СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Никто не создан для войны", посвященный дню Памяти воинов-интернационалистов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня, 15 февраля – День Памяти воинов-интернационалистов, участников военных действий в Афганистане, Таджикистане, Абхазии, Приднестровье, Чечне и других «горячих точках» ближнего и дальнего зарубежья. 

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Никто не создан для войны", посвященный дню Памяти воинов-интернационалистов.»

Сценарий классного часа

«Никто не создан для войны»,

посвященный Дню Памяти воинов-интернационалистов.


Цель: сформировать представление о мужестве, долге, чести, ответственности, нравственности, понимание того, что без патриотизма невозможно привести Россию к возрождению.

Задачи:

  • познакомить с героическими и трагическими страницами истории Отечества;

  • воспитывать уважение молодёжи к ветеранам, подвигам военнослужащих, защитников Отечества, осознание необходимости увековечения памяти павших героев;

  • способствовать формированию у молодёжи готовности к защите Родины.


Оборудование: компьютер, мультипроектор, презентация, фонограммы песен


Ход урока

I. Определение темы урока

(Слайд 1)

Мужество – это не мода,

Скорая, быстротечная,

Мужество – суть мужчины,

Прочная, долгая, вечная.

Если зернышко смелости

С почвой подружится.

Вызреет в пору спелости

Зернышко колосом мужества.

Классный руководитель: Ребята, как вы понимаете строки этого стихотворения?

(ответ учащихся)

Классный руководитель: Скажите, пожалуйста, как вы считаете, что такое мужество, и какого человека можно назвать мужественным? (ответ учащихся)

Классный руководитель: Мы живем в мирное время, но каждый мужчина, сегодняшний мальчишка, должен быть готов к защите слабого, к защите Отечества – так распорядилась природа. А человек создал для этого школу мужества, которая называется Армия.

 ….Получают мальчики повестки

И уходят мальчики служить,
Есть обязанность у них такая:
От врага Отчизну защитить.

Классный руководитель: Ребята, как вы уже догадались, сегодня мы с вами поговорим о мужестве. Назовите, пожалуйста, события, когда людям нашей страны приходилось быть особенно мужественными.

Учащиеся: во время войны. (Слайд 2)

Липин Петр:

Про подвиги павших, победы живых

Услышите вы от людей пожилых.

Про то, как сражались в Афгане, Чечне,

Как выжили в этой безумной войне,

Как были достойными званья бойца,

Вам юноши будут твердить без конца.
Классный руководитель: (Слайд 3,4,5) Им, героям афганской и чеченской воин, посвящается сегодняшний классный час. «Никто не создан для войны» - так звучит его тема.

Сегодня, 15 февраля – День Памяти воинов-интернационалистов, участников военных действий в Афганистане, Таджикистане, Абхазии, Приднестровье, Чечне и других «горячих точках» ближнего и дальнего зарубежья.

Солдат (Киосов Никита):

«Помяни нас, Россия, в февральскую стужу, 
Перед тем, как сойдешься за праздничный стол. 
Вспомни тех, кто присяги тебе не нарушил. 
Кто берег тебя вечно, и в вечность ушел…» 

Классный руководитель: (Слайд 6,7,8) Сегодня мы поговорим о героизме и подвигах, совершённых в Афганистане и Чечне. Ведь если страна не хочет помнить своих героев, не хочет знать своего прошлого, то она автоматически теряет своё будущее. Боевое прошлое России всегда было достойным.
Что же такое АФГАНИСТАН? (Песня «Афганистан» из альбома «Десантник»)

Ученик: Афганистан – государство в юго-западной части Азии, граничащее с СССР. 

  • Территория 647,5 тысяч кв. километров.

  • Население 15,5 млн. человек.

  • Более 20 народностей

  • Официальный язык – пушту и дари

  • Столица – Кабул

  • Господствующая религия – ислам

  • Долгое время – колония Англии

  • В 1919 году правительство Амануллы-хана провозгласило независимость

  • 27.04.1978 года в Афганистане произошла национально-демократическая революция.

Классный руководитель: (Слайд 10,11) Много гор. Удивительная природа. «Там реки сказочно голубые, вода может быть такого небесного цвета… Красные маки растут, как у нас ромашки, костры маков у подножия гор.… У афганского народа свои поверья. Чай – непременный атрибут гостеприимства, которое высоко развито. Гость неприкосновенен. Это Восток… Так описывал Афганистан С.Алексиевич в своей книге «Цинковые мальчики».

