СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав"»

Классный час: «Нет прав без обязанностей.
Нет обязанностей без прав»

  1. Приветствие. Настрой на работу.

-Добрый день, дорогие ребята, уважаемые члены жюри, гости! Меня зовут Светлана Степановна Журавлёва.
Я рада встрече с вами и ожидаю от нашей совместной работы новых интересных открытий!



2.Определение темы.

- Ребята, я принесла с собой две коробки. Посмотрите на них, сравните. Что скажите? (одинаковые по размеру, по цвету)
- А так? (надписи разные)
- Прочитайте, что на них написано (права, обязанности)
- Кто может сказать, о чем сегодня мы будем говорить ? (о правах и обязанностях)
- Правильно ребята. Я сформулировала тему нашего классного часа так: «Нет прав без обязанности. Нет обязанностей без прав».(на доске слайд)






















3. Беседа. Определение понятия «Право»

- Давным-давно, тысячи лет назад, на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы:

Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

И так далее.

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.

В конце концов, людям удалось решить эти Главные Вопросы.

Сегодня мы попробуем разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности.
- Что такое право?
- Поможет нам в этом «Толковый словарь» Сергея Ивановича Ожегова. Появляется запись на СЛАЙДЕ-

- Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.

Права – это правила, по которым живут люди,
эти правила охраняются законом,
эти правила определяют отношение людей в обществе.

На доску прикрепляю СЕРЕДИНКУ цветика-семицветика.









- У вас на груди к одежде прикреплены бейджи. Что на них написано? (имя)
- Только ты на свет родился,
Право первое твое:
Получи, чтоб им гордиться
Имя личное свое.      
- Всех по разному зовут:
Кот – Мурлыка,
пес – Барбос.
Даже нашу козочку –
Зовут красиво – Розочка!
Настя, Вика и Данила
Все имеют свое ИМЯ!

- Как вы думаете, иметь свое имя – это право или обязанность? (Право)
- Да, это право Давайте прикрепим это право к нашей серединке цветка.

- Какими правами еще обладает человек?

1) Ребенок достает школьные принадлежности (учебник, тетрадь, ручку, пенал..)
– Как называется это право? (Право на обучение /образование).
Чтобы вырасти успешным,
Надо много знать, уметь.
Чтобы вырасти большим,
Недостаточно питанья.
Мы использовать должны
Право на ОБРАЗОВАНИЕ!
(Крепим лепесток к серединке.)


2)Картинка с изображением семьи (право на семью)
- Очень трудно самому,
Жить на свете одному.
Правом с мамой жить и с папой
Пользуйтесь везде, ребята.  - ( Крепим лепесток к серединке.)



3) Ученик достает из коробки: бинт, пластырь, градусник, иллюстрацию врача .
- Какое право спряталось? ( право на охрану здоровья и медицинскую помощь)

- Если жар, все тело ломит
И совсем не до игры,
То позвать врача на помощь
Тоже право детворы. .  - ( Крепим лепесток к серединке.)



4)Картинка ребенка в слезах: - (ПРАВО на защиту и от жестокого обращения, от непосильного для вас труда…)
- Я росточком не доволен
И пока не так силен,
Но не смей мне делать больно
Есть у нас такой закон.  - ( Крепим лепесток к серединке.)









5)Иллюстрация летнего отдыха (дети на речке, у моря..) – (Право на отдых, досуг) -

Лучик - солнечный дружок,
Был со мною весь денек.
Мы с ним в салочки играли,
А потом часок дремали.
Мы шалили, хохотали.
Вечером в футбол играли.
Он мне спинку щекотал,
Я букварь ему читал,
Вместе делали зарядку,
Во дворе играли в прятки. ( Крепим лепесток к серединке.)

6) Ребята, скажите, есть ли у вас возможность получать доступные новости, свободно выражать свои взгляды и мнение? Такое право называется – ПРАВО НА доступ к информации, право на свободное выражение своих взглядов, мнения.- ( Крепим лепесток к серединке.)
- Прав гораздо БОЛЬШЕ, чем мы сейчас назвали.


4. Беседа. Знакомство с документами, регламентирующие наши права и обязанности.

- Какие документы закрепляют права человека? (КОНСТИТУЦИЯ РФ) – СЛАЙД

КОНСТИТУЦИЯ РФ – это документ, в котором излагаются права и обязанности граждан, проживающих в России.
Конституция принята 12 декабря 1993 года.

- Ребята, а кто из вас знает, как называется документ, защищающий ПРАВА ДЕТЕЙ? (ответы) (СЛАЙД)
- 20 ноября 1989 года принят важный документ «КОНВЕНЦИЮ О ПРАВАХ РЕБЕНКА».
КОНВЕНЦИЯ – это международный договор, который должен обязательно исполняться. В нём говорится, что государства, подписавшие его, взяли на себя обязательства заботиться о детях. Этот договор подписали правительства более 170 государств. Наша страна тоже подписалась под этим документом.

