«Конфликты в нашей жизни»
1. Вид деятельности: интеллектуально-познавательная; нравственно-этическая; аналитическая;
2. Форма работы: познавательная беседа с элементами тестирования и обсуждения;
3. Цели: а) обучающая: познакомить учащихся с возникающей у людей необходимостью договариваться между собой, важностью создания общепринятых норм, правил и с последствиями их нарушений; уточнить сущность понятий: «конфликт», «конфликтные ситуации»; содействовать развитию познавательного кругозора учащихся;
б) развивающая: развивать умения анализировать, аргументировать своё мнение, принимать решение, делать выбор в конкретной ситуации; развивать познавательный интерес учащихся; развивать навыки коллективной работы.
в) воспитательная: содействовать формированию и принятию у учащихся правил жизни школы и класса; формировать социально одобряемые формы поведения; воспитывать дружелюбие, сплоченность классного коллектива.
4. Оборудование: 1) компьютер; 2) мультимедийная установка; 3) интерактивная доска; 4) презентация «Конфликты в нашей жизни»; 5) тест «Конфликтная ли Вы личность?»; 6) листы бумаги для тестирования; 7) карточки с конфликтными ситуациями; 8) анкеты «Обратная связь».
5. Класс: 10
6. Литература:
1. Баныкина, С.В. Конфликты в современной школе: Изучение и управление / С.В. Баныкина, Е.И.Степанов. – М.: АТП, 2006. – 184 с.
2. Андреев, В.И. Саморазвитие культуры разрешения конфликтов / В.И. Андреев. – М., Международная педагогическая академия, 1994. –
3. Белинская, А.Б. Социальные технологии урегулирования конфликтов (в подростковой среде) / А.Б. Белинская. – М.: Прометей, 2000. - 212 с.
4. Богатова, Л.А. Сборник психологических тестов / Л.А. Богатова, В.В. Герасимова, Л.А. Кудряшова, И.А. Радчук. – Казань, КНПО ВТИ, 2007. – 75 с.
Содержание плана – конспекта
I Вступительная часть мероприятия
1. Вступительное слово учителя: Добрый день, ребята! Тема нашего классного часа «Конфликты в нашей жизни». Как известно, людей объединяют общие интересы, ценности. Каждое объединение по-своему ценно и значимо для нас. Но каждый человек неповторим, и у каждого из нас есть свои отличительные черты, свои личные особенности, свой характер. И если коллектив не может работать дружно, в этом коллективе постоянно выясняются отношения, копятся обиды, происходят столкновения, то как их избежать? Об этом мы и будем говорить во время классного часа. Сегодня мы научимся анализировать и разрешать конфликты, улаживать ссоры, преодолеть разногласия, которые могут возникнуть в вашей жизни и в будущей профессиональной деятельности.
II Основная часть мероприятия
2. Выступление учителя: Конфликты возникают по самым разным поводам, но причины у всех схожие: невозможность получить то, что хочется или необходимо; различные точки зрения на один и тот же вопрос; неуважение к другим; неумение общаться. А что же такое конфликт?
Конфликт – это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми. Многие конфликты возникают тогда, когда ребята преследуют свои эгоистические интересы в ущерб интересам других людей, класса.
3. Беседа с учащимися:
1) Приходилось ли вам попадать в конфликтную ситуацию?
2) С какими людьми вы чаще всего конфликтуете? Почему?
3) Что чаще всего является для вас причиной конфликта?
4. Слово учителя: Давайте сейчас посмотрим на слайд презентации и определим причины конфликтов.
5. Показ презентации:
Слайд 1: на слайде приведены причины конфликтов:
1. Противоречия между интересами, взглядами.
2. Противоборство между лидерами, между отдельными группами в коллективе.
3. Особенности темперамента, восприятия, убеждений.
4. Ошибки в общении (неумение слушать, правильно задавать вопросы, проявлять эмпатию (умение сопереживать чувствам собеседника), реагировать на критику).
