В КРУГУ СЕМЬИ
Цель: расширить представления детей о семье, ее обязанностях, традициях, реликвиях; развивать внимание, мышление, воображение, речь.
Оборудование: рисунок герба семьи. (См. приложение № 1.)
Учитель. Сегодня мы поговорим о семье. Семья - это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье - кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры - наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь.
Подчеркивая важность семьи, люди даже учредили Международный день семьи. Он отмечается ежегодно в мае. Какого числа, спросите вы? Отгадайте сами. Посмотрите на квадрат и скажите, какому числу не хватает пары?
14 | 16 | 11 | 13 | 14 |
12 | 18 | 17 | 10 | 18 |
15 | 11 | ☼ | 17 | 13 |
19 | ☼ | 20 | 19 | ☼ |
☼ | 20 | 10 | 16 | 12 |
Ответ: 15.
Учитель. Итак, Международный день семьи отмечается 15 мая.
В семье все идёт своим чередом: рождаются дети, которые, повзрослев, сами становятся сначала родителями, а потом стариками: дедушками, бабушками, прадедушками и прабабушками. Когда они были маленькими, то о них заботились их родители, а когда они стали родителями, то стали заботиться о своих детях и о своих родителях. И так повторяется из поколения в поколение на протяжении всей истории человечества.
Запомните главную обязанность семьи:
И Ь М Е С И М А Н
Е Л Ч И М Ы Р А Т С И И М
Ы Н Ь Л О Б А З Д О Х У И
Й Е Т Е Д Е И Н А Т И П С О В
Ответ: воспитание детей и уход за больными и старыми членами семьи.
Прекрасно, если человек живёт в семье, в которой царят мир и согласие. Счастливы дети, если родители заботятся о них, любят, понимают и делают так, чтобы те не испытали всех трудностей жизни. Счастливы родители, если чувствуют взаимную любовь со стороны детей, их внимание и душевную теплоту.
Послушайте стихотворение А. Барто.
Разговор с дочкой.
- Мне не хватает теплоты, -
Она сказала дочке.
Дочь удивилась:
- Мерзнешь ты
И в летние денечки?
- Ты не поймёшь, ещё мала, -
Вздохнула мать устало.
А дочь кричит:
- Я поняла! –
И тащит одеяло.
Учитель. О какой теплоте говорила мама? (О душевной.) Каким образом можно проявить душевную теплоту по отношению к родственникам? (Отклик детей.)
В крепкой, дружной семье каждый берет на себя какие-то обязанности - зарабатывает деньги, ходит в магазин за покупками, готовит, стирает, убирает, организует отдых и т. д. Если есть необходимость, один член семьи приходит на помощь другому. Каждый стремится помочь в силу своих возможностей члену семьи, у которого возникли проблемы. Такой семье не страшны никакие неприятности. Можете ли вы привести примеры таких взаимоотношений в вашей семье? (Отклик детей.)
О таких семьях народ сложил пословицы. Расшифруйте их.
1. . ЯСТЮАРИБОС ЙЕН К ЕСВ, ОДНОЛОХ КАК:
АКЧЕП - ЯЬМЕС
2. ЕЬМЕС В ЬВОБЮЛ АД ТЕВОС, КАТ И ЫДЖУН
ТЕН.
Ответы.
Семья - печка: как холодно, все к ней собираются.
В семье любовь да совет, так и нужды нет.
Учитель. Во времена Средневековья зародилась традиция изображать герб своей семьи. Во многих английских семьях до сих пор чтут эту традицию.
Послушайте описание герба, нарисованного вашим ровесником. (См. приложение № I.)
«Герб имеет форму щита. Это говорит о том, что наша семья всегда готова отразить нападение недоброжелателей, потому что мы все стоим горой друг за друга.
В нашей семье пять человек. Главными членами семьи, являются мама и папа. О них рассказывают изображения в верхней части. Мама - учитель. Об этом свидетельствуют классная доска, журнал и указка. Папа - летчик ВВС, он капитан. Его увлечение - игра на гитаре.
