Классный час в 4 классе
Тема : «Все профессии важны , все профессии нужны!»
Цель: Познакомить учащихся с разнообразием профессий.
Задачи: Образовательные:
Развивающие:
содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников, а также работать в группах;
содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;
развитие кругозора, мышления, внимания, наблюдательности.
Воспитывающие:
способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;
формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям.
Оборудование: Материально – техническая оснащенность
кабинета (компьютер, мультимедийное устройство, экран)
Актуальность.
В начальной школе, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, важно формировать представления ребят о различных профессиях и о труде. Проблема формирования представлений младших школьников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений о профессиях и труде. В школах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически. В то время как именно школа должна стать решающим звеном процесса профессионального самоопределения учащихся, оказать действенное влияние на целенаправленное формирование представлений о мире труда и профессий. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка 7-10 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду и учителя в школе, профессии летчика, милиционера, разведчика, но об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Таким образом, формирование представлений младших школьников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, который актуален в современном мире.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
Вводная беседа
Здравствуйте, ребята! Сегодня наш классный час посвящен самым различным профессиям. В мире существует тысячи профессий. Мы попробуем выяснить какая же профессия самая важная и нужная. К сожаленью, молодому поколению бывает крайне нелегко определиться в начале пути и выбрать одну из них. И, конечно же, пока вы еще не сможете точно сказать, кем бы вы хотели стать после окончания школы, но, я думаю, что классный час поможет вам сориентироваться в выборе будущей профессии.
Любая профессия – это труд. Ваш труд – это учеба. Нехорошо, если из школы выходят ученики белоручками, неумейками. Учиться и трудиться надо в полную силу – только тогда можно рассчитывать на успех и уважение других. Цена хлеба, цена труда, цена знаний – эти истины каждый должен усвоить с малых лет. Ведь на этом держится вся наша жизнь, наш общественный строй. Красота земли, красота человека – эти понятия неразделимы.
Ребята, а какие пословицы вы знаете о труде?
(ответы учеников)
Терпенье и труд все перетрут.
По труду и награда.
Дело мастера боится.
Как ты к работе, так и работа к тебе.
По работе и работника знают.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
К большому терпенью придет и уменье.
–А вы любите трудиться?
Что же нужно учитывать при выборе профессии? (Ответы учеников)
Да, прежде всего интересы и склонности. Замечательно, если человеку нравится профессия, которую он однажды выбрал.
Профессии наших родителей
Рассказы детей о профессиях своих родителей
Конкурс «Аукцион профессий»
Скажите, в какой профессии нельзя обойтись без следующих предметов:
Кисть, краски (художник)
Парик, костюм (актер)
Молоток, гвозди, рубанок (столяр)
Овощи, кастрюля (повар)
Расческа, ножницы (парикмахер)
Письма, газеты, сумка (почтальон)
Градусник, шприц (врач)
Ножницы, сантиметр, ткань (швея)
Кирпич, мастерок (строитель)
У каждой профессии есть свои характерные инструменты. Сейчас мы постараемся отгадать несколько загадок об инструментах и сказать, в каких профессиях эти инструменты могут пригодиться?
Он в любом хозяйстве нужен,
Он с гвоздями очень дружен.
Им гвоздочки забиваю,
Маму с папой забавляю
(молоток. Для плотника, столяра)
Непростое это дело-
Им махать в лесу умело.
Но дрова рублю я ловко,
Появляется сноровка.
(топор. Для плотника, столяра )
Что поможет болт вкрутить
И шурупчик примостить?
С ней в руке всегда легко
Ведь сестра ее- сверло.
(отвертка. Для плотника, столяра )
Эта вещь скажу друзья,
Мне в работе помогла.
Я дощечки распилил
И скворечник смастерил.
(ножовка. Для плотника, столяра)
И художник с нею дружит,
Без нее маляр затужит.
И бумага ей знакома,
И стена любого дома.
(кисточка или кисть. Для художника или маляра)
Чем нам радугу создать
И цветок нарисовать?
С ними дружат малыши
Их зовут…
(карандаши. Для художника или маляра)
С ней я выше сразу стану,
И до лампочки достану.
С ней и быстро и легко
Поднимусь я высоко.
(лестница. Для строителя.)
Если свет погаснет вдруг,
У меня есть верный друг.
Ночью с ним совсем не страшно,
Я иду вперед отважно.
(фонарик. Для любых профессий)
С ней портной не расстается,
Хоть и может уколоться.
Нитка только ей нужна
И зовется вещь …
(игла. Для портного)
А сейчас давайте поиграем в игру «Собери пословицу». У вас на столах карточки с пословицами, но они перепутаны. Необходимо собрать пословицу и встать парами.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Один с сошкой, а семеро с ложкой.
Упустишь минуту, потеряешь час.
Землю красит- солнце, а человека- труд.
Птица крепнет в полете, а человек- в труде.
Поздно встанешь- мало сделаешь.
Не спеши языком, торопись делом.
Игра «Азбука профессий»
Ребята с закрытыми глазами выбирают букву из алфавита и должны назвать профессию на эту букву.
