СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час на тему: «Всегда ли правы взрослые?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка будет полезна классным руководителям.

Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему: «Всегда ли правы взрослые?»»

Классный час на тему: «Всегда ли правы взрослые?»

Цель: научить детей выходить из сложных ситуаций взаимоотношений родителей и детей.

Задачи:

- выяснить, кто такие взрослые и всегда ли они правы?

-развивать устную речь учащихся; умение работать в группе, умение слушать друг друга;

- воспитывать нравственные качества – уважение, умение прощать.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, таблички со словами, карточки для работы в группах.

Ход беседы

  1. Эмоциональный настрой. Формулирование темы занятия

- Поговорим?

- О чем?

-О разном и о прочем.

-О том, что хорошо.

- И хорошо не очень.

-Чего-то знаешь ты.

- А что- то мне известно..

-Поговорим?

-Поговорим.

-Вдруг будет интересно.

Упражнение «Салфетка»

У вас на столах лежат салфетки, возьмите их и оторвите у салфетки правый верхний угол, а теперь правый нижний. Затем оторвите левый нижний угол, теперь левый верхний угол. Разверните салфетку. Остались ли одинаковыми салфетки? (нет)

Так и в жизни, ребята, люди отличаются друг от друга, но нужно научиться уживаться вместе, несмотря на отличия.

Прослушайте припев песни «Неразлучные друзья взрослые и дети»

- Какие слова повторяются в этой песне? А вы согласны с этим утверждением?

- Вы догадались, на какую тему мы будем обсуждать сегодня?(Взаимоотношения взрослых и детей)

 Правильно.  Мы  будем  говорить  о  взаимоотношениях  взрослых  и  детей. Сегодня я хочу предложить вам тему для обсуждения «Всегда ли правы взрослые?».Слайд1

-Как вы думаете, почему я хочу поговорить с вами на эту тему? Всегда ли взрослые (родители, учителя) понимают вас? (потому что тема актуальна, ведь не всегда взрослые понимают детей)

Сейчас вы находитесь в том возрасте, когда вы только еще начинаете анализировать свои поступки и поступки других людей, в том числе и взрослых. Действительно, иногда вы думаете, что вас не понимают, не любят, не ценят, не считаются с вашими желаниями... Бывало такое в вашей жизни? (да)

  1. Выяснение значения слов (словарь С.И. Ожегова)

Давайте выясним значение слов, из которых построено предложение «Всегда ли правы взрослые?»

Вам поможет в этом толковый словарь С. И. Ожегова. Обратимся к словарным статьям.

Всегда – во всякое время, постоянно.

Правота- правильный образ действий и мыслей.

Взрослые- человек, достигший зрелого возраста.

Частица ЛИ характеризуется как вопросительная частица, которая часто также несёт в себе эмоциональную окраску, обычно сомнение, неуверенность, догадку.


Ребята, я тоже была маленькой девочкой и постоянно обижалась на родителей за то, что они не понимали меня и также как вы, считала, что в некоторых вопросах они не правы. Сейчас, когда я стала взрослой, я их поняла, но также я знаю, что не всегда мы, взрослые, бываем правы.

-Давайте разберемся. Но сначала выясним: как отличить взрослых от детей.

- Вы взрослые?(нет)

-Ваши старшие братья и сестры взрослые? (да)

- А я взрослая? (да)

Сейчас мы с вами разделимся на группы. На столе у вас лежат зеленые и красные яблоки выберите одно. А теперь кто выбрал красное яблоко вы будете играть роль взрослых, а кто выбрал зеленое яблоко–вы будете представлять мнение детей.

Посмотрите друг на друга, как одним словом можно назвать всех вас? (люди)

-Назовите общие черты взрослых и детей (цвет волос, цвет глаз, 2 руки, 2 ноги)

- А чем взрослые отличаются от детей? (возраст, рост, вес, умственное развитие)

Действительно, ребята, взрослые отличаются от детей тем, что они больше знают, т.к. они старше и у них больше опыта.

