СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час «Наши права»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:

  1. Способствовать формированию правовой культуры учащихся.
  2. Формировать положительное отношение к законам и их выполнению.

Просмотр содержимого документа
«Классный час «Наши права»»


Классный час «Наши права»


Цель:

Познакомить учащихся с основными международ-ными правовыми документами, отражающими права ребёнка в обществе.



Задачи:

  1. Способствовать формированию правовой культуры учащихся.

  2. Формировать положительное отношение к законам и их выполнению.

  3. Научить правилам ведения дискуссий, умение выслушивать мнение других, доказывать свою точку зрения.

  4. Развивать познавательные способности детей, их кругозор.




Оборудование: мультимедийное оборудование,

экран, таблицы.















1. Ведущий: Давным-давно, тысячи лет назад на земле появились люди. Одновременно с ними появились главные вопросы:

- Что люди могут делать и чего не могут?

- Что они обязаны делать и чего не обязаны?

- На что они имеют право и на что не имеют?


- Люди взялись за решение этих главных вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путём международных переговоров и, к сожаленью, в битвах и войнах.


1 чтец: В какой бы я хотела жить стране?

Да в той, где места нет ни горю, ни войне.

В которой люди счастливы всегда,

Друг друга не обидят никогда.

Где не слышны глухие взрывы

И где закаты так красивы…

Я так люблю простор страны своей,

Хоть далека она от совершенства,

Хочу, чтоб испытали люди в ней

Любовь большую, счастье и блаженство!


1. Ведущий: В конце концов, людям удалось решить Главные вопросы.


2. Ведущий: В США, в городе Нью-Йорке на берегу реки Ист- Ревер, высится 39-этажное здание. В нём помещается штаб-квар-тира Организации Объединённых Наций (ООН), Международной организации, главной целью которой является стремление избавить грядущие поколения от бедствий войны. Ежегодно созывается Генеральная ассамблея ООН – собрание делегатов всех государств – членов организации, сейчас их более 180. Стремление защищать детей возникло ещё в 20-е годы прошлого столетия. В 1959 г. ООН приняла Декларацию прав ребёнка, провозгласив, «что человечест-во обязано давать ребёнку лучшее, что оно имеет». В этом докумен-те были сформулированы социальные принципы, касающиеся за-щиты и благополучия детей. Декларация призывала всю общест-венность признать изложенные в ней права и свободы и стремиться к их соблюдению. Также говорилось, что детям должна быть обес-печена социальная защита и предоставлена возможность жить в


здоровых и нормальных условиях свободы и уважения к человечес-кому достоинству ребёнка.


- Международные документы о правах человека условно можно разделить на 2 группы: декларации и конвенции.

Декларация (высказывание) – это всего лишь рекомендации, она не имеет обязательной силы.

Конвенция (договор, соглашение) – это соглашение по специаль-ному вопросу, обязательное для государств, которые к нему присо-единились, то есть подписали договор.

20 ноября 1989 г. ассамблея единодушно проголосовала за принятие Конвенции ООН о правах ребёнка.


2. - Однажды один Маленький человечек нашёл в своей библиотеке маленькую книжку, которая называлась «Всеобщая декларация прав человека». В ней говорилось, что все люди должны относиться друг к другу с уважением. Но у кого он не спрашивал, никто в городе даже не слышал о правах человека. А вот и этот человечек.


Маленький человечек: Здравствуйте, друзья. Я убедился, что даже некоторые большие люди удивительно безграмотны. И это надо ис-

правлять. Вот, что я прочитал в Декларации и что хочу вам расска-зать в первую очередь.


(На экране появляется первое право:

Все люди рождаются свободными и равными. Все имеют одинаковое достоинство и права. Все наделены разумом и должны относиться друг к другу, как братья и сёстры.


1 ученик: Что здесь написано?


Маленький человечек: Это слова из «Всеобщей Декларации прав человека». Она написана для того, чтобы люди знали свои права.


2 ученик: Люди не могут рождаться равными. Я, например, когда родился, весил 4 кг 300 г, а мой сосед – 3 кг 200 г.


Маленький человечек: Рождаться равными – значит рождаться людьми. Ведь никто ещё не появлялся на свет Министром с порт-

фелем или генералом с погонами.


3 ученик: Допустим, но почему это я должен относиться ко всем как к братьям и сёстрам? Я в семье единственный ребёнок, и никаких братьев и сестёр у меня никогда не было!


Маленький человечек: У меня их тоже не было. Но все мы – люди, и значит братья по разуму и происхождению… А ещё в «Конвенции ООН о правах ребёнка» сказано:

- «Все люди имеют право собираться и вместе организовывать группы и союзы».


4 ученик: Подождите, подождите, кажется, я знаю такие группы – это же наши классы. Наши родители привели нас в школу и записали к учителю, которого они выбрали по собственному желанию.


5 ученик: А почему же Декларация называется всеобщей?


Маленький человечек: Позвольте, я скажу почему. Она называется «всеобщей», т.к. написана для всех.


3. Ведущий: - Ребята, посмотрите на экран. Здесь перечислены права, записанные в Конвенции о правах ребёнка. Давайте их разберём.

(Беседа о правах).


У меня есть:


Право на имя, отчество, фамилию и гражданство.

Право знать своих родителей, совместно с ними про-

живать.

Право на заботу и воспитание (право на надлежащее питание,

жилище, медицинское обслуживание, развлечения).

Право на общение со своими родителями, бабушками,

дедушками, братьями и сёстрами.

Право на общение с обоими родителями.

Право на защиту и воспитание.

Право на свободу и равенство.

Право собираться и вместе организовывать группы и

союзы.

Право на своё собственное мнение.

Право на уважение человеческого достоинства.