Выступление ученика.

Перепелица Екатерина: 27 апреля 1978 года в Афганистане под руководством Народно-Демократической партии произошла революция. Там ее называли Саурской, у нас - Апрельской. Высшим органом государственной власти был провозглашен Революционный совет, который объявил Афганистан Демократической республикой. Новая власть уничтожила деспотический королевский режим, привлекла народные массы на сторону революции, осуществила земельную реформу - большое количество земли было передано крестьянам.

Однако революционные события в Афганистане встретили ожесточенное сопротивление внешних врагов, реакционных сил. Со стороны Пакистана и Ирака, при помощи США была развернута непрерывная подрывная деятельность. В свою очередь, реакционные остатки старого режима (помещики, лишенные земли, часть мусульманского духовенства) развернули борьбу с революцией. Все это создало угрозу ликвидации всего, что принесла афганцам апрельская революция.

Новое государственное и партийное руководство обратилось к СССР с просьбой об оказании Афганистану политической и материальной помощи, включая военную поддержку.

Не будем забывать: все эти события происходили на наших южных рубежах, практически на границе. И Советский Союз решил оказать поддержку Афганистану. Опираясь на межгосударственный договор, наше правительство приняло решение о введение ограниченного контингента советских войск в Афганистан. (Песня группы «Голубые береты» «Синева»)

Классный руководитель: (Слайд 12,13,14,15,16) 24 декабря 1979 года советским руководством принято решение о вводе войск (ограниченного контингента) в Афганистан. 25 декабря в 15 часов советские войска вошли в Афганистан.

Надолго ли? На этот вопрос не мог ответить никто! Так оно и вышло:

9 лет, 1 месяц и 18 дней…именно столько продолжалась афганская война, ставшая “лебединой песней” советской армии и Советского Союза.

Солдат (Киосов Никита): (Слайд 17)

В ту ночь пришел приказ в казармы к нам,

Десантникам тревогу объявили.

Сказали нам: летим в Афганистан,

Маршрут уже на картах проложили,

Нам на раздумье время не дано.

Оружие свое готовим к бою.

Войну видали только лишь в кино,

А здесь придется жертвовать собою.

Классный руководитель: (Слайд 18,19,20) В газетах, поначалу, писали, что наши солдаты в Афганистане строят мосты, сажают деревья, закладывая аллеи дружбы, что наши врачи лечат афганских детей и женщин. Одним словом,  официально считалось, что воины, находившиеся там, исполняют интернациональный долг.

А тем временем в  Советский Союз, на Родину шли цинковые гробы.

Мальчишкой был убит в Афгане.

 За что? Кого он защищал?

 И, закрывая рукой раны,

 Ты перед смертью “мама” прошептал.

Для родных это было как гром среди ясного неба.

  • 1979 г. – 86 погибших,

  • 1981 г. – 1200 погибших,

  • 1982 г. – 1900 погибших,

  • 1984 г. – 2343 погибших…

А всего 15 тысяч жизней, 15 тысяч несостоявшихся семей, 15 тысяч матерей, не дождавшихся своих сыновей.

 Юськина Анастасия: Заветная мечта солдата – это вернуться домой, к маме.

(Под музыку) Мама… Кто как ни она встает в памяти в трудную минуту. Ее голос живет в самом  тебе, такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним,  ни с другим. Всегда помнишь мамин голос, мамины глаза, мамины руки.

Озабоченная и радостная, спокойная и печальная, она всегда рядом. И когда я задаю себе вопрос: с чего начинается любовь к Родине? – ответ оказывается простым и естественным – с любви к матери. Не потому ли мы называем нашу Родину матерью.

Мама (Галкина Анастасия)

Я смеяться разучилась

Спросите: «А что случилось?»

Просто сына рядом нет

И не виден сына след

        За лесами, за долами,

        За высокими горами

        Служит сын мой, мальчик мой,

        И вернется ли домой?

На войне, как на войне

Вижу сына лишь во сне,

И не виден близко след,

А домой лишь шлет привет.

        Где врагов кровавых стан,

        Там мой сын. Афганистан

        Сын мой должен, будет жить,

        Чтобы жизнь нам сохранить

        Знаю: твердо он как гранит

        Служит честно, мир хранит.

