Круглый стол «В мире ценностей»
Цель:
Задачи:
познакомить с ценностными ориентирами в жизни человека,
развивать познавательный интерес, ответственность за свое поведение, умение выражать искренние добрые чувства, рассуждать,
воспитывать гуманное и справедливое отношение к окружающему миру.
Подготовка:
Выступления детей,
Стихи.
Необходимое оборудование и материалы:
Магнитофон,
Аудиокассеты с записями мелодий,
Ручки,
Листы бумаги,
Карточки для игры «Дороги жизни»,
Цитаты.
Участники:
Группа старшеклассников (15-20 человек),
Группа родителей – 10 человек,
Группа педагогов – 10 человек.
Ход мероприятия
1.Эмоциональный настрой – мотивация – 1 мин. – прослушивание вальса Е.Доги к фильму «Мой ласковый и нежный зверь» и на его фоне чтение стихотворения. Слайд 1 (начало музыки)
Ученик: Слайд 2
Есть ценности, которым нет цены:
Клочок бумаги с пушкинским рисунком,
Учебник первый в первой школьной сумке.
И письма невернувшихся с войны.
Есть ценности, самих себя ценней.
Обычный камень с маленького пляжа…
Но по ночам его целуют, плача,
Что по сравненью с ним казна царей?
Нельзя велеть другому: «Так живи!»
Но если занят ты одной заботой
Приобретать вещественное что-то,
Не стоишь ты ни гнева, ни любви.
Пусть будут все стада твои целы.
Ведя торги сомнительного толка,
Преуспевай!
Не покушайся только
На ценности, которым нет цены!
(М.Борисова)
2.Основная часть - 35 мин.
Педагог: 1 мин.
Прозвучала замечательная музыка композитора Е.Доги к кинофильму «Мой ласковый и нежный зверь» и прекрасные стихи Марины Борисовой.
- Как вы думаете, чему посвящено наше мероприятие?
- Наша работа будет организована в форме круглого стола «В мире ценностей» (по щелчку на слайде появляется название мероприятия);
- в ней будут участвовать наши будущие выпускники – учащиеся 9 и
11 классов, наши родители и гости.
Итак, начинаем…..
Ответьте, пожалуйста, на вопрос:
Человечество не может существовать без чего-то для него святого, а значит, ценного. Каждый человек сам определяет, что для него свято, что для него дорого. Однако, многие святыни у людей одинаковы.
2.1.Работа по кругу (запись на доске):2 мин. Слайд 4
Жизнь, добро, любовь, культура, честь, совесть, добро, истина, знания, милосердие, достоинство, уважение, здоровье, общение, патриотизм, справедливость, Отечество, семья, труд, счастье, красота, творчество…
Педагог:
О том, что у человека могут быть безмерно дорогие для него жизненные установки, знали давно. Однако общепринятого слова, которое закрепляло бы данное понятие, не было. Оно появилось только в 19 веке. Незыблемую, сокровенную жизненную ориентацию философы назвали ценностью. Это и есть то, без чего человек не мыслит полноценной жизни. Ценности родились в истории человечества как некие духовные опоры, помогающие человеку устоять перед лицом рока, тяжелых жизненных испытаний.
Мы с вами сейчас живем в эпоху коренной ломки вековых ценностей. Для одних они являются незыблемыми, для других утратили свое значение. Не секрет, что человек сам выбирает жизненные установки. Например, один рассуждает так:
1.Для меня важно получить знания. Буду учиться, чтобы стать профессионалом, специалистом. Без знаний в нашу эпоху не проживешь.
2.Зачем мне учиться? Пойду работать телохранителем или в фирму, где никакие специальные знания не нужны. За эту работу я буду получать больше, чем получает врач, учитель или профессор.
.22.Дискуссия – 3 мин.(по желанию) Слайд 5
Можно ли, на ваш взгляд, продать или купить вышеназванные ценности? Есть ли у них цена?
Почему же тогда эти общечеловеческие ценности так дороги людям?
Что будет с людьми, если ценности вдруг исчезнут из их жизни?
Какие ценности важнее в жизни: духовные или материальные?
