СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Нравственные ценности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема классного часа мотивирует учащихся задуматься над ценностиями и смыслом человеческой жизни. 

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Нравственные ценности"»

Круглый стол «В мире ценностей»

Цель:

  • мотивировать учащихся задуматься над ценностями и смыслом человеческой жизни.

Задачи:

  • познакомить с ценностными ориентирами в жизни человека,

  • развивать познавательный интерес, ответственность за свое поведение, умение выражать искренние добрые чувства, рассуждать,

  • воспитывать гуманное и справедливое отношение к окружающему миру.

Подготовка:

  • Выступления детей,

  • Стихи.

Необходимое оборудование и материалы:

  • Магнитофон,

  • Аудиокассеты с записями мелодий,

  • Ручки,

  • Листы бумаги,

  • Карточки для игры «Дороги жизни»,

  • Цитаты.

Участники:

  • Группа старшеклассников (15-20 человек),

  • Группа родителей – 10 человек,

  • Группа педагогов – 10 человек.


Ход мероприятия

1.Эмоциональный настрой – мотивация – 1 мин. – прослушивание вальса Е.Доги к фильму «Мой ласковый и нежный зверь» и на его фоне чтение стихотворения. Слайд 1 (начало музыки)

Ученик: Слайд 2

Есть ценности, которым нет цены:
Клочок бумаги с пушкинским рисунком,

Учебник первый в первой школьной сумке.

И письма невернувшихся с войны.

Есть ценности, самих себя ценней.

Обычный камень с маленького пляжа…

Но по ночам его целуют, плача,
Что по сравненью с ним казна царей?

Нельзя велеть другому: «Так живи!»
Но если занят ты одной заботой

Приобретать вещественное что-то,
Не стоишь ты ни гнева, ни любви.

Пусть будут все стада твои целы.

Ведя торги сомнительного толка,
Преуспевай!
Не покушайся только

На ценности, которым нет цены!

(М.Борисова)

2.Основная часть - 35 мин.

Педагог: 1 мин.

Прозвучала замечательная музыка композитора Е.Доги к кинофильму «Мой ласковый и нежный зверь» и прекрасные стихи Марины Борисовой.

- Как вы думаете, чему посвящено наше мероприятие?

- Наша работа будет организована в форме круглого стола «В мире ценностей» (по щелчку на слайде появляется название мероприятия);

- в ней будут участвовать наши будущие выпускники – учащиеся 9 и

11 классов, наши родители и гости.

Итак, начинаем…..

Ответьте, пожалуйста, на вопрос:

  • Что же есть ценность, и зачем она нужна людям? Слайд 3

Человечество не может существовать без чего-то для него святого, а значит, ценного. Каждый человек сам определяет, что для него свято, что для него дорого. Однако, многие святыни у людей одинаковы.

  • Давайте попробуем сейчас назвать наиболее значимые для многих поколений людей, и для вас лично, ценности.

2.1.Работа по кругу (запись на доске):2 мин. Слайд 4

Жизнь, добро, любовь, культура, честь, совесть, добро, истина, знания, милосердие, достоинство, уважение, здоровье, общение, патриотизм, справедливость, Отечество, семья, труд, счастье, красота, творчество…


Педагог:

О том, что у человека могут быть безмерно дорогие для него жизненные установки, знали давно. Однако общепринятого слова, которое закрепляло бы данное понятие, не было. Оно появилось только в 19 веке. Незыблемую, сокровенную жизненную ориентацию философы назвали ценностью. Это и есть то, без чего человек не мыслит полноценной жизни. Ценности родились в истории человечества как некие духовные опоры, помогающие человеку устоять перед лицом рока, тяжелых жизненных испытаний.

Мы с вами сейчас живем в эпоху коренной ломки вековых ценностей. Для одних они являются незыблемыми, для других утратили свое значение. Не секрет, что человек сам выбирает жизненные установки. Например, один рассуждает так:

1.Для меня важно получить знания. Буду учиться, чтобы стать профессионалом, специалистом. Без знаний в нашу эпоху не проживешь.

2.Зачем мне учиться? Пойду работать телохранителем или в фирму, где никакие специальные знания не нужны. За эту работу я буду получать больше, чем получает врач, учитель или профессор.


.22.Дискуссия – 3 мин.(по желанию) Слайд 5

  • Можно ли, на ваш взгляд, продать или купить вышеназванные ценности? Есть ли у них цена?

  • Почему же тогда эти общечеловеческие ценности так дороги людям?

