СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час о Конституции

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Классный час о Конституции»

Классный час, посвящённый 20-летию Конституции РФ во 2 «Б» классе

Классный руководитель: Резанова Л.Б.

Цель: познакомить с понятиями «государство», «гражданин», «законы страны», «государственные символы: флаг, герб, гимн», «прав и обязанности гражданина»; способствовать формированию чувства гордости за достижения своей страны; учить бережному отношению к историческому наследию и традициям народов России.
Развивать речь, память; воспитывать гражданственность, патриотизм.
Оборудование: карта России, портрет президента России, Конституция РФ, аудиозаписи песен и гимна, герб, флаг, национальные символы России.
Ход классного часа
Вступительное слово.
- В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – улица, деревня, город, дом, где он родился и вырос. Это его маленькая Родина, а из множеств таких маленьких родных уголков состоит наша большая общая великая Родина. Каждый человек любит свою Родину. А любить свою Родину – значит жить с ней одной жизнью. Так писал Юрий Яковлев.
- Мы с вами оформили стенд с фотографиями, на которых изображена маленькая Родина.
- С чего начинается Родина?
(Прослушивание песни на слова М. Матусовского «С чего начинается Родина?»)
- Наш классный час посвящен нашей стране – России. Как полностью называется наша страна (Российская Федерация).

Широка страна моя родная.
Много в ней лесов, полей и рек
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек.

От Москвы до самых до окраин,
С южных гор до северных морей
Человек проходит как хозяин
Необъятной Родины своей.

- Эти замечательные строки о нашей стране написал поэт М. Исаковский.
- Давайте повторим, как называется страна, в которой мы с вами живем? (Дети отвечают)
- Сейчас я прошу вас, в том числе и себя, ответить на вопрос: “Что вы можете сказать о стране, в которой мы с вами живем?” ( Начинает учитель, по кругу продолжают дети)
- Вот в такой замечательной стране мы живем. Но каждое государство живет по своим законам. И наше государство, тоже живет по своим законам. (На доске написано слово «закон» и дается его значение).
- Что такое закон? (Ученик читает запись на доске).
- Все законы записаны в этой книге (показывает ее), которая называется Конституцией Российской Федерации.
- В этой конституции записаны наши с вами права.

- Какие свои права вы знаете?

Дети подходят к столу, выбирают и прикрепляют к доске:
Право на образование;
Право на медицинское обслуживание;
Право на труд;
Право на отдых.
- Я думаю, что вы даже не подозревали, ребята, что у вас есть такие права.



-Посмотрите на физическую карту нашей страны. Есть реки: большие и маленькие. Какие реки изображены на карте?
(Обь, Енисей, Волга, Амур, Лена, Дон)
- А какие реки протекают в нашем городе?
( Обь, Иня, Каменка, Камышенка, Ельцовка).
- В России очень много лесов, а в Якутии огромную площадь занимает тайга. Поэтому на карте много зеленого цвета. А теперь посмотрите на политическую карту нашей страны. Назовите главный город России.
- Москва входит в число крупнейших городов мира. Это культурный и промышленный город. Здесь находится правительство нашей страны. Кто возглавляет нашу страну? ( Президент – Путин Владимир Владимирович).
- Посмотрите на карту нашей страны, сколько на ней много различных городов: больших и маленьких, различных поселков.
- Какие вы знаете города?
- А в  каком городе мы с вами живем?
- Чем занимаются жители нашего города, назовите, какие предприятия есть в нашем городе, где и кем работают ваши родители, близкие?
- Город Новосибирск - это только маленькая часть большой страны, а мы жители нашей огромной России. Для того, чтобы люди в стране могли работать, учиться, отдыхать, существуют законы. Законы – это правила, которые устанавливает государство. Эти правила должны выполнять все граждане России.
- Когда наша страна отмечает день Конституции? ( 12 декабря)
- Последняя действующая Конституция нашего государства была принята 12 декабря 1993 года. В декабре 2013 года Конституции Российской Федерации исполняется 20 лет. В ней записаны основные права и обязанности граждан. Как говорилось ранее - главой нашего государства является президент. Давайте повторим кто сейчас возглавляет нашу страну? (Путин Владимир Владимирович)
- Вы еще младшие школьники, но вы уже граждане нашей страны, вы – будущее нашей Родины. Запомните: гражданин – это житель страны, который признает ее законы. Он должен уважать их.
- Каждая страна имеет свой государственный язык. Какой язык является в России государственным?
( Далее дети читают отрывок из стихотворения Константина Алтайского «Русский язык»)
Но, всех самоцветов стократ драгоценнее,
Во мгле лихолетий смогли мы сберечь
Созданье народного светлого гения-
Могучую, звучную, сочную речь
О русское слово! Ни лязгами цепи,
Ни визгами розги, ни свистом кнута
Твое не шелохнуто великолепие,
Твоя чистота и твоя простота.
Веками тебя шлифовали без устали
В изустном реченье и в строе строки
Поэты с неведомыми златоустами,
Купцы, академики, мужики.
Прошел ты сквозь мрак исторической полночи
К сиянью кремлевских негаснущих звезд,
Правдив по – толстовски,
По – пушкински солнечен,
По – горьковски ясен, прозрачен и чист.
Ты волен и плавен, как Волга и Ладога,
Как наши равнины, широк и велик,
Живой, как родник,
Многоцветный, как радуга,
Звучащий, как музыка, русский язык.

