СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час: "О дружбе и друзьях"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлены материалы для проведения классного часа о дружбе.

Просмотр содержимого документа
«Классный час: "О дружбе и друзьях"»

Классный час.

Тема: О дружбе и друзьях.

Форма проведения: диспут.

Цель: развивать у учащихся нравственные качества: доброту, честность, отзывчивость и готовность помогать близким и друзьям.

Задачи: - познакомить учащихся с понятием настоящая дружба.

- показать отличия настоящей дружбы от ложной дружбы.

- показать необходимость оказания помощи друзьям и близким.

Ход занятия

  1. Предъявление высказывания

Как много прелести утратило наше счастье, если бы некто не радовался ему вместе снами! Как трудно было бы перенести наши несчастья без друга, который испытывает их еще сильнее нас!

Цицерон



Определение темы классного часа учащимися.

Постановка целей и прогнозирование хода занятия.

Высказывания учащихся относительно понятия «дружба»

  1. Слово учителя.

Дружба - это преданность человека человеку. В дружбе человеческой вечно горит огонек, который можно назвать духовной готовностью прийти на помощь другому человеку. Если ты сумел открыть для себя эти духовные начала дружбы, ты знаешь подлинность счастливой жизни.

Дружба – это общность интересов, убеждений, устремлений, взаимная симпатия, готовность оказать помощь другу, разделить с ним неудачу, поступится ради него собственным благополучием или временем.

Русский педагог В. А. Сухомлинский писал: «Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир – радость, горе, беду, несчастье. Думай и чувствуй, как твои поступки могут отразится на душевном состоянии другого человека. Не причиняй своими поступками, своим поведением боли, оскорбления, беспокойства, тяжелых переживаний, другим людям, умей поддержать, помочь, подбодрить человека.

3. Обсуждение проблемной ситуации.

Если друг оказался вдруг

И не друг, и не враг, а так;

Если сразу не разберешь,

Плох он или хорош…

В. Высоцкий.

Было в классе четверо мальчишек, и сидели в классе они рядом, и на день рождения друг к другу ходили, и на поляну, где футбольный мяч гоняли. За одну команду, естественно. Дежурили по школе только в один день. Так бы, наверное, до конца школы и говорили о них: «водой не разольёшь», если бы не один случай.

Ранней весной эти четверо мальчиков плыли вниз по реке. Неожиданно загремел гром, налетел ветер и хлынул дождь. Ребята испугались грозы, быстро подогнали лодку к берегу и убежали в город. Только один не покинул лодку. Это был Иван. Он налёг на вёсла и поплыл вверх по реке. Дождь хлестал по лицу, ладони вспухли, сильно болели руки, и тёмные круги плыли перед глазами. Мальчику казалось, что он уже никогда не доберется до пристани. Он напрягал все силы…

Добравшись, наконец, до цели, он поставил лодку на место и крепко привязал её веревкой.

Лодочник удивленно посмотрел на мальчика и спросил:

- Ты откуда, парень, взялся?

- Сегодня мы брали у вас лодку…

- Я обещал вернуть…

Пятнадцатилетний мальчик, плывший в грозу по реке, чтобы пригнать лодку к берегу и сдержать своё слово, безусловно, проявил характер и силу воли. Конечно, ему было также страшно, как и тем, другим, сбежавшим мальчикам; и также хотелось выпрыгнуть из лодки и побежать домой, но он уже знал, что в жизни не всегда приходится делать то, что хочется. А в этот день узнал ещё одно: друзья бывают и мнимые.

Вопросы для беседы:

  1. Что такое нравственность?

  2. Её нужно проявлять лишь по отношению к друзьям или ко всем людям?

  3. Какая мысль заключена в строках из стихотворения В.Высоцкого?

  4. Как можно было бы озаглавить повествование о четырех ребятах?

  5. Какие качества характера проявил Ваня, чтобы сдержать данное слово?



4. Имеет ли дружба обязанности?

Исполнять обязанности дружбы несколько труднее, чем восхищаться ею. (Г.Лессинг)

Каждый человек несет ответственность за что либо. Есть ответственность за труд, за поведение, за любовь и ненависть, за слово, которое ты произносишь, за друга…

Характерно, что истинная дружба строго избирательна, что истинных друзей обычно у человека мало.

Иметь друга – великое благо. А жизнь устроена так, что её блага не сваливаются на нас с неба, ради них нужно трудиться. И ради дружбы необходимо трудиться душой.

Есть мудрое старое правило: хочешь иметь друга – будь им! Иначе: потрудись душой для рядом находящегося человека!

Восприми его радости и горести как свои и подумай о том, как сделать его жизнь счастливее.

Не пожалей ни времени, ни своих сил, ни своих чувств. (Е. Лосото)

Вопросы:

  1. За что несёт ответственность человек?

  2. Какие требования к дружбе предъявляет автор текста?

  3. Как вы понимаете выражение «трудись душой»? Вспомните известные стихи Н.Заболоцкого:

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день, и ночь, и день и ночь!

  1. Приведите примеры из своей жизни, когда вы пожертвовали чем, то ради своего друга.

  1. Ответы учащихся на вопрос: «Какие пословицы и поговорки о дружбе вы знаете?»

Обсуждение скрытого смысла пословиц учащихся. (при необходимости пословиц предъявленных учителем)

  1. Старый друг лучше новых двух.

  2. Был бы друг, будет и досуг.

  3. Был бы дружок, найдется и часок.

  4. Друзья прямые – братья родные.

  5. Верный друг лучше сотни слуг.



  1. Рефлексия.

Использование приема ТРКМ «Кластер»



Всем спасибо. До свидания.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!