  • Что будет с людьми, если ценности вдруг исчезнут из их жизни?

  • Какие ценности важнее в жизни: духовные или материальные?


2.3.Обсуждение вопросов (работа в группах): 5 мин. (вывешиваются на доске).

Раздаются карточки с вопросами, на обсуждение дается 3 минуты, после чего один из группы дает ответ, можно сообща.


  1. Вопрос ученикам: Слайд 6

«Каждый рожден как бы начерно, условно назван «человек». Но по-настоящему каждому надо еще заслужить это имя». Что, по вашему мнению, для этого нужно сделать?

  1. Вопрос родителям: Слайд 7

Подумайте над изречением «Смотри внутрь себя». Значит ли, что основой нравственности является внутренний диалог, суд человека над самим собой, в котором он сам и обвинитель, и защитник, и судья. Часто ли вы ведете такой внутренний диалог, в какой роли чаще всего в нем выступаете?

  1. Вопрос педагогам: Слайд 8

Какое из определений ценности вам представляется наиболее точным и почему? Ценность – это: святыни человека, смысл человеческой жизни, духовные опоры, жизненная ориентация, жизненная установка, духовные абсолюты или что-то другое?


Педагог, (наглядность):

Три наших известных соотечественника следующим образом высказались о сущности человека - (говорят дети по одному высказыванию):

  • Слайд 9 «Каждый человек – это определенная нота. И его поступки – нота. Мысли человека – еще одна нота. Когда эти три ноты звучат согласованно, ни одна из них не фальшивит, - это и называется счастьем». Н.Михалков.

  • Слайд 10 «…есть три кита, на которых стоит жизнь человека: работа, природа, любовь». В.Солоухин.

  • Слайд 11 Совесть. Благородство и Достоинство

Вот оно, святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь.

За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.

Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем,

Но зато умрешь как человек. Б.Окуджава.


Педагог:

  • А какому воинству готовы протянуть свою ладонь вы?


Педагог:

Жизнь, достойная человека, - это жизнь, построенная на Добре, Совести, Долге. Три наивысшие ценности человека являются ориентиром его жизни каждодневно. Идете ли вы в школу, садитесь ли в транспорт, покупаете ли что либо на рынке, придумываете ли подарок маме или другу… Говорят, что если в человеке есть доброта, человечность, чуткость, он как человек состоялся. Еще в 4 веке до н.э. древнегреческий философ Плутон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье». Слайд 12

Ученик:

На планете Земля неспокойно,
Да и было ль спокойно на ней?

Прекращались раздоры и войны,
Только снова седлали коней.


Вот и космос уже на примете,
Став над пропастью, в бездну глядим.

Как Земли неразумные дети

Рубим сук, на котором сидим.


Не спасет ни утроба отсека,
Ни глубинное в недрах жилье.

Человек, полюби человека,
Только в этом спасенье твое!

(П.Кобраков)



2.4.Игра «Дороги жизни» - 5 мин. Слайд 13

Сейчас мы с вами поучаствуем в игре «Дороги жизни». Она поможет нам сориентироваться в ценностях, помнить о них в будничных, простых ситуациях.

Вам предстоит пройти 3 дороги: Добро, Истина. Красота.

Ход игры:

Каждой команде раздается по одной карточке, на которой написано по пять вопросов или ситуаций. Каждый игрок по очереди (команды чередуются) зачитывает предложение и продолжает его либо дает ответ на вопрос, после чего передает карточку сидящему рядом игроку. Если ваш товарищ затрудняется в ответе, каждый из команды может помочь ему, и движение будет продолжено дальше.





Задания в карточках:

    1. Слайд 14


1.Твой одноклассник одет хуже других в классе, к нему относятся неуважительно, а ты…


2.Одноклассник проиграл на соревнованиях, и ваш класс не занял призового места, и ты…


3.С твоим товарищем в классе поссорились одноклассники, и ты…

А).будешь по-прежнему с ним дружить,
Б).поддержишь одноклассников,
В).будешь дружить тайно.


4.Если мой друг действует необдуманно, то я говорю так…


5.Считаешь ли ты, что сквернословие является признаком бескультурья. Почему?


    1. Слайд 15


1.Вы видите старушку, просящую милостыню на улице, и Вы…


2.Если кто-то мучает животное или издевается над ним, то Вы…


3.Если я подозреваю, что мой друг за моей спиной говорит обо мне плохо, то я:
А).выясняю отношения с другом,
Б).бросаю с другом дружить,
В).Ваш вариант.