- С какого возраста человек считается взрослым?(С 18 лет. Официально периодом совершеннолетия в России является 18-летний возраст. Даже несмотря на то, что официально выдача паспорта осуществляется в 14 лет, это не значит, что его владелец может пользоваться всеми правами, предусмотренными отечественным законодательством. Только начиная с 18-ти лет, человек может полноценно отвечать за совершаемые действия.
- Где вы чаще встречаетесь со взрослыми? (В школе, в магазине, дома в семье)

- А как вы понимаете слово семья?

Семья- это обычно небольшая группа людей, которая проживает совместно. У каждого члена семьи есть обязанности, они вместе проводят свободное время. Родители растят и воспитывают детей. Члены семьи любят и уважают друг друга.


Разбор ситуаций

Я предлагаю вам небольшой отрывок из мультфильма.Внимание на экран

-Кто догадался как называется этот мультфильм?

Да, совершенно верно это «Заколдованный мальчик», по мотивам произведения Сельмы Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями».

Беседа:

- Вам понравился герой сказки? (нет)

- Почему? (явные черты детского неправильного поведения)

- Как вы думаете, как родители отреагировали на такое поведение Нильса?

-А как бы поступили вы в таком случае?

Послушайте, как поступили родители.

Однажды в воскресенье отец с матерью собрались на ярмарку в соседнее село. Нильс не мог дождаться, когда они уйдут.

«Шли бы скорее! — думал Нильс, поглядывая на отцовское ружье, которое висело на стене. — Мальчишки от зависти лопнут, когда увидят меня с ружьем».

Но отец будто отгадал его мысли.

Смотри, из дому ни на шаг! — сказал он. — Открывай учебник и берись за ум. Слышишь?

Слышу, — ответил Нильс, а про себя подумал: «Так я и стану тратить воскресный день на уроки!»

Учись, сынок, учись, — сказала мать.

Она даже сама достала с полки учебник, положила на стол и придвинула кресло.

А отец отсчитал десять страниц и строго-настрого приказал:

Чтобы к нашему возвращению все назубок знал. Сам проверю.

Наконец отец с матерью ушли.

- Правы ли родители, что не взяли Нильса с собой?

- Какое задание они дали Нильсу?

-Итак, какой вывод можно сделать? (Взрослые хотят, чтобы вы были хорошо воспитаны, не совершали плохих поступков, боролись с отрицательными качествами своего характера)

-Правильно, ребята.

  1. Выяснение значений

Игра «От сердца к сердцу». 

А сейчас вы будете передавать сердечко, друг другу и закончи фразу: Я чувствовал (а) обиду, непонимание со стороны родителей, когда…

Вот видите сколько непонимания есть между родителями и детьми. Предлагаю вам разобрать довольно типичную ситуацию, которая может быть в каждой семье


Рассмотрим ситуации:

Ситуация первая.

Маша получила по математике отметку «2». Пришла из школы и стала просить маму отпустить ее гулять. Мама сказала Маше, что гулять она сегодня не пойдет.

Вопросы к учащимся по вариантам (сначала отвечают взрослые, а затем дети)

- Права ли мама? ( Нет, нужно было напомнить Маше, чтобы она сделала уроки, а потом разрешить гулять)

- Права ли Маша? ( сначала отвечают дети, а потом взрослые. Нет, нужно было сделать уроки, а потом уже проситься погулять)

Ситуация вторая.

- А теперь рассмотрим другую ситуацию.

Миша попросил у папы купить мобильный телефон. Папа сказал, что после празднования Нового года, в семье остались деньги только на продукты. Со следующей зарплаты они с мамой постараются купить мобильный телефон. Миша обиделся и не помог маме убрать комнату ( текст на карточках)

Вопросы к учащимся по вариантам: (сначала отвечают дети, а потом взрослые)

- Прав ли Миша? Почему? (нет, не прав.Нельзя было обижаться и тем более отказывать в помощи)

- Прав ли папа? Почему? (Папа прав, т.к. в первую очередь нужно оставлять деньги на продукты.Папа же пообещал, что со следующий зарплаты они купят Мише телефон.)

