Классный час
«Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой»
Великая Отечественная война в исторической памяти современных подростков
Цель: показать важность сохранения и передачи исторической памяти о Великой Отечественной войне через межпоколенческую историю семьи.
Задачи:
выявить, что знают и помнят о Великой Отечественной войне современные подростки и члены их семей
выявить источники получения информации о ВОВ, героях, ярких сражениях тех лет.
выявить личностные переживания современных подростков, связанные с периодом ВОВ
проанализировать, каким образом в семьях современных подростков сохраняется и передается через поколения связь с великим прошлым нашей страны
организация диалога между поколениями (через анкетирование, описание истории семьи) с целью воспитания чувств гордости и патриотизма у поколения нового века
На экране: под музыку из кинофильма «Офицеры» демонстрируется фотографии ветеранов Великой Отечественной Войны.
На доске:
«Наша жизнь вписана в еще более широкую и богатую событиями летопись нашего рода». Э. Горовиц
«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно». А.Пушкин
Оборудование: презентация, генеалогическое древо (рисунок), стикеры цветные, орденские книжки, письма с фронта
фрагменты документальной хроники о Великой Отечественной войне.
Ведущий: Война 1941–1945 гг. не обошла стороной ни один город, ни одну деревню, в каком бы глубоком тылу они ни находились. И ни одна семья не была в стороне от общенародного горя. Скоро 70 лет со дня Великой Победы, бабушки-дедушки современных мальчишек и девчонок – это дети войны, помнящие голод, лишения. Рассказы о войне незнакомых людей не всегда затрагивают наши сердца.
Сегодня нужно говорить не о войне вообще, а о каждом конкретном участнике ее: о прадедах, тогда еще молодых парнях, недолюбивших, не доживших до Победы, не увидевших, как росли их дети, о бабушках и дедушках – двенадцати–четырнадцатилетних подростках, наравне со взрослыми стоявших сутками у станков, голодающих, но чистых душами и помыслами, – о тех, кто ратным и трудовым подвигом приближал май 45-го.
Великая Отечественная война является ключевым событием в истории нашего государства. Память о ней сохраняется как у людей, переживших военные годы, так и у последующих поколений. В наши дни существенно меняется контекст ее осмысления: отчетливее становится ощущение уходящей связи с тем временем, с той эпохой. Уходит не только поколение военной поры, но уходит что-то существенно важное, без чего рассыпается целостность нашей общей памяти, общей жизни. Сегодня память уступает дорогу истории.
Одной из ведущих на сегодня является проблема памяти и воспоминаний, проблема потери органической связи с прошлым. С памятью о войне связаны многие актуальные мировоззренческие и нравственные проблемы.
Вопрос учащимся: Как вы думаете, зачем нужно говорить и помнить о войне? Для чего нужен этот альбом памяти?(5мин.)./ Учащиеся отвечают /
Ведущий: Мы не напрасно обратились именно к молодежи для того, чтобы проанализировать историческую память о ВОВ, на которую, безусловно, накладывает отпечаток современная ситуация, характеризующаяся быстрой сменой ценностного пространства.
Данные социологического опроса: результаты анкетирования семей обучающихся группы.(10мин.). /Рассказ учащихся, инициативная группа, обрабатывающая анкеты/
В группе был проведен социологический опрос с целью узнать, что знают и помнят о Великой Отечественной войне современные подростки и члены их семей. Учащиеся (инициативная группа) представляют и анализируют полученные данные.
Вопрос учащимся: Н.Рерих говорил: «Защита Родины есть защита своего нравственного достоинства». Как вы оцениваете события ВОВ с этой точки зрения?(5 мин.) /Ответы учащихся/
Ведущий: Формально связь поколений поддерживается системой напоминаний - праздниками, символами, кинофильмами, но чувство причастности к тому времени истончается.
Историческая память - одно из главных богатств человеческой культуры. Пока люди помнят прошлый опыт, человеческое общество имеет возможность развиваться и совершенствоваться.
Память существует и на генетическом уровне и переходит из поколения в поколение. Без памяти невозможно понимание и построение дальнейшего будущего.
В России есть особые причины интересоваться многопоколенной семейной историей, учитывая концентрацию доставшихся нам в ХХ веке исторических испытаний.
Чтобы осмыслить свою историю, историю своего рода, надо проговорить ее, оживить детали, назвать имена. И тогда окажется, что в прошлом были не только травмы и страдания - в нем живут и таланты, и любовь, и чудесные спасения, и приверженность семейной традиции…
2 часть. Я открываю для себя Генеалогическое древо.
Ведущий: Часто бывает, что мы не все знаем об истории своей семьи, либо знаем лишь обрывочную информацию.
Сегодня я предлагаю отправиться вам на поиски собственной предыстории и сделать это мы попробуем через генеалогическое древо вашей семьи, в историю которой вкраплены разные исторические события нашей страны.
