Тема: Искусство общения.
Приветствие - разминка "Я рад общаться с тобой».
Ведущий предлагает одному из участников протянуть руку кому-нибудь из ребят со словами: «Я рад общаться с тобой». Тот, кому протянули руку, берётся за неё и протягивает свободную руку другому, произнося эти же слова. Так постепенно по цепочке все берутся за руки, образуя круг.
2.РРабота по теме занятия.
Каждый день мы общаемся с разными людьми. Общение начинается с самого рождения. Чем старше вы становитесь, тем лучше понимаете, с кем бы вы хотели дружить, а с кем нет, определяете свои симпатии и антипатии. Возникает множество вопросов, связанных с общением в различных ситуациях. У всех людей есть возможности и способности общаться с другими людьми. Кто-то может делать это лучше, кто-то хуже.
Общение – это взаимодействие людей друг с другом. Общаясь, люди передают друг другу знания, опыт, обмениваются мнениями и впечатлениями, делятся чувствами, открывают других людей и при этом лучше узнают себя (я тебе - своё Я, ты мне – своё Я). Различают вербальные и невербальные средства коммуникации. Вербальное общение – это слова; невербальное – мимика, поза тела, жесты, походка. (слайд 1,2)
Вопросы для обсуждения:
· Всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным?
· Нужно ли учиться общению? Для чего это нужно?
· «Самая главная роскошь на земле – это роскошь человеческого общения» (Антуан де Сент-Экзюпери). Можете ли вы подтвердить или опровергнуть эту фразу?
· Говорил ли вам кто-нибудь слова « я не хочу с тобой общаться»?
· Были ли эти слова справедливы?
· Как вы на них реагировали?
Общение – это, своего рода, понимание другого человека. Нужно создать условия, чтобы собеседник мог высказаться, необходимо внимательно выслушать его, попытаться понять его мысли и чувства. Только так может возникнуть ситуация взаимной симпатии. Вы станете интересны своим знакомым, они с удовольствием будут общаться с вами. (слайд 2)
Упражнение « Расшифруй слово».
Представьте себе, что слово «общение» требует расшифровки, но не обычной. Необходимо каждую букву, входящую в слово, использовать для того, чтобы дать характеристику понятия «общение». Например:
О – объединение, открытость;
Б – близость, безопасность;
Щ – щедрость;
Е - единомыслие;
Н - необходимость;
И - искренность, истина…
Е - единение.
По окончанию работы дети обсуждают результаты и объясняют свой выбор.
Информационный блок.
Мы с удовольствием проводим время с теми, кто нас понимает, кто нам интересен, и стараемся избегать общения с людьми которые неприятны и не вызывают симпатии. Однако такое общение не только неизбежно, оно может быть плодотворным и полезным.
Примером тому может служить Авраам Линкольн, выдающийся президент Америки. Своё общение с людьми он строил таким образом, что не только не избегал общения с неприятными ему людьми, но и отвечал на неприязнь по отношению к себе тёплым и человечным отношением. В 1864 году, в разгар предвыборной борьбы за президентский пост, Аврааму Линкольну пришлось столкнуться с очень мстительным, решительным и влиятельным оппонентом Чарльзом Совордом. Этот человек использовал любую возможность, чтобы выразить негативное отношение к будущему президенту Америки. Однако, несмотря на это, Линкольн победил и неожиданно для всех пригласил Соворда занять один из ключевых постов в своей администрации. Близкое окружение Линкольна не могло понять, почему президент это сделал и как он сумел найти общий язык с Совордом.
Линкольн был не только умён, НО И ДАЛЬНОВИДЕН. Он сумел разглядеть в Соворде незаурядные качества личности и превратил ненависть в дружбу.
Соворд был поражён отношением Линкольна к себе, служил в его администрации верой и правдой на пользу государству. Именно Соворд стал человеком, с которым Линкольн провёл последние минуты своей жизни, когда был смертельно ранен.
Нет такого человека, с которым нельзя было бы найти точки соприкосновения. Для того чтобы с кем-то поладить, подружиться, надо приложить усилия, поработать душой и сердцем, преодолеть ошибки в оценке людей, с которыми общаешься. Как вы думаете, какие человеческие качества помогут в этом? Какие станут препятствием? (обсуждение по теме, на доске записать ответы)
Как вы считаете, можно из этих качеств выделить главное? Я хочу остановиться на некоторых. Послушайте рассказ В.А.Сухомлинского и назовите качество, о котором идёт речь.
Рождение эгоиста.
Андрейка – один сынок у папы с мамой. Любуются мама с папой Андрейкой. Любуются Андрейкой и дедушка с бабушкой.
- Ты у нас самый красивый! – говорит мама.
- Ты у нас самый умный! – говорит папа.
- Ты у нас самый счастливый! – говорит бабушка.
- Ты у нас самый удачливый! – говорит дедушка.
Смотрит вокруг себя Андрейка, и кажется ему, что весь мир вокруг него, Андрейки, вращается. Кажется ему, что он - орёл, а все вокруг – маленькие букашки-таракашки. Им, букашкам-таракашкам, по земле ползать, а ему, орлу, в небесах парить.
И никто не думает, как орёл этот с высоты небесной на землю рухнет, себя искалечит, другим горе принесёт.
Эгоизм ( от лат. эго – я) – себялюбие; поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде; предпочтение своих личных интересов интересам других людей; пренебрежение к интересам общества. (слайд 3)
Эгоизм есть чрезмерная любовь к себе.