Юськина Анастасия: Это письмо писала мать Олега Федякова Светлана Ивановна. Как боится, как переживает она за сына. И гордится им! А Олег пишет домой короткие, веселые письма, очень заботливые: «Берегите себя, не рвите здоровье. Я должен увидеть вас такими, какие вы были когда я уходил». (Песня «Здравствуй, мама»

Солдат (Киосов Никита):

Мы два года шагали с тобой

 По горячим дорогам войны,

 Нам знакомы и зной, и бой

 И тюльпан афганской вины.

 Ах, тюльпан прожженной земли,

 Вы как память тех огненных дней

 Алым пламенем вы проросли,

 Словно кровь наших русских парней.

(Слайд 22,23)

«Черный тюльпан» - воздушный транспорт, предназначенный для «груза 200», т.е. для вывоза из Афганистана погибших воинов-интернационалистов. Цинковые гробы, о которых с 1979 года говорили шепотом, все чаще и чаще появлялись в крупных городах и отдаленных селах нашей страны…

(песня А.Розенбаума - «Монолог пилота «Черного тюльпана»)

Мама (Галкина Анастасия)

Гранит и мрамор 
Холодный могильный камень 
Не излучает тепла, 
А из этого камня с улыбкой 
Смотрит сын на меня. 

Классный руководитель: На мраморных памятниках писали: "Погиб при исполнении воинского долга в 1982». Запрещалось писать: "Погиб в Афганистане".

Солдат вернется в цинке из похода.

И постучится в чей - то дом беда.

Здесь с ним простились только на два года,

А не увидят больше никогда.

Классный руководитель: (Слайд 24,25,26) Наверное, очень мало на нашей карте осталось городов и сел, где не было бы памятника воинам-интернационалистам.

Есть такой памятник и в нашем городе.

Памятник погибшим в Афганской и Чеченской войнах в Азове был открыт 1 июля 2004 на Площади Победы. На вертикальной стеле высечены фамилии, звания и годы жизни погибших жителей города. Под стелой расположены три фигуры солдат, которые отдыхают среди гор в ожидании следующего боя.
Четырехметровая вертикальная стела из белого мрамора символизирует собой жизнь солдата, а два среза на верхушке - это две бессмысленные войны, погубившие эту жизнь: афганская и чеченская.

Каменев Никита: (Слайд 27,28) Собираясь вместе по традиции 15 февраля, азовчане-афганцы вспоминают тех, кто погиб, выполняя свой интернациональный долг.

Первым из них был танкист лейтенант Александр Николаевич Чайкин. Погибли Ми­хаил Леонидович Калашников, Сергей Антонович Метельский, Юрий Николаевич Иванов.

Танкисты, саперы, летчики, десантники, мотострелки, вертолетчики и другие воины честно исполняли данную присягу. Среди них боевые  вертолётчики, награжденные орденом Красной Звезды майор Алексей Кириллович Лихотинский, подполковник Василий Александрович Зинкин, подполковник Раф Шагенович Меликсенян, подполковник Георгий Эдуардович Червоный, а также майор ВДВ Леонид Николаевич Савченко (инвалид войны). Среди награжден­ных медалью «За отвагу!» старшина Ру­дольф Алексеевич Носков.

Валов Валерий: (Слайд 29,30) Указом от 28 декабря 1988 года Президиум Верховного Совета СССР наградил всех воинов-интернационалистов за мужество и воинскую доблесть при выполнении интернационального долга в республике Афганистан Грамотой Верховного Совета СССР и медалью «Воин-интернационалист».

Мы помнить будем ваши имена.

Обязаны мы просто вечно помнить!

Ведь памятью народною сильна

Страна могучая великого народа!

(Песня«Разве это было зря» группы «Каскад»)

Классный руководитель: Герои этих войн и их близкие люди есть и среди нас, нашего населения. Давайте вспомним о них.

Лесняк Алексей: (Слайд 31,32)В 1987 году Александр Мирошниченко – настоятель Полкового храма Азовской Иконы Божьей Матери протоиерей отец Александр, был призван в ряды Вооружённых Сил Советского Союза. Служил в войсках ВДВ. Принимал участие в боевых действиях в Афганистане. В 1989 году, когда войска были выведены из Афганистана, Александр Мирошниченко был представлен к медали «За Отвагу». На его рясе – наградные планки. Память о былых военных годах живёт в его сердце и по сей день.

Срывает время тайного печать.