- Скажите, всегда ли правы взрослые? Можно сказать, что ошибки допускают как взрослые, так и дети, и нужно не обижаться, а научиться договариваться, стараться найти правильный выход из ситуации. Это не всегда удается, поэтому нужно уметь прощать.

- Видите, ребята, когда вы встали на позицию взрослых, вы стали говорить так же, как и они, вам стала близка их точка зрения.

-Когда случаются такие ситуации- обиды и непонимания, то мы отдаляемся друг от друга.

(На доске фигурки взрослого и ребенка)

Как найти выход из таких ситуаций? С помощью чего разрешить их?

Какие шаги предпринять вам, детям?

Работа в группах:

Задание: на столах лежат листочки с фразами, посовещайтесь и решите, какие шаги выбрать для того, чтобы было взаимопонимание между взрослыми и детьми. Мы должны с вами построить лесенку понимания и соединить взрослых и детей.

Шаги понимания:

-Успокойся, проанализируй ситуацию, почему так произошло.

-Знай, родители тебя любят, а значит, попытаются тебя понять, если ты объяснишь.

-Учись слушать и слышать.

-Найди положительное в том, что сказали родители.

-Учись прощать и просить прощания.

- Доверяй своим родителям.

-Взрослые бывают и неправы, нужно понять их.

-Выпей чаю.

- Почитай книгу.

-Посчитай до 10.

-Съесть конфетку.

-Лечь спать.

-Поиграть в компьютер.

-Покушать вкусно.

-Будь благодарен взрослым, сделавшим тебе добро.

-Слушай старших, и ты избежишь многих бед.


7. Рефлексия.

- А что может измениться вокруг нас, в нашем городе, в нашей стране, если каждый из нас будет понимать друг друга?

Давайте откроем волшебный мешочек, который поможет ответить на этот вопрос.

Если каждый из нас будет понимать взрослых – то …

будет ярче светить солнце

исчезнет зло

люди станут добрее

не нужно будет лгать

люди будут больше улыбаться

людям будет проще общаться

все будут жить с чистой совестью

все будут доверять друг другу

люди станут открытыми

дела будут соответствовать словам

- Издавна огонь считался носителем теплоты, душевности, и если каждый из нас добавит хотя бы маленькую искорку понимания, то этот огонь никогда не потухнет. Загорается пламя. Давайте зажжем фонарики, чтобы в наших семьях всегда царила любовь и взаимопонимание, чтобы мы умели слышать друг друга.

-Сегодня в память о нашей встрече я хочу подарить вам маленькие сердечки, которые наполнены человеческим участием, добротой и заботой для каждого из нас.

Помните слова Маленького принца, героя сказки французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце».

Спасибо за работу























Приложение


Сказка Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями

В маленькой шведской деревушке Вестменхег жил когда-то мальчик по имени Нильс. С виду — мальчик как мальчик. А сладу с ним не было никакого.

На уроках он считал ворон и ловил двойки, в лесу разорял птичьи гнезда, гусей во дворе дразнил, кур гонял, в коров бросал камни, а кота дергал за хвост, будто хвост — это веревка от дверного колокольчика.

Так прожил он до двенадцати лет. И тут случилось с ним необыкновенное происшествие.

Вот как было дело.

Однажды в воскресенье отец с матерью собрались на ярмарку в соседнее село. Нильс не мог дождаться, когда они уйдут.

«Шли бы скорее! — думал Нильс, поглядывая на отцовское ружье, которое висело на стене. — Мальчишки от зависти лопнут, когда увидят меня с ружьем».

Но отец будто отгадал его мысли.

— Смотри, из дому ни на шаг! — сказал он. — Открывай учебник и берись за ум. Слышишь?

— Слышу, — ответил Нильс, а про себя подумал: «Так я и стану тратить воскресный день на уроки!»

— Учись, сынок, учись, — сказала мать.

Она даже сама достала с полки учебник, положила на стол и придвинула кресло.

А отец отсчитал десять страниц и строго-настрого приказал:

— Чтобы к нашему возвращению все назубок знал. Сам проверю.

Наконец отец с матерью ушли.