2.3.Обсуждение вопросов (работа в группах): 5 мин. (вывешиваются на доске).
Раздаются карточки с вопросами, на обсуждение дается 3 минуты, после чего один из группы дает ответ, можно сообща.
Вопрос ученикам: Слайд 6
«Каждый рожден как бы начерно, условно назван «человек». Но по-настоящему каждому надо еще заслужить это имя». Что, по вашему мнению, для этого нужно сделать?
Вопрос родителям: Слайд 7
Подумайте над изречением «Смотри внутрь себя». Значит ли, что основой нравственности является внутренний диалог, суд человека над самим собой, в котором он сам и обвинитель, и защитник, и судья. Часто ли вы ведете такой внутренний диалог, в какой роли чаще всего в нем выступаете?
Вопрос педагогам: Слайд 8
Какое из определений ценности вам представляется наиболее точным и почему? Ценность – это: святыни человека, смысл человеческой жизни, духовные опоры, жизненная ориентация, жизненная установка, духовные абсолюты или что-то другое?
Педагог, (наглядность):
Три наших известных соотечественника следующим образом высказались о сущности человека - (говорят дети по одному высказыванию):
Слайд 9 «Каждый человек – это определенная нота. И его поступки – нота. Мысли человека – еще одна нота. Когда эти три ноты звучат согласованно, ни одна из них не фальшивит, - это и называется счастьем». Н.Михалков.
Слайд 10 «…есть три кита, на которых стоит жизнь человека: работа, природа, любовь». В.Солоухин.
Слайд 11 Совесть. Благородство и Достоинство –
Вот оно, святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь.
За него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем,
Но зато умрешь как человек. Б.Окуджава.
Педагог:
Педагог:
Жизнь, достойная человека, - это жизнь, построенная на Добре, Совести, Долге. Три наивысшие ценности человека являются ориентиром его жизни каждодневно. Идете ли вы в школу, садитесь ли в транспорт, покупаете ли что либо на рынке, придумываете ли подарок маме или другу… Говорят, что если в человеке есть доброта, человечность, чуткость, он как человек состоялся. Еще в 4 веке до н.э. древнегреческий философ Плутон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье». Слайд 12
Ученик:
На планете Земля неспокойно,
Да и было ль спокойно на ней?
Прекращались раздоры и войны,
Только снова седлали коней.
Вот и космос уже на примете,
Став над пропастью, в бездну глядим.
Как Земли неразумные дети
Рубим сук, на котором сидим.
Не спасет ни утроба отсека,
Ни глубинное в недрах жилье.
Человек, полюби человека,
Только в этом спасенье твое!
(П.Кобраков)
2.4.Игра «Дороги жизни» - 5 мин. Слайд 13
Сейчас мы с вами поучаствуем в игре «Дороги жизни». Она поможет нам сориентироваться в ценностях, помнить о них в будничных, простых ситуациях.
Вам предстоит пройти 3 дороги: Добро, Истина. Красота.
Ход игры:
Каждой команде раздается по одной карточке, на которой написано по пять вопросов или ситуаций. Каждый игрок по очереди (команды чередуются) зачитывает предложение и продолжает его либо дает ответ на вопрос, после чего передает карточку сидящему рядом игроку. Если ваш товарищ затрудняется в ответе, каждый из команды может помочь ему, и движение будет продолжено дальше.
Задания в карточках:
1.Твой одноклассник одет хуже других в классе, к нему относятся неуважительно, а ты…
2.Одноклассник проиграл на соревнованиях, и ваш класс не занял призового места, и ты…
3.С твоим товарищем в классе поссорились одноклассники, и ты…
А).будешь по-прежнему с ним дружить,
Б).поддержишь одноклассников,
В).будешь дружить тайно.
4.Если мой друг действует необдуманно, то я говорю так…
5.Считаешь ли ты, что сквернословие является признаком бескультурья. Почему?
1.Вы видите старушку, просящую милостыню на улице, и Вы…
2.Если кто-то мучает животное или издевается над ним, то Вы…
3.Если я подозреваю, что мой друг за моей спиной говорит обо мне плохо, то я:
А).выясняю отношения с другом,
Б).бросаю с другом дружить,
В).Ваш вариант.
