СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Неагрессивное отстаивание своего мнения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час по теме: "Неагрессивное отстаивание своего мнения" актуален для подростков, так как в этом возрасте многие стремятся к лидерству, проявляют чувство взрослости в стремлении доказать свою точку зрения, но порой это происходит неконструктивным способом. Поэтому задача взрослых научить правилам конструктивного взаимодействия подростков с окружающими людьми.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Неагрессивное отстаивание своего мнения"»

Тема: Неагрессивное отстаивание своего мнения.


Цель: формирование навыков конструктивного поведения при общении с людьми, имеющие разные точки зрения.

Задачи:

  1. Актуализация знаний по теме.

  2. Определение преобладающего способа поведения учащимися при отстаивании собственного мнения.

  3. Развитие навыков неагрессивного отстаивания своего мнения: развитие умения анализировать, аргументировать, доказывать, делать умозаключения, владеть эмоциями, адекватно использовать язык телодвижения.

  4. Развитие наблюдательности.

  5. Развитие творческих, актерских способностей.



  1. Приветствие детей.

  2. Введение в тему.


Ребята посмотрите за окно. Мы видим голубое небо, серое здание школы. Это очевидно. Это ФАКТЫ, и мы с ними согласны. Скажите, кто считает, что сегодня чудесный день? А кто хочет нам возразить?

Упражнение «Восприятие картины».

Перед вами рисунок. Скажите, что вы видите?


На нем можно увидеть два равноправных образа: либо два профиля, смотрящих друг на друга, либо симметричную вазу в центре. Одну и ту же картину мы видим с разных точек зрения, а значит наши взгляды и мнения могут различаться.

Вывод: различие во взглядах, вкусах породило различие во мнениях, различие во мнениях породило противоречие, противоречие привело к разногласиям, обсуждение которых приводит к спору.

Для того, чтобы отстоять свое мнение необходимо овладеть искусством спора, которое возникло еще в Древней Греции.

Назовите древнегреческого философа, который владел этим видом искусства? (Сократ). Подсказка: он является основателем школы риторической грамотности, для своих учеников он вел уроки эристики, т.е. уроки «праведного», честного спора, который строился как диалог – уважительный и доказательный.

Актуализация знаний.

Отстаивая свою точку зрения, мнение, люди ведут себя по-разному.

Какие виды поведения мы используем при отстаивании своего мнения?

Чаще всего встречается четыре вида поведения: пассивное, агрессивное, манипулирование и переговоры или неагрессивное отстаивание своего мнения.

(Учащимся выдать интеллект-карты к уроку).

Ребята вы получили интеллект карты, на которых вы можете делать пометки, записывать кратко определение понятий.

Что значит пассивное поведение? Как его еще можно назвать? (неуверенное).

Пассивное поведение - это стремление «сдаться без боя», попытка уйти от ответственности за ситуацию, не делать ничего, лишь бы избежать противостояния и противоборства, или простое игнорирование конфликта. Фактически пассивный человек предоставляет окружающим возможность решать за него. Поэтому он редко добивается желаемого. Пассивность порождает ощущение собственной слабости и неопределенности препятствий для достижения цели.

Что вы понимаете под агрессивным поведением?

Агрессивное поведение - это попытка добиться чего-либо, во что бы то ни стало, не стесняясь в выражениях и не разбираясь в средствах. Агрессивный человек кричит, обзывает собеседника, проявляет излишнюю требовательность и не соглашается ни на какие уступки. Его собеседник, в свою очередь, чувствует себя оскорбленным. Агрессивное поведение, как правило, вредит отношениям. Людей раздражает излишняя требовательность.

Манипуляция – это преднамеренное и скрытое побуждение человека к принятию решений и выполнения действий, необходимых для достижения целей манипулятора, т.е вынуждение собеседника поступить так, как это нужно, при этом тот, кем манипулируют, считает, что действует самостоятельно. Одним из видов манипуляции является реклама.

Неагрессивное отстаивание своего мнения. Если перевести на язык психологии, как называется данный вид поведения? (уверенное).

Упражнение «Аукцион».

Сейчас мы проведем аукцион знаний по способам выражения уверенного поведения.

(Учащиеся высказываются, последний является победителем). Затем учащимся выдаются

Правила неагрессивного отстаивания своего мнения

Вербальные навыки неагрессивного отстаивания своего мнения

Правило 1. Изложи свою точку зрения убедительно и кратко, используя факты, мнения, данные статистики и т.д..

Правило 2. Высказывай свое мнение вежливо, доброжелательно.

Правило 3. Соблюдай нормы речевого этикета (не употребляй грубых слов).

Правило 4. В разговоре не переходите на личности.

Правило 5. Выслушивайте мнение собеседника терпеливо, без повышенной эмоциональности.

Правило 6. Учитывай и уважай чувства собеседника.

Помни слова Сократа: «Сначала встань на точку зрения собеседника, потом покажи ее ошибочность и убеди в своей правоте».

Невербальные навыки неагрессивного отстаивания своего мнения

Правило 7. Тон голоса. Не мямли, не шепчи, не кричи. Говори уверенно, громким, спокойным голосом.

Правило 8. Взгляд. Смотри в глаза собеседнику, не отводи глаза в сторону и не смотри в пол.

Правило 9. Мимика. Выражение лица должна соответствовать тому, что ты говоришь.

Правило 10. Поза. Старайся выглядеть спокойным и не напряженным. Не переступай с ноги на ногу, иначе собеседнику будет казаться, что ты в себе не уверен.

Правило 11. Жесты. Держи руки свободными и спокойными. Избегай жестов рукой у лица (почесывание носа, прикрывания рукой рта, сжимание кистей в кулаки, скрещивания рук на груди).