Нижняя часть герба поделена на три части. Центральное место в этой части принадлежит бабушке. Большая кастрюля говорит о том, что готовит в семье в основном бабушка, она же занимается воспитанием внуков. Любимые занятия бабушки - просмотр телесериалов и вязание.
Левая часть герба посвящена моей сестре, которая учится в первом классе и мечтает стать балериной. Правая часть герба рассказывает обо мне, ученике четвёртого класса. Мой любимый школьный предмет – география, любимый вид спорта – хоккей.
Наша семья дружная и весёлая, поэтому верхнюю часть герба украшает солнце – символ тепла и доброты».
А как бы вы изобразили герб своей семьи? (Отклик детей)
Учитель. Каждая семья имеет свою родословную. Родословная – это перечень поколений одного рода. Этот перечень обычно изображается в виде дерева, ствол которого делится на две условные ветви (материнскую и отцовскую), каждая из которых также делится на две меньшие ветви и т.д. Чтобы составить полную родословную, нужно очень хорошо знать своих предков. К сожалению, мало кто из нас может назвать хотя бы своих прабабушек или прадедушек. На досуге расспросите своих родственников и попробуйте вместе с ними составить свою родословную хотя бы в пределах нескольких поколений.
Сейчас я прочту вам правила, существующие в некоей семье, скажем, Ивановых. Послушайте их и скажите, какие правила вы, будучи взрослыми и уважаемыми главами своих семейств, не сочли бы возможным ввести в обиход вашей семьи.
● Родители контролируют школьные дела детей.
● Каждый член семьи имеет свои обязанности.
● Родители каждую неделю выдают детям небольшую сумму денег на карманные расходы.
● Дети имеют право без ограничений смотреть телевизор.
● При подготовке к семейным праздникам каждый член семьи вносит своё посильное участие.
● Родители не обязаны знать, чем занимаются дети в своё свободное от занятий время.
● Старшие дети оказывают помощь младшим, в отсутствие родителей присматривают за ними.
Учитель. В каждой семье справляют праздники. Наряду с традиционными, т.е. такими, которые празднует вся страна, у каждой семьи есть свои собственные. Давайте поиграем. Кто последним назовёт семейный праздник, тот – победитель. (День рождения, день бракосочетания, проводы в армию, новоселье, вручение аттестата об окончании школы, день первой зарплаты, поступление в первый класс, прощание с детским садом, прощание с начальной школой, покупки дачи, автомобиля, победа в конкурсе…)
Учитель. В каждой семье есть реликвии, т.е. вещи, которые хранятся и передаются из поколения в поколение. Жил человек, пользовался какими-либо вещами, берег их. Но вот человека уже нет, а вещи, принадлежащие ему, остались. Мы продолжаем их беречь как напоминание о дорогом нам человеке. Бывают вещи ценные, и тогда они хранятся в квартире на видном месте, а бывают не ценные в денежном смысле, но дорогие как память о человеке или ушедшем времени, и тогда такие вещи можно найти на чердаке, в гараже, в кладовке, на даче.
Вспомните и расскажите хотя бы об одной из реликвий, хранящейся в вашей семье (Фотография, письмо, похоронка, рушник, прялка, веретено, игрушка, кольцо, шкатулка, сундук, скатерть, икона, ордена.)
Учитель. Иногда в семье случаются экстремальные ситуации, из которых дружная семья всегда найдёт выход. Как бы вышла из данных ситуаций ваша семья?
▪ За два часа до прихода гостей по случаю дня рождения одного из членов семьи в квартире отключили электричество.
▪ Цветы, купленные маме по общей договоренности к 8 Марта, завяли, не дождавшись праздника. Денег на покупку другого букета нет.
▪ Накануне Нового года сломался телевизор.
А теперь вообразите, что у вас, допустим, в Америке объявилась дальняя родственница, которая прислала вам письмо и попросила рассказать о семье. Как вы оригинальным способом представите портрет своей семьи? (Отклик детей)
Учитель. Занятие окончено. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я узнал…».