6. Слово учителя: Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково. Послушайте индийскую сказку, которая называется «Мудрецы и слон» и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов.
7. Чтение сказки: Давным – давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели его увидеть. Но как? "Я знаю, – сказал один мудрец, – мы ощупаем его". - "Хорошая идея, – сказали другие, – тогда мы будем знать, какой он – слон". Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед - назад. "Слон похож на веер!" - закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. "Он похож на дерево!" - воскликнул он. "Вы оба не правы, – сказал третий, – он похож на веревку". Этот человек нащупал слоновий хвост. "Слон похож на копье", – воскликнул четвертый. "Нет, нет, - закричал пятый, – слон как высокая стена!". Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хвост. "Вы все не правы, – сказал он, – слон похож на змею". "Нет на веревку!" – "Змея!" - "Стена!" – "Вы ошибаетесь!" – "Я прав!". Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.
8. Беседа с учащимися:
1) Почему мудрецы так и не узнали, как выглядит слон?
2) Были ли мудрецы на самом деле мудрыми?
3) Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон?
9. Слово учителя: Предлагаю вам познакомиться со временными моделями конфликтных реакций. Посмотрите на этот слайд.
10. Показ презентации:
Слайд 2: на слайде показаны картинки и подписи к ним:
1. Вулкан (непредсказуемые вспышки).
2. Глиняный горшок (медленно разогревается).
3. Волна (спорный вопрос кажется решённым, но позже поднимается снова).
4. Собиратель (до тех пор, пока не накопится достаточно, по его мнению, обид не высказывает никакой реакции).
5. Реактор (приходит к внезапным решениям и высказывает их, не думая о последствиях).
11. Слово учителя: Также существуют рекомендации как управлять собой и окружающими. Давайте перейдем на следующий слайд.
12. Показ презентации:
Слайд 3: на слайде показаны картинки и подписи к ним:
1. Вулкан. Запомните, в какое время вы или окружающие закипаете, и выключите пламя.
2. Глиняный горшок. Запомните, в какое время вы или окружающие закипаете, и выключите пламя.
3. Волна. Ничего не поделаешь. Будьте готовы к этому. Старайтесь обойти предмет разногласий.
4. Собиратель. Будьте честным. Следите за событиями. Регулярно проверяйте, как обстоят дела.
5. Реактор. Сожмите губы, пока не успокоитесь. Найдите другой способ разрядки. Отделите мысленно реакцию от источника.
13. Слово учителя: Разрешение конфликта – дело творческое: необходимо учесть все компоненты сложившейся ситуации. Путь решения конфликта, с помощью уступок друг другу, называется компромиссом.
Некоторые считают, что предложить помириться первым – значит проявить слабость характера. Но это не так. Вы согласны со мной? Так давайте же узнаем правила бесконфликтного общения!
Ребята, нужно стараться жить так, чтобы людям рядом с вами было хорошо.
14. Показ презентации:
Слайд 4: на слайде высвечивается 1-е правило бесконфликтного общения: «Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо».
15. Беседа с учащимися: А теперь давайте подумаем о том, какими качествами должен обладать человек, чтобы людям, которые окружают его, было хорошо.
16. Слово учителя: Молодцы, это и будет следующим нашим правилом.
17. Показ презентации:
Слайд 5: на слайде высвечивается следующее правило: «Прежде чем обратиться к человеку, улыбнись ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки».
18. Беседа с учащимися: Ребята, а какими еще качествами должен обладать человек, чтобы окружающим было с ними комфортно?
19. Слово учителя. Все правильно. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей – основы человеческого счастья. Добрый человек умеет общаться, поддерживать хорошие отношения с людьми.
20. Показ презентации:
Слайд 6: на слайде появляются следующие правила: «Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам товарищей по классу».
«Старайся прийти на помощь товарищу, не жди, пока тебя об этом попросят»).
21. Беседа с учащимися:
1) А всегда ли, получается, понимать друг друга?
2) Что означает выражение «правильно понимать других людей»?
3) К чему может привести ситуация, когда люди не понимают друг друга?
4) А у вас бывают ссоры с друзьями или с родителями только потому, что кто-то кого-то неправильно понял?
22. Слово учителя. Человека, который никогда ни с кем не ссорился, встретишь редко. В жизни бывает всякое. Но ссоры вырабатывают плохие черты характера: человек становится сварливым, несдержанным, злым. Между людьми возникает непонимание, они просто не хотят больше общаться, могут прибегнуть к силе.
Ценное качество в людях – умение мысленно поставить себя на место другого. Если человек что-то говорит, то ему очень важно знать, слышат ли, понимают ли его. Сплошь и рядом можно наблюдать такие ситуации, в которых люди не умеют или не желают поставить себя на место собеседника.
Ребята, очень важно научиться принимать близких и друзей такими, какими они есть. Не навязывать свое мнение, впечатление, быть терпеливыми, стремиться понимать их.
23. Показ презентации:
Слайд 7: на слайде появляется 5-ое правило: «Никогда никого не упрекай. Если все-таки упреки прозвучали, и ссора произошла - скорее помирись».
24. Слово учителя. Уступка - один из способов выхода из конфликта. Но если вы затрудняетесь в правильности своих поступков, то нужно обратиться за советом к родителям, учителю, старшим товарищам и т.д. за советом. Это и есть следующее правило бесконфликтного общения.
25. Показ презентации:
Слайд 8: на слайде появляется 6-ое правило: «Научись сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс».
26. Слово учителя. Нужно относиться к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. Это одно из самых главных правил человеческого общения.
27. Показ презентации:
Слайд 9: на слайде появляется 7-ое правило: «Главное – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе».
28. Слово учителя: Иногда в результате спора, конфликтной ситуации происходят какие-то положительные изменения в жизни человека, но чаще это неприятности и неприятные эмоции.
Давайте послушаем, как вы предпочитаете выходить из конфликтных ситуаций. Конечно, в зависимости от ситуаций вы поступаете по-разному. Мы разобьемся на группы и проинсценируем несколько ситуаций. И сразу попробуем решить, как можно было конструктивно, положительно решить эти конфликты.
29. Работа в группах: Учащиеся разбиваются на 3 группы. У каждой группы своя ситуация, которую надо предотвратить (см. Приложение 1).
30. Беседа с учащимися:
1) Кто участвует в конфликте?
2) Кто виноват в конфликте?
3) Каковы позиции участников конфликта?
4) Какими могли быть пути развития данного конфликта и его последствия?
31. Выполнение практического задания: Ребята, предлагаю вам пройти тест «Конфликтная ли Вы личность?» (см. Приложение 2). В каждом вопросе вы должны выбрать по одному ответу, наиболее соответствующему Вашему поведению.
III. Заключительная часть мероприятия
32. Проведение рефлексии: Предлагаю поделиться впечатлениями о том, изменилось ли что-то в ваших взглядах на конфликт. В заключение нашего занятия, я попрошу вас, ребята, заполнить анкету (см. Приложение 3).
33. Заключительное слово учителя: В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Что бы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти.
Китайская поговорка гласит: «Чтобы сделать хлопок, нужны две ладони». Это вполне справедливо и в отношении конфликта. Но любой уважающий себя современный человек умеет не только правильно без серьезных последствий выйти из конфликта, но и управлять им в случае необходимости.
Ребята! Вот и подошел к концу наш классный час, надеюсь он был для вас полезным, познавательным. До новых встреч!
Приложение 1
Конфликтные ситуации
Ситуация для 1-ой группы: Мама решила проверить школьный дневник дочери. Когда она взяла дневник в руки, из него выпал сложенный в несколько раз листок. Мама развернула листок и увидела, что это записка. За чтением записки ее застала дочь, вернувшаяся от подруги. Девочка вырвала записку из рук матери. Та накричала на дочь. Девочка хлопнула дверью и закрылась в комнате.
Ситуация для 2-ой группы: Два 10-х класса решили провести между собой встречу по футболу. В назначенное время ребята собрались на школьном стадионе. Не было только вратаря 10 «А» класса. Никто не знал, почему он отсутствует. Его одноклассники попросили не начинать игру и подождать некоторое время. Но футболисты 10 «Б» стали требовать начинать немедленно. Было понятно, что без вратаря команда 10 «А» обязательно проиграет. Завязался спор. Страсти накалялись. Один из ребят нечаянно наступил на ногу капитану команды соперников. Тот не сдержался и, размахнувшись, ударил обидчика по лицу. Удар был таким сильным, что парень упал. На его защиту бросились товарищи. Началась драка. Драку остановил учитель, проходивший мимо. В результате игра так и не состоялась, настроение было испорчено. На следующий день произошел неприятный разговор в кабинете директора.
Ситуация для 3-ей группы: Группа подростков собралась послушать музыку. Мнения разделились: одни хотели слушать поп-музыку, а другие были любителями «металла». Завязался спор, который перерос в крупную ссору.
Приложение 2
Тест «Конфликтная ли Вы личность?»
Инструкция: В каждом вопросе выберите по одному ответу, наиболее соответствующему Вашему поведению.
Вопросы:
1. В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция?
а) не принимаю участия;
б) кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой;
в) активно вмешиваюсь, чем «вызываю огонь на себя».
2. Выступаете ли на собраниях (классных часах) с критикой?
а) нет;
б) только если для этого имею веские обстоятельства;
в) критикую по любому поводу.
3. Часто ли спорите с друзьями?
а) только если это люди необидчивые;
б) лишь по принципиальным вопросам;
в) споры — моя стихия.
4. Дома на обед подали недосоленное блюдо. Ваша реакция?
а) не буду поднимать бучу из-за пустяков;
б) молча возьму солонку;
в) не удержусь от замечаний.
5. Если на улице, в транспорте Вам наступили на ногу:
а) с возмущением посмотрю на обидчика;
б) сухо сделаю замечание;
в) выскажусь, не стесняясь в выражениях.
6. Если кто-то из близких купил вещь, которая Вам не понравилась:
а) промолчу;
б) ограничусь коротким тактичным замечанием;
в) устрою скандал.
7. Не повезло в лотерее. Как к этому отнесетесь?
а) постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово никогда больше не
участвовать в ней;
б) не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять
реванш;
в) проигрыш надолго испортит настроение.
Оценка:
Оцените полученные результаты: каждый ответ «а» — 4 балла; «б» — 2 балла; «в» — 0. Подсчитайте общую сумму набранных баллов.
От 20—28 баллов. Вы тактичны и миролюбивы, уходите от конфликтов и споров, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Может поэтому иногда называют Вас приспособленцем.
От 10—18 баллов. Вы слывете человеком конфликтным. Но на самом деле конфликтуете лишь тогда, когда нет другого выхода и все средства исчерпаны. При этом не выходите за рамки корректности, твердо отстаиваете свое мнение. Все это вызывает к Вам уважение.
До 8 баллов. Конфликты и споры — это Ваша стихия. Любите критиковать других, но не выносите критики в свой адрес. Ваша грубость и несдержанность отталкивает людей. С Вами трудно как на работе, так и дома. Постарайтесь перебороть свой характер.
Приложение 3
Анкета «Обратная связь»
Фамилия, имя ______________________________________________________
1. Оцени (по 7-балльной системе), насколько тебе понравилось занятие______
2. Что понравилось больше всего? _____________________________________
__________________________________________________________________
3. Оцени (по 7-балльной системе), насколько полезным было для тебя обсуждение данной темы_____________________________________________
4. Считаешь ли ты необходимым обсуждение данной темы с ребятами других классов? Почему? ___________________________________________________
10