Право на жизнь и личную неприкосновенность.



Право на защиту своих прав и законных интересов.

Право на личное имущество, на получение содержания

от родителей.

Право на образование.


  1. Ведущий:

- У вас на столах лежат памятки: «Права, которые у меня есть». Положите их перед собой.

- Я уверена, что все вы читали сказку Алексея Толстого «Приклю-чения Буратино…» или смотрели экранизацию этого произведения. И кто внимательно её читал или смотрел, заметил, как неоднократно в этой сказке нарушается Конвенция о правах ребёнка. Хотя, отдельные права соблюдаются. Проанализируем, в каких ситуациях это происходит.


- Внимание на экран:

1 эпизод: «С подоконника Буратино через

всю каморку перелетел на стол, крыса за

ним… И тут на столе она схватила Буратино

за горло, повалила, держа его в зубах, соскочила

на пол и поволокла под лестницу, в подполье».

- Какое право нарушено? (Право на жизнь и личную неприкосновенность).


2 эпизод: Папа Карло продал свою единственную

куртку и купил «Азбуку» с крупными буквами и

цветными картинками и отправил сына в школу.

- Учись на здоровье.

- О каком праве здесь говорится? (Право на образование).


Маленький человечек: Я точно знаю, что каждый ребёнок имеет право на бесплатное образование. В Конвенции записано также: государство должно следить, чтобы непременно все дети посещали школу, а не прогуливали уроки! Значит, когда ты ходишь в школу, ты помогаешь своей стране выполнять Конвенцию.


- Воспользовался ли Буратино этим правом? Куда он

отправился, продав Азбуку?


3 эпизод: Буратино подбежал к кассе театра,

протянул золотой и пропищал: «Послушайте.

Дайте мне в первом ряду билет на единственное

представление кукольного театра».

- Какое право здесь соблюдается?

(Право ребёнка на отдых и досуг).



4 эпизод: «Карабас Барабас погрозил куклам

семихвостой плёткой, чтобы они продолжили

представление. Куклы кое-как закончили комедию,

занавес закрылся, зрители разошлись».

(Нарушение прав – рабство, непосильный труд).


5 эпизод: «На круглых листьях водяной лилии под луной сидели большеротые лягушки, выпученными глазами глядели на Буратино.

- Какая-то каракатица плывёт, - квакнула лягушка.

- Нос, как у аиста, - квакнула другая.

- Это морская лягушка, - квакнула третья»

(Нарушается право на имя, лягушки оскорбляют Буратино).


6 эпизод: «В каморке никто не отозвался.

Карабас Барабас приказал:

- Именем Тарабарского короля –

откройте дверь!

Полицейские нажали, гнилые половинки дверей сорвались с петель…!

(Нарушается право на жилище).


7 эпизод: Кот Базилио и лиса Алиса пытаются

отобрать у Буратино монеты.

- Какое право нарушили кот и лиса, пытаясь отобрать у Буратино монеты?

(Право на личное имущество).



- Буратино и Царевна-лягушка, Князь Гвидон и Чиполлино, Том Сойер и Гулливер занялись решением вопросов о правах человека. И вместе с ними тысячи и тысячи других литературных героев. Дома, пожалуйста, глядя в памятку, постарайтесь найти примеры из произведений о соблюдении или нарушении прав ребёнка.


5. Ведущий: А теперь я предлагаю вам отдохнуть и спеть известную вам песенку «Песенку мамонтёнка» (караоке).

- Скажите, какое право мамонтёнка нарушено?



6. Сейчас я вам предлагаю разгадать кроссворд. Я буду зачитывать определения, а вы должны назвать слово.

1. Объявление, провозглашение основных принципов, программных положений. Не имеет обязательной силы, это только рекомендации. (Декларация)


2. Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми правами, выполняет все обязанности этого государства. (Гражданин).


3. Международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились. (Конвенция).


4. Создана в 1945 году, представляет собой международную организацию на добровольной основе государства с целью поддержания и укрепления международного мира и безопасности.

(ООН).

-Какое слово получилось по вертикали? (Право).



Ученик: На час начальником бы стать

Среди законодателей,

Велел бы я закон издать

Для взрослых обязательный.

«В дни отдыха, - гласил бы он, -

Одних, без нас родителей

В театры, в цирк, на стадион


Не допускать как зрителей».

Пусть надпись – буквы покрупней! –

Там ярко освещается:

Там ярко освещается:

«Вход мамам, папам без детей

Строжайше запрещается».

Тогда бы поняли они,

Всё взрослое сообщество,

Как детям в праздничные дни

Быть с ними вместе хочется.


  1. Итог занятия.


На экране задание:

- Вставьте вместо точек гласные буквы и прочитайте предложение:

Н… спр…ш…в…й, чт… стр…н… м…ж…т сд…л…ть дл… т…б…, спр…с…, чт… т… м…ж…шь сд…л…ть дл… св……й стр…н….

(Не спрашивай, что страна может сделать для тебя, спроси, что ты можешь сделать для своей страны.)


- Как вы понимаете эти слова?

- Что было бы, если люди забыли о своих обязанностях и пользовались только правами?

- Это тема нашего следующего разговора.


- Итак, о чём мы с вами говорили на нашем занятии? Я уверена, что сегодняшний разговор не прошёл даром. И каждый из вас поговорит об этом дома с родителями и в кругу друзей.

И в заключении, давайте мы с вами договорим Знак-памятку:


В мире есть закон, что знает _________________ (каждый),

Все его Конвенцией ________________ (зовут).

Охраняет жизнь, здоровье _________________ (граждан),

Их права на отдых и на ________________ (труд).

Нам с тобою тот закон _______________ (знаком)

В жизни нам поможет очень ___________ (он).





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!