- Права ребенка надо знать,
Не только знать, но соблюдать!
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить!

- Мы познакомились с некоторыми правами. Сказочные герои просят нашей помощи. Нужно определить какие права нарушены:.

1) ПРАВО НА НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЖИЛИЩА - Героиня выгнала хозяина из своего дома в народной сказке «Заячья избушка») – СЛАЙД с изображением обложки книги.

2)ПРАВО НА СВОБОДУ - Эта героиня держала мальчика Кая в холодном плену? ( Снежная Королева – Ганс Христиан Андерсен «Снежная Королева»)- СЛАЙД с изображением обложки книги.

- Молодцы! Определили верно!

5. Беседа. Определение понятия «Обязанность»

- Ребята, СТАТЬЯ 29 КОНВЕНЦИИ гласит, что «человек имеет не только права, но и обязанности».
- Что такое ОБЯЗАННОСТЬ?(ответы)
Поможет нам в этом «Толковый словарь» Сергея Ивановича Ожегова.
ОБЯЗАННОСТИ — это определенный круг действий, обязательных для выполнения. (СЛАЙД)

- Приглашаю ребят. Представим ситуации из жизни.

1)Учитель: - Ваня, ты уже который понедельник не готов к уроку чтения!
Ваня: - Вчера было воскресенье. Я имею право на отдых!

- Прав ли Ваня, ребята? (ответы детей) – (ВАНЯ ПОМНИТ ПРАВО НА ОТДЫХ, НО ЗАБЫЛ СВОЮ ОБЯЗАННОСТЬ – УЧИТЬСЯ)

2)Саша: - Вика, я мыл-мыл доску, а ты её изрисовала!
Вика: - Ну, что здесь плохого? Я имею право на занятие личным делом!

- Права ли Вика? (ВИКА ИМЕЕТ ПРАВО НА ЛИЧНОЕ ДЕЛО , НО И ОНА ДОЛЖНА С УВАЖЕНИЕМ ОТНОСИТЬСЯ К ТРУДУ ДРУГИХ)

3)Мать: - Сынок, я ухожу! Уберись в своей комнате. Помой посуду!
Сын: - Мама, у меня завтра контрольная.
Мать: - Успеешь ещё решить свои задачи! Нельзя же оставлять дом в беспорядке!
Сын: - Конвенцией по правам ребенка я защищён от выполнения любой работы, которая препятствует получению образования!

- Прав ли наш герой? (МАЛЬЧИК НЕ ПРАВ, т.к. ПОСИЛЬНЫЙ ДОМАШНИЙ ТРУД – ЭТО ОБЯЗАННОСТЬ РЕБЕНКА).


6. Подведение итога.

- Спасибо, ребята!
- Что я делаю? (Связываете слова)
- Значит, слова друг без друга не могут! Поэтому мы и говорим «Нет прав без обязанностей! Нет обязанностей без прав!».

- Закончить наш классный час хотела бы следующим стихотворением:

Лишь появится ребенок,
И начнет дышать едва,
У него уже с пеленок
Очень веские права:
Он имеет право жить,
Развиваться и дружить,
Иметь просторный, добрый дом,
Видеть тихий мирный сон,
 Врачей помощь получать,
Обучаться ,отдыхать,
Быть веселым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым,
И любить и быть любим-
Он на свете не один!

- Продолжите предложения:
Я ИМЕЮ ПРАВО -…
МОИ ОБЯЗАННОСТИ -….

(СЛАЙД с заключительными словами)

- Надеюсь, вы поняли, как важно знать свои права и обязанности. Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом. Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои. Уважай чужие права!
Я хочу вам подарить цветик-семицветик с перечнем основных прав, о которых мы сегодня говорили. Спасибо, ребята, за хорошую и дружную работу.



















Цель: помочь детям осознать , что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав .
ЗАДАЧИ:

- познакомить с основными нормативными документами, регулирующими и защищающими их деятельность (Конституция, Конвенция);
-помочь детям разобраться в понятиях ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ;
-обобщить знания детей об основных правах ребенка, способствовать развитию правовых знаний в жизни;
- формировать уважительное отношение друг к другу, воспитывать чувство гражданской ответственности.

Формы работы: общеклассная , групповая, парная.
применялись различные методы организации и самоорганизации деятельности учащихся:

наглядный метод обучения, частично-поисковый метод с опорой на наглядность, постановка проблемных вопросов. Считаю, что поставленные цели и задачи в ходе мероприятия были реализованы.


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!