(Раздать учащимся правила)

4. Основная часть.

Скажите, всегда ли можно отстоять собственное мнение неагрессивным способом?

Попробуйте сформулировать цель нашего занятия.

Самодиагностика Анкета: «Определение способа отстаивания своего мнения».

Инструкция. Внимательно прочитай каждый из вопросов анкеты. Обведи в кружок ответ соответствующий твоей оценке. Подсчитай количество «ДА» в 1-3 вопросах и количество «ДА» в 4-6 вопросах. Запишите ответы.

  1. Теряешь ли ты терпение («взрываешься»), если тебе не удается добиться своего

ДА НЕТ

  1. Добиваешься ли ты своего любыми средствами, включая излишнюю настойчивость и словесные оскорбления собеседника?

ДА НЕТ

  1. Грозишь ли ты собеседнику, добиваясь согласия?

ДА НЕТ

  1. Предпочитаешь ли ты, чтобы события шли своим чередом, а проблемы решались сами?

ДА НЕТ

  1. Делаешь ли ты то же, что окружающие, даже если тебе лично это не нравится?

ДА НЕТ

  1. Боишься ли ты высказывать собеседнику то, о чем думаешь, открыто?

ДА НЕТ

Интерпретация.

Если вы ответили ДА в вопросах с 1-3, то это говорит о том, что у вас проявляются признаки агрессивности при отстаивании своего мнения.

Если у вас имеются ответы в вопросах 4-6, то вы иногда проявляете пассивность.

Упражнение «А ЭТО КАК СКАЗАТЬ...»

Подтвердите и опровергните следующие утверждения.

- Хорошо иметь кучу денег (в литературе мотив переживаний богатых людей, подозревающих окружающих в том, что они любят не его самого, а лишь его капиталы).
- Когда тебе делают замечания, это неприятно.
Упражнение «Дискуссия».

Раздать фишки с наименованием денежной единицы. Фишки друг другу не показывать. Вы дипломаты – представители различных стран, и вам необходимо договориться об использовании единой валюты на международном рынке. Каждый заинтересован в своей денежной единице. Вам дается 5 минут для проведения дискуссии. В итоге должна быть названа одна денежная единица.

(На фишках написано: «фунт стерлингов», «доллар», «евро», «рубль», «франк». Фишек с одним названием может быть несколько).

Обсуждение.

  1. Что помешало прийти к общему мнению?

  2. Что помогло прийти к общему согласию?

  3. Какие правила неагрессивного отстаивания мнения были нарушены?

  4. Что можно было сделать, чтобы прийти к общему мнению?

Упражнение «Мозговой штурм»
Составьте списки ситуаций, в которых подросткам нелегко открыто высказать свое мнение. (Например: «мнение о взрослости родителями и подростками», «курить или не курить» ).

Учащиеся сначала пишут на листочках, а затем записываются ситуации на доске.

Ролевая игра

Учащимся предлагается выбрать ситуацию для проигрывания.

Учащиеся проигрывают ситуацию с применением кукол. Остальные учащиеся являются наблюдателями, они делятся на две группы. 1 группа отслеживает невербальные навыки. 2 группа отслеживает вербальные навыки. Записывают в листочках наблюдения.

Обсуждение.

  1. Участники игры дают обратную связь – удалось ли прийти к общему мнению? Какие чувства они испытывают?

  2. Наблюдатели отмечают используемые навыки неагрессивного отстаивания мнения.

  3. Какие приемы оказались наиболее эффективными?

Ролевая игра «Сомнительное приключение».

Учащиеся делятся на две группы. В каждой группе выбирается наблюдатель, отслеживающий вербальные навыки отстаивания мнения и наблюдатель, отслеживающий невербальные навыки, которые записывают в листах наблюдения.

Сейчас мы сыграем в игру. В каждой группе выберите 3 человека «возмутителя спокойствия». Это самые смелые и отчаянные ребята, которые ничего не боятся и которым все в жизни хочется попробовать. Их задача – убедить остальных членов группы всем вместе прыгнуть с парашютом с самолета. Но как стало известно, прыгать придется с древнего сомнительного «Кукурузника», парашюты очень старые, а инструктор – алкоголик (поскольку, таким образом, прыжки будут стоить дешевле). Задача остальных участников – не только не согласиться, но и отговорить самих заводил.

Пояснения для учителя.

Дать время для дискуссии. Затем от каждой группы по одному представителю «возмутители спокойствия» и одному участнику из числа «благоразумных». Попросить ответить на следующие вопросы:

  • Что было самым трудным в задании?

  • Сложно ли было отстаивать свое мнение? Появлялись ли сомнения в его правильности?

  • Удалось ли применить навыки неагрессивного отставания своего мнения?

  • Чьи аргументы казались вам очень значимыми?

5. Заключение

Упражнение «Продолжите фразу»

Преимущества неагрессивного отстаивания своего мнения… (ответы записать на доске)

Чего могут добиться подростки, если не будут агрессивными, а будут уверенными при доказательстве своего мнения?

- получение того, что хочешь,

- становишься о себе лучшего мнения,

- заслужишь одобрение окружающих…

6. Проверка знаний.

Упражнение «Интеллект карта»

Работа в микрогруппах.

Составьте интеллект карту. Вам предложены образец составления карты. В центре вашей интеллект карты поместите тему нашего занятия: «Неагрессивное отстаивание своего мнения».

Представление результата каждой группой.

7. Обратная связь.

Высказывания участников по кругу:

Какой вывод вы сделали для себя? Всегда ли можно отстоять собственное мнение неагрессивным способом?