Для изображения родственных отношений мы используем образ дерева. Этот традиционный символ позволяет наглядно представить последовательность поколений.
Корни изображают предков(поколение наших прадедов и тех, кто жил до нас).
Ствол-это ось структуры, от которого отходят наши ветви: наши дедушки – бабушки и наши родители.
Листья – это наше поколение: мы сами, наши братья и сестры.
Наконец, плоды этого дерева - это наши дети (это наше будущее).
Дерево это еще и символ жизни. Внимательно рассматривая свое генеалогическое древо, вы сможете понять, как связаны между собой члены вашей семьи, что объединяет их, как переплетаются судьбы ваших предков с вашей собственной жизненной траекторией, вашими мировоззрением, мироощущением.
Ведущий рассказывает об истории своей семьи(3 мин.).
Учащиеся рассказывают о генеалогическом древе своей семьи, каким образом в историю семьи вкраплена страница событий ВОВ.
Андреева Елена (11 кл.) - Андреев Иван Захарович
Игнатьева Лиана (11 кл.), Игнатьев Дмитрий (10 кл.) – Игнатьев Кузьма Игнатьевич
Игнатьева Кристина, Игнатьев Степан, Тарасов Николай (9 кл.) – Игнатьев С.К.
Горбунова Виктория (11 кл.), Горбунов Даниил (9 кл.) – Мария Кошкина
Ведущий: Вы уже обратили внимание на дерево на доске в цветовой гамме. Во время подготовки классного часа я просила вас ответить на несколько вопросов, один из которых позволил дать в цветовой форме оценку необходимости изучения и сохранения межпоколенческой исторической памяти о ВОВ, где фиолетовый цвет-минимум значимости, синий - значимо, зеленый- очень важно сохранить. Хочу задать этот вопрос еще раз и мои помощники помогут мне в этом.
Учащиеся (инициативная группа) предлагает выбрать цвет стикера и прикрепить его к макету генеалогического древа на доске.
Ведущий: Мы заметили, что жизнь предыдущих поколений нашей страны, семьи богата самыми разными событиями, которые, (возможно),отражаются и на вашей судьбе. Получив информацию о прошлом вашей семьи, вы сможете передать ее своим детям. Чувство укорененности в жизни и прочности бытия, ощущение того, что под вашим домом есть фундамент, очень помогает структурировать собственное существование. Надеюсь, что эти первые шаги откроют вам путь к новому, более позитивному мироощущению…а заодно пробудят желание в своих поисках двигаться дальше, ощущая эту связь времен.
«Пройдет время. И все кто был взрослым , когда шла война умрут. Останетесь только вы теперешние дети…И может случиться, что новые малыши забудут наше горе. Нашу радость. Наши слезы!» ( А. Лиханов)
В этих словах призыв: никогда не забывать войну и сохранить мир,- самое дорогое и святое, что у нас есть
Это призыв: не забывать погибших во имя жизни на земле, они должны жить в наших сердцах, в нашей памяти, сколько бы не прошло времени.
Завершение: звучит песня Л.Дербенева. Н.Зацепина «Давным - давно была война…»
Анкета
Возраст___
Пол а) м б) ж
Какие даты, связанные с событиями ВОВ вы помните?
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
4. Есть ли среди ваших родственников, знакомых, живущих сейчас, люди, прошедшие ВОВ
А)да б) нет
5. Если да, то укажите, пожалуйста, более подробно ( кто это, служба в тылу или на фронте, имеет ли награды, если да, то какие, есть ли какие-либо трофеи, памятные вещи с ВОВ, какие события наиболее значимы для нее(него).________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Интересовались ли вы сами историей ВОВ
А)да б)нет
в) ваш вариант____________________________________________________
7.Что именно интересно (род войск, виды вооружений, партизанское движение, работа в тылу, судьбы простых людей) (подчеркните нужное)
ваш вариант _____________________________________________________________
8. Скажите, пожалуйста, были ли среди передач, фильмов, книг, публикаций такие, которые существенно изменили или дополнили ваши знания, представления о ВОВ, достоверно отражали истинную картину войны.
А)да (если да, то что именно)
Б)нет____________________________________________________________________в) ваш вариант ___________________________________________________________
9. Оцените, пожалуйста, свой уровень знаний о Великой Отечественной войне по пятибалльной шкале ______
10.Как вы считает, что дает знание о ВОВ для будущих поколений (поясните свой ответ)
А)да____________________________________________________________________Б)нет____________________________________________________________________
Г)не знаю
11.Как вы оцениваете период военных действий между СССР и Германией сегодня?
А) это тяжелое испытание, его нужно было выдержать, чтобы отстоять независимость
Б) считаю жертвы бессмысленными, лучше бы проиграли эту войну
В) эта война была справедливой, потому что долг каждого защищать свою родину
Г) другое
12. Как отмечает ваша семья день Победы?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за сотрудничество!