Классный час в 1 классе
Тема: «Учимся жить дружно!»
Цель: ознакомить с понятием «дружба»; показать важность истинных друзей в жизни человека; формирование добрых отношений между детьми в классе, развитие стремления быть терпимым в обществе людей, воспитания уважения к одноклассникам.
Задачи:
* Формировать у учащихся ключевые компетенции, ценностные ориентации, способность аргументировать свою точку зрения, умение работать в группе, нести ответственность за конечный результат.
* Воспитывать нравственные качества учащихся: умение дружить, беречь дружбу.
* Развивать разговорную речь, умение выражать свои мысли связно, последовательно, полным предложением.
Оборудование: словарь Ожегова, карточки со словами, разрезные буквы, тексты детских песен о дружбе, подборка пословиц и поговорок о дружбе
Использованы: словесные (беседа), практические (тренинги), игровые, наглядные методы воспитания.
Формы организации познавательной деятельности: общеклассные, групповые, парные
Ход классного часа
Учащиеся рассаживаются группами. Мероприятие проходит на фоне мелодий песен о дружбе.
Актуализация знаний
- Доскажите слово.
Мы в беде друг другу помотаем,
Вместе делаем уроки и играем,
Вместе ходим на прогулку, в магазин.
Когда нет тебя, то я один.
Приходи скорее, я скучаю,
Даже с танком любимым не играю.
Мне общение с тобою очень нужно,
А еще нужна мне … (дружба)
- Ребята, попробуйте из данных букв составить слово.
/Дети составляют из разрезных букв слово «дружба»./
- Какое слово у вас получилось? /Слово «дружба»./
Сообщение темы и цели классного часа
- Наш классный час называется «Учимся жить дружно».
- О чем мы сегодня будем свами разговаривать ?
Обобщение ответов учащихся. Формулировка задач урока: сегодня мы узнаем, что такое дружба, что же нужно для того, чтобы жить дружно)
Определение позиций и понятия «дружба»
- «Друг». «Подружиться». «Дружба». Какой смысл Вы вкладываете в эти слова? Можете ли Вы дать чёткое определение этим понятиям?
- Определите свою позицию:
- «Дружба в классе не нужна»
- «Дружба в классе нужна».
- Почему вы считаете, что дружба в классе нужна?
- Что это такое Дружба ? (Высказывания детей)
Учитель подводит итог и дает определение понятию «дружба».
- В толковом словаре дается такое определение, что такое дружба: «Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».
Учитель. С дружбой приходится сталкиваться в жизни каждому человеку. Когда у человека есть настоящие друзья, это сильно влияет даже на то, насколько счастливым он себя чувствует. Но, к несчастью, под маской дружбы иногда прячутся несколько иные отношения, и иногда в результате этого человек испытывает глубокое разочарование. Для каждого из нас важно умение отличить дружбу от других видов отношений, а для этого в первую очередь нужно знать, что же представляет собой дружба.
Кроме того, понимание того, что же такое дружба, поможет нам самим быть хорошим другом, обрести надёжных друзей и сохранять дружбу крепкой.
Игра «Это я, это я, это все мои друзья»
– Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу? (Это я, это я, это все мои друзья)
– Кто из вас своим трудом украшает класс и дом?
– Кто из вас хранит в порядке ручки, книжки и тетрадки?
– Кто из вас скажите, братцы, забывает умываться?
– Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?
– Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?
– Кто играя в волейбол, забивает в окна гол?
– Кто из вас не смотрит хмуро, любит спорт и физкультуру?
– Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?
Задание группам «Собери пословицу
1 ряд В, друзья, беде, познаются
2 ряд Товарища, беде, выручай, в.
1 ряд Дорожить, умей, дружбой.
2 ряд Один, и, за всех –за, одного, все
- А какие пословицы вы ещё знаете?
Дополнительный материал. Объясните смысл пословиц.
* Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
* Сам погибай, а товарища выручай.
* Кто старых друзей забывает, тот новых не наживает.
* Старый друг лучше новых двух.
* Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
* Дерево сильно корнями, а человек друзьями.
*Один за всех – и все за одного.
*Друг познается в беде.
*Без друга на душе вьюга.
Физминутка.
Эй, ребята, не ленитесь!
На зарядку становитесь!
Справа – друг и слева – друг!
Вместе все – в веселый круг!
Под веселые напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх! Руки вниз!
Вверх! И снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг. На месте стой!
Анализ ситуаций из рассказов для детей о дружбе
«Одинаковые»
Жили две неразлучные подружки - первоклассницы. Обе они маленькие. Розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только на пятерки.
-Мы во всем, во всем одинаковые!
Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:
-Я получила по математике пять, а Вера - только тройку. Мы стали уже не одинаковые .
Мама внимательно посмотрела на дочку.
Потом сказала грустно:
-Да, ты стала хуже ...
Вопросы для обсуждения:
-Какая из девочек вам понравилась больше? Почему?
-Почему мама так ответила Соне? Почему девочка стала хуже?
-Кого из девочек можно назвать настоящим другом?
(Ответы детей)
Обсуждение проблемных ситуаций в группах.
– А сейчас, ребята, в группах обсудите ситуации: “Как бы я поступил?”.
1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его списать.
2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
3. Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить.
4. Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты.
5. Твой друг предлагает тебе поступить плохо.
Обобщение ответов детей.
Игра “Волшебный стул”.
Цель: развивать интерес к товарищу, формировать положительные качества обучающихся; учить видеть в человеке хорошее.
- Дети под музыку передают друг другу карандаш. Как только музыка останавливается, ученик, у которого оказался карандаш, садится на «волшебный» стул. Остальные учащиеся называют положительные качества ребёнка.
Итог занятия.
- Что полезного для себя вы взяли с этого занятия?
- Что вам понравилось больше всего?
- Дружба помогает нам достигать высоких результатов во многих мероприятиях
Рефлексия.
- Определите ваше настроение сигнальными карточками:
Зелёный - я доволен своей работой, мне всё понравилось,
жёлтый – я не совсем доволен собой,
красный - я не доволен собой
Закончим мы наш классный час песней «Настоящий друг» (м/ф «Тимка и Димка»)
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,
Вот что значит настоящий верный друг.