Классный час: «Нет прав без обязанностей.
Нет обязанностей без прав»
-
Приветствие. Настрой на работу.
-Добрый день, дорогие ребята, уважаемые члены жюри, гости! Меня зовут Светлана Степановна Журавлёва.
Я рада встрече с вами и ожидаю от нашей совместной работы новых интересных открытий!
2.Определение темы.
- Ребята, я принесла с собой две коробки. Посмотрите на них, сравните. Что скажите? (одинаковые по размеру, по цвету)
- А так? (надписи разные)
- Прочитайте, что на них написано (права, обязанности)
- Кто может сказать, о чем сегодня мы будем говорить ? (о правах и обязанностях)
- Правильно ребята. Я сформулировала тему нашего классного часа так: «Нет прав без обязанности. Нет обязанностей без прав».(на доске слайд)
3. Беседа. Определение понятия «Право»
- Давным-давно, тысячи лет назад, на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы:
Что люди могут делать и чего не могут?
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
На что они имеют право и на что не имеют?
И так далее.
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.
В конце концов, людям удалось решить эти Главные Вопросы.
Сегодня мы попробуем разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности.
- Что такое право?
- Поможет нам в этом «Толковый словарь» Сергея Ивановича Ожегова. Появляется запись на СЛАЙДЕ-
- Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.
Права – это правила, по которым живут люди,
эти правила охраняются законом,
эти правила определяют отношение людей в обществе.
На доску прикрепляю СЕРЕДИНКУ цветика-семицветика.
- У вас на груди к одежде прикреплены бейджи. Что на них написано? (имя)
- Только ты на свет родился,
Право первое твое:
Получи, чтоб им гордиться
Имя личное свое.
- Всех по разному зовут:
Кот – Мурлыка,
пес – Барбос.
Даже нашу козочку –
Зовут красиво – Розочка!
Настя, Вика и Данила
Все имеют свое ИМЯ!
- Как вы думаете, иметь свое имя – это право или обязанность? (Право)
- Да, это право Давайте прикрепим это право к нашей серединке цветка.
- Какими правами еще обладает человек?
1) Ребенок достает школьные принадлежности (учебник, тетрадь, ручку, пенал..)
– Как называется это право? (Право на обучение /образование).
Чтобы вырасти успешным,
Надо много знать, уметь.
Чтобы вырасти большим,
Недостаточно питанья.
Мы использовать должны
Право на ОБРАЗОВАНИЕ! (Крепим лепесток к серединке.)
2)Картинка с изображением семьи (право на семью)
- Очень трудно самому,
Жить на свете одному.
Правом с мамой жить и с папой
Пользуйтесь везде, ребята. - ( Крепим лепесток к серединке.)
3) Ученик достает из коробки: бинт, пластырь, градусник, иллюстрацию врача .
- Какое право спряталось? ( право на охрану здоровья и медицинскую помощь)
- Если жар, все тело ломит
И совсем не до игры,
То позвать врача на помощь
Тоже право детворы. . - ( Крепим лепесток к серединке.)
4)Картинка ребенка в слезах: - (ПРАВО на защиту и от жестокого обращения, от непосильного для вас труда…)
- Я росточком не доволен
И пока не так силен,
Но не смей мне делать больно
Есть у нас такой закон. - ( Крепим лепесток к серединке.)
5)Иллюстрация летнего отдыха (дети на речке, у моря..) – (Право на отдых, досуг) -
Лучик - солнечный дружок,
Был со мною весь денек.
Мы с ним в салочки играли,
А потом часок дремали.
Мы шалили, хохотали.
Вечером в футбол играли.
Он мне спинку щекотал,
Я букварь ему читал,
Вместе делали зарядку,
Во дворе играли в прятки. ( Крепим лепесток к серединке.)
6) Ребята, скажите, есть ли у вас возможность получать доступные новости, свободно выражать свои взгляды и мнение? Такое право называется – ПРАВО НА доступ к информации, право на свободное выражение своих взглядов, мнения.- ( Крепим лепесток к серединке.)
- Прав гораздо БОЛЬШЕ, чем мы сейчас назвали.
4. Беседа. Знакомство с документами, регламентирующие наши права и обязанности.
- Какие документы закрепляют права человека? (КОНСТИТУЦИЯ РФ) – СЛАЙД
КОНСТИТУЦИЯ РФ – это документ, в котором излагаются права и обязанности граждан, проживающих в России.
Конституция принята 12 декабря 1993 года.
- Ребята, а кто из вас знает, как называется документ, защищающий ПРАВА ДЕТЕЙ? (ответы) (СЛАЙД)
- 20 ноября 1989 года принят важный документ «КОНВЕНЦИЮ О ПРАВАХ РЕБЕНКА».
