Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Кировская средняя школа № 2»
3 класс
2024
Цель: формирование правовой культуры младших школьников.
Задачи:
расширить представления младших школьников об основных правах и обязанностях ребёнка, показать их единство;
способствовать формированию норм нравственного поведения и основ правовой культуры;
создать условия для воспитания у обучающихся толерантного и уважительного отношения к окружающим людям.
Материалы и оборудование: компьютер, экран, презентация классного часа, Конвенция о правах ребёнка в картинках, раздаточный материал «Собери пословицу».
Ход занятия
1. Организационный момент
- Добрый день, друзья!
Очень много стран на свете, это знает каждый.
Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?
Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,
Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.
Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,
Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!
Кем он станет завтра, маленький и нежный?
Всей Земле права его – право на надежду!
- 20 ноября по правовому календарю – Всемирный день прав ребёнка. Сегодня мы с вами поговорим о правах и обязанностях детей, то есть о ваших правах и обязанностях.
2. Вступительное слово учителя
С самого первого момента появления на Земле люди задумывались над тем, как организовать свою жизнь так, чтобы не было беспорядка, войн, голода, несправедливости. Тысячи лет люди отстаивали свои права и свободы, договаривались о мирном сосуществовании и правосудии. Так, в 1948 году появилась Всеобщая Декларация прав человека, текст которой является первым глобальным определением прав, которыми обладают все люди.
А вот появлению Декларации о правах ребёнка способствовала инициатива женщин, вставших на защиту прав своих детей, после первой мировой войны в начале 20 века. В 1924 году в Женеве была подписана первая Декларация прав ребенка из 5 пунктов, а после принятия Всеобщей декларации прав человека ООН, в 1959 году была принята и Декларация о правах ребенка.
В последующие годы на заседаниях ООН постоянно рассматривались доклады о серьёзных нарушениях, от которых страдали дети: недоступность детского здравоохранения, ограниченных возможностях получения образования, стали известны данные о детях беженцах, узниках тюрем, жертвах войны. Поэтому в 1989 г. ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. В ней 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе.
И сегодня мы с вами постараемся узнать и понять, какие у вас есть основные права, а также обязанности, которые вы должны соблюдать в своём возрасте.
3. Беседа о правах и обязанностях
- Давайте вспомним, что же такое «право» и «обязанность»?
Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.
(«Толковый словарь» С. И. Ожегова) (слайд 2-3)
Обязанность – круг действий, возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения.
(«Толковый словарь» С. И. Ожегова) (слайд 4-5)
- Какие вы знаете права ребёнка? (слайд 6)
(Дети рассказывают стихи, демонстрируя соответствующие статьи Конвенции о правах ребёнка в картинках)
1.Только ты на свет родился,
Право первое твое:
Получи, чтоб им гордиться
Имя личное свое. (Статья 7)
2.Очень трудно самому,
жить на свете одному.
Правом с мамой жить и с папой
Пользуйтесь везде, ребята. (Статья 9)
3.Есть еще такое право
помнить думать и творить
и другим свои раздумья,
если хочешь подарить. (Статьи 12, 13, 14)
4.Я росточком не доволен
И пока не так силен,
Но не смей мне делать больно
Есть у нас такой закон. (Статья 37)
5.Если жар, все тело ломит
И совсем не до игры,
То позвать врача на помощь
Тоже право детворы. (Статья 24)
6.Чтоб с наукой подружиться ,
С книжкой в маленькой руке
Правом пользуюсь учиться
На родимом языке. (Статья 30)
7.Подросла, взяла я книжки
И пошла я в первый класс.
В школу ходят все детишки -
Это право есть у нас. (Статья 28)
8.Я могу свой детский праздник
Как и взрослый отмечать.
Если я проголодаюсь -
Пищу вправе получать. (Статья 31)
9.Будь ты слабым или сильным ,
Белым, черным все равно
Ты родился быть счастливым
Это право всем дано. (Статья 6)
- Дети, имеют свои гражданские права и свободы, они должны уметь ими пользоваться. Но, наряду с правами, каждый ребёнок должен знать и ответственно выполнять свои обязанности. Права и обязанности гражданина неразделимы - это две стороны нашей жизни.
- Какие обязанности есть у вас? (слайд 7-8)
- А сейчас поиграем в игры.
4. Игра «Угадай героя сказки» (слайд 9)
- Отгадайте сказочного героя по описанию.
1) В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на возможность свободно передвигаться в лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершено покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).
2) Он имел право на свободное передвижение, свободу мысли и совести, право на защиту от посягательства на честь и репутацию, но, в итоге, лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Колобок).
3) Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, пытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался. (Буратино).
4) Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу. Но настойчивость жениха позволила разбудить красавицу, привела сказку к счастливому концу. (Спящая красавица).
5) Она родилась в знатной семье, но мачеха и старшая сестра жестоко с ней обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживать им. Но она всё равно вышла замуж за принца и была счастлива. (Золушка).
6) Она жестоко обращалась со своим мужем, дискриминация его прав проявлялась во всем ее отношении к нему, но, обогащаясь, она осталась у разбитого корыта. (Старуха).
5. Игра «Собери пословицу – назови право» (слайд 10)
Доброе имя лучше богатства. (Право на собственное имя)
При солнышке тепло, при матери добро. (Право на любовь и заботу родителей)
Береги платье снову, а честь смолоду. (Право на защиту чести и достоинства)
Грамоте учиться – всегда пригодится. (Право на образование)
Делу – время, а потехе – час. (Право на отдых и досуг)
Болен – лечись, а здоров - берегись. (Право на медицинскую помощь)
6. Игра «Право или обязанность?»
- А теперь проверим, различаете ли вы свои права и обязанности. Я буду зачитывать утверждения, а вы отвечать, что это, право или обязанность.
Каждый школьник 1 раз в четверть отдыхает, так как законом предусмотрены каникулы. (Право)
Каждый, кто заболел, получает медицинскую помощь у врача. (Право)
Получение бесплатного общего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами. (Право)
Добросовестное учение, посещение уроков согласно расписанию. (Обязанность)
Получение оценки своих знаний. (Право)
Бережное отношение к имуществу школы. (Обязанность)
Уважение чести и достоинства других обучающихся и работников школы. (Обязанность)
Любой ученик может высказать на уроке свое мнение по тому или иному вопросу. (Право)
Каждый школьник должен соблюдать правила поведения в школе. (Обязанность)
Каждый школьник может развивать свои способности и таланты. (Право)
7. Подведение итогов. Рефлексия (слайд 11)
- Итак, наше занятие подошло к концу. Продолжите фразу:
Нужно знать … (свои права)
Нужно уважать… (права других людей)
Нельзя забывать … (о своих обязанностях)
8. Заключительное слово учителя (слайд 12)
- Права взрослого человека и права ребёнка важно знать. Но не менее важно помнить и то, что, кроме прав, у человека есть и обязанности, которые неразрывно связаны между собой.
Помните, каждый ребенок должен быть счастливым, а если вам кажется, что ваши права кто-то нарушает, посоветуйтесь с взрослым, которому доверяете. Решение будет найдено.Желаю вам удачи, хорошего настроения и позвольте закончить наше занятие таким стихотворением:
Как хорошо, что есть права!
Конвенция нас строго защищает.
И в ней важны нам все права,
Они великой силой обладают.