрослые и дети. Каждый человек имеет право на труд. Это записано и в Конституции - в основном законе государства. У нас в почёте всякий труд. В нашей стране почётными являются и труд милиционера, и рабочего, и труд строителя, и труд столяра. Каждый человек выбирает для себя любимую работу, которая ему по душе и по его "золотым" рукам.