КОНВЕНЦИЯ – это международный договор, который должен обязательно исполняться. В нём говорится, что государства, подписавшие его, взяли на себя обязательства заботиться о детях. Этот договор подписали правительства более 170 государств. Наша страна тоже подписалась под этим документом.
- Права ребенка надо знать,
Не только знать, но соблюдать!
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить!
- Мы познакомились с некоторыми правами. Сказочные герои просят нашей помощи. Нужно определить какие права нарушены:.
1) ПРАВО НА НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЖИЛИЩА - Героиня выгнала хозяина из своего дома в народной сказке «Заячья избушка») – СЛАЙД с изображением обложки книги.
2)ПРАВО НА СВОБОДУ - Эта героиня держала мальчика Кая в холодном плену? ( Снежная Королева – Ганс Христиан Андерсен «Снежная Королева»)- СЛАЙД с изображением обложки книги.
- Молодцы! Определили верно!
5. Беседа. Определение понятия «Обязанность»
- Ребята, СТАТЬЯ 29 КОНВЕНЦИИ гласит, что «человек имеет не только права, но и обязанности».
- Что такое ОБЯЗАННОСТЬ?(ответы)
Поможет нам в этом «Толковый словарь» Сергея Ивановича Ожегова.
ОБЯЗАННОСТИ — это определенный круг действий, обязательных для выполнения. (СЛАЙД)
- Приглашаю ребят. Представим ситуации из жизни.
1)Учитель: - Ваня, ты уже который понедельник не готов к уроку чтения!
Ваня: - Вчера было воскресенье. Я имею право на отдых!
- Прав ли Ваня, ребята? (ответы детей) – (ВАНЯ ПОМНИТ ПРАВО НА ОТДЫХ, НО ЗАБЫЛ СВОЮ ОБЯЗАННОСТЬ – УЧИТЬСЯ)
2)Саша: - Вика, я мыл-мыл доску, а ты её изрисовала!
Вика: - Ну, что здесь плохого? Я имею право на занятие личным делом!
- Права ли Вика? (ВИКА ИМЕЕТ ПРАВО НА ЛИЧНОЕ ДЕЛО , НО И ОНА ДОЛЖНА С УВАЖЕНИЕМ ОТНОСИТЬСЯ К ТРУДУ ДРУГИХ)
3)Мать: - Сынок, я ухожу! Уберись в своей комнате. Помой посуду!
Сын: - Мама, у меня завтра контрольная.
Мать: - Успеешь ещё решить свои задачи! Нельзя же оставлять дом в беспорядке!
Сын: - Конвенцией по правам ребенка я защищён от выполнения любой работы, которая препятствует получению образования!
- Прав ли наш герой? (МАЛЬЧИК НЕ ПРАВ, т.к. ПОСИЛЬНЫЙ ДОМАШНИЙ ТРУД – ЭТО ОБЯЗАННОСТЬ РЕБЕНКА).
6. Подведение итога.
- Спасибо, ребята!
- Что я делаю? (Связываете слова)
- Значит, слова друг без друга не могут! Поэтому мы и говорим «Нет прав без обязанностей! Нет обязанностей без прав!».
- Закончить наш классный час хотела бы следующим стихотворением:
Лишь появится ребенок,
И начнет дышать едва,
У него уже с пеленок
Очень веские права:
Он имеет право жить,
Развиваться и дружить,
Иметь просторный, добрый дом,
Видеть тихий мирный сон,
Врачей помощь получать,
Обучаться ,отдыхать,
Быть веселым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым,
И любить и быть любим-
Он на свете не один!
- Продолжите предложения:
Я ИМЕЮ ПРАВО -…
МОИ ОБЯЗАННОСТИ -….
(СЛАЙД с заключительными словами)
- Надеюсь, вы поняли, как важно знать свои права и обязанности. Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом. Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои. Уважай чужие права!
Я хочу вам подарить цветик-семицветик с перечнем основных прав, о которых мы сегодня говорили. Спасибо, ребята, за хорошую и дружную работу.
Цель: помочь детям осознать , что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав .
ЗАДАЧИ:
- познакомить с основными нормативными документами, регулирующими и защищающими их деятельность (Конституция, Конвенция);
-помочь детям разобраться в понятиях ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ;
-обобщить знания детей об основных правах ребенка, способствовать развитию правовых знаний в жизни;
- формировать уважительное отношение друг к другу, воспитывать чувство гражданской ответственности.
Формы работы: общеклассная , групповая, парная.
применялись различные методы организации и самоорганизации деятельности учащихся:
наглядный метод обучения, частично-поисковый метод с опорой на наглядность, постановка проблемных вопросов. Считаю, что поставленные цели и задачи в ходе мероприятия были реализованы.