СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час о Конституции

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по проведению урока в основной школе (5 - 9-й классы)

Просмотр содержимого документа
«Классный час о Конституции»

Методические рекомендации по проведению урока в основной школе (5 - 9-й классы)


Задачи урока: расширить их представления о Конституции, символике России; содействовать воспитанию уважения к Конституции Российской Федерации, к законам и символам государства.

Оборудование урока: политическая или географическая карта современной России, изображение Государственных герба и флага России, запись гимна России.

Возможные приемы работы на уроке: беседа с классом, описание герба и флага РФ, работа с текстом Конституции, краткие сообщения школьников (например, о правах и обязанностях граждан России, об истории российского герба и др.). Предпочтение отдается активным формам работы школьников, предусматривается привлечение материала о символике Орловской области.

На уроке необходимо отметить, что символика российского государства складывалась постепенно, на протяжении столетий. Она вобрала в себя традиции национальной культуры, историю страны, ее достижения и победы. Символика отражает то, чем гордятся народы страны, государство и общество. При этом педагог учитывает, что уже известно об этом учащимся.

Рассмотрение государственных символов Российской Федерации можно начать с работы над текстом гимна России, используя технологию смыслового чтения. Ученики должны объяснить, почему люди встают при исполнении гимна страны.

Возможные вопросы для беседы с учащимися:

Как называется государственный праздник нашей страны, который отмечается 12 декабря? Что такое Конституция? Расскажите об известных вам правах и обязанностях граждан России.

Что такое законы? Какова история их появления? Что известно о появлении законов в российском государстве? Какие из них вам известны?

Что такое символ? Какие символы нашего государства вам известны? Когда появились на российском гербе изображения двуглавого орла, трех императорских корон над ним, скипетра и державы в лапах орла?

Опишите современный герб России: из каких частей он состоит, что они символизируют? Как выглядят гербы вашего города, области, республики? Как они связаны с гербом России?

Опишите российский Государственный флаг. Объясните значение его цветов.

В ходе беседы о гербе России целесообразно обратить внимание на современное толкование изображенных на нем символов. Двуглавый орел - символ единения народов России. Короны над его головами могут рассматриваться как символ союза трех ветвей власти - законодательной, исполнительной, судебной. Скипетр и держава подразумевают сильную власть и защиту государства, его единство. А всадник, поражающий копьем змея, - эмблема не только столицы страны, но и древний символ победы добра над злом, готовности всего народа отстаивать и защищать свою свободу и независимость от врага. (См.: Герб и Флаг России. X - XX вв. М.: Юрид. лит., 1997. 511 с.)

Важный компонент урока - обсуждение вопроса о важнейших конституционных положениях, определяющих права и обязанности граждан России. Первейшая обязанность государства - признание, соблюдение и защита этих прав. Уместно подчеркнуть, что права российских граждан, записанные в Конституции, учитывают общепризнанные правила и международные нормы, в первую очередь Всеобщую декларацию прав человека, принятую большинством стран мира еще в 1948 году.

Работа на уроке помогает учащимся прийти к заключению о том, что символы государства - это и история страны и ее сегодняшний день. Они выражают особенности исторического пути страны, ее отличительные черты в ряду других стран. Ко всем существовавшим и существующим ныне символам государства надо относиться с уважением.