И подвиг не забыть, не замолчать,

Не спрятать вместе с папками в архив.

Пока мы помним, этот подвиг жив!

Табунщиков Николай: (Слайд 33,34,35,36,37) В 1988 г. в Женеве на международной встрече глав государств были подписаны соглашения о политическом урегулировании положения и вывода советских войск из Афганистана в два этапа: с 15 мая 1988 года по 15 февраля 1989 года с территории Афганистана войска уходи в боевой обстановке.

Первый вывод наших войск состоялся в июне-июле 1980 года. В 1983 году на территорию Советского Союза возвращено еще несколько подразделений. Крупномасштабный вывод советских войск из Афганистана был проведен в три этапа. Первый – октябрь 1986 года. Второй – 15 мая 1988 года. Третий – 15 февраля 1989 года.

Валов Вячеслав: Советско-афганская граница под Термезом. 15 февраля 1989 года. В этот день был праздник. Праздник возвращения наших воинов из пылающего Афганистана. Праздник выхода из чужой войны последнего советского солдата. А.Сухов и ансамбль «Каскад»- «Мы уходим»;

Гремела сияющая медь оркестра. Перед трибуной стояли два батальона гвардейцев-разведчиков, замыкавших нашу последнюю часть. Генералы, полковники в нарушение всех старых традиций не вызывали солдат к себе командами, а подходили к каждому воину и вручали ему боевую награду и памятный подарок.

15 февраля 1989 г. из Афганистана были выведены последние советские войска. Выводом руководил командующий 40- й армии Борис Громов

Классный руководитель: (Слайд 38,39,40,41)

Имена этих мальчиков стали достоянием истории.

Истории, творящейся на наших глазах, которую некоторые из нас считают чем-то не особенно их касающимся. А родные все перебирают в памяти эти драгоценные для них мелочи, как пожелтевшие листочки старых писем. Новые письма некоторые мальчишки уже никому не напишут…

Навек 20-летним, погибшим в Афганистане, Игорь Россихин посвятил свое стихотворение «ОБЕЛИСКИ»

Котельников Максим:

Здесь жизнь идет по краю риска

На горных трассах и барханах,

И очень много обелисков

Есть на земле Афганистана.

И офицера, и солдата

Уравнивают навсегда

Рождения и смерти даты,

И общая на всех беда.

И верность, и мужество,

И скорбь у пожарища

Вы пали за Родину,

Вы с нами, товарищи.

Мы будем такими же

В любом испытании

Клянёмся!

Клянёмся минутой молчания.

(Слайд 42) Минута молчания.

(Слайд 43,44,15,16)

Контарева Наталья:
Пусть лунный свет ночей

Их сон оберегает,

Свет солнечных лучей

Могилы согревает.

Пусть будет им спокойно

При Солнце и Луне –

Ни холодно, ни больно,

Не так, как на войне!

Перепелица Екатерина:

Афганская, Чеченская война,

Погибшие мальчишки.

Кто знает, чья вина…

Уже не возвратишь их.

Утрата велика.

И горе безутешно.

Сырая мать – земля,

Храни сынов безгрешных!

Карташов Сергей:

Пусть будет память вечна и светла,
Чтоб никогда она не стёрлась, не забылась,
Жестокая и непонятная война,
Чтоб больше никогда не повторилась.

Киосов Никита:

Погибшие пускай спокойно спят,
Ни перед кем они не виноваты,
Мы будем вечно помнить тех ребят,
Они герои - вечные солдаты...

Классный руководитель: Война в Афганистане для наших солдат закончилась, но уже в декабре 1994 г. началась новая, не менее кровопролитная война в Чечне, но подробнее об этой войне мы поговорим в другой раз.

(Слайд 47,48) Афганистан, Чечня – это боль, скорбь, память.

Это войны, в которой наши ребята были просто солдатами…

За то, чтоб кто-то нес в руках цветы,
В своих руках они держали автоматы.
Не для войны рождаются солдаты,
А для того, чтоб не было войны.

Классный руководитель: (песня «Зажгите свечи»)

Мы не забудем вас, мальчики афганской войны, вы останетесь с нами в словах песен, в названиях улиц, в воспоминаниях друзей.

«Господи! Помоги нам грешным, избавить Землю  от войн и страданий, а молодым устоять от искушений да память сохранить»- сказала одна из матерей. Словами этой мудрой женщины мы и завершим наш классный час.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!