- Как и все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы – флаг, герб, и гимн.
^ Символы России – наши главные слова,
Герб, Гимн и Флаг – вот ценность нашей жизни,
Президент, Конституция, Кремль и Москва,
Все это связано с нашей Отчизною!
(«Я - россиянин» Г. Горшков)
- Где можно в повседневной жизни увидеть изображение Геба и флага России?
Гимн – это торжественная песня, которая исполняется в особых случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага Российской Федерации, проведения воинских ритуалов, во время спортивных праздников, ежедневно утром по радио.
Когда звучит гимн, все встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране. Гимн прославляет могущество, свободу, славу, мудрость, обширные просторы, силу нашей Родины, выражает веру в лучшее будущее нашей страны. Написал слова гимна известный всем детям С. Михалков. Каждый человек должен знать слова гимна своей Родины.

- Как проявляется уважение к стране, когда люди слушают гимн? Люди встают, мужчины снимают головные уборы, не разговаривают, слушают или поют гимн.

- Прослушаем гимн РФ, как подобает гражданам России.


1-й куплет:
Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твое достоянье на все времена!
Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
2-й куплет:
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая Богом родная земля!
Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
3-й куплет
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!


Дата принятия: 07.03.2001

- Какие чувства вызвала в вас эта музыка? (Красота природы, любовь к Родине, мужество, желание защитить свою Родину).

- Совсем недавно умер автор гимна С. Михалков. Давайте почтим память о нём. Встаньте, помолчим минуту.
- Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенном на красном геральдическом щите; над орлом
- три исторические короны Петра Великого (над головами – две маленькие и над ними – одна большего размера); на груди орла – скипетр и держава; на груди орла на красном щите – всадник, поражающий копьем дракона.
Золотой двуглавый орел на красном поле сохраняет историческую преемственность в цветовой гамме гербов конца IV – IVII века.
Сегодняшний герб России – это новый герб, но его составные части глубоко традиционны; он и отражает разные этапы отечественной истории, и продолжает их в нынешней истории России.

-РОССИЙСКИЙ ФЛАГ.
БЕЛЫЙ ЦВЕТ- БЛАГОРОДСТВО, СОВЕРШЕНСТВО.
СИНИЙ ЦВЕТ – ЭТО НЕБО, ВЕРНОСТЬ .
КРАСНЫЙ ЦВЕТ ОЗНАЧАЕТ ОТВАГУ, МУЖЕСТВО И ГЕРОИЗМ.

- А сейчас я прочитаю стихотворение о нашем флаге, а вы мне будете подсказывать недостающие слова – цвета флага.
РОССИЙСКИЙ ФЛАГ
Снежинки так прекрасны и легки,
Как совершенны у ромашки лепестки,
Как на доске строка, написанная мелом,
Мы говорим сейчас о цвете… (белом)
Спокойны и чисты рек русских воды
Прозрачны и светлы как вечер зимний
И благородны и просторны неба своды
Художник их раскрасил в …(синий)
Россия много войн пережила
И наши деды умирали не напрасно
И верность Родине их к славе привела
Под Знаменем Победы ярко… (красном).
- Живу в России, россиянин – я!
Я это сознаю, горжусь я этим!
Россия – это Родина моя!
Она милее мне всех стран на свете!
В России небо голубее, зеленей трава,
Здесь солнышко теплее греет!
У человека Родина всегда одна.
Поэтому и дорожим мы ею!

Поведение итогов.

Задания: 1)раскрасить герб РФ по образцу. Команда, справившаяся первой, получает дополнительный балл, 2) Назвать, где используется герб. (Пограничные столбы, монеты, печати, на законодательных документах). Команда получает дополнительные баллы.

3)что вы узнали о нашем флаге? Что означают его цвета?

4)составить из полос цветной бумаги флаг РФ. Команда, справившаяся первой, получает дополнительный балл.