4.Если я оказываюсь свидетелем преступления, то я:

А).прохожу мимо,

Б).зову на помощь,
В).поворачиваю назад.


5.Согласны ли Вы, что старый человек красив? Почему?


3.Вопросы педагогам: Слайд 16


1.Вы видите плачущего ребенка рядом с его мамой, и Вы…


2.Вызывают ли у Вас раздражение чужие слезы?


3.Если люди плохо обо мне думают, то я поступаю так…


4.Если я вижу, как человек, от которого зависит моя карьера, несправедливо относится к моему другу, то я:
А).поддерживаю начальника,
Б).поддерживаю друга,
В). делаю вид, что не замечаю.


5.Ваш друг слушает пошлые песни. Как Вы поступаете?


Обсуждение:

  • Всегда ли легко поступать так, как требует твоя совесть?

  • Всегда ли мы поступаем так?

  • Что мешает поступать честно и справедливо?

  • Что значит понятие: «Добро должно быть с кулаками»?

  • Когда в человеке закладывается исток доброты, справедливости, чести?


Педагог:

Действительно, истоки доброты, чести, справедливости и других жизненных ценностей - в детстве. В том первом опыте отношений к людям и всему окружающему, который человек приобретает, входя в жизнь. В чем первые ростки добра у маленького человечка? В умении поделиться, пожалеть, уступить, посочувствовать.


2.5.Игра «Торопись обрадовать» - 4 мин. Слайд 17

А сейчас мы посмотрим, сумеете ли вы порадовать человека, находящегося рядом с вами.

Ход игры:

Ленточку будем передавать по кругу, пока я не скажу: «Замри». У кого в этот момент окажется ленточка, тот должен сказать или пожелать человеку что-либо хорошее и приятное.

Педагог:

Видите, как игра заставила многих из вас улыбнуться, подумать о хорошем, расположила вас друг к другу, и в классе сразу стало светлей. Недаром говорится: «Спешите делать добро!» И как тут ни вспомнить слова Б.Окуджавы:

Ученики читают по одной строфе с мест:

Давайте восклицать,
Друг другом восхищаться.

Высокопарных слов

Не надо опасаться.


Давайте говорить

Друг другу комплименты,
Ведь это все любви

Счастливые моменты.


Давайте понимать

Друг друга с полуслова,
Чтоб, ошибившись раз,
Не ошибиться снова.


1ученик:

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку –

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви или молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе.


2 ученик:

Каждый выбирает по себе

Щит и латы. Посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты –

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже – как умею.

Ни к кому претензий не имею –

Каждый выбирает для себя.

(Ю.Левитанский)

Педагог:

Говоря словами Ю.Левитанского «каждый выбирает для себя»: профессию, спутника жизни, нравственные принципы. И для всех они разные. И, конечно, каждый человек рано или поздно понимает «В чем смысл жизни? Для чего человек живет?»

В то же время на «просто жизнь» он не согласен.

Слайд 18

  • Согласны ли вы с тем, что: «Смысл жизни – это то, что придает ей ценность»?

Послушайте, как определил для себя смысл жизни ученый Д.С.Лихачев: «Увеличивать добро в окружающем нас мире».

Слайд 19

  • Как вы думаете, может ценность жизни и есть в том, чтобы делиться с людьми тем, что любишь? И эта очень простая истина определяет смысл нашей жизни.

Подумайте, ведь поэты, философы, музыканты, изобретатели, художники, учителя, врачи в своей жизни делятся с людьми тем, что имеют и любят: умением, знаниями, талантом, чувством.

Слайд 20 Что же движет человеком?

Необычайная сила духа, духовность личности.


Слайд 21 Попробуйте дома, наедине с собой, отважиться «войти в себя». Пусть помогут вам в этом строчки М.Баратынского:

Мой дар убог, и голос мой негромок,
Но я живу – и на земле мое

Кому-нибудь полезно бытие.


  • Подумайте, кому может быть полезно ваше бытие? И может быть, именно в этом и состоит ваше предназначение на земле.


3.Заключение – 4 мин.

Педагог:

На этом я хотела бы закончить сегодня наше путешествие по дорогам жизни, но поставить не точку, а многоточие, потому что для многих наш разговор, наша попытка понять себя и мир, в котором мы живем – это только начало пути. На поставленные вопросы нет и не может быть единого ответа... Но главное для человека - быть Человеком.























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!