СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час на тему "Вирус сквернословия"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час на тему "Вирус сквернословия". Цель занятия: воспитание критического отношения к вредным привычкам,потребность к нравственному совершенствованию.

Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему "Вирус сквернословия"»

Духовно-нравственное воспитание

Тема: «Вирус сквернословия»

Цели:

Воспитательные: воспитание критического отношения к вредным привычкам, потребность к нравственному совершенствованию.

Формирование активной жизненной позиции для противостояния вредному влиянию.

Образовательные: Способствовать просвещению учащихся, их информированности об истории возникновения сквернословия и пагубном его влиянии на духовное и физическое здоровье человека.

Коррекционно-развивающие: развитие мыслительной деятельности и речи.

Оборудование: электронная презентация по теме «Вирус сквернословия»

Ход занятия:


Этап занятия

Содержание занятия

Организационный

1.Проверка готовности учащихся к занятию.

2.Эмоционально-психологический настрой учащихся на работу.

Введение в тему

1.Вступительное слово воспитателя:

Кто из нас не хотел бы стать лучше, умнее, красивее, счастливее? Одна из важных истин состоит в том, что человек воспитывает и формирует себя сам. Задача школы – помочь, показать вам путь к успешной жизни. Но для того, чтобы успешно развиваться, необходимо знать, какие недостатки у нас есть и что в себе мы должны исправить.

Слайд 1.

Знание своих недостатков – сила,

Признание их – благородство,

А исправление – мудрость.

А. Кочетов

Начну я наше занятие с притчи (чтение «Притча о гвоздях»).

Как вы думаете, о чем говориться в этой притче? (О несдержанности, употреблении бранных слов).

Наш классный час посвящён одной из самых важных и в то же время трудных тем. Сегодня мы будем говорить о сквернословии.

Слайд 2.

Тема нашего занятия: «Вирус сквернословия»

Слайд 3.

На нашем занятии мы узнаем:

  • Значение слова «Сквернословие», «скверна».

  • Причины, побуждающие человека сквернословить.

  • Историю возникновения сквернословия.

  • О влиянии сквернословия на здоровье человека.

  • Как борется со сквернословием закон.

Проведем беседу на тему: «Нужно ли бороться со сквернословием?»

Основная часть

1. Беседа с учащимися: Кто может объяснить значение слова «Сквернословие»? (Ответы детей).

2.Объяснение материала:

Слайд 4.

Сквернословие - это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, матерные слова, нецензурная лексика. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна». 

Согласно словарю В. Даля «скверна - мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, нечистота, грязь и гниль, мертвечина, смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное».

Слайд 5.

По информации Фонда "Общественное Мнение" сегодня около 61% жителей нашей страны иногда употребляют ненормативную лексику в своей речи. 30% населения ее никогда не употребляют. 9% жителей часто употребляют в своей речи ненормативную лексику.

Есть ли среди вас ученики, которые никогда не употребляют матерные слова?

Слайд 6.

Причины, побуждающие человека сквернословить

В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой.

Фонд общественного мнения провел исследование среди учащихся московских школ и выявил следующие основные причины употребления скверных слов:

  • Плохое воспитание, низкий уровень культуры.

  • Нехватка словарного запаса, для повышения эмоциональности речи, неумение говорить по-другому.

  • Проявление злобы, гнева, ненависти, агрессии.

  • Отрицательное влияние семьи и окружающих и неспособность противостоять ему.

  • Стремление быть лидером.

  • Для эмоциональной разрядки в тяжёлых ситуациях.

  • Неправильная трактовка понятия «свобода слова».

  • Языковая принадлежность к группе сверстников, речевая мода.

  • Подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам.

  • Проявление независимости, способности не подчиняться запретам, то есть символ взрослости.

  • Демонстрация отсутствия страха.

  • С целью оскорбления, унижения адресата речи.


Часто можно слышать, что мы, русские люди, не можем жить без мата, что он у нас в крови, что мат – это национальная русская традиция. Это ошибочная точка зрения.

Вот об этом следует поговорить подробнее.

Слайд 7.

История возникновения сквернословия.

История возникновения мата уходит в глубину тысячелетий, в далекую языческую древность. Во времена язычества произносить эти слова-заклинания имел право только жрец.
Он произносил эти слова, ублажая демонов зла, призывая их к себе на помощь, либо пугал их скверной бранью.

Слайд 8.

Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. В языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой.

Слайд 9.

Ни одному простому человеку не могло прийти в голову, чтобы произнести эти слова мысленно или вслух. Тогда люди знали, какой мощной энергией были наделены эти слова, какую опасность несли, если употреблялись без надобности. Ничто не проходит бесследно, и, оскорбляя другого человека, посылая проклятия ему самому, мы тем самым навлекаем беду на себя. Вот слова святителя Иоанна Златоуста: «Который человек матерно избранится, себя в той день проклятию подвергает».

Слайд 10.

Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат - это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено, но и являлось уголовно наказуемым.

Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание – вплоть до смертной казни.

Слайд 11.

При Петре I была выпущена книга "Юности Честное Зеркало", где писалось, что приличное поведение людей может быть признано лишь с полным воздержанием бранной ругани. За сквернословие наказывали публичными розгами на улицах.

Слайд 12.

Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову свои близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, на конец, ломается сама жизнь.
Проблемой сквернословия, изучением его влияния на организм человека, на его духовное и физическое здоровье занимались и занимаются многие учёные, исследователи разных стран.

Слайд 13.

Влияние сквернословия на здоровье человека
В числе первых ученых, которые занимались этим вопросом вплотную, был доктор биологических наук Иван Борисович Белявский. Он опубликовал книгу со множеством примеров, связанных с многолетними наблюдениями за конкретными людьми. Все эти люди были одного возраста, но только одна их часть составляла сквернословов со стажем, а вторая - противников крепких выражений. Исследования показали, что у матерщинников очень быстро проявляются возрастные изменения на клеточном уровне, которые ведут ко всевозможным болезням. Во второй же группе результаты были противоположными. Одним словом, мат способствует быстрому старению.

Слайд 14.

Не рискуя экспериментировать на людях, подвергая их ругани, другие ученые провели исследования на растениях. Опытам подверглись семена растения. В течение нескольких недель регулярно - по три-четыре часа в день - магнитофон поблизости от них «начитывал» грубые фразы. В результате большинство семян погибли, а выжившие стали генетическими уродами. Эти монстры, перенеся множество болезней, передали их по наследству, и через несколько поколений выродились.

Слайд 15.

Проведен был и обратный эксперимент: ученые «благословляли» убитые семена, молились над ними, и тогда перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК встали на свои места и срослись, убитые семена ожили.

Слайд 16.

С матерными словами связано ещё одно интересное наблюдение. В тех странах, в национальных языках которых отсутствуют ругательства, указывающие на детородные органы, не обнаружены заболевания Дауна и ДЦП, в то время как в России эти заболевания существуют. Интересно и то, что многих заболеваний нет у животных только потому, что они не умеют разговаривать и, тем более, ругаться матом.

Слайд 17.

Дальше ученые начали проверять, как влияют слова на воду. Японский ученый Масаро Эмото проводил разные эксперименты: над одной водой матерились, над другой молились. Потом исследовали структуру. И у той воды, над которой матерились, структура деформировалась, а у той, над которой молились, наоборот, улучшалась. Страшно представить, если слова могут делать такое с водой, что же тогда они могут сотворить с человеком. А ведь человек состоит на 80-90% из воды.

Слайд 16.

Современная медицина утверждает, что непреодолимое влечение к нецензурной брани безо всякого повода – это болезнь.

Эта болезнь называется «копролалия». Название происходит от греческого копрос- кал, грязь и лалия- речь.

4 стадии развития болезни:

I стадия - человек испытывает стыд, отвращение, брезгливость, когда слышит матерные слова.

II стадия - человек впервые употребляет такое скверное слово - за компанию, для разрядки или напускной удали;

III стадия - человек использует эти слова, не замечая этого.

IV стадия - уже не может вообще изъясняться без мата, забывает другие слова.

И вот такое влечение мы наблюдаем в последние годы у многих наших соотечественников.


Начиная с древности, государство и закон всегда вели борьбу со сквернословием. Знаете ли вы законы, по каким могут привлечь за сквернословие?

Слайд 17.

Как борется со сквернословием закон

Ст. 130 «Оскорбление» УК РФ гласит:
«1. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, - наказывается штрафом в размере до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок до ста двадцати часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев.

Слайд 18.

2. Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, - наказывается штрафом в размере до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года».

Слайд 19.

Ст. 20, ч. 1 «Кодекса РФ об административных правонарушениях» предусматривает следующее наказание за нецензурную брань в общественных местах: штраф в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Практическая работа

А сейчас, после того, что вы узнали о сквернословии, давайте поговорим о том, нужно ли нам с ним бороться? Если да, то как?

Для начала проведем устное анкетирование:

Слайд 20.

«Считаете ли Вы, что сквернословие это зло?

  1. Сквернословие приносит человеку вред

  2. Сквернословие не наносит вреда человеку

Слайд 21.

«Нужно ли бороться со сквернословием?»

  1. Необходимо бороться

  2. В этом нет необходимости

  3. Бороться со сквернословием бесполезно


Независимо от ваших ответов, представьте, что вы депутаты и издаете закон о борьбе со сквернословием. Какие пути борьбы со сквернословием вы можете предложить? (Дети записывают, затем зачитывают свои предложения и обоснования). Сравнить с предложениями уч-ся московских школ.

Слайд 22.

Пути борьбы со сквернословием, предложенные учащимися московских школ

  • Повышение общего уровня грамотности и культуры.

  • Изучение русского языка и литературы.

  • Воспитание любви к людям.

  • Ужесточение законов, штрафы, цензура.

  • Воспитание примером в семье с малых лет.

  • Пропаганда здорового образа жизни.

  • Делать замечания друг другу.

  • Наказывать хамов презрением.

Заключительный

1.Подведение итогов занятия.

А теперь подведем итог нашего занятия. У того, кто сквернословит, есть 2 пути: первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения. И, второй путь – путь духовного роста, самосовершенствования. Закон свободной воли даёт право выбора – по какому пути идти.

Слайд 23.

Выполнение задач:

Узнали:

  • Что такое «Сквернословие», «скверна».

  • О причинах, побуждающих человека сквернословить.

  • Историю возникновения сквернословия.

  • О влиянии сквернословия на здоровье человека.

  • Как борется со сквернословием закон.

Обсудили меры по борьбе со сквернословием.

2. Оценивание работы учащихся на занятии.

3. Чтение стихотворения

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай – не спеши,

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно - то жаворонком вьётся,

То медью траурной поет.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полет.

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить.

Им можно лед зимой расплавить

И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя,

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!