4.Если я оказываюсь свидетелем преступления, то я:
А).прохожу мимо,
Б).зову на помощь,
В).поворачиваю назад.
5.Согласны ли Вы, что старый человек красив? Почему?
3.Вопросы педагогам: Слайд 16
1.Вы видите плачущего ребенка рядом с его мамой, и Вы…
2.Вызывают ли у Вас раздражение чужие слезы?
3.Если люди плохо обо мне думают, то я поступаю так…
4.Если я вижу, как человек, от которого зависит моя карьера, несправедливо относится к моему другу, то я:
А).поддерживаю начальника,
Б).поддерживаю друга,
В). делаю вид, что не замечаю.
5.Ваш друг слушает пошлые песни. Как Вы поступаете?
Обсуждение:
Всегда ли легко поступать так, как требует твоя совесть?
Всегда ли мы поступаем так?
Что мешает поступать честно и справедливо?
Что значит понятие: «Добро должно быть с кулаками»?
Когда в человеке закладывается исток доброты, справедливости, чести?
Педагог:
Действительно, истоки доброты, чести, справедливости и других жизненных ценностей - в детстве. В том первом опыте отношений к людям и всему окружающему, который человек приобретает, входя в жизнь. В чем первые ростки добра у маленького человечка? В умении поделиться, пожалеть, уступить, посочувствовать.
2.5.Игра «Торопись обрадовать» - 4 мин. Слайд 17
А сейчас мы посмотрим, сумеете ли вы порадовать человека, находящегося рядом с вами.
Ход игры:
Ленточку будем передавать по кругу, пока я не скажу: «Замри». У кого в этот момент окажется ленточка, тот должен сказать или пожелать человеку что-либо хорошее и приятное.
Педагог:
Видите, как игра заставила многих из вас улыбнуться, подумать о хорошем, расположила вас друг к другу, и в классе сразу стало светлей. Недаром говорится: «Спешите делать добро!» И как тут ни вспомнить слова Б.Окуджавы:
Ученики читают по одной строфе с мест:
Давайте восклицать,
Друг другом восхищаться.
Высокопарных слов
Не надо опасаться.
Давайте говорить
Друг другу комплименты,
Ведь это все любви
Счастливые моменты.
Давайте понимать
Друг друга с полуслова,
Чтоб, ошибившись раз,
Не ошибиться снова.
1ученик:
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви или молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.
2 ученик:
Каждый выбирает по себе
Щит и латы. Посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты –
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже – как умею.
Ни к кому претензий не имею –
Каждый выбирает для себя.
(Ю.Левитанский)
Педагог:
Говоря словами Ю.Левитанского «каждый выбирает для себя»: профессию, спутника жизни, нравственные принципы. И для всех они разные. И, конечно, каждый человек рано или поздно понимает «В чем смысл жизни? Для чего человек живет?»
В то же время на «просто жизнь» он не согласен.
Слайд 18
Послушайте, как определил для себя смысл жизни ученый Д.С.Лихачев: «Увеличивать добро в окружающем нас мире».
Слайд 19
Как вы думаете, может ценность жизни и есть в том, чтобы делиться с людьми тем, что любишь? И эта очень простая истина определяет смысл нашей жизни.
Подумайте, ведь поэты, философы, музыканты, изобретатели, художники, учителя, врачи в своей жизни делятся с людьми тем, что имеют и любят: умением, знаниями, талантом, чувством.
Слайд 20 Что же движет человеком?
Необычайная сила духа, духовность личности.
Слайд 21 Попробуйте дома, наедине с собой, отважиться «войти в себя». Пусть помогут вам в этом строчки М.Баратынского:
Мой дар убог, и голос мой негромок,
Но я живу – и на земле мое
Кому-нибудь полезно бытие.
3.Заключение – 4 мин.
Педагог:
На этом я хотела бы закончить сегодня наше путешествие по дорогам жизни, но поставить не точку, а многоточие, потому что для многих наш разговор, наша попытка понять себя и мир, в котором мы живем – это только начало пути. На поставленные вопросы нет и не может быть единого ответа... Но главное для человека - быть Человеком.