Аристотель
Эгоизм начинается с того, что человек сосредоточивает все свои помыслы вокруг себя, все его духовные силы направлены на удовлетворение собственных желаний. Желания других людей для него не существуют, он глух к их нуждам и потребностям. Вам бы хотелось общаться с таким человеком? Почему, по мнению автора, эгоиста ожидает крах, падение в жизни?
. Послушайте ещё один рассказ В.А.Сухомлинского и назовите качество, о котором идёт речь
Пахарь и крот.
Пахарь пахал землю. Вылез Крот из своей норы и удивился: вспахано уже большое поле, а пахарь всё пашет и пашет. Спрашивает Крот:
- Зачем ты вспахал такое большое поле и продолжаешь пахать ещё?
Пахарь отвечает:
- Я пашу не только для себя, но и людям.
Удивился Крот:
- Почему ты пашешь людям? Пусть каждый работает на себя. Вот я рою нору себе, и каждый Крот роет нору себе.
- Но ведь вы же – кроты, мы – люди, - ответил Пахарь и начал новую борозду.
Как можно назвать Пахаря? Какой принцип заложен в его отношение к жизни, к другим людям? А как можно назвать Крота? Каким принципом руководствуется он? Кого бы вы выбрали себе в друзья? Что такое альтруизм?
Альтруизм (от лат. – один из двух, равный, такой же) – система нравственных принципов, предполагающая предпочтение интересов других собственным интересам.
Альтруизм есть порыв к самопожертвованию, добровольное принесение себя в жертву другим.
Н.Фёдоров
Обратимся к качествам личности, которые, по-вашему мнению, способствуют развитию цивилизованных отношений между людьми. Каким одним словом можно было бы их объединить? Вспомните – «вы же – кроты, мы – люди». Есть такое красивое и очень важное слово – человечность. Предлагаю вам самостоятельно дома протестировать себя, насколько у вас развито это нравственное качество, и сделать соответствующие выводы (тест). (слайд 4)
Нравственное качество
|
Свойства, признаки, элементы, характеризующие это качество личности
|
Степень сформированности
|
Человечность
|
1. Благодарность
|
|
2. Великодушие
|
|
3. Вежливость
|
|
4. Доброжелательность
|
|
5. Доброта
|
|
6. Сострадание
|
|
7. Милосердие
|
|
8. Любовь к людям
|
|
9. Забота о ближних
|
|
10. Послушание
|
|
11. Щедрость
|
|
12. Умение прощать
|
|
13. Внимание
|
|
14. Терпимость
|
|
Оценивание идёт следующим образом:
В – высокая степень выраженности;
С – средняя степень выраженности;
Н – низкая степень выраженности;
- - отсутствие данного признака.
В мире всё взаимосвязано, вспомните народную мудрость о том, что ни одна травинка не ломается просто так; о том, что ломать – не строить. А ещё библейскую заповедь – «относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе». Как часто мы забываем об этом, и нами же сотворённое возвращается к нам бумерангом. (сценка «Бумеранг»)
Сценка «Бумеранг»
Гражданин Н. пришёл за покупкой в магазин.
- Яблок килограмм, пожалуйста. Если можно, покрупнее…
- Много вас тут ходит – всем покрупнее подавай! Не нравится – не покупай, ящик переворачивать не буду. – «любезно» отвечает продавщица.
Далее сценка разыгрывается по следующей схеме.
Озлобленный на весь свет Н. ушёл из магазина и устроил скандал в троллейбусе гражданке У., которая нечаянно задела его сумкой с картошкой. Та, вернувшись домой вечером, заявила мужу, что не будет больше «ишачить», и впредь картошку пусть покупает сам. В результате семейного конфликта муж гражданки У. долго не мог заснуть и наутро встал с головной болью. На работе У. «смешал с грязью» подчинённого И., допустившего незначительную ошибку. Расстроенный И. после работы «залил» свою беду бутылкой спиртного и устроил дома дебош, обвиняя жену в том, что она его не уважает. Женой, как вы догадались, была та самая невежливая продавщица. Круг замкнулся.
(Анализ ситуации)
Проанализируйте своё общение с людьми. Я предлагаю вам запомнить правила общения. (слайд 5)
n 1. Не оправдывайте себя! (Меня не понимают, меня не ценят, ко мне не справедливы, я забыла и.т.д.)
n 2. Не снимайте с себя ответственности!
n 3. Не общайтесь с людьми только из-за внешних стереотипов!
n 4. Будьте искренни!
n 5. Будьте мужественны!
n 6. Будьте справедливы!
n 7. Считайтесь с чужим мнением!
n 8. Не бойтесь говорить правду!
n 9. Радуйтесь успехам людей, которые вас окружают!
n 10. Будьте естественны в общении!
n 11. Не бойтесь правды, высказанной в ваш адрес!
n 12. Анализируйте свои отношения с людьми, смотрите в них, как в зеркало!
3. Рефлексия
Поделитесь впечатлениями о занятии:
· Что понравилось?
· Что бы вы хотели изменить?
Давайте оценим наше занятие: на счёт «три» покажите нужное количество пальцев одной руки.
Стихотворение (слайд 6)
Останься честен, говоря с толпой,
Будь прям и тверд с врагами и друзьями.
Пусть все в свой час считаются с тобой.
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег,
Тогда весь мир ты примешь во владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь Человек!
Р.Киплинг