Ролевая игра «Все работы хороши…»
В мире существует много интересных и важных профессий. Как сказал Владимир Маяковский
«Строителю хорошо,
А доктору - лучше,
Я б детей учить пошел-
Пусть меня научат.
Я приеду к Пете,
Я приеду к Поле.
-Здравствуйте, дети!
Кто у вас болен?
Как живете?
Как животик?
Погляжу из очков
Кончики язычков.
Поставьте этот градусник
Под мышки, детишки!
И ставят дети радостно
Градусник под мышки»
Конкурс «Айболит»
-Кто из вас, ребята, хочет побывать в роли доктора?
Я приглашаю для игры 2 команды по 3 человека. (Командам на выбор предлагаются мягкие игрушки: заяц, лиса, собака, медведь)
Представьте себя в роли Айболита. Вам необходимо вылечить этих зверюшек.
Первый из команды, подбегая к больному, укладывает его горизонтально. Второй – ставит градусник. Третий – бинтует лапку. Чей «больной» будет обслужен быстрее?
Конкурс «Поварята»
Ведущий:
Доктором быть хорошо,
А поваром лучше.
Я бы в повара пошел-
Пусть меня научат.
Выбираются 2 команды по 4 человека, им выдаются поварские колпаки.
Ведущий: по моему сигналу первый участник несет кастрюлю до столика, оставляет ее там и возвращается в команду. Затем второй участник, добегая до кастрюли, кладет в нее картофель, третий-морковь, четвертый-лук. Чье блюдо будет приготовлено быстрее?
Конкурс «Парикмахеры»
Ведущий:
Повару хорошо,
А парикмахеру лучше.
Я б в парикмахеры пошел,
Пусть меня научат.
Прически делать разные,
Красивые и важные,
И стрижки современные
Для милых наших дам
Ребята, а кто знает, как раньше назывался парикмахер?
-Раньше парикмахеров называли цирюльниками, и они выполняли не только обязанности парикмахеров, но и владели приемами врачевания.
Им приходилось делать парики, шиньоны, прически и укладку мужских и женских волос, брить бороды и даже… дергать зубы и лечить от выпадения волос.
Я приглашаю двух желающих побывать в роли парикмахеров и двух помощников.
Задача участников конкурса: красиво уложить волосы на голове своей помощницы, используя банты, заколки. Придумать прическе оригинальное название. Лучшему мастеру – приз.
Класс делится на группы.
1-ая группа «Архитекторы»
Архитектор – специалист, который создаёт здания и их комплексы, образующие среду для жизни людей: жилищные, спортивные, театральные, парковые сооружения, улицы, города.
Задание для 1 группы:
Сконструировать дом из геометрических фигур. Архитекторы могут проявлять фантазию, но обязаны соблюсти 5 условий:
Дом должен быть похож на космический корабль.
Дом должен иметь не менее двух этажей.
Все окна в доме должны быть разного размера
В окраске дома должны обязательно присутствовать 2 цвета(жёлтый и синий)
Дверь должна быть такой, чтобы её удобно было открывать и маленькому, и большому.
2-ая группа «Следователи»
Задание для группы:
Для следователя очень важно иметь высокий уровень развития внимания, хорошую зрительную память, логическое мышление, умение слушать и запоминать.
Дело №1
В доме произошла кража. Необходимо составить опись украденных вещей.
Дело№2
Следователи на месте преступления нашли зашифрованную записку. Она указывает, где спрятано награбленное.
3 – яя группа « Биологи»
Вопросы:
Когда цветёт ландыш? (весной)
Кто ухает в лесу ночью? (филин)
Не огонь, а жжётся? (крапива)
Сколько ног, хвостов, рогов вместе у одной коровы? (7)
Растение, похожее на ежа? (кактус)
Какая птица яиц не несёт, а из них выводится? (петух)
Цветок, лысеющий на ветру? (ландыш)
Рыба с усами? (сом)
Задание:
На рисунке, состоящем из перепутанных линий, найти все живые существа.
4 – ая группа «Водители»
Задание:
На рисунке изображены автобусы. Какой автобус самый большой?
Рассмотри рисунок и найдите нарушения правил.
Разгадать кроссворд. (узнать дорожные знаки)
Итог
Какая же профессия, о которых мы говорили сегодня, вам показалась самой нужной и важной?
(дети отвечают)
-Вот видите, все профессии по-своему важны и нужны. Нет профессий плохих и хороших, бывают плохие и хорошие работники. Чтобы стать профессионалом, мастером своего дела, о выборе профессии нужно задумываться еще в школе и, по возможности, готовиться к этой профессии.
«Прекрасных профессий
На свете не счесть,
И каждой профессии-
Слава и честь!
И каждому делу,
И каждой работе
На каждой бахче,
И на каждом заводе,
И в поле, и в море,
И в небе – по праву
Высокая честь
И народная слава!»
- Я надеюсь, что в будущем вы все выберите интересную и полезную работу и станете мастерами своего дела.
До свидания! До новых встреч!