Классный час на тему: «Всегда ли правы взрослые?»
Цель: научить детей выходить из сложных ситуаций взаимоотношений родителей и детей.
Задачи:
- выяснить, кто такие взрослые и всегда ли они правы?
-развивать устную речь учащихся; умение работать в группе, умение слушать друг друга;
- воспитывать нравственные качества – уважение, умение прощать.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, таблички со словами, карточки для работы в группах.
Ход беседы
Эмоциональный настрой. Формулирование темы занятия
- Поговорим?
- О чем?
-О разном и о прочем.
-О том, что хорошо.
- И хорошо не очень.
-Чего-то знаешь ты.
- А что- то мне известно..
-Поговорим?
-Поговорим.
-Вдруг будет интересно.
Упражнение «Салфетка»
У вас на столах лежат салфетки, возьмите их и оторвите у салфетки правый верхний угол, а теперь правый нижний. Затем оторвите левый нижний угол, теперь левый верхний угол. Разверните салфетку. Остались ли одинаковыми салфетки? (нет)
Так и в жизни, ребята, люди отличаются друг от друга, но нужно научиться уживаться вместе, несмотря на отличия.
Прослушайте припев песни «Неразлучные друзья взрослые и дети»
- Какие слова повторяются в этой песне? А вы согласны с этим утверждением?
- Вы догадались, на какую тему мы будем обсуждать сегодня?(Взаимоотношения взрослых и детей)
Правильно. Мы будем говорить о взаимоотношениях взрослых и детей. Сегодня я хочу предложить вам тему для обсуждения «Всегда ли правы взрослые?».Слайд1
-Как вы думаете, почему я хочу поговорить с вами на эту тему? Всегда ли взрослые (родители, учителя) понимают вас? (потому что тема актуальна, ведь не всегда взрослые понимают детей)
Сейчас вы находитесь в том возрасте, когда вы только еще начинаете анализировать свои поступки и поступки других людей, в том числе и взрослых. Действительно, иногда вы думаете, что вас не понимают, не любят, не ценят, не считаются с вашими желаниями... Бывало такое в вашей жизни? (да)
Выяснение значения слов (словарь С.И. Ожегова)
Давайте выясним значение слов, из которых построено предложение «Всегда ли правы взрослые?»
Вам поможет в этом толковый словарь С. И. Ожегова. Обратимся к словарным статьям.
Всегда – во всякое время, постоянно.
Правота- правильный образ действий и мыслей.
Взрослые- человек, достигший зрелого возраста.
Частица ЛИ характеризуется как вопросительная частица, которая часто также несёт в себе эмоциональную окраску, обычно сомнение, неуверенность, догадку.
Ребята, я тоже была маленькой девочкой и постоянно обижалась на родителей за то, что они не понимали меня и также как вы, считала, что в некоторых вопросах они не правы. Сейчас, когда я стала взрослой, я их поняла, но также я знаю, что не всегда мы, взрослые, бываем правы.
-Давайте разберемся. Но сначала выясним: как отличить взрослых от детей.
- Вы взрослые?(нет)
-Ваши старшие братья и сестры взрослые? (да)
- А я взрослая? (да)
Сейчас мы с вами разделимся на группы. На столе у вас лежат зеленые и красные яблоки выберите одно. А теперь кто выбрал красное яблоко вы будете играть роль взрослых, а кто выбрал зеленое яблоко–вы будете представлять мнение детей.
Посмотрите друг на друга, как одним словом можно назвать всех вас? (люди)
-Назовите общие черты взрослых и детей (цвет волос, цвет глаз, 2 руки, 2 ноги)
- А чем взрослые отличаются от детей? (возраст, рост, вес, умственное развитие)
Действительно, ребята, взрослые отличаются от детей тем, что они больше знают, т.к. они старше и у них больше опыта.
- С какого возраста человек считается взрослым?(С 18 лет. Официально периодом совершеннолетия в России является 18-летний возраст. Даже несмотря на то, что официально выдача паспорта осуществляется в 14 лет, это не значит, что его владелец может пользоваться всеми правами, предусмотренными отечественным законодательством. Только начиная с 18-ти лет, человек может полноценно отвечать за совершаемые действия.
- Где вы чаще встречаетесь со взрослыми? (В школе, в магазине, дома в семье)
- А как вы понимаете слово семья?
Семья- это обычно небольшая группа людей, которая проживает совместно. У каждого члена семьи есть обязанности, они вместе проводят свободное время. Родители растят и воспитывают детей. Члены семьи любят и уважают друг друга.
Разбор ситуаций
Я предлагаю вам небольшой отрывок из мультфильма.Внимание на экран
-Кто догадался как называется этот мультфильм?
Да, совершенно верно это «Заколдованный мальчик», по мотивам произведения Сельмы Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями».
Беседа:
- Вам понравился герой сказки? (нет)
- Почему? (явные черты детского неправильного поведения)
- Как вы думаете, как родители отреагировали на такое поведение Нильса?
-А как бы поступили вы в таком случае?
Послушайте, как поступили родители.
Однажды в воскресенье отец с матерью собрались на ярмарку в соседнее село. Нильс не мог дождаться, когда они уйдут.
«Шли бы скорее! — думал Нильс, поглядывая на отцовское ружье, которое висело на стене. — Мальчишки от зависти лопнут, когда увидят меня с ружьем».
Но отец будто отгадал его мысли.
— Смотри, из дому ни на шаг! — сказал он. — Открывай учебник и берись за ум. Слышишь?
— Слышу, — ответил Нильс, а про себя подумал: «Так я и стану тратить воскресный день на уроки!»
— Учись, сынок, учись, — сказала мать.
Она даже сама достала с полки учебник, положила на стол и придвинула кресло.
А отец отсчитал десять страниц и строго-настрого приказал:
— Чтобы к нашему возвращению все назубок знал. Сам проверю.
Наконец отец с матерью ушли.
- Правы ли родители, что не взяли Нильса с собой?
- Какое задание они дали Нильсу?
-Итак, какой вывод можно сделать? (Взрослые хотят, чтобы вы были хорошо воспитаны, не совершали плохих поступков, боролись с отрицательными качествами своего характера)
-Правильно, ребята.
Выяснение значений
Игра «От сердца к сердцу».
А сейчас вы будете передавать сердечко, друг другу и закончи фразу: Я чувствовал (а) обиду, непонимание со стороны родителей, когда…
Вот видите сколько непонимания есть между родителями и детьми. Предлагаю вам разобрать довольно типичную ситуацию, которая может быть в каждой семье
Рассмотрим ситуации:
Ситуация первая.
Маша получила по математике отметку «2». Пришла из школы и стала просить маму отпустить ее гулять. Мама сказала Маше, что гулять она сегодня не пойдет.
Вопросы к учащимся по вариантам (сначала отвечают взрослые, а затем дети)
- Права ли мама? ( Нет, нужно было напомнить Маше, чтобы она сделала уроки, а потом разрешить гулять)
- Права ли Маша? ( сначала отвечают дети, а потом взрослые. Нет, нужно было сделать уроки, а потом уже проситься погулять)
Ситуация вторая.
- А теперь рассмотрим другую ситуацию.
Миша попросил у папы купить мобильный телефон. Папа сказал, что после празднования Нового года, в семье остались деньги только на продукты. Со следующей зарплаты они с мамой постараются купить мобильный телефон. Миша обиделся и не помог маме убрать комнату ( текст на карточках)
Вопросы к учащимся по вариантам: (сначала отвечают дети, а потом взрослые)
- Прав ли Миша? Почему? (нет, не прав.Нельзя было обижаться и тем более отказывать в помощи)
- Прав ли папа? Почему? (Папа прав, т.к. в первую очередь нужно оставлять деньги на продукты.Папа же пообещал, что со следующий зарплаты они купят Мише телефон.)
- Скажите, всегда ли правы взрослые? Можно сказать, что ошибки допускают как взрослые, так и дети, и нужно не обижаться, а научиться договариваться, стараться найти правильный выход из ситуации. Это не всегда удается, поэтому нужно уметь прощать.
- Видите, ребята, когда вы встали на позицию взрослых, вы стали говорить так же, как и они, вам стала близка их точка зрения.
-Когда случаются такие ситуации- обиды и непонимания, то мы отдаляемся друг от друга.
(На доске фигурки взрослого и ребенка)
Как найти выход из таких ситуаций? С помощью чего разрешить их?
Какие шаги предпринять вам, детям?
Работа в группах:
Задание: на столах лежат листочки с фразами, посовещайтесь и решите, какие шаги выбрать для того, чтобы было взаимопонимание между взрослыми и детьми. Мы должны с вами построить лесенку понимания и соединить взрослых и детей.
Шаги понимания:
-Успокойся, проанализируй ситуацию, почему так произошло.
-Знай, родители тебя любят, а значит, попытаются тебя понять, если ты объяснишь.
-Учись слушать и слышать.
-Найди положительное в том, что сказали родители.
-Учись прощать и просить прощания.
- Доверяй своим родителям.
-Взрослые бывают и неправы, нужно понять их.
-Выпей чаю.
- Почитай книгу.
-Посчитай до 10.
-Съесть конфетку.
-Лечь спать.
-Поиграть в компьютер.
-Покушать вкусно.
-Будь благодарен взрослым, сделавшим тебе добро.
-Слушай старших, и ты избежишь многих бед.
7. Рефлексия.
- А что может измениться вокруг нас, в нашем городе, в нашей стране, если каждый из нас будет понимать друг друга?
Давайте откроем волшебный мешочек, который поможет ответить на этот вопрос.
Если каждый из нас будет понимать взрослых – то …
будет ярче светить солнце
исчезнет зло
люди станут добрее
не нужно будет лгать
люди будут больше улыбаться
людям будет проще общаться
все будут жить с чистой совестью
все будут доверять друг другу
люди станут открытыми
дела будут соответствовать словам
- Издавна огонь считался носителем теплоты, душевности, и если каждый из нас добавит хотя бы маленькую искорку понимания, то этот огонь никогда не потухнет. Загорается пламя. Давайте зажжем фонарики, чтобы в наших семьях всегда царила любовь и взаимопонимание, чтобы мы умели слышать друг друга.
-Сегодня в память о нашей встрече я хочу подарить вам маленькие сердечки, которые наполнены человеческим участием, добротой и заботой для каждого из нас.
Помните слова Маленького принца, героя сказки французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце».
Спасибо за работу
Приложение
Сказка Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями
В маленькой шведской деревушке Вестменхег жил когда-то мальчик по имени Нильс. С виду — мальчик как мальчик. А сладу с ним не было никакого.
На уроках он считал ворон и ловил двойки, в лесу разорял птичьи гнезда, гусей во дворе дразнил, кур гонял, в коров бросал камни, а кота дергал за хвост, будто хвост — это веревка от дверного колокольчика.
Так прожил он до двенадцати лет. И тут случилось с ним необыкновенное происшествие.
Вот как было дело.
Однажды в воскресенье отец с матерью собрались на ярмарку в соседнее село. Нильс не мог дождаться, когда они уйдут.
«Шли бы скорее! — думал Нильс, поглядывая на отцовское ружье, которое висело на стене. — Мальчишки от зависти лопнут, когда увидят меня с ружьем».
Но отец будто отгадал его мысли.
— Смотри, из дому ни на шаг! — сказал он. — Открывай учебник и берись за ум. Слышишь?
— Слышу, — ответил Нильс, а про себя подумал: «Так я и стану тратить воскресный день на уроки!»
— Учись, сынок, учись, — сказала мать.
Она даже сама достала с полки учебник, положила на стол и придвинула кресло.
А отец отсчитал десять страниц и строго-настрого приказал:
— Чтобы к нашему возвращению все назубок знал. Сам проверю.
